Поделка одежда народов россии 4 класс технология презентация

Урок технологии «Одежда народов России»
методическая разработка по технологии

Урок дан в 4 классе по УМК «Школа России», но может быть полезен и при работе с другими УМК.

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

Задачи урока:

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

Скачать:

Вложение Размер
Технологическая карта урока 34.9 КБ
Презентация к уроку 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии 4 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Одежда народов России»

Цель урока: Изготовить аппликацию народных костюмов из разнообразных материалов (ткань, бумага)

— познакомить учащихся с костюмами народов России

— закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью

-закрепить умения работать по технологической карте

— воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию

— развивать аналитические способности.

— усвоить последовательность изготовления народного костюма

— уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани

— использовать приёмы работы с тканью по шаблону

— использовать декоративные материалы для составления орнамента

— осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

— сравнивать орнаменты костюмов народов разных национальностей

— оформлять изделия по собственному замыслу

— составлять план работы по изготовлению изделия

— контролировать и корректировать работу по плану и технологической карте

Создание условий для формирования следующих умений:

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции, положительно относиться к людям разных национальностей.

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, технологическую карту, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов);

— определять самостоятельно и в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности национальных костюмов, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы .

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре.

Формы работы учащихся: парная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Долгожданный дан звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Л : внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Метод проблемного изложения

— Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

О чем это стихотворение? (о родине)

— В какой стране мы живем? (в России)

— Люди, каких национальностей живут в России?

СЛАЙД 2 Мы живём в многонациональной стране и часто даже не подозреваем, насколько она богата разными народами. В начале 21 века численность жителей России оценивалась в 145 млн. человек. Около 80% составляют русские. Остальные 20 % являются представителями 180 народов, говорящих на самых разных языках. Официальное название нашей страны – РФ. Федерация в переводе с латинского «объединение, союз». Оно подчёркивает, что в состав России, помимо различных территориальных объединений, входит 21 независимая республика. В каждой, помимо русского, официально принят свой государственный язык. Обычно на нём говорит коренное население республики. Например, в Татарстане это татарский язык, в Якутии – якутский, в Мордовии – мокшанский, в республике Марий Эл – марийский. На территории республики Дагестан, помимо русского, официальными являются сразу 13 языков! Этот яркий пример подчёркивает разнообразие народов, населяющих просторы России. Каждый из них по-своему уникален. У каждого своя история, культура, обычаи, особенности национальной кухни и, конечно, свои одежды. СЛАЙД 3

Обратите внимание на выставку, организованную в классе.

Догадались, чему будет посвящен наш урок? Определите тему урока. СЛАЙД 4

(-Одежда (костюмы) народов России)

— Что мы узнаем на уроке?

(-Познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении)

-Как вы думаете, какое изделие мы сегодня будем выполнять?

Источник

Презентация по окружающему миру «Одежда народов России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект ученицы 1 «Б» класса Петуховой Елизаветы ОДЕЖДА НАРОДОВ РОССИИ

Россия самая большая страна в мире. На ее территории проживает около 130 наций и народностей. Одежда разных народов отличается друг от друга в зависимости от того в каком месте они проживают, какие климатические условия, чем занимаются и из чего они могут её сделать.

Большая часть жителей Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная), возрасту, семейному положению. Чаще всего одежда отличалась не видом одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Однако в русской деревне богато украшали не любую одежду, а только праздничную. Самую красивую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству. По расцветки и вышивки можно было определить в какой области проживает человек.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, нешироких штанов (порты). Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали кушаком или шнурком-гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, наши предки были очень верующии, поэтому рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы. Верхней одеждой служил зипун (дорожный вид одежды) иликафтан,в зависимости от погоды был теплый или холодный. Чем богаче был владелец кафтана, тем больше на одежде было драгоценностей. Простые люди в зимнюю пору носили овчинные тулупы мехом внутрь.Для бояр шубы шили из соболей и сверху обшивали богатой тканью, мех был виден только на отложном воротнике. Обувью были сапоги или лапти. Русские шапки были разнообразны, и их форма имела свое значение в быту. Бояре носили шапку высотою в «локоть” — 40 см. Шили их из дорогих мехов — соболей, лис.

Источник

Конспект урока технологии в 4 классе Тема: «Исторический костюм. Одежда народов России. ТБ.».

Тема: Исторический костюм. Одежда народов России. ТБ.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с особенностями народных костюмов России, основными частями женского (рубаха, юбка, понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) костюма; с основными материалами, из которых изготавливалась национальная одежда (лён, хлопковая ткань); повторить: виды натуральных тканей; технологические способы и приёмы сгибания, биговки, соединения объёмных деталей. учить изготавливать модели национальных костюмов в технике бумагопластики; развивать у учащихся наглядно-образное мышление, развивать моторику рук, познавательный интерес; воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты: предметные — познакомить с особенностями народных костюмов России, основными частями женского (рубаха, юбка, понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) костюма; с основными материалами, из которых изготавливалась национальная одежда (лён, хлопковая ткань); повторить: виды натуральных тканей; технологические способы и приёмы сгибания, биговки, соединения объёмных деталей. учить изготавливать модели национальных костюмов в технике бумагопластики; метапредметные — организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; использовать полученные умения и знания об обработке текстиля, бумаги и картона для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ в зависимости от их свойств и происхождения; знакомиться с историей костюма, культурой народов России и мира; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; личностные — поощрять интерес к культурным традициям, истории моды народов мира, народным традициям России, своего региона, края; стимулировать дружеские отношения, взаимопонимание, готовность к взаимопомощи при работе всем классом и по группам.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: картон, ножницы, ткань.

I . Организационный момент

II . Самоопределение к деятельности

III . Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— На уроках окружающего мира мы уже говорили о древних славянах. Сейчас мы познакомимся с традиционными русскими костюмами. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.

Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).

Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.

Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.

Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

Р усский национальный костюм носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

— Каковы особенности национальной одежды и головных уборов народов России (составные части, отделка, её значение)?

— Есть ли сходство в национальной одежде разных народов России?

— Как назывался самый распространенный в России головной убор?

— Как отличались прически девушек и замужних женщин?

Правила безопасной работы с ножницами

V . Продолжение работы по теме урока.

1. Выполнение проектного задания (с. 75)

1) Рассмотри конструкции. Назови их особенности.

2) Придумай свое изделие.

3) Подбери материалы.

1) Продумай способы выполнения каждого этапа изготовления изделия (памятка 2).

2) Составь план работы.

3) Изготовь изделие.

2. Защита проекта.

А) Общая эстетичность изделия.

Б) Подбор материала.

В) Оригинальность элементов, выявление и решение конструкторско-технологических проблем.

Г) Использование средств художественной выразительности.

VI . Подведение итога урока

— Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

— Какие знания и практические умения помогли вам сделать свои изделия красивыми, качественными и удобными в использовании?

Источник

Технология. 4 класс. Тема. Одежда народов России.

Технология. 4 класс.

Тема. Одежда народов России. (Учебник, с. 72–75)

решение учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с национальной одеждой народов России, основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; способствовать формированию умений различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; содействовать развитию навыков изготавливать плоскостную картонную модель народного или исторического костюма народов России

Предметные: познакомятся с национальной одеждой народов России; основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей жен ских головных уборов, их современными фасонами; научатся различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России

Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения; знакомиться с культурой народов России; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе

Личностные : опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения

Образовательные ресурсы: учебник (с. 72–75); чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории нашей Родины – России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия Левушкина

– Мы побываем в музее русской национальной одежды. Тема урока «Одежда народов России».

– Как называется наша страна сейчас? Как она называлась раньше? Можем ли мы совершить путешествие во времени, чтобы больше узнать об одежде? Кто нам будет помогать?

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде.

Слушают стихотворение: Россия

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией.

Россия… Россия… Раздолья… Равнины…

Березы босые. с едые осины. Все дорого с детства,

Все памятно с детства – и все же не можешь никак наглядеться… (Анатолий Левушкин.)

– Сегодня на уроке мы…

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

– Выполните задание игры «Одень куклу». Выберите древнегреческую и древнеримскую одежду и оденьте бумажную куклу.

– Почему у древних греков была такая открытая одежда?

– Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе?

– Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

– Как вы думаете, в чем главное назначение одежды?

– В д ревней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

– В России проживают люди разных национальностей. В прежние времена люди подчеркивали национальную принадлежность особенностями одежды.

– Рассмотрите в учебнике одежду людей разных национальностей: мордва, калмыки, ненцы, кабардинцы. Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается?

– Что вы знаете о национальной одежде своего края?

– Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог многое рассказать, например, замужем женщина или нет, в какой (губернии) крае проживает. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать об этих женщинах? Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня.

– Рассмотрите кокошники разных губерний. Чем они различаются?

Кичка – старинный русский головной убор замужней женщины. В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка. Рога коровы – знак плодородия, достатка.

– Решите кроссворд «Одежда на Руси». Центральное слово – одежда, которую сначала носили богатые знатные люди, а в XVIII веке она стала крестьянской.

к россворд «Одежда на Руси»:

1. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

2. Верхняя женская одежда накладная, не сшитая по бокам. (Запона.)

3. Собой не одинакова, а нужна однако: и младенцу, и мертвецу, и доброму молодцу. (Рубаха.)

4. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Штаны.)

5. Мужская одежда XV века. (Кафтан.)

6. Липовый кузовок ночью отперт, днем заперт. (Лапти.)

7. Поверх чего одевали лапти? (Онучи.)

– Древняя Греция: хитон, гиматий.

– Древний Рим: туника, тога.

– В Греции теплый, мягкий климат.

– В Европе суровый климат, и такая одежда была бы холодной и неудобной.

– Назначение одежды: защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека.

– Народная одежда различалась по назначению
(будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами, в результате чего получался красивый русский народный костюм.

Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории мужского русского костюма.

– Основой русского мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты. Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Онучи – узкие куски ткани длиной до 2 метров. Лапти – плетенная из лыка обувь.

Поверх рубахи обычно надевали зипун . Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории женского русского костюма.

– Основой женской одежды была длинная сорочка . У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан – распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

– Разбейтесь на группы по 4–5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России.

– Соберите информацию об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского костюмов, головных уборов, подберите материалы и инструменты, используйте законы композиции.

– Продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия. Составьте план работы, изготовьте фигуры в народных костюмах.

– Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.

Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Составляют технологическую карту изготовления изделия:

1. Выполнить разметку деталей манекена.

2. Вырезать детали манекена.

3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить.

4. Прическу выполнить с помощью ниток.

5. Собрать детали манекена в единую композицию.

Работают в парах. Составляют и объясняют пословицы.

• На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел.

• Не учась и лаптя не сплетешь.

• По одежке встречают, по уму провожают.

• Береги платье снову, а честь смолоду.

• На воре шапка горит.

• Работать спустя рукава.

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? Какое изделие вы выполняли на уроке?

– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?

– Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали?

– Каким способом прикрепляли нити к основе?

– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?

– Что еще можно изготовить из ткани?

д ает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось.

– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа…

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской

Источник

Читайте также:  Мяч поделка с детьми
Оцените статью