Мастер-класс для воспитателей «Методика преподавания последовательности отработки техник рисования»
Алина Петрович
Мастер-класс для воспитателей «Методика преподавания последовательности отработки техник рисования»
Методика преподавания последовательности
отработки техник рисования.
Цель: распространить опыт и методику по технике рисования
Задачи: научить, напомнить, заострить внимание на отдельных моментах обучения рисованию.
Материалы и инструменты: бумага А4, простые карандаши, цветные, кисти краски, стаканы с водой.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Наблюдения показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к самому рисованию.
Для эффективного усвоения технических навыков и умений необходимо последовательное овладение детьми техники рисования, с учетом возрастных особенностей в каждой группе детского сада.
Техника подразумевает – двигательную основу, когда они только начинают овладевать движениями рук, умениями работать с художественными материалами и инструментами.
Начнем с простейшего – техники рисования карандашом. Обсуждаем и пробуем на практике. Перед вами листы бумаги и карандаши. Итак, теория и практика.
Правила рисования карандашами.
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, сильно не сжимать, отступая от отточенного конца примерно 2см.
2. При рисовании линии сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а при рисовании слева направо, рука – внизу линии. Так чтобы видеть линию, которую рисуешь.
3. Линия рисуется сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе получается неровной. Одну линию проводить несколько раз не нужно.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы продумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно и в одном направлении – горизонтальном, вертикальном, под углом (большие плоскости небо, песок, поля – карандаш лежа).
7. При закрашивании рисунка не выходить за контур нарисованного предмета.
8. Закрашивать без просветов.
9.Регулировать нажим на карандаш: сильный нажим – ярче линия, слабее – линия светлее.
Правила рисования кистью.
1. Кисть нужно держать тремя пальцами, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании линий кисть нужно вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге (лежа).
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть следует держать вертикально (солдатиком) и рисовать самим кончиком кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью мазки нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону сверху вниз или слева направо (а не туда и обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при закрашивании красками нужно проводить только один раз.
7. Вести цветовую линию кистью нужно сразу не останавливаясь.
8. Не оставлять кисть в стакане с водой надолго, сушить кисть только ворсом вверх или лежа на специальной подставке, салфетке.
Для рисования гуашью правило – двух капель.
Для рисования акварелью – правило одной капли.
Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют, по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому нужно детей научить различать эти предметы (пример: карандаш – он, мальчик, твердый можно давить; кисточка – она девочка, нужно обращаться бережно, танцевать по бумаге).
Анализ работы показывает, что часто отдается предпочтение то одному материалу, то другому. В этом случае, технике рисования одним инструментом уделяется больше внимания, а другим – меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их особенностей. Так если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например, при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда-обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее. И в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы карандашом и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительность рисунков.
В младших группах детского сада рекомендуют давать сначала по одному цвету гуаши.
Я рекомендую такой алгоритм действия: купаем, танцуем, рисуем.
То есть, кисточку купаем в воде, танцуем в краске, не пачкая юбочку, рисуем на бумаге. Такой алгоритм позволит ребенку не забывать мыть кисточку, перед тем как макнуть в краску. Затем даются уже 2-3 цвета. Навык мытья кисточки закрепляется.
Передача простейшего строения предметов требует разнообразных поворотов рисующей руки. А эти умения отрабатываются со второй младшей группы.
К старшей группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропорциям).
Иногда полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью. Заставить детей повторить рисование в воздухе, а затем на бумаге, где это движение будет уже более уверенным.
Если дети овладеют техническими навыками и умениями рисования, начнет более ярко проявляться индивидуальная манера изображения. То чего мы хотим и добиваемся.
Ум ребенка — на кончиках пальцев.
Раздать педагогам памятки (Приложение №1)
Правила рисования карандашами.
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, сильно не сжимать, отступая от отточенного конца примерно 2см.
2. При рисовании линии сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а при рисовании слева направо, рука – внизу линии. Так чтобы видеть линию, которую рисуешь.
3. Линия рисуется сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе получается неровной. Одну линию проводить несколько раз не нужно.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы продумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно и в одном направлении – горизонтальном, вертикальном, под углом (большие плоскости небо, песок, поля – карандаш лежа).
7. При закрашивании рисунка не выходить за контур нарисованного предмета.
8. Закрашивать без просветов.
9.Регулировать нажим на карандаш: сильный нажим – ярче линия, слабее – линия светлее.
Правила рисования кистью.
1. Кисть нужно держать тремя пальцами, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании линий кисть нужно вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге (лежа).
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть следует держать вертикально (солдатиком) и рисовать самим кончиком кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью мазки нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону сверху вниз или слева направо (а не туда и обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при закрашивании красками нужно проводить только один раз.
7. Вести цветовую линию кистью нужно сразу не останавливаясь.
8. Не оставлять кисть в стакане с водой надолго, сушить кисть только ворсом вверх или лежа на специальной подставке, салфетке.
Для рисования гуашью правило – двух капель.
Для рисования акварелью – правило одной капли.
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» Цель: расширить.
Конспект мастер-класса по использованию нетрадиционных техник рисования для дошкольников «Сказки матушки Зимы» Автор Конышева Н. Э., воспитатель МБДОУ «Детский сад №44 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар Тема: «Сказки матушки Зимы». Цель: повысить.
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей» Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. Задачи: — донести.
Мастер-класс для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Мастер – класс для педагогов. Составила: Погадаева Елена Сергеевна. МБДОУ № 316. Мастер — класс по нетрадиционному рисованию — рисование.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства.
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования мятой бумагой и рисования по мокрому «Ваза с сиренью» Мастер – класс для воспитателей «Нетрадиционная техника рисования» «Ваза с сиренью» Вид деятельности: Нетрадиционная техника рисования:.
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Зимний лес» Тема: «Зимний лес». Цель: расширить знания воспитателей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса.
Мастер-класс для воспитателей по теме «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс по теме: «Нетрадиционные техники рисования» Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Нетрадиционные техники.
Мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования «Портрет пирата» с детьми старшего дошкольного возраста Дождусь золотого улова! Найду бриллиантовый клад! «Разбойник» — противное слово! Мне нравится слово «пират»! Красуются череп и кости На.
Мастер-класс с использованием нетрадиционных техник рисования для коллажа «Осенняя фантазия» в работе с детьми с ОВЗ Развитие творческих способностей детей с ОВЗ, довольно не простой, но очень интересный процесс. Необходимо подобрать те методы и приемы.
Источник
Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»
консультация по рисованию
Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkppr.docx | 73.19 КБ |
mk_ppr.odp | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию «Открываем в себе художника!»
Назначение: данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования при подготовке к профессиональным конкурсам или при прохождении аттестации
Цель: знакомство педагогов с организационными методическими приемами, которые используются с детьми, в технике правополушарного
рисования.
Задачи:
— Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности;
— Совместная отработка методических методов и приёмов, которые используются в работе с детьми;
— Развивать творческий потенциал воспитателей средствами использования технологии правополушарного рисования;
— Оказать помощь участникам мастер- класса в самореализации и в
самосовершенствования.
Предполагаемые результаты для участников мастер- класса:
— познакомятся с методом правополушарного рисования;
— примут участие в обсуждении полученных результатов;
— получат консультации;
— выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что такое правополушарное рисование?
Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и находить новые пути решения своих задач.
Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.
Левое полушарие отвечает за абстрактное и логическое мышление, стереотипы и правила. Оно является доминирующим и контролирует нас и наше поведение. У многих известных лингвистов и математиков левое полушарие также было ведущим. Левое полушарие отвечает за логику, разумный подход, критический взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и разумный подход. Человек с более развитым левым полушарием,чаще всего, ответственный, рациональный, логичный, принципиальный.
Правое полушарие — пространственно-образное, отвечает за творческие способности, чувства, эмоции и позволяет нестандартно мыслить.
Правое полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить нестандартно, атакой навык нужен не только людям творческих профессий (художникам, писателям, музыкантам и т.д.). Даже если вы всю жизнь работаете экономистом,развитие именно правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.
Если же говорить о детях, то у них мышление нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».
А как обстоят дела у нас, у взрослых людей? Прошу троих человек нарисовать дом. А пока наши воспитатели рисуют я предлагаю посмотреть на следующий слайд.
Я попрошу желающего назвать цвета, которыми написаны слова, происходит столкновение двух полушариев.
Светофор. Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.
Вывод: Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.
А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более удобнее, привычнее. Нам с вами более удобно прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
Вернемся к нашим участникам, которые рисовали дом. Итак, мы сравним рисунки наших художников.
Что же мы видим? Расскажите свои ощущения, действия при рисовании картинки. ( высказывание участников)
Вывод: Как только вы получили задание вы подумали об этом предмете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. То есть мы использовали те шаблоны, стереотипы, которые нам заложены уже с самого детства.
ЛЕВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ.
Таким образом, при левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.
При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.
В результате обычно получается стройный красивый объект.
Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.
Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных — знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.
Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.
Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.
Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американской преподавательнице Бетти Эдвардс. Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного видения. Основная проблема — сам переход в режим «особого видения». Человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.
Упражнение «Двойное вращение»
Я предлагаю вам занимательный зрительный тест, который позволит проверить, какое полушарие у вас более развито. Сегодня я вам предлагаю тест с двойным вращением.
Напомню, что направление вращения указывает на то, какое полушарие у человека более развито. Вращение по часовой стрелке означает, что у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.
Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На этой картинке это выглядит как настоящий танец.
Как правило люди, которые никогда не брали кисточку в руки во взрослом возрасте, сомневаются в своих способностях. Многие верят в самый известный миф — для рисования нужен особый талант с рождения.
«Я не смогу» или «У меня не получится» — распространенные ограничения, которые не дают человеку проявить себя и рисовать красивые картины. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»
Сейчас я предлагаю нашим участникам вкратце освоить технику правополушарного рисования. Для этого нам понадобятся следующее Оборудование
— набор гуаши;
— кисти щетина;
— бумага формата А4;
— тряпочки;
— баночки с водой.
Методы и приемы, которыми мы сегодня будем пользоваться
— объяснение сопровождаемое показом;
— выполнение действий с педагогами.
Рассматривания техники рисования-объяснение сопровождаемое показом.
1. Техника «Рисуй быстро»
Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику, не ограничивайте себя ни в чём. Смело и быстро наносите краску на основу: бумагу, картон, холст. Словом, на то, что есть. Если ребёнок выходит за границы листа, нестрашно, не нужно его ругать. Начинающие обычно много времени уделяют деталям. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы человек перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял,в чем красота живописи.
Ведущий: Пока наши художники рисуют фон. Я предлагаю еще одно упражнение, которое поможет работать вместе.
Упражнение «Зеркальное рисование». Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.
Продолжаем нашу работу! Во время работы можно использовать различные звуки «плям», «Бульк», высовывать язык, тем самым поднимая настроение не только себе, но настроение вашей будущей картине.
Далее мы берем кисточку по тоньше и приступаем к рисованию
— рисуем коричневой или черной краской ствол дерева, работаем снизу вверх
— затем переворачиваем рисунок и дорисовываем веточки потолще и по тоньше, немножко закручивая кисточку
— переворачиваем рисунок и делаем дереву светлую сторону с пмощью желтой гуаши или охры
— рисуем тень дерева, здесь как хотите разместите тень по вашему желанию
— осталось дорисовать листву с помощью кисти, обмакиваем ее в зеленую гуашь, далее добавляем желтый, синий
— можно добавить облака на небо, наносить с помощью пальчиков В данной технике можно рисовать не только кистью, но и можно применять метод «рисование пальчиками», что очень нравится детям. и наша картина готова!
2. Техника «Учись наблюдать»
3. Рисунок «вниз головой»детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше.
4. Рисунок на экране внутреннего взора «визуализация» Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами эффективно стимулирует правое полушарие, связанные с ним умственные способности.
Главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Не нужно говорить малышу, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Так же нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.
Вывод
Целью занятия правополушарного рисования в том, чтобы:
1. Проявить индивидуальность в любой жизненной ситуации.
2. Научиться полноценно выстраивать творческий процесс в любой сфере знаний.
3. Отключать анализ деятельности.
4. Избавиться от внутренних психологических преград.
5. Обрести внутреннюю гармонию.
6. Раскрыть на 100% свои творческие способности.
7. Стать более внимательным к родным, близким, и окружающему миру.
«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
Хорошо быть и правополушарным и левополушарным человеком, но гораздо лучше, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты. Этого и позволяет добиться методика правополушарного рисования. Она помогает стать более раскрепощенными и эмоциональными. Занятия оказывают прекрасный психотерапевтический эффект. Специалисты считают, что правополушарное рисование является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов. Эта методика помогает как взрослым, так и детям. Гармонизация работы правого и левого полушарий не только раскроет истинный потенциал ребенка, поможет ему в дальнейшем легче усваивать учебный материал в школе, но и сбережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.
Источник