Пособие по рисованию фигура человек

Пособие по рисованию фигура человек

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека». Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Техники и инструменты

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Читайте также:  Основы рисования масляной пастелью для начинающих

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы — лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет — это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в этой статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет — вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук — такой, который легко поместится в сумку или карман, — на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже — во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Далее обратите внимание на динамику или статику фигуры. Она симметрична, неподвижна? Или в позе угадывается движение, дисбаланс? Обратите внимание на углы и наклоны, которые есть в фигуре.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Источник

Пособие по рисованию фигура человек

Уроки и туториалы запись закреплена

КНИГИ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

1 . Готтфрид Баммес — Образ человека

Интерес к изучению фигуры человека возник еще с античных времен. Данное всемирно признанное учебное пособие по изучению анатомии от художника Готтфрида Баммеса легко сочетает в себе научные сведения с практической работой, тесно связанные с рисованием и моделированием фигуры человека. Пособие содержит в себе материал, подготовленный систематически и пошагово, для изучения и практического применения при рисовании фигуры человека. Подробно описываются изменения в истории пластической анатомии, а также ее влияние на понимание и представление фигуры в пространстве.
Основное внимание в учебном пособии уделяется пропорциям фигуры человека, статическому и динамическому положению и движению тела, взаимосвязи форм, выразительности тела, а также пластике частей тела человека и упрощению их форм.
Автор открывает читателям путь к изучению и освоению пластической анатомии на практике.

2. Барбер Баррингтон — Анатомия для художников

Простой и удобный в использовании справочник по анатомии человеческого тела является незаменимым пособием для художников, которые хотят реалистично изображать фигуру человека. Авторский текст писателя и художника Баррингтона Барбера сопровожден многочисленными полезными диаграммами, на которых показаны детали строения скелета и костей, мускулатурных слоев и особенности рельефа всех частей тела. Раздел о теле в движении проиллюстрирован примерами работ великих мастеров — Микеланджело, Энгра и Рубенса.

3. Барчаи Енё — Анатомия для художников

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений.
Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности.
Книга — хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства — человеческим телом.

4. Бёрн Хогарт — Динамическая анатомия для художников

В учебном пособии на основе своего собственного опыта и анализа набросков и зарисовок выдающихся художников прошлого и современности автор раскрывает роль быстрых рисунков (набросков и зарисовок) в эстетическом познании действительности, обосновывает наиболее характерные и типичные методы их выполнения, вскрывает психологические механизмы быстрого рисования.
Особое внимание в книге уделяется методике выполнения набросков и зарисовок различных объектов и явлений действительности: предметов быта, овощей, фруктов, пейзажа, животных, фигуры человека и др. Рассматривается роль набросков и зарисовок в педагогическом рисовании, показываются приемы проведения занятий по наброску с натуры в общеобразовательной школе.
В книге рассматриваются вопросы художественной, а не медицинской анатомии человеческой фигуры. В ней предлагается проанализировать анатомическую форму и строение, чтобы понять фигуру в ракурсе, в пространственной глубине, правильно обучить рисунку.

Рекомендуется студентам педагогических вузов; может быть использован преподавателями педагогических вузов и колледжей, руководителями изостудий и художественных кружков, самодеятельными художниками.

5. Матиас-Мария Дюваль — Анатомия для художников

Эта книга будет интересна профессиональным художникам и студентам художественных училищ. «Анатомия для художников» дает научное понимание движения, форм и положений тела.
Только скелет позволяет установить законы, управляющие движением частей тела. К сведениям о скелете прибавляются сведения о мускулах, двигающих кости. Изучив всю информацию детально, художник будет иметь возможность анализировать игру анатомических образований. Метод преподавания анатомии, изложенный в книге, основан на синтезе, в то время как другие школы преподают анатомию, основываясь на анализе информации.
Чтение анатомических подробностей на первых порах любому человеку покажется скучным. Поэтому автор предлагает читателю оживить обучение анатомии с помощью специальных приемов. Каких? Об этом подробно написано в книге.
В книге много черно-белых иллюстраций: схем и рисунков.

6. Кузнецов А.Ю. — Атлас анатомии человека для художников

В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения её внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета. В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях. Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и подробно изложены полные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях. Материал подается в доступной форме, нагляден, лаконичен. Книга адресована студентам средне-специальных и высших учебных заведений: дизайнерам, графикам, живописцам, прикладникам, модельерам, архитекторам и всем, кто просто любит рисовать.

7. Механик Н.С. — Основы пластической анатомии

Прошло уже около 50 лет с появления последнего оригинального отечественного руководства по пластической анатомии для высших художественных учебных заведений. Мы имеем в виду хорошо известный работникам изобразительных искусств учебник М.Г.Тихонова. За истекший период многое изменилось. Наука обогатилась новыми фактами, ряд старых положений получил другое освещение.
Имеющиеся старые руководства по пластической анатомии уже не стоят на современном научном уровне, а также не отвечают полностью задачам подготовки художника. Основной недостаток этих руководств заключается в том, что они дают учащимся образцы анатомического построения формы лишь в статическом ее состоянии и не объясняют возможных изменений тела при различных движениях. Это приучает учащихся к бессознательному запоминанию схем построения пластических форм, против чего так восставали лучшие отечественные педагоги рисунка.
Современное руководство по пластической анатомии должно дать исчерпывающий ответ на все вопросы учащихся, связанные со всесторонним изучением формы тела. Все, что видно на живой модели в самые различные моменты движения, должно быть ясно понято учащимися.
Преподаватели рисунка, живописи и скульптуры должны найти в таком руководстве достаточно полный по объему и научный по содержанию материал, пользуясь которым, они сумеют помочь учащимся глубоко изучить пластическую форму тела человека.

8. Хейл Р.Б. — Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии

Это увлекательное пособие по рисунку, основанное на изучении шедевров старых мастеров, поможет вам развить свои творческие способности, одолеть технические трудности и освоить необходимые навыки для самостоятельной творческой работы. Книга написана всемирно известным автором и рассчитана на широкий круг читателей.
Об авторе: Роберт Беверли Хейл (1901-1985) — один из выдающихся американских специалистов в области пластической анатомии. Преподавал курс живописи в Куперовском обществе Нью-Йорка, был куратором отдела американской живописи и скульптуры в музее «Метрополитен», читал курс лекций по рисунку в университете Колумбии, а также в Академии изобразительных искусств в Пенсильвании. Его незабываемые лекции посещали как любители, так и профессиональные рисовальщики.
Из Предисловия автора: «Я считаю, что если вы хотите научиться рисовать человеческую фигуру, то следует пойти в ученики к самому лучшему рисовальщику, человеку, который достиг в своём искусстве совершенства. Однако трудность заключается в том, что мастеров, обладающих превосходными качествами в данной области, в наше время не существует. Однако мы можем изучать оригиналы и репродукции с рисунков большинства старых мастеров. Наброски и рисунки великих мастеров, представленные здесь, сопровождают мои объяснения по тексту, поэтому они не организованы ни по стилям, ни хронологически, главная их функция — иллюстрировать книгу. Иллюстрации подобраны таким образом, чтобы показать максимальное количество частей тела в разнообразных ракурсах.»
Оригинал издания на английском языке: Robert Beverly Hale — Drawing Lessons From the Great Masters

9. Чиварди Джованни. — Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании

Еще со времен Микеланджело художники придавали огромное значение изучению тонкостей анатомии человеческого тела. Настоящий художник должен хорошо знать костно-мышечную структуру тела, строение и расположение всех его мускулов, четко понимать механизм их слаженного взаимодействия.
Освоив с помощью этого пособия мельчайшие нюансы анатомии, вы сможете не только точно воспроизводить человеческое тело под разными углами и в различных позах, в статическом и в динамическом положениях, но и научитесь передавать художественными средствами весь спектр человеческих эмоций — от радости и смеха до презрения и отвращения. Внесение в изображение легкого оттенка чувственности сделает рисунок еще выразительнее и живее для зрителя.
Профессор Джованни Чиварди является одним из ведущих современных специалистов в преподавании курса рисунка. Уже более 30 лет его книги пользуются устойчивой популярностью среди начинающих и профессиональных художников. Пример тому — это пособие, выдержавшее уже восемь переизданий на пяти языках и наконец-то увидевшее свет на русском.

Источник

Оцените статью