Методические рекомендации к выполнению натюрморта в технике акварельной живописи
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Последовательность работы над натюрмортом в технике акварели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Последовательность работы над натюрмортом в технике акварели | 591.73 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВЫПОЛНЕНИЮ НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.
Тема: «Последовательность работы над натюрмортом в технике акварели»
— изучить теоретические основы живописи акварелью, принципы конструктивного построения и закономерности формирования живописного изображения;
— развить практические умения работы акварельными красками;
-сформировать навыки уверенного реалистического отображения окружающей действительности живописными средствами.
-осуществление развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса средствами искусства;
— использование разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровеня подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
— владение основами общетеоретических и художественно-практических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач
Работа над натюрмортом разделяется на несколько этапов:
I этап. Грамотно определить размещение натюрморта на листе бумаги (композиция) .
Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, стараясь понять, как распределяются свет и тень на всех предметах, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта. Отмечают также, какие предметы составляют передний план, какие отходят в глубину, какой предмет является самым темным, какой самым светлым.
II этап. Выполнение рисунка постановки на основном листе.
В акварельной живописи рисунок не передает детально свет и тень предметов, а играет вспомогательную роль — указывает границы формы, которая в результате работы цветом кажется объемной и материальной. Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги, которая имеет очень большое значение для акварельной живописи. В рисунке выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов.
III этап. Рисование натюрморта.
Предварительно необходимо смочить бумагу водой, чтобы она не была жирной. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. При необходимости цвета уточняют. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, потом переходят к более темным, затем к самым темным, в нужных местах делая плавный переход от светлого цвета к более темному соответствующим приемом письма. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Таким образом отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части — блик.
IVэтап. Детальная проработка объёмных форм.
Крупными мазками довольно густым раствором краски уточняют цвет света, тени, полутени, рефлекса. Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. Для передачи объема одного предмета посредством постепенного перехода цвета от светлого к темному можно использовать прием письма «по сырому». Для передачи объемности предмета нужно сравнивать светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделяют четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени.
Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от зрителя. Если все же предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперед, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.
Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от трактовки фона, на котором находятся предметы. Поэтому к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Особую сложность представляет фон светлого цвета с большой насыщенностью, который может сильно выступать вперед. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта, выделять положение предметов на первом плане.
Передавая детально цветовые и тоновые отношения натуры, достигают тем самым передачи материала. Для этого нужно разнообразить технику наложения мазков, т. е. класть их то крупнее, то мельче, меняя при этом направление мазков в зависимости от формы и материала предмета.
Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно — при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.
Выполнять живописную работу акварелью можно разными методами. Например, сначала можно прописать весь этюд цветом, не полностью насыщенным, а затем довести насыщенность всех цветов до соответствия натуре. При выполнении этюда цвет можно взять сразу полностью насыщенным, с тем чтобы в дальнейшем оставить его нетронутым. В этом случае этюд пишут по частям, цвета подбирают осторожно, обдуманно и кладут «начисто». Этот метод работы требует значительного опыта и умения.
В одной работе можно использовать разные способы акварельной техники живописи: «по сырому», «по сухому», «алла прима», лессировку. Для изображения предметов, расположенных на переднем плане, чаще используют технику «по сухому», а предметы, находящиеся на дальнем плане, пишут техникой «по сырому».
Работая над различными натюрмортами, в которых сопоставляются разные по материалу и фактуре предметы — твердые, мягкие, матовые, блестящие, прозрачные, плотные, легкие, тяжелые и т. д., познают их красоту и приобретают необходимый опыт в их изображении, изучают разные способы акварельной техники живописи, вырабатывают навыки выполнения сложных живописных работ, таких как изображение головы человека, фигуры человека, обнаженной и в одежде.
Источник
Последовательность выполнения натюрморта в технике «Акварель»
Методическая разработка последовательности выполнения
рисунок натюрморта в технике «акварель»
Автор: Плакида Е.А., преподаватель МБУ ДО Школа искусств №1 г. Жигулевск, 2019 г.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.
Акварельная живопись обладает большими возможностями в развитии творческих способностей, позволяет решать много разных художественных задач. В то же время, акварель это достаточно сложный в освоении материал и очень требовательный к исполнителю. Он не прощает ошибок и именно поэтому обучения акварельной живописи следует проводить по определенной методике. Под словом методика прежде всего следует понимать совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.
Рассмотрим последовательность выполнения натюрморта в технике «акварель». Формат листа А2.
Рисование натюрморта акварелью можно условно разделить на несколько этапов: выполнение эскизов натюрморта в тоне и в цвете, компоновка предметов на основном листе, детальное построение предметов, закладка больших тоновых и цветовых отношений, работа в цвете с полутонами и тенями, обобщение.
Первый этап – подготовительные работы. Прежде чем приступить к построению натюрморта на основном листе следует выполнить эскизы – в тоне и в цвете. Формат эскизов небольшой – приблизительно 10х15 см. Основная задача, которая решается в таких эскизах – разобраться в тональности натюрморта, определить его колорит. Эскиз в тоне можно выполнить как простым карандашом, так и черной акварелью. Здесь важно не углубляться в детали, решать задачу обобщенно, с учетом общих света и тени. (см. Приложение, рис. 1). Для эскиза в цвете лучше взять бумагу такого же качества, как и основной лист. Решаем эскиз цельно, определяя основные цветовые отношения, с учетом тональности и теплохолодности натюрморта (см. Приложение, рис. 2).
На этапе компоновки предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму. Далее выявляют общую форму, пропорции предметов, намечают основные границы света и тени объемной формы, отмечают участки бликов. Выполнять рисунок можно карандашом или углем, чтобы его легко можно было ослабить, не повреждая поверхность бумаги, которая имеет очень большое значение для акварельной живописи. Если постановка состоит из сложных предметов, требующих тщательного и длительного построения, то после этого необходимо перевести основной рисунок на новый акварельный лист, чтобы сохранить структуру бумаги. Хорошим рисунком закладывается своеобразный фундамент для всей постановки (см. Приложение, рис. 3).
Важный этап — закладка больших тоновых и цветовых отношений. См. Приложение, рис. 4-5). Работу в акварели будем вести «от светлого к темному», а это значит, что для начала следует заложить цвет и тон света. У каждого предмета и драпировки он будет отличаться — поэтому важно их постоянно сравнивать по тону, цвету и теплохолодности. Краску желательно брать в «полную силу», учитывая будущее высветление высохшего красочного слоя. Рефлексы от окружения закладываются сразу. Желательно на данном этапе использовать технику работы акварелью «по-сырому» или «ала прима». Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет. Дальний план, драпировки пишутся смело, обобщенно, большой кистью. Для переднего же плана подойдет более детальная проработка формы предметов и складок. Живопись акварелью предполагает активное использование палитры, для смешивания красок. Не рекомендуется смешивать более трех цветов, во избежание получение грязных оттенков. Не всегда стоит держать планшет строго в вертикальном положении – его можно положить горизонтально или наклонять в необходимую сторону, чтобы не было ненужных подтеков. Если не набран достаточный тон в цвете, то обязательно нужно дождаться полного высыхания данного участка этюда и только потом накладывать следующий, лессировочный слой.
Далее переходим к этапу работы с полутенями и тенями, как падающими так и собственными. Локальный цвет каждого предмета будет прослеживаться именно в полутенях. На данном этапе ведется работа лессировками. В нужных местах цвет усиливается повторным наложением. Закладываются тени. Сравнивая светлоту и насыщенность цвета на свету и в тени каждого предмета, достигаем передачи объемности этого предмета.
Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Чем дальше от зрителя находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени. Выделяя планы натюрморта, надо все время сравнивать между собой цвета предметов, расположенных на разном расстоянии от рисующего. Если предметы, расположенные дальше, слишком выступают вперед, необходимо уменьшить насыщенность их цветов, смягчить контуры их формы или усилить цвет предметов переднего плана.
Впечатление глубины пространства в натюрморте зависит и от решения фона, на котором находятся предметы. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Допустимо сделать цвет фона менее насыщенным или ослабить его по тону, если того требует ваша трактовка.
Не забываем соблюдать единство освещения на всех элементах постановки – теплое или холодное. Свет из окна является холодным, а свет от искусственного освещения теплым. Следует помнить, что блики принадлежат определенному цветному предмету, поэтому они не должны остаться чисто белыми и одинаковыми.
На этапе обобщения приводят всю работу к цельности, работая «от частного к общему» (см. Приложение, рис. 8). Здесь следует использовать и лессировки, и технику «а ла прима», и если потребуется размывку, для смягчения касаний фона с предметами, и предметов с предметами. Заканчивают натюрморт обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
На переднем плане необходимо усилить тоновые и цветовые контрасты, если они были потеряны в процессе работы над натюрмортом. На данном этапе желательно часто отходить от работы и смотреть ее издалека, прищурив глаза, чтобы видеть смазано, обобщенно. Это позволяет безошибочно определить главное и второстепенное.
Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно — при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно — при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Это поможет найти и передать в живописи связь между предметами по цветовому тону, светлоте, насыщенности цвета, их пространственному размещению.
Этапы выполнения рисунка натюрморта в технике «акварель»
Рис. 1. Выполнение эскиза в тоне. Акварель
Рис. 2. Выполнение эскиза в цвете.
Рис.3. Компоновка предметов в листе.
Рис. 4. Закладка общих цветовых и тоновых отношений.
Рис. 5. Закладка общих цветовых и тоновых отношений.
Рис. 5. Работа с тенями и полутенями, решение пространства.
Рис. 6. Работа с тенями и полутенями, решение пространства.
Рис. 7. Обобщение, детализация переднего плана. Работа с касаниями.
Источник