- Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка»
- Фотоотчет выставки детских работ «Права глазами ребенка»
- Поделки для конкурса права человека глазами ребенка
- Оставьте свой комментарий
- Рецензия учителя начальных классов на творческую работу учащихся 2 класса «Права человека — глазами ребёнка»
- Поделка изделие Фоторепортаж Аппликация Права человека глазами ребёнка Картон гофрированный
- СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ VII МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка»
Елена Дмитриева
Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка»
Фотоотчет выставки детских работ «Права глазами ребенка»
Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Рада всех Вас приветствовать!
В начале ноября месяца в нашем дошкольном учреждении «Росинка» была организованна выставка детских и совместных со взрослыми работ по теме «Права глазами ребенка».
Основная цель выствки – это развитие интереса и углубление знаний о правах ребенка у детей, их родителей и педагогов.
Родители вместе с детьми приложили много стараний, чтобы их работы получилась красочными, яркими, интересными и поучительными. За это им огромное спасибо!
На выставке представлены работы всех групп нашего дошкольного учреждения. Оформлением выставки занимались педагоги Дмитриева Елена Викторовна и Афанасова Наталья Александровна.
Часть работ была передана в районный методический центр для участия в районной выставке.
А теперь я предлагаю вам посмотреть и оценить нашу выставку «Права глазами ребенка»
Приятного Вам просмотра!
Вот такая выставка прошла в нашем дошкольном учреждении!
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ!
Беседа «Семья глазами ребенка» Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на то, что мы должны стать союзниками в вопросах воспитания детей. У нас с вами одна цель-помочь.
Фотоотчет о конкурсе «Права глазами детей» По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку.
Презентация «Ивановский край глазами ребенка» Каждый человек (ребенок, взрослый, пожилой человек) живет, растет и гордится своей малой Родиной. Наша малая Родина — город Иваново. Данная.
Краткосрочный проект «Мир насекомых глазами ребенка» Автор проекта: Вилкова Марина Владимировна. Продолжительность проекта – краткосрочный (недельный). Тип проекта — творческий, познавательно.
Методическая разработка «Природа глазами ребенка» Тема проекта «ПРИРОДА- ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников.
Проект «Мир насекомых глазами ребенка» Тема проекта «Мир насекомых глазами ребенка» Продолжительность проекта – краткосрочный (недельный). Тип проекта — творческий, познавательно.
Конспект НОД «Права ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад № «27» НОД по социальному.
Презентация «Права ребенка» Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок.
Фотоотчет «Театр глазами ребенка в средней группе» С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств.
Эссе «Безопасность глазами ребенка» Паутина – у многих это слово вызывает неприятные ощущения. Только представьте, идёте вы по частому осиннику в поисках опят, а паутина с.
Источник
Поделки для конкурса права человека глазами ребенка
Оставьте свой комментарий
Автор в друзьях: 4
У автора в друзьях: 8
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Рецензия учителя начальных классов на творческую работу учащихся 2 класса «Права человека — глазами ребёнка»
Надежда Егорова
Рецензия учителя начальных классов на творческую работу учащихся 2 класса «Права человека — глазами ребёнка»
Рецензия
учителя начальных классов
МОУ «Павловической средней общеобразовательной школы»
Талдомского Муниципального района Московской области
Егоровой Надежды Николаевны на творческую работу «Права человека – глазами ребёнка» в номинации «Право на семью» учащихся 2-го класса: Баранецкого Александра, Барановой Полины, Хайруловой Александры.
Работа Баранецкого Александра, Барановой Полины и Хайруловой Александры посвящена пропаганде Конвенции ООН о правах ребёнка, о распространении знаний о правах и свободах человека, о праве на рождение, на жизнь в полноценной семье с любящими родителями.
Учащиеся изложили видение права на семью в виде рисунков. Чувствуется, что работа была им интересна, потому, что дети изобразили в своих рисунках тепло, уважение, уют, взаимопонимание, любовь, доверие, заботу друг о друге, согласие в семье.
Тема работы, затронутая учащимися, очень актуальна, имеет практический характер. Позволяет использовать эти работы (рисунки) в дальнейшей работе с классным коллективом при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Содержание её соответствует избранной теме, рисунки выполнены аккуратно, старательно, красиво подобраны цвета и оттенки. Всё на рисунках ясно и понятно. В рисунках выражено отношение авторов к праву на семью, которое является частью Конвенции о правах ребёнка. Все работы выполнены учащимися самостоятельно.
Считаю, что работы учащихся 2-го классаМОУ Павловической СОШ: Баранецкого Александра, Барановой Полины и Хайруловой Александры имеют право участвовать в конкурсе «Права человека – глазами ребёнка».
Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Игровая программа для учащихся начальных классов «У зимы свои порядки» Конкурсная игровая программа «У зимы свои порядки». Цель: Дать представление об играх, в которые можно играть на улице зимой, с участием.
Сценарий конкурса «Мисс Осень» для учащихся начальных классов Конкурс для девочек в 3 классе «Мисс Осень». Цель: воспитывать любовь к прекрасному, развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи.
Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов «Поговорим о доброте» Тема урока: «Поговорим о доброте» «Делай добро и не жди награды, иди дальше и снова делай добро». I. Проверка Д/З «Как ты думаешь, кто.
Родительское собрание в 4 классе «Возрастные особенности учащихся начальных классов» Конспект родительского собрания в 4 классе Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Тема: Возрастные.
Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «С чего начинается Родина?» Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, растить.
Викторина для учащихся начальных классов «Мы самые лучшие читатели» Разминка. Обведи правильную букву! 1) Как называется одна из древнейших форм книги? А) Свиток. Б) Клубок В) Рулон. Г) Гармошка. 2) Кто.
Внеурочное занятие для учащихся начальных классов «Портфель здоровья» Тема: Портфель здоровья. Цели: образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах личной гигиены, режима дня; — обобщить.
Конкурс для учащихся начальных классов «Кто лучше знает сказки?» Конкурс «Кто лучше знает сказки?»Оборудование: воздушные шарики; цветы из цветной бумаги; магнитофон; детские работы и рисунки (выставка);.
Источник
Поделка изделие Фоторепортаж Аппликация Права человека глазами ребёнка Картон гофрированный
Всем большой привет!!
Антон очень захотел поучавствовать в конкурсе «Права человека глазами ребенка».
И стал Лауреатом этого конкурса. Награждение проводилось в Москве в резиденции Уполномоченного по правам ребёнка в Московской области.
Антон напечатал права, распечатал их на цветном принтере, вырезал и тут наша фантазия разыгралась:))
Каждое право обыгрывалось на ассоциациях ребенка и повозможности воплощалось из подручного материала.
Цветные картинки для аппликации брали из интернета.
Фонендоскоп изобразили с помощью скрепки, батарейки и пластикового шнура.
И наша семейная фотография :))
Любимый мультяшный герой и шахматы 🙂 Пришлось повозиться, чтоб такую мелочевку в недрах игрушек найти.
Из веника Антон сплел минивеник, из шпажек сделал швабру. И копеечки :)) Это право моему ребенку далось с трудом. Я не стала на него давить и навязывать свои ассоциации :))
Домик из киндер-сюрприза и настоящие объемные мини учебник и тетради.
А это собственно автопортрет 🙂 детской ручной работы.
В моих закромах нашлась вот такая наклейка. На мой взгляд лучше не придумаешь.
Работа Антона среди других работ-призеров.
Работы детей разных возрастных категорий.
Работы были самые разные, интересные, простые, цепляющие за душу. У детей постарше были представлены целые презентации, оформлены целые стенды.
Мой сын выходит для награждения 🙂
Антошкину работу особенно отметили. Конечно, очень приятно было.
Мой Антон, смущенный, но счастливый 🙂
На всё про всё у нас было 3 дня. Я даже не знала как к этому вопросу подступиться 🙂 Пришлось читать Декларацию прав ребенка, разбирать её с сыном. Меня лично заинтересовала и захватила эта тема 🙂 Вобщем один день ушел только на сбор информации о Декларации, на дебаты и на игру в ассоциации . Я даже на работе с коллегами продолжила обсуждение ))) Вообще получилось интересно, сама такого не ожидала.
Идея пришла — выбрать одно право и обыграть его. Но Антошка сказал, что все права — важные 🙂 и надо все показать. Ну все у нас на формат А3 не уместились, но мы старались :)) вместить как можно больше.
Работа заняла 1 место в школе, потом в городском округе, а потом ушла на область. Мы уже стали про неё забывать, когда узнали, что Антошка стал лауреатом 🙂
Через несколько дней после того, как поделку отнесли в школу, я попросила Антона вынести мусор. Идти ему, естественно, не хотелось и он мне выдал: » У меня есть право на защиту от эксплуатации!»
Всем желаем радостного настроения и вдохновения для ваших работ!!
Источник
СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ VII МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
1 УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ СБОРНИК ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ЛАУРЕАТОВ VII МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» Москва 2013
2 Содержание 1. Обращение Уполномоченного по правам человека в Московской области А.Е. Жарова Список победителей и лауреатов конкурса Детские творческие работы победителей и лауреатов конкурса. 7 «Ребенок-инвалид полноценный член общества», Устинов Дмитрий. 7 «Ребенок-инвалид полноценный член общества. Откровение ребенка-инвалида», Швецова Алина «Здоровые дети здоровая нация», Башкирова Александра «Здоровые дети здоровая нация», Антипова Карина «Лагерь-школа «Богатырская застава», Коновалов Данила «Я и моё поколение. Нормативно-правовое обеспечение и реализация прав члена Детского общественного объединения», Кислова Дарья «Добрые дела и современная молодёжь России», Титова Мария «Нужна ли ювенальная юстиция современной России? Спроси ребенка!», Шаповалова Галина.. 38 «Каждый ребенок имеет право на семью», Рожкова Мария «Свобода слова и пути реализации в современном обществе», Алёхин Максим «Имею право на семью», Щетинина Дарья «Ранние браки: проблемы и последствия», Лискова Мария «Роль ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Суворова Анастасия «Роль ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в формировании безопасной информационной среды», Ли Алена «Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства», Петифорова Дарья «Воспитание толерантности в условиях многонациональной страны», Гусейнова Севинч «Миграции и проблемы детей-мигрантов», Курсова Наталья «Проблема детского труда: вчера, сегодня, завтра», Гилёва Валерия «Школьная форма: за и против», Кузин Константин «Культурные права в жизни человека», Земскова Светлана Презентации детских творческих работ: «Скажем «Да» многодетной семье», Воробьев Сергей «Проблема защиты детей, находящихся под опекой», Носкова Наталья «История про мальчика Петю», Щурик Ольга Торжественная церемония награждения победителей Отпечатано офсетным способом в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати» Заказ 9864 Адрес типографии: , г. Подольск, Моск. обл., Революционный проспект, д. 80/42 Тираж 1300 экз. Верстка: А.О. Алексеева Подписано в печать 23 августа 2013 г. Корректор: Н.П. Аркуша, Н.В. Орсаг Государственный орган Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат», 2013
3 ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Соблюдение и защита прав человека важнейшее условие функционирования современного государства. Развитие общества неразрывно связано с воспитанием людей в духе уважения друг к другу, закону, стране, которая призвана обеспечивать реализацию их основных прав и свобод. В первую очередь это относится к детям. Благополучие детей и их права вызывают пристальное внимание мирового сообщества. Главные критерии отношения к детям содержатся в принципах международного права и традициях общечеловеческого гуманизма. Принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка стали основополагающими документами международноправового характера в сфере охраны прав и интересов детей. В числе жителей Московской области 1,2 миллиона детей огромная армия наших маленьких земляков. Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является формирование у них гражданского правосознания и правовой культуры. Эффективными способами достижения этой цели являются пропаганда правовых знаний, просвещение и информирование несовершеннолетних по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Немаловажное значение имеет привлечение юных граждан к самостоятельному изучению и исследованию правозащитных проблем, непосредственному участию в правозащитной деятельности. Этой задаче служит проводимый с 2007 года в Подмосковье под эгидой Уполномоченного по правам человека и Министерства образования Московской области ежегодный конкурс творческих работ учащихся «Права человека глазами ребенка». Отрадно, что число участников этого правового смотра постоянно растет, а представляемые материалы все глубже отражают актуальные проблемы, волнующие ребят. В настоящем издании собраны лучшие работы лауреатов и победителей конкурса, взгляды и мнения его организаторов, педагогов, уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса. Уверен, что публикации сборника будут интересны и полезны широкому кругу людей, всем, кто пожелает продолжить или вновь принять участие в конкурсе, активно заниматься правовым просвещением и правоприменением в различных областях. Желаю вам благополучия и творческих успехов! Уполномоченный по правам человека в Московской области А. Жаров
4 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» Список победителей и лауреатов конкурса Первая возрастная группа (1-4 классы): Первое место Дьяченко Павел, 3 класс, МБОУ СОШ 5 городского округа Дубна, руководитель Мошкина Нина Геннадьевна, творческая работа игра-викторина «Права ребенка» 8,8 балла. Второе место Барышников Вадим, 2 класс, Барышникова Елизавета, 3 класс, МОУ Оболенская СОШ Серпуховского муниципального района Московской области, руководители Артамонова Ирина Васильевна и Андреева Ирина Ремировна, творческая работа «Права человека — глазами ребенка» 8.3 балла. Третье место Арсюков Никита, 3 класс, АОУ СОШ 10 городского округа Долгопрудный, руководитель Горковенко Татьяна Викторовна, творческая работа с поделкой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» 8,1 балла. ЛАУРЕАТЫ: 1. Адоньева Алиса, 4 класс, МОУ СОШ 10 Каширского муниципального района, руководитель Чемисова Светлана Александровна, работа «Мой многонациональный класс» 8 баллов. 2. Тутаев Виктор, 3 класс, МОУ СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Бронницы, руководитель Анурьева Ольга Васильевна, работа (рисунок) «Мой многонациональный класс» 7,5 балла. 3. Перова Светлана, 2 класс, МОУ Дубровицкая СОШ имени Героя России А.Г. Монетова Подольского муниципального района, руководитель Киселева Наталья Ивановна, работа (композиция) «Каждый имеет право на образование» — 7,5 балла. 4. Кукушкина Полина, 2 класс, МОУ СОШ 16 городского округа Серпухов, руководитель Пожалуйстина Елена Евгеньевна, работа «Право на семью» — 7,3 балла. 5. Шадрина Светлана, 4 класс, МКОУ Лицей 7 Солнечногорского муниципального района, руководитель Балашова Елена Михайловна, творческая работа «Каждый ребенок ангел» 7,3 балла. 6. Бурцева Яна, 4 класс, МОУ СОШ 1 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Фрязино, руководитель Лимина Елена Васильевна, работа (рисунок) «Все равно она моя дочка. (Ребенок-инвалид полноправный член общества)» 7,3 балла. 7. Недорез Дмитрий, 2 класс, МБОУ СОШ 18 городского округа Коломна, руководитель Шитикова Людмила Александровна, проектная работа «Права человека глазами ребенка» 7,3 балла. 8. Васильев Александр, 3 класс, МБОУ Усадовская СОШ Ступинского муниципального района, руководитель Медведева Елена Владимировна, работа (коллаж) «Я родился быть счастливым» — 7,2 балла. 9. Замилацкая Анастасия, 4 класс, МОУ СОШ 2 Егорьевского муниципального района, руководитель Назарова Светлана Владимировна, работа (рисунок) «Я ребенок, и я имею право» — 7 баллов. 10. Щурик Ольга, 4 класс, МБОУ СОШ 6 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Реутов, руководитель Болотских Елена Владимировна, стихотворение «История про мальчика Петю» 7 баллов. Вторая возрастная группа (5-7 классы): Первое место Устинов Дмитрий, 5 класс, МАОУ СОШ 2 Щёлковского муниципального района, руководитель Курашова Елена Владимировна, творческая работа «Ребенок-инвалид полноценный член общества» 9,3 балла. Второе место Коробов Виктор, 7 класс, МБОУ Наро-Фоминская СОШ 6 с углубленным изучением отдельных предметов Наро- Фоминского муниципального района, руководитель Федорова Ольга Викторовна, работа (стихотворение) «Закон Димы Яковлева» 9 баллов. Третье место Воробьев Сергей, 5 класс, МБОУ СОШ 10 городского округа Железнодорожный, руководитель Шагурина Надежда Викторовна, проект (стихотворение) «Скажем «Да» многодетной семье» 8,9 балла. ЛАУРЕАТЫ: 1. Андреева Елена, 6 класс, МОУ СОШ 11 Клинского муниципального района, руководитель Самонова Ирина Николаевна, наглядноиллюстративный материал (альбом) «Права детей мои права» 8,7 балла. 2. Сурсина Алена, 6 класс, МОУ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей Петровский детский дом Клинского муниципального района, руководитель Седова Нина Васильевна, работа (поделка) «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье» 8,3 балла. 3. Понамарева Юлия, 7 класс, МОУ СОШ 10 Каширского муниципального района, руководитель Чемисова Светлана Александровна, работа «Дети имеют право на любовь и защиту» 8 баллов. 4. Башкирова Александра, 6 класс, МБОУ Котельниковская СОШ 3 городского округа Котельники, руководитель Винокурова Вера Сергеевна, творческая работа «Здоровые дети здоровая нация» 7,8 балла. 5. Шантина Арина, ученица МОУ ДОД Черноголовская детская школа искусств имени профессора Е.П. Макуренковой, руководитель Свободная 4
5 Светлана Вадимовна, работа (рисунок) «Свобода без границ» 7,8 балла. 6. Малинникова Марина, 7 класс, МОУ СОШ 2 городского округа Лыткарино, руководитель Водопьянова Марина Алексеевна, работа (рисунок) «Имею право на семью» 7,5 балла. 7. Коновалов Данила, 5 класс, МОУ Запрудненская СОШ 1 Талдомского района, руководитель Нефедова Наталья Борисовна, работа минипроект «Лагерь-школа «Богатырская застава» 7 баллов. 8. Плотичкина Ксения, 5 класс, МБОУ Лицей 5 Зарайского муниципального района, руководитель Коренкова Лариса Николаевна, творческая работа «Пусть черствые сердца оттают в мире этом, или История правозащитного движения» 7 баллов. 9. Дебело Данила, 6 класс, МКОУ Лицей 1 имени А. Блока Солнечногорского муниципального района, руководитель Смирнова Ольга Львовна, работа (реферат) «Я Президент РФ 21 века» 7 баллов. 10. Козлова Виктория, 5 класс, МОУ Синьковская СОШ 1 Дмитровского муниципального района, руководитель Кузнецова Эльвира Альбертовна, проектная работа «Я Президент РФ 21 века» 6,9 балла. Третья возрастная группа (8-9 классы): Первое место Гилёва Валерия, 8 класс, МБОУ Щёлковская гимназия Щёлковского муниципального района, руководитель Симонова Наталья Михайловна, работа (исследование) «Проблема детского труда: вчера, сегодня, завтра» 8 баллов. Второе место Шаповалова Галина, 9 класс, МБОУ СОШ 6 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Климовск, руководитель Ротарь Марина Александровна, работа «Нужна ли ювенальная юстиция современной России? Спроси ребенка!» 7,6 балла. Третье место Щетинина Дарья, 9 класс, ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области, руководитель Казакова Татьяна Евгеньевна, работа (реферат) «Имею право на семью» 7,5 балла. ЛАУРЕАТЫ: 1. Антипова Карина, 8 класс, МБОУ СОШ 1 городского округа Дзержинский, руководитель Смирнова Елена Васильевна, проект «Здоровые дети здоровая нация» 7,25 балла. 2. Суворова Анастасия, 9 класс, МБОУ СОШ 20 городского округа Королёв, руководитель Дегтярев Константин Алексеевич, работа (реферат) «Роль ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 7,25 балла. 3. Кузин Константин, 8 класс, МОУ Гимназия 44 Люберецкого муниципального района, руководитель Варлашина Жанна Сергеевна, работа (реферат-презентация) «Школьная форма: за и против» 7 баллов. 4. Степанова Мария, 8 класс, МБОУ Куровская средняя общеобразовательная школа 1 Орехово-Зуевского муниципального района, руководитель Свиткина Марина Павловна, работа (исследование) «Мой многонациональный класс» 6,75 балла. 5. Носкова Наталья, 8 класс, МОУ ООШ 19 Ногинского муниципального района, руководитель Матвеенко Надежда Борисовна, работа (исследование) «Проблема защиты детей, находящихся под опекой» 6,6 балла. 6. Земскова Светлана, 9 класс, МОУ СОШ 3 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Бронницы, руководитель Алещенко Инна Ивановна, работа (исследование) «Культурные права в жизни человека» 6,5 балла. 7. Баскакова Нина, 9 класс, МОУ Введенская СОШ городского округа Звенигород, руководитель Мамедова Татьяна Ивановна, работа (проект) «Права и обязанности ребенка» 6,4 балла. 8. Кислова Дарья, 9 класс, ДОО «Радуга детства» городского округа Коломна, руководитель Кирсанова Алла Владимировна, творческая работа с элементами эссе «Я и моё поколение. Нормативно-правовое обеспечение и реализация прав члена ДОО» 6,2 балла. 9. Петифорова Дарья, 9 класс, МОУ Лотошинская СОШ 1 Лотошинского муниципального района, руководитель Петифорова Светлана Викторовна, творческая работа «Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства» 6,2 балла. 10. Космачева Анастасия, 8 класс, МОУ СОШ 1 Можайского муниципального района, руководитель Кореняка Андрей Николаевич, проектная работа «Имею право дышать чистым воздухом!» 6 баллов. Четвертая возрастная группа (10-11 классы): Первое место Рожкова Мария, 10 класс, МОУ СОШ 3 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Бронницы, руководитель Петрунина Елена Сергеевна, работа (исследование) «Каждый ребенок имеет право на семью» 8,2 балла. Второе место Алёхин Максим, 11 класс, МАОУ СОШ 3 Щёлковского муниципального района, руководитель Хритина Лариса Алексан
6 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» дровна, работа (исследование) «Свобода слова и пути реализации в современном обществе» 8,06 балла. Третье место Титова Мария, 11 класс, МОУ СОШ имени А.С. Попова городского округа Власиха, руководитель Бершакова Анита Яновна, работа (проект) «Добрые дела и современная молодёжь России» 8 баллов. ЛАУРЕАТЫ: 1. Швецова Алина, 10 класс, МОУ Дубровицкая СОШ имени Героя России А.Г. Монетова Подольского муниципального района, Киселева Наталья Ивановна, творческая работа «Ребенокинвалид полноценный член общества. Откровение ребенка-инвалида» 7,6 балла. 2. Рябичев Алексей, 10 класс, Раменская СОШ 5 Раменского муниципального района, руководитель Рябичева Елена Анатольевна, работа (реферат) «Околофутбол, или футбольное хулиганство угроза обществу» 7,6 балла. 3. Ли Алена, 10 класс, МКОУ Ржавская СОШ Солнечногорского муниципального района, руководитель Бочарникова Татьяна Александровна, работа (исследование) «Роль ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в формировании безопасной информационной среды» 7,4 балла. 4. Гусейнова Севинч, 11 класс, МБОУ СОШ 6 городского округа Железнодорожный, руководитель Мурлыкина Наталья Ивановна, работа (проект) «Воспитание толерантности в условиях многонациональной страны» 7,3 балла. 5. Алымова Полина, 10 класс, МАОУ Лицей городского округа Балашиха, руководитель Левочкина Юлия Васильевна, работа (реферат) «Сирота это не приговор» 6,69 балла. 6. Денисова Александра, 11 класс, МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального района, руководитель Бородина Екатерина Александровна, работа (проектная работа) «ЕГЭ: за и против» 6,5 балла. 7. Казакова Анна, 11 класс, МОУ Лицей 3 имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова городского округа Дзержинский, руководитель Казакова Наталья Александровна, работа (проект) «Жестокое обращение с детьми» 6,5 балла. 8. Курсова Наталья, 10 класс, МОУ СОШ 3 Талдомского муниципального района, руководитель Диких Наталья Александровна, реферат «Миграции и проблемы детей-мигрантов» 6,4 балла. 9. Лискова Мария, 10 класс, МОУ Гимназия 5 Сергиево-Посадского муниципального района, руководитель Гусева Любовь Михайловна. реферативно-исследовательская работа «Ранние браки: проблемы и последствия» 6,2 балла. 10. Струкова Дарья, 10 класс, МОУ СОШ 17 Клинского муниципального района, руководитель Романова Валентина Александровна, работа (проектная работа) «Преодоление пассивности и нигилизма молодежи России в реализации политических прав и свобод» 6,06 балла. 6
7 УСТИНОВ ДМИТРИЙ, ученик 5 класса Средняя общеобразовательная школа 2, Щелковский район Руководитель творческой работы: Курашова Елена Владимировна Ребенок-инвалид полноценный член общества «Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть». А.В. Суворов Недавно мы с мамой убирали летнюю обувь, промазывали кремом и набивали старыми газетами. Мне бросился в глаза заголовок, написанный крупным шрифтом: «Международный день инвалидов. Ограниченные возможности не приговор для жизни». Я отложил газету и позже прочитал статью. В ней говорилось о нелегкой жизни инвалидов. О том, какую поддержку и помощь оказывает им наше государство. Отдельно были выделены проблемы детей-инвалидов. Мне стало интересно рассказать о себе, поделиться своими детскими переживаниями и своим небольшим, но важным опытом. Я являюсь ребенком-инвалидом. Это случилось, когда мне исполнилось пять лет. В тазобедренном суставе левой ноги стерся соединительный хрящ. Кости при ходьбе начали тереться друг о друга. Я стал сильно хромать, появились боли. В Филатовской больнице мне сделали операцию, после которой врачи запретили сидеть и нормально ходить на обеих ногах. У меня появились новые друзья «костыли». В первый класс я пришёл на костылях. И только через два месяца после 1-го сентября костыли сняли. Всего я проскакал на этих палках два с половиной года. За это время я много раз слышал от детей, окружающих меня, очень обидное слово: «Костылявый». Я чаще не обращал внимания, иногда отвечал: «Мне скоро костыли снимут, а ты как был «дурачком», так им и останешься!» Почему дети считали, что можно так говорить? Почему родители не объясняли им, что я нормальный человек, такой же мальчик, как и они. Я тоже смеюсь и плачу, переживаю, смотрю фильмы и мультики, дружу и люблю. В санатории мы так же, как и здоровые дети в лагере, ночью мажем друг друга зубной пастой, завязываем в узлы одежду и шнурки на ботинках, а потом с шутками и смехом умываемся и все вместе развязываем получившееся из шнурков макраме. А беда может случиться с каждым. Сейчас мне 11 лет. Я учусь в пятом классе, но мама каждый день провожает меня в школу. Мы идем с ней, держась за руки, болтаем о всякой чепухе и чувствуем себя самыми счастливыми. Однажды в сентябре, ещё было тепло, навстречу шла женщина. Увидела нас, остановилась и спросила смеясь: «Вы всё за ручку ходите?» Мама только поздоровалась и отвернулась. А я заметил слёзы у неё на глазах. Эта женщина знала про наши дела, знала, что долгое время мы не могли так просто взяться за руки потому, что мои руки были заняты костылями. Ну почему мы умеем ранить друг друга так жестоко? Я прошу вас: не смотрите на инвалидов с осуждением и усмешкой, не бросайте в разговоре с ними необдуманных слов. Мы не уроды. Нам очень нужна ваша помощь и понимание. Пожалуйста, не будьте равнодушными. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! Когда папа узнал, что моё внимание привлекла работа над этой темой, он предложил мне посмотреть документ, который называется Конвенция о правах ребенка. Мы вместе обратились к Интернету, и я узнал: Конвенция о правах ребенка это международный документ. Он был принят ООН 20 ноября 1989 г. С ним согласились 20 государств мира, в том числе и Россия. Целью Конвенции является защита детей, их права на жизнь, на образование, на лечение, а ещё определяются обязанности государства в осуществлении этих прав. В статье 6 написано: «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь». Именно каждый ребёнок. А ведь так было не всегда. На уроке истории я узнал о древней Спарте. Это было военное государство. Все люди там были сильными воинами. Их воспитание начиналось с рождения ребенка и было важным государственным делом. В живых оставляли только здоровых младенцев. А если ребенок рождался слабым, то ему просто не давали права на жизнь. Таких детей скидывали в пропасть. Зачем же кормить лишний рот? Проще избавиться от него сразу. А сегодня если такому малышу посчастливилось родиться, то в родильном доме врачи уговаривают родителей отказаться от младенца, отдать его в детский дом. Конечно, в этом случае ребёнка-инвалида не убивают, ему оставляют право на жизнь. Но что это за жизнь? Его детство пройдёт без семьи. Он никогда не узнает тепла маминых рук, не увидит её улыбки. Никогда папка не подбросит его высоко-высоко в небо и не понесёт на плечах. О нём будет заботиться государство: лечить, кормить, одевать. Может быть, пусть
8 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» малыш останется с родителями, тогда и лечение ребёнка-инвалида будет происходить быстрее, так как в этом случае о нём будут заботиться родные и самые близкие люди. Именно так случилось в семье Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился слабого здоровья. Мама не спала много ночей, заботясь о нём. Маленький Александр мечтал о военном будущем. И поэтому с ранних лет сам закалял своё тело, постигал науки. И благодаря упорству справился с недугом и был принят рядовым в гвардейский полк. Далее началась блестящая история побед великого человека. В Конституции РФ говорится: «Детство находится под защитой государства». Это значит, что всем детям без исключения должна быть обеспечена возможность нормально вырасти. Статьёй 39 «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Это значит, что дети-инвалиды получают пенсию от государства. Но когда я был в санатории, то узнал, что в разных концах страны семьи, имеющие детей-инвалидов с одним заболеванием, получают разные суммы. Например: в Москве эта сумма составляет ежемесячно около рублей, в Московской области около 9000 рублей, а в Тульской области около 5000 рублей. Почему же так? Неужели ребёнку-инвалиду, живущему в Тульской области, нужно меньше средств для нормального лечения? Для любого человека главное в жизни это его семья. Родители понимают, помогают и очень любят. А в семье, где есть ребёнок-инвалид, ответственность родителей за него повышается вдвое. Нужно постоянно объяснять ребёнку, что если выполнять изо дня в день все назначения врача, положение улучшиться. Так было со мной. Нельзя было сидеть и наступать на ногу. Каждый день нужно было лежать по 4 часа на специальном аппарате для вытяжки ноги. Ежедневно делать специальную зарядку и массаж. 4 раза в год на протяжении месяца находиться в санатории. И всегда со мной рядом были и есть мои папа, мама и бабушки. Они и сейчас постоянно говорят мне, что нет слов «не хочу, не могу, не буду». Есть слово «надо». На протяжении всего времени объясняют мне, что это моё здоровье, моя жизнь, я сильный и всё у меня получится, мы вместе. Ни разу не повысили голос, хотя уже сто раз объясняли мне, что мне можно, а что нельзя и почему. И сейчас я понимаю, как мне с ними повезло. Я составил небольшую анкету и раздал её своим друзьям, ребятам-инвалидам: тем, с кем лежу в санатории, и тем, с кем занимаюсь плаваньем. Один из вопросов был таким: Кто для тебя является самым лучшим другом? И почти все ребята ответили: родители. Из этого я сделал вывод, что в жизни ребёнка-инвалида семья это просто основа жизни. Нужно больше говорить о проблемах детейинвалидов по телевидению, радио, писать в газетах, организовывать курсы по оказанию первой медицинской помощи. В школах уже в начальных классах проводить классные часы, на которых учителя будут рассказывать о детях-инвалидах, показывать слайды или фильмы об их жизни. Можно организовать поездки в интернаты, где воспитываются дети-инвалиды. Взять шефство над небольшим классом, подружиться с ребятами. Вместе проводить праздники. Я провел исследование «Проблемы ребенкаинвалида за пределами дома». Мы с мамой прошли по улицам моего родного города Щелково. Мы увидели 2 светофора со звуковым сигналом для незрячих людей. Один находится на улице Советской около мечети и работает. Второй на Пролетарском проспекте напротив центра «Ладья». Здесь, к сожалению, звуковой сигнал неисправен, а время перехода пешеходов настолько мало, что здоровые люди едва успевают перебежать на другую сторону улицы. Нет пандусов для инвалидовколясочников, а те, что есть, например, в подземном переходе у НИИХИММАШа, удобны только для мам с колясками. Ведь чтобы съехать и подняться по переходу на инвалидной коляске, нужны не только полоски рельсов, но ещё и поручни для возможности помочь себе руками. В городе Королёве в 2011 году в подземном переходе на железнодорожной станции Подлипки Дачные был проведён такой эксперимент. Молодой мужчина, инвалид-колясочник, чемпион мира по кёрлингу, на время поднимался по пандусу подземного перехода, оборудованного поручнями и рельсами. Подъём на три пролёта занял у него 20 минут и стоил огромных усилий. Сколько же надо времени ребёнку или пожилому человеку, если нет помощи? Также проблема пандусов состоит ещё и в том, что, как правило, ширина между рельсами рассчитана на детскую коляску, а ширина между колёсами инвалидной коляски на несколько сантиметров больше. В городе нет удобных съездов с тротуаров. Недавно в Щёлково появились автобусы с удобной платформой для посадки инвалидовколясочников. Но их ещё очень мало, и остановки не приспособлены для нормального использования этого оборудования. Стоянки для автомобилей инвалидов есть только у 3 крупных магазинов города: «Глобуса», «КЕМПа» и «АТАКа». Около лечебных и административных учреждений они отсутствуют. Дети-инвалиды обязательно должны учиться. Для этого государство создаёт школы-интернаты для детей-инвалидов. У нас в Щёлковском районе две таких школы. Это Алмазовская вспомогательная школа и Чкаловская специальная общеобразовательная школа-интернат, где учатся дети-инвалиды с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата. Дети учатся, как и мы, в обычной школе, 8
9 изучают те же предметы. Только мы после школы идём домой, отдыхаем, делаем уроки. А им ещё необходимо пройти курс лечения, и только потом отдых, а затем уроки. И так каждый день. Понимаете, какой характер нужно иметь ребёнку. В каждом из этих интернатов есть проблемы, например, отсутствие своего бассейна. И, конечно, можно организовать посещение детьми близко расположенных бассейнов. Но услуги бассейнов платные. Бизнесмены района, обратите внимание на этих ребят! Может быть, найдётся у вас возможность оказать спонсорскую помощь детяминвалидам, выделить средства и организовать хотя бы 1 раз в неделю занятия плаваньем для ребят. А ещё в Алмазовской школе очень плохая, вся разбитая дорога. А представьте, если понадобится глубокой осенью в ночное время вызвать машину скорой помощи, сколько придётся ребёнку ждать? Можно организовать сбор средств на ремонт этой дороги. У нас много отзывчивых людей. Я знаю, моя семья не откажется помочь в этом хорошем деле. Я тоже отдам свои небольшие сбережения, пусть пойдут на действительно нужные дела. Ещё помимо таких школ-интернатов, детяминвалидам предлагается надомное обучение, когда учителя приходят к больному ребёнку домой. Конечно, это хорошо. Но с другой стороны, ребёнок-инвалид в этом случае совсем не общается со своими сверстниками. Потом ему будет сложно жить. Он не будет знать, как вести себя в коллективе. Поэтому очень важно, если для этого имеется хоть какая-то возможность, давать детяминвалидам шанс учиться в обычной школе в классе со здоровыми детьми. Я знаю, что бывает трудно. Мне запрещена нагрузка на ноги. Нельзя бегать, прыгать, кувыркаться. И когда в школе проводятся «Весёлые старты», ребята машут на меня рукой и не берут в команду, говоря между собой: «Он инвалид». И тогда мне становится очень обидно. Хочется кричать и доказать всем, что я, как и они, могу тянуть канат, отжиматься, подтягиваться. Я не подведу! Сегодня развивается ещё один способ обучения детей-инвалидов. Это дистанционное обучение. Оно заключается в использовании компьютерного оборудования и сети Интернет. Учитель и ученик общаются друг с другом на расстоянии, одновременно находясь каждый за своим компьютером. А у учеников есть возможность общаться и с учителем, и друг с другом. Это не заменяет личный контакт, но это лучше, чем совсем ничего. Но тут встаёт вопрос о приобретении компьютера, webкамеры в семью ребёнка-инвалида. Всё это требует определённых денежных средств. Особое место в жизни детей-инвалидов занимают реабилитационные центры. Там дети получают медицинскую помощь по индивидуальной программе реабилитации. Таких центров много по стране. Я расскажу о своём Детском городском ортопедическом центре Детской городской больницы 19 имени Т.С. Зацепина г. Москвы. Я прохожу курсы лечения в загородном стационаре больницы, который находится в Дмитровском районе Московской области. За семь лет моей болезни я побывал там 13 раз. Это медицинское учреждение стало мне вторым домом. Здесь замечательные врачи, грамотные медицинские сестры. Строгие, но справедливые затейницы-воспитатели, которые занимают нас в промежутки между процедурами. Тут всё для нас. 5 новых тёплых корпусов. Светлые большие палаты на 8 человек, с удобными ортопедическими кроватями для детей разных возрастов. В качестве процедур мы получаем курсы массажа, ЛФК, УВЧ, физиотерапию. Посещаем бассейн, тренажерный зал, кабинет, в котором на различных аппаратах можно разрабатывать подвижность рук и ног. Появились новые тренажеры, позволяющие детям с компрессионным переломом позвоночника быстрее подниматься на ноги; аппарат для электромассажа ягодиц и ног, необходимый для наращивания мышц лежачим детям или ходячим на костылях. В последний раз осенью этого года привезли аппарат для проведения диагностики нарушений осанки и деформации позвоночника. Он позволяет до миллиметра оценить развитие скелета ребёнка от макушки до пяток. Меня проверили. Отклонения минимальные. В санатории хорошо лечат, хорошо кормят и замечательно к нам относятся. Я тут любимчик. И тот благоприятный результат, что я имею по своему заболеванию, во многом достигнут благодаря моему постоянному нахождению в этих стенах. Одно плохо. Больница относится к городу Москве. А я житель Московской области. Чтобы лечь в центр бесплатно, мама брала в Департаменте здравоохранения Москвы розовый талон на лечение. И все расходы за время моего пребывания там оплачивались из бюджета г. Москвы. В конце 2012 года Департамент отказал в выдаче таких талонов. Что будет в следующем, 2013 году, смогу ли я ещё раз попасть в санаторий? Неизвестно. Если да, то сколько придётся заплатить за лечение? Если нет, то нужно будет искать другой центр, уже областной. Менять врачей, привыкать к новым людям, а это нелегко. Также сейчас в нашей стране есть центры, в которых дети-инвалиды могут открыть свои таланты. А мы очень талантливы. Многие замечательно рисуют, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Добиваются успехов в различных видах спорта. Я занимаюсь плаванием в Щёлковском районном центре адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец». Этот центр создан в 1999 году. Он стал первым клубом инвалидов в Московской области. В «Спартанце» занимаются дети-инвалиды с поражением опорно-двигательной системы, слуха и зрения. Центр предлагает для ребят такие виды спорта,
10 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» как легкая атлетика, бочча, дартс, велоспорт, плавание и многие другие. Многие мои друзья в 9-11 лет имеют областные награды. У меня тоже есть медали за призовые места в соревнованиях Московской области. Недавно юношеская команда Московской области заняла второе место по бочче в Первенстве России в командном зачёте. А какие у них сильные характеры! На тренировках они выкладываются полностью, буквально ползком покидают бассейн. Упорством достигают своих результатов. Занятие спортом у детей-инвалидов развивает подвижность всего тела, даёт хорошую растяжку позвоночнику. Бывали случаи, когда дети, упорно тренируясь, вставали с инвалидной коляски. У меня перед глазами один такой пример. Володя Сучков болен ДЦП. Мальчик совсем не мог ходить, а сегодня он и бегает, и катается на велосипеде. А недавно ездил выступать на Первенство России по плаванию. И не беда, что он не завоевал медали, зато приобрел богатейший опыт. Готовится к следующим заплывам. А ещё мои ребята не имеют в своих характерах такой черты как подлость. Иногда наши тренировки проходят со здоровыми детьми. Конечно, они сильнее нас и плавают быстрее. И для того чтобы перегнать меня на дорожке, хватают за ногу и топят. Это очень обидно и страшно. Володя, например, никогда не делает так. Он всегда старается обойти того, кто слабее, с левой стороны. Каждый из моих друзей в силу своего заболевания имеет какие-то недостатки. Ваня Лихачёв очень плохо видит, у Вовы Маринаки сахарный диабет, у Володи Сучкова и Влада Поклонова ДЦП. Но вместе мы сила. Сучков и Поклонов старше нас, им по 14 лет. Они больше знают и всегда подойдут, объяснят и покажут, если я не правильно делаю упражнение на тренажёре. На соревнованиях болеем за каждого, радуемся победам. Вместе отмечаем дни рождения. И очень привязаны друг к другу. Из моего небольшого опроса-анкеты можно увидеть, что в своих мыслях, мечтах и занятиях здоровые дети и дети-инвалиды очень похожи. Все любят играть в компьютерные игры, читают фантастику, детективы и Гарри Поттера. Смотрят комедии, драмы, боевики и приключения. Мечтают поехать в Турцию, иметь свою машину, построить собственный дом. Хотят стать строителями, архитекторами, экономистами, воспитателями. Ни один не хочет стать лодырем и сутками лежать на диване. А самое главное они верят в чудеса. А это значит, каждый верит, что он будет здоров и счастлив. Найдёт себе интересное дело, которому посвятит свою жизнь. И я вместе с ними тоже в это верю и мечтаю стать историком-археологом. И стану им обязательно. Главное никогда не отчаиваться и стремиться к своей мечте. А в заключение я хочу пожелать всем детям-инвалидам встретить девочку с цветиком-семицветиком в руках. И оторвав последний лепесток, пусть она загадает желание: «ХОЧУ, ЧТОБЫ ВСЕ ДЕТИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМ- ЛЯ БЫЛИ ЗДОРОВЫ. » ВЫВОДЫ Суммы выплат по всей стране должны быть одинаковыми и их должно хватать для нормального лечения. Глава города должен провести рейдосмотр города и сделать удобный подъезд людейинвалидов к магазинам, больницам и т.д. Обеспечить беспрепятственное передвижение инвалидов по городу. Нужно дать детям-инвалидам достойное образование. Выделять средства на закупку, установку необходимого компьютерного оборудования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Конституция Российской Федерации. М., Инфарма-М, Александр Суворов // 100 человек, которые изменили мир 92, Иванов А. Главное лекарство спорт // Время 65, Иванов В. Ограниченные возможности — не приговор для жизни. // Новости Подмосковья 230, Манылова Ю. Ударом мяча разобьем мы невзгоды // Время 80,
11 Швецова Алина, ученица 10 класса Дубровицкая средняя общеобразовательная школа им. Героя России А.Г. Монетова, Подольский район Руководитель творческой работы: Киселева Наталья Ивановна Ребенок-инвалид полноценный член общества. Откровение подростка-инвалида, откровение человека с ограниченными возможностями Уполномоченному по правам человека в Московской области Жарову Александру Евгеньевичу Уполномоченному по правам ребенка в Московской области Андреевой Валерии Юрьевне Я, Швецова Алина, хочу рассказать, как я, ребенок-инвалид, живу в России, в посёлке Дубровицы Подольского района Московской области. 2 года назад со мной случилась беда: я перенесла операцию на позвоночнике, оказалась прикованной к постели. Мне определена инвалидность, назначена скромная пенсия, и передвигаться я могу только на инвалидной коляске. Меня воспитывает одна мама, воспитатель детского сада «Дубравушка» Светлана Вячеславовна. Мой папа 7 лет назад скоропостижно скончался, поэтому оставить работу она не может, надо материально обеспечивать семью, платить за мои реабилитационные процедуры (индивидуального инструктора по ЛФК, тренировки в бассейне и многое другое), хотя ухаживать за мной тоже надо. По первому зову о помощи из маленького северного городка приезжает к нам моя бабушка. Времени по уходу за ребенком-инвалидом по закону работающей маме даётся 1 день в неделю. Разве это удобно? Нет. А другого закона на эту ситуацию нет. Обидно до боли. А ведь до операции я была успешной девочкой и жила очень насыщенной, активной жизнью. Занималась в студии бальных танцев «Фиеста» у тренера Алпаткиной Татьяны Владимировны в Дубровицком (сельском) Доме культуры. Завоевала с партнёром, выступая в Москве и Московской области, 33 медали, училась на «отлично» в школе, участвовала в конкурсах, олимпиадах, занимала активную жизненную позицию. Мама считает, что я сильная натура. Наверное, благодаря именно ее вере в меня я не растеряла жизненный позитив: с помощью взрослых 3- й год учусь на «отлично» на дому. Учителя Дубровицкой средней общеобразовательной школы имени Героя России А.Г. Монетова приходят ко мне и проводят занятия, ведь школьные двери для меня открыться не могут, так как наша школа, как и многие учреждения, не оснащена пандусами для инвалидных колясок. А как бы хотелось снова побывать в коллективе одноклассников Но в это тяжелое для всей моей семьи время меня всегда окружали верные друзья. Это моя лучшая подруга и одноклассница Алина Гагаева. Она по возможности сопровождает меня в моих
12 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» поездках и уличных прогулках. Ведь у меня нет коляски, которая может передвигаться без помощи людей. Алина всегда может выслушать, поддержать и дать совет. Горбенко Константин способен поднять мое настроение своим оптимизмом и тонким юмором, помочь в учебе, если я что-то не поняла. Я продолжаю заниматься в вокальном ансамбле «Канцонетта» под руководством Павловой Светланы Васильевны и успешно выступаю на различных конкурсах, получаю грамоты. Награждена Администрацией Подольского муниципального района Дипломом фестиваля творчества детей и молодежи «С добрым сердцем», стала стипендиатом Главы Подольского муниципального района за выдающиеся достижения в области культуры и искусства в 2012 году. Посещаю бассейн 2-3 раза в неделю, это способствует восстановлению моего здоровья, да и просто так приятно ощущать себя в воде независимой. Являюсь активной болельщицей футбольного клуба «Зенит» и мечтаю когда-нибудь посетить матч с участием моей любимой команды в Санкт-Петербурге. Но каких усилий это стоит моей маме. Ведь мы живём на 4-м этаже в доме без лифта и подъемников. Чтобы посещать репетиции, концерты, бассейн, лечебные заведения, мама одна спускает меня по ступенькам на коляске и поднимает на 4-й этаж, превозмогая всё, третий год. Маме ОЧЕНЬ тяжело, я знаю, и ОЧЕНЬ благодарна ей за все, что она делает для меня, преодолевая как физические, так и материальные и моральные трудности и препятствия. Никто сегодня не может реально нам помочь! Вся помощь исходит только от мамы и моей младшей сестренки. Чтобы заново учиться ходить, дома в 2 комнатной квартире мама с друзьями соорудила для меня приспособление брусья, держась за которые, я учусь перемещаться в тяжёлых гипсовых лангетах. А возможным это стало благодаря финансовой поддержке добрых людей! Деньги были собраны в августе 2012 года во время благотворительной акции на областном фестивале «Славянское подворье», который проходил на территории сельского поселения Дубровицкое. Когда я узнала, что на смену гипсовым лангетам уже пришло современное оборудование, которое ускоряет и облегчает процесс выздоровления, я сначала обрадовалась, а потом расстроилась. Ведь чтобы его иметь, сколько инстанций надо пройти А потом ждать, ждать и ждать! Мне минимум дважды в год по диагнозу требуется лечение в реабилитационном центре, но республиканский центр «Детство», который расположен в Домодедовском районе, инвалидовколясочников по плану в феврале принять не может в связи с капитальным ремонтом. А в Москве НПЦ детской психоневрологии (больница 18), где ранее проходила лечение, теперь иногородних не принимает. Где получить сегодня своевременное реабилитационное лечение? Этот вопрос мы задаем себе, его же нам задают все, кто не безразличен к моей судьбе. Мои родные и близкие знают, КАК Я ХОЧУ ВСТАТЬ НА НОГИ. На время моего лечения маме приходится брать отпуск, т.к. я сама себя обслуживать ещё не могу. Я многому уже научилась: пересаживаться с коляски на кровать, с кровати на коляску. Это МОЯ маленькая победа! Я смогла преодолеть страх и боль А разве иначе к этой проблеме подойти в нашем государстве нельзя? Ведь НИКТО не застрахован от беды, которая так неожиданно свалилась на меня и мою семью Инвалидами чаще становятся, чем рождаются. Вот и приходится надеяться на мамины силы и на неравнодушных людей. Только засыпая, я часто вспоминаю рассказ одной моей учительницы: «Во время путешествия по Франции видела, как самостоятельно, без чьейлибо помощи люди с ограниченными возможностями перемещаются по городу на колясках. Они НЕЗАВИСИМЫ от своих близких настолько, насколько зависят от своих близких наши инвалидыколясочники. Они из автобуса выезжают САМИ. Потому что все продумано Не ступеньки в ав- 12
13 тобусах, а прямая площадка на уровне бордюра тротуара. И стало очень обидно за наших людей с ограниченными возможностями А гордость за то, что именно мы первыми покорили космос в 20 веке, не уменьшает боль за тех, кто сегодня, в 21 веке, попал в беду» Последние два года мое общение с внешним миром, с друзьями чаще проходит виртуально В социальной сети «в Контакте» есть открытая группа «Книжная полка». Я часто захожу на ее страничку и нахожу то, что ВСЕЛЯЕТ В МЕНЯ НАДЕЖДУ ДОБРОТА СОСТРАДАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ СОЧУВСТВИЕ СОУЧАСТИЕ ПОНИМАНИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЖЕРТВЕННОСТЬ ЩЕДРОСТЬ ЛЮБОВЬ ЛЮДЕЙ На виртуальных книжных полках (ведь в сельскую библиотеку я не могу попасть, она находится на втором этаже) я также нахожу то, ЧТО ПОМОГАЕТ МНЕ ЖИТЬ ЛЮБОВЬ ТЕРПЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТЬ УПОРСТВО ПРЕОДОЛЕНИЕ ДОБРОТА Если бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведёт тебя самой трудной дорогой, потому что лёгких путей, к счастью, не бывает. Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы. (Эрих Мария Ремарк) Не теряй надежду. Тем, кто ждёт, обычно везёт. Бороться и искать, найти и не сдаваться! (Вениамин Каверин /Два капитана) Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы учиться танцевать под дождем. (Вивиан Грин) Успех означает умение терпеть одно поражение за другим, не теряя воли к победе. (Уинстон Черчилль) Наши друзья частички нашего счастья Когда читаю умные, добрые и искренние слова, написанные другими людьми, беру карандаш и записываю свои мысли, наполненные самыми разными чувствами ЭТО РОЖДАЕТСЯ В МОЕЙ ДУШЕ Мы видим то, что видеть не хотим, Мы забываем тех, ради кого сильнее были. Проходим мимо вас, кто искренне любил, И жутко верим тем, кто этого не заслужил. Мы пламенно желаем то, о чем мечтать не смеем. Мы жадно бредим тем, что сделать не смогли. Отчасти правы вы: мы маски все одели, А тот, кто снял, тому придётся смыть и грим. Мы слёзно умоляем вас, кто пишет наши судьбы: Пожалуйста, услышьте тех, кто вышел из игры. Помилуйте и тех, кто не имеет чувства, В котором так нуждается, кто вышел из игры * * * НАДЕЖДА Порой надежда, через боль пройдя, Как будто бы покинула тебя, С икон святые на меня глядят И я не знаю с жалостью? Любя? Надежда. Нет, она не исчезает, А прячется в душе на самом дне. И память потихонечку стирает, Все, от чего я плакала вчера. Надежда, ты не бойся, я с тобою, Расправь же крылья и лети за счастьем! Ты видишь, я живу, я планы строю, Восходит солнце, кончится ненастье! Всё, что в жизни происходит, Не поддается нашим объяснениям. Я оказалась в инвалидном кресле, Но не пускаю внутрь себя сомнения. Возможно, кто-то глядя на меня, Подумает, что бедная, несчастная. А я, чрез боли все пройдя, Найду СВОЮ дорогу счастья! Февраль 2013 года. С уважением к Вашему труду, с надеждой на Вашу поддержку всех, кто в это нуждается, Швецова Алина
14 VII МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА» Башкирова Александра, ученица 6 класса Средняя общеобразовательная школа 3, г. Котельники Руководитель творческой работы: Винокурова Вера Сергеевна ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ Цель творческой работы: обмен опытом по формированию здорового образа жизни школьников; обмен опытом по организации досуга учащихся общеобразовательной школы; пропаганда здорового образа жизни. Задачи творческой работы: проследить, как организация внеклассной работы и досуга влияет на формирование здорового образа жизни школьников; создание условий для организации досуга школьников; формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни. Краткое описание творческой работы: Творческая работа «Здоровые дети здоровая нация» представляет опыт классного коллектива по формированию здорового образа жизни. Так как сохранение здоровья детей задача не только родителей, но и государства, то в работе содержатся сведения о важнейших государственных документах, которые обеспечивают право на охрану жизни и здоровья детей. В работе имеются сведения о самых распространённых заболеваниях среди подростков и указаны их причины. Широко представлены в работе составляющие здорового образа жизни. Это и соблюдение режима дня, который является не только рекомендательным для школьников, но составлен с учётом пожеланий учащихся конкретного класса. Это сведения о продуктах питания, которые способствуют укреплению здоровья детей, о конкретном меню на завтрак, обед, полдник и ужин. Наглядно представлена в работе занятость учащихся во внеурочное время в кружках, секциях. Сделаны соответствующие выводы: правильно организованный досуг учащихся приводит к формированию потребности в ведении здорового образа жизни, в профилактике вредных привычек. Актуальность творческой работы: Проблема воспитания здорового поколения является одной из главных в любом обществе. Уже через несколько лет сегодняшние школьники станут полноценными тружениками, от которых будет зависеть благосостояние страны. Вывод очевиден: здоровые дети здоровая нация. Именно поэтому одним из приоритетных национальных проектов является проект «Здоровье». Учитывая важность данной проблемы, нужно знать, что в первую очередь здоровье человека зависит от образа жизни, который он ведёт. Задача взрослых: родителей и педагогов помочь детям организовать досуг, привить любовь к спорту, здоровому образу жизни, предостеречь от вредных и пагубных для здоровья привычек и увлечений. Данная работа свидетельствует о том, что быть здоровым, спортивным, увлечённым, творческим значит быть счастливым. Проблема воспитания здорового поколения стала сегодня одной из главных в обществе. Она не является частной. Все мы должны знать, что и в Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, и в Конституции РФ, принятой в 1993 году, и в Федеральном законе 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и в Федеральном законе 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» правам детей и их здоровью уделяется большое внимание. В статье 6 Конвенции о правах ребёнка говорится: «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Самое первое право, которое ребенок получает с первой секунды жизни это право на жизнь. А далее родители и государство заботятся о здоровье детей. Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В статье 7 «Приоритет охраны здоровья детей» Федерального закона 323-ФЗ сказано: 1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. 2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. В целях обеспечения прав детей по охране здоровья в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения детям оказывается бесплатная медицинская помощь и проводятся профилактические мероприятия. Проблема здоровья детей касается граждан любой страны. Сегодня во всем мире наблюдается обеспокоенность здоровьем и благополучием детей. Почему? Ответ очевиден: «Здоровые дети 14
15 здоровая нация». Дети имеют право расти в благоприятной для здоровья среде. Я решила выяснить, действительно ли, как показывают научные исследования, сообщается в средствах массовой информации, ухудшение состояния здоровья школьников приняло устойчивый характер. За помощью я обратилась к медсестре школы. Оказалось, что самым распространенным заболеванием является нарушение осанки, затем нарушение зрения, далее острые и хронические заболевания желудка и органов дыхания. Чем обусловлены данные заболевания? Отсутствием рационального питания, несоблюдением режима дня, низкой физической активностью, длительным пребыванием за компьютером, бесконтрольностью со стороны взрослых, проблемами в семье. Многие родители рано уходят на работу и не могут проконтролировать, позавтракал ли ребёнок. У многих родителей и детей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Я думаю, надо больше говорить о здоровом образе жизни, меньше рекламировать продукты питания, которые могут быть опасны для детей. На одном из классных часов мы познакомились с книгой Анатолия Берестова «Удар по здоровью». Мы узнали, какие добавки, пищевые красители и консерванты отрицательно сказываются на здоровье. Сейчас пусть и не все мои одноклассники, но многие более внимательно стали относиться к своему здоровью. 12 из 25 учащихся моего класса обедают в школьной столовой. Ещё в прошлом году комплексные обеды заказывали только трое учащихся. Не только неправильное питание может отрицательно сказаться на здоровье детей, но и чрезмерное пребывание за компьютером. Некоторые родители поздно возвращаются с работы, дети в их отсутствие много времени проводят за компьютером, а на уроках они неактивны, так как на сон было отведено недостаточно времени, чтобы восстановить силы. Некоторые подростки предпочитают играть в «виртуальный» футбол, чем пойти на спортплощадку, покататься на лыжах или коньках. В классе мы смотрели фильм «Виртуальная агрессия», а потом обсуждали его содержание. Психолог Шишова в этом фильме рассказывала, что компьютер «подмораживает» детские сердца, то есть делает детей менее отзывчивыми, чуткими. Кроме того, длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки и зрения. Я думаю так: мало знать свои права, осознавать, что мы имеем право на получение медицинской помощи. Главное, надо больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес. Необходимо научить детей заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки. Время работы за компьютером не должно превышать 1,5 часа в день. Надо знать, как правильно организовать рабочее место. Через каждые минут работы за компьютером надо делать минутный перерыв, во время которого полезно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером заранее нужно оговорить и не превышать его. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Данная тема заинтересовала меня тем, что мне захотелось поделиться положительным опытом моего классного коллектива. Вот каковы, на мой взгляд, составляющие здорового образа жизни: I) Соблюдение режима дня. II) Правильное питание. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Добавление в продукты питания красителей, консервантов, подсластителей негативно сказывается на здоровье детей. В пищу употребляются продукты, содержащие много углеводов. Результат переедание и ожирение. Питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма. Правила здорового питания: 1. Дети должны есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания. 2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисло-молочные продукты, сыр не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно. 3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. (Более половины учащихся моего класса обедают в школьной столовой). 4. Следует употреблять йодированную соль. 5. В межсезонье (осень зима, зима весна) дети должны получать витаминно-минеральные
Источник