Конспект НОД по рисованию «Знакомство с Полхов-Майданской росписью» для детей 5–6 лет
Людмила Иванова
Конспект НОД по рисованию «Знакомство с Полхов-Майданской росписью» для детей 5–6 лет
— познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;
— обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами.
— развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
— закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
— воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
— вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
— знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
— рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
— чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Проводится упражнение с детьми
«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)
К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)
Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются).
Воспитатель: Ребята,послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?
Дети: «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».
«Хорошая работа два века живет».
(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображениемфилимоновских, дымковских и городецких изделий).
Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?
Дети: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись).
Воспитатель: Молодцы ребята.
В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?
Дети: ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновскаяроспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской.
(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов –Майданских изделий).
Воспитатель начинает свой рассказ.
Воспитатель: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.
С тех пор прошло очень много лет.Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется».
«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
(воспитатель обращает внимание на изделия).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.
Воспитатель: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?
Дети: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
Воспитатель: Правильно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный.
(педагог обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривание образца).
Воспитатель: Какие элементы росписи изображены на бочонке.
Воспитатель: Правильно веточка с листиками и ягодками. Как расположены листики на веточке.
Дети: ответы (сверху и снизу).
Воспитатель: Какого цвета листик? Какой формы?
Дети: ответы (зеленого, овальной).
Воспитатель: А какой формы ягодки? Какого цвета?
Дети: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).
Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.
Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Теперь надо нарисовать колючки по всей веточке. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.
Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Раз, два – спит цветок.
Три — раскрыли лепесток.
Дружно к солнцу потянулись.
Воспитатель: Ребята, хотите стать мастерами Полхов – Майдана и порадовать людей – расписать бочонки?
Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, 3 – повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.
А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).
Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая народная музыка).
(в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).
Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои бочонки и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)
Воспитатель: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).
Воспитатель: Какие красивые бочонки у нас получились.
Воспитатель: А какие элементы использовали в росписи бочонка?
Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.
1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Дети: Полхов – Майданской.
Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?
Воспитатель: А в заключение мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома такой красивый бочонок и положить в него что-нибудь. Играть свистулькой, любоваться и играть красивой матрешкой. И тогда всегда в душе будет радость и хорошее настроение.
Открытое занятие по декоративному рисованию «Сестрички-матрёшки» Скорюпина Гульнара Шамильевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5» Открытое занятие.
Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.
Источник
Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»
Тихомирова Юлия
Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе МДОУ «Д/c Россияночка».
Тема: украшение полоски Полхов-Майданской росписью.
Цель: познакомить детей с росписью Полхов — Майдана.
— обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;
— закреплять умение рисовать гуашевыми красками.
— развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
— развивать у детей воображение, зрительную память;
— воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
— воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.
— знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
— рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
— чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.
Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
В: Ребята,послушайте пословицу: «Красна птица перьем, а человек уменьем». А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?
Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?
В: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)
В: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?
Д: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись) .
В: Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?
Д: ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись — розаны, купавки, бутоны, листья).
В: Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской.
(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий) .
Воспитатель начинает свой рассказ.
В: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.
С тех пор прошло очень много лет.Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит — удивляется».
«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
(воспитатель обращает внимание на изделия).
В: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.
В: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?
Д: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
В: Правильно — синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный
В: Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан, а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.
В: Как расположены листики на веточке?
Д: ответы (сверху и снизу).
В: Какого цвета листик? Какой формы?
Д: ответы (зеленого, овальной).
В: А какой формы ягодки? Какого цвета?
Д: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).
В: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.
Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.
Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Раз, два – спит цветок. Три — раскрыли лепесток.
Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.
В: Ребята, хотите стать мастерами.
— Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана. 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.
А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку).
Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).
В: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)
В: Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт).
В: Какие красивые бочонки у нас получились.
В: А какие элементы использовали в росписи полоски?
В: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.
1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.
В: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Д: Полхов – Майданской.
Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи?
В: В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан. Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.
«Шкатулка. Хохломская роспись». Конспект занятия по рисованию Тема «Шкатулка» (по мотивам Хохломской росписи) Задачи: — продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, разнообразием форм,.
Конспект интегрированного занятия «Роспись силуэтов дымковской (вятской) игрушки» Конспект интегрированного занятия по рисованию «Роспись силуэтов дымковской (вятской) игрушки». Конспект составила воспитатель: Василенко.
Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись» Конспект открытого занятия для старшей группы по рисованию. Тема: «Городецкая роспись» Цель: Продолжать знакомить детей с элементами рисования.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Роспись Семеновской матрешки» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и особенностях Загорской, Семеновской и Полхов.
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. 2. Закрепить.
Конспект занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись» Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть.
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Городецкая роспись» Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи. Материал: иллюстрации городецкой росписи. Демонстрационный.
Конспект занятия «Веселые игрушки из Дымково. Роспись глиняных игрушек» Продуктивная деятельность. Роспись дымковских игрушек. Программное содержание: Средняя группа: – продолжить детей знакомить с народными.
Конспект занятия старшей группы «Секреты полхов-майданских мастеров» КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению дошкольников старшей группы с декоративно — прикладным искусством на тему “Секреты Полхов – Майданских.
Конспект занятия «Роспись дымковских лошадок» Цель: учить детей украшать фигурки игрушек элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.
Источник