Слепой художник
ПЛОСКИЙ ПЛАСТИЛИН
Видео:
Методика работы: Берется картон. Можно сразу взять плакатный цветной картон, а можно белый закрасить пластилином. Если не делать фон пластилином, то со временем вокруг изображения могут появиться жирные пятна.
Нужно подобрать пластичный пластилин, тот что не липнет к рукам не подходит, так как и к картону он будет прилипать плохо.
Взять кусочек пластилина нужного цвета. Можно смешивать пластилин разных цветов. Скатать кончик в тонкую трубочку и ее приложить к картону и тонко размазывать рукой, придавая ей нужную форму. Так постепенно выложить контуры изображения, а потом закрасить их внутри.
Можно трубочку не размазывать по картону, а прилиплять ее, тогда изображение получится более выпуклым. Внутри такого изображения можно закрасить пластилином или выложить пластилиновыми шариками или полосками, здесь можно проявить фантазию.
Далее >>
Источник
Консультация «Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми»
консультация по аппликации, лепке
В данной консультации говорится об особенностях проведения занятий по лепке со слепыми детьми. Указываются методы и приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми» | 7.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для родителей
« Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми »
Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.
Возможности изобразительной деятельности слепого дошкольника явно отстают от возможностей его восприятия. Не владея навыками работы с пластилином, глиной, ребенок становится беспомощен, столкнувшись с задачей создать изображение предмета, каждая деталь которого хорошо ему известна. Таким образом, детей необходимо специально учить приемам изобразительной деятельности.
В предметной лепке дошкольника учат схематичному изображению объекта. В объекте прежде всего выделяются наиболее характерные, существенные для узнавания объектов данного класса детали (так, у зайца — это голова с длинными ушами, туловище, лапы и короткий хвост). Затем каждая выделенная часть отождествляется с той или иной геометрической формой. На начальном этапе обучения — это шар и яйцеобразная форма, а также форма, которую в практике дошкольного обучения обычно называют «колбаской». В нашем примере зайца изображают с помощью шара (голова), яйцеобразной формы (туловище), колбасок разной длины и толщины (уши и конечности), маленьких шариков (глаза, нос и хвостик). Некоторые простые по форме и доступные для изображения в лепке предметы нельзя отождествлять с перечисленными исходными формами, но основой при выполнении их изображения являются все те же элементарные формы. Так, чашка получается после вдавливания большим пальцем поверхности шара.
Таким образом, основой для обучения детей лепке является знакомство с понятиями «круглый», «шар», «продолговатый», «вытянутый» и умение передать простые формы в пластилине (шар, колбаска). Кроме того, дети должны владеть понятиями — «длиннее—короче», «толще—тоньше», «шире—уже», «выше—ниже», «больше—меньше». С этого и должно начинаться обучение.
На занятиях лепкой дети овладевают умением раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке круговыми движениями (шар) и прямыми движениями (колбаска). Полученная ребенком форма «опредмечивается». При лепке палочки ребенок раскатывает прямыми движениями колбаску и затем стучит обеими ее концами о доску. В результате оба конца колбаски делаются плоскими. Обычно дети с удовольствием выполняют это действие. При лепке палочки следует дать детям в качестве образца деревянную палочку. Задача ребенка — слепить палочку такой же длины и толщины, как образец.
Предметная лепка предполагает предварительное обследование предмета, который предстоит изобразить. В нем выделяются основные части, указывается на особенности их формы (круглая, продолговатая, узкая, длинная и т, д.). Дети, обладающие цветоразличением, определяют цвет предмета и его частей и в соответствии с этим подбирают пластилин. После обследования реального предмета желательно познакомить детей с уже готовым его изображением, которое выступает в качестве образца. Детям указывается последовательность действий. Так, при лепке грибка сначала лепится шарик, из которого путем вдавливания получается шляпка, затем раскатывается толстая колбаска — ножка.
В процессе лепки особое внимание следует уделить пространственному расположению деталей предмета, так как именно его понимание вызывает трудности у детей с глубоким нарушением зрения. Это относится как к простым предметам типа корзинки с ручкой, так и к предметам, содержащим большое количество различных деталей. К последним относятся, в частности, изображения животных. Незрячему ребенку бывает непросто правильно прикрепить к туловищу голову, лапы и хвост. Еще труднее найти место для таких мелких деталей, как глаза, уши, нос. При этом необходимо заострить внимание детей на том факте, что у животного уши расположены наверху (на макушке), в то время как у человека они находятся сбоку. Глаза у человека располагаются спереди, а у животных — сбоку.
Обучение лепке строится по принципу от простого к сложному. Вначале дети учатся лепить предметы простой формы, не имеющие дополнительных деталей. Такими предметами могут быть мяч, палочка, баранка, крендель, лепешка, блюдце. Затем лепятся простые по форме предметы, имеющие дополнительные детали, которые выполняются из другого куска пластилина и затем прикрепляются основной части изделия. Это яблоко с веточкой, грибок, чашка, пирамидка, состоящая из шариков или из колечек.
Постепенно форма предметов усложняется. Дети становятся способны слепить корзинку с ручкой, состоящую из колбасок, и наполнить ее грибами, елку (ствол — палочка, ветки — все те же колбаски). Они лепят овощи и фрукты различной формы, начиная использовать прием вытягивания той или иной детали. Анализируя форму различных плодов, дети вынуждены сравнивать их друг с другом и с исходной формой — шаром. Так, яблоко круглое, как шар, но с небольшой вмятиной, репка немного приплюснута сверху, а нижний конец у нее немного вытянут.
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вершиной творчества слепых дошкольников является изображение животных и человека. Следует учесть, что с большинством животных дети знакомятся с помощью игрушек. Обычно детские сады для детей с нарушениями зрения не располагают набором чучел животных. В выгодном положении находятся дети, обучающиеся в дошкольных группах при школах для слепых. Они имеют возможность обследовать чучела животных, находящиеся в кабинете биологии. Лишь немногие слепые дошкольники хотя бы раз в жизни трогали живых кошку или собаку. Исключение не составляют, по нашим наблюдениям, и дети, живущие в сельской местности. Хорошо различая животных по голосам, они плохо знают их характерные особенности.
У детей, не обследовавших ранее ни живых животных, ни их чучела, с трудом формируется представление об их абсолютной и относительной величине. К сожалению, игрушки, выпускаемые отечественной промышленностью, очень мало могут помочь в формировании адекватного образа животных и их относительной величины. Поэтому лепка животных с учетом их характерных особенностей и относительной величины является немаловажным средством в формировании у слепых детей представлений о животном мире.
Человек изображается слепыми дошкольниками схематично. Половые и возрастные различия изображаются деталями, наиболее существенными для детей. Например, девочка отличается от мальчика косичками, Дед Мороз от Снегурочки — бородой.
Развитию пространственных представлений слепых дошкольников и формированию представлений об относительной величине предметов во многом способствует выполнение лепных композиций. Например, гриб под елкой, человек с собакой. Композиции могут создаваться не только индивидуально, но и сообща (например, лес, хоровод).
Литература: «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СЛЕПЫМИ ДЕТЬМИ В ЧАСЫ КОРРЕКЦИИ» Главный редактор Е. М. Панина, Редактор Р. В. Шишова. Художественный редактор Б. А. Котляр Технический редактор Г. П. Грачева. Корректор О. Н. Кортикова, редакционно — издательский отдел ИПТК «Логос» ВОС.
Источник
ЗАНЯТИЯ ЛЕПКОЙ СО СЛЕПЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
При обучении слепых детей лепке решается несколько задач, корригирующих недостатки развития, вызванные слепотой.
В лепке дети воспроизводят воспринятые объекты. Это требует активного и детального их обследования, поэтому лепка становится для слепого не только средством эстетического воспитания, но и в первую очередь средством формирования приемов осязательного восприятия. Ценность лепки для воспитания слепого заключается в том, что, работая над воспроизведением предметов, дети учатся активно воспринимать окружающий их мир, отражать и передавать форму, объем, величину, строение, характер поверхности предметов. Таким образом, лепка содействует уточнению и обогащению представлений детей об окружающем.
Огромно значение лепки и в развитии координации движений слепых детей, в развитии мелких мышц рук, в формировании силы и точности движений пальцев рук, что важно для овладения рельефно-точечным шрифтом Брайля. Поэтому отработка технических приемов лепки является важной ступенью в подготовке слепого ребенка к школе, в подготовке его руки для письма и чтения.
В процессе обучения слепых детей дошкольного возраста лепке ставятся следующие конкретные задачи:
1. Научить различать простейшие формы предметов и узнавать их в сложных фигурах.
2. Научить передавать строение несложных предметов, правильно соотносить основные части по величине, форме, расположению.
3. Развить у детей интерес к познанию предметов. Преодолеть страх перед ощупыванием предметов и научить выделять характерные для данного предмета признаки, детали.
4. Научить передавать в лепке существенные и характерные признаки объекта.
5. Научить детей отражать в лепке разные стороны жизни – объекты природы, предметы, сделанные человеком, сцены из жизни детей и взрослых, сказочные персонажи и т.п.
Лепка со слепыми дошкольниками проводится с натуры (т.е. дети во время работы имеют возможность неоднократно обследовать объект лепки) и по представлению (т. е. дети лепят только по памяти). Основная задача первых занятий – показать слепым воспитанникам, что из глины (или пластилина) можно лепить различные фигуры, сделать много простых предметов. Воспитатель обращает внимание детей на приемы работы с глиной (позже – с пластилином), на необходимость быть аккуратными, соблюдать гигиенические правила: засучивать до локтей рукава, после занятий мыть руки с мылом, лепить только на дощечках. Важно, чтобы воспитатель следил за выполнением этих правил, только тогда дети быстро привыкнут точно им следовать.
Лепка начинается с изготовления “палочек”, “шариков”, “лепешечек”. Особое внимание обращается на то, чтобы слепые дети придавали изделию нужную форму руками, а не раскатывали на доске. Это важно для них, так как развитие силы и точности движений руки является важным условием овладения приемами и способами осязательного восприятия. В ходе занятия воспитателю приходится показывать приемы лепки индивидуально, руками ребенка, придавая глине заданную форму.
Вылепить палочки слепым детям обычно очень легко, движения ладоней рук вперед – назад они быстро усваивают и правильно вылепливают палочки, столбики, колбаски. Труднее дается лепка шарика или мячика. У большинства детей шарики получаются продолговатой, яйцевидной формы. Лепку шариков в различных вариантах приходится повторять несколько раз.
Занятия следует начинать лепкой с натуры, чтобы ребенок мог постоянно сверять результат своей работы с объектом. При этом важно следить за тем, чтобы у детей был достаточно большой кусок глины, чтобы вылепленный предмет соответствовал по величине натуральному. На первых этапах обучения лепке с натуры следует выбирать для образца мелкие натуральные предметы. Это позволяет ребенку легко провести сравнение своей работы с заданным объектом.
Очень часто дети стараются лепить из маленького кусочка глины. Это неплохо для развития мелких движений руки. Однако невозможность изменить деталь из-за малых ее размеров часто ведет к тому, что ребенок ломает всю поделку. Это отрицательно сказывается на отношении ребенка к своей работе: он не заканчивает ее вовремя, теряет уверенность в своих силах и интерес к тому, что делает; у него появляется негативизм.
Лепка из относительно крупных кусков глины (или пластилина) дает возможность усовершенствовать отдельные детали поделки, не разрушая всего вылепленного.
Для лепки выбираются такие предметы, с которыми дети уже познакомились в игре, в труде, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на форму и величину предметов, показывает его свойства. Особенно большой интерес вызывает у детей связь формы предмета с характером его движений. Например, рассказывая о круглой форме шара, воспитатель вместе с ребенком катает его по столу. Только после детального ознакомления с шаром ребенок может приступить к его лепке.
Лепка с натуры позволяет воспитателю научить детей воспринимать в предмете не только его существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета. Этому следует учить с первых занятий. Воспитатель организует наблюдение предметов слепым ребенком, направляет их, систематизирует, дает четкие инструкции – внимательно познакомиться с предметом, осмотреть его, чтобы затем вылепить.
Наблюдение предмета под руководством воспитателя непосредственно перед лепкой положительно влияет на качество изображения. Дети легче удерживают в памяти и передают в лепке свойства и качества предмета, которые только что воспринимали, узнавали, определяли при наблюдении и называли. Поэтому во время лепки перед детьми должен лежать натуральный предмет, который они лепят, это дает возможность при повторном ощупывании лучше изобразить его.
Приведем пример занятия по лепке.
Дети будут лепить яблоко. Каждому ребенку дается настоящее яблоко, которое он внимательно обследует. Воспитатель обращает внимание детей на форму яблока.
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем лепить яблоко. На прошлом занятии мы лепили мячик, он был похож на шарик, а яблоко? Посмотрите на яблоки, лежащие у вас на столах! Какой формы?
Надя: Тоже похожи на шарик, только вверху маленькая ямка и маленькая веточка и внизу ямка.
Воспитатель: Правильно. Веточка называется «черенок». Вот мы и будем лепить яблоко, как лепили шарик, а потом указательным пальцем сделаем внизу и вверху маленькие ямки. Скатаем небольшой черенок и прикрепим к верхней ямке. Сережа, напомни, как ты лепил шарик.
Сережа: Я взял кусочек глины и начал его мять, а потом катал на ладошках.
Воспитатель: Правильно. Вот и сейчас на левую ладошку надо положить глину и правой катать его, делая круговые движения. Кто забыл, как это делается, я покажу (Подходит к воспитанникам, которые забыли приемы лепки, и показывает, как раскатать глину.) Теперь возьмите шарики, положите на левую ладоньи указательным пальцем правой руки слегка нажмите. Получится ямка. А теперь сравните с настоящим яблоком.
Сережа: Мое яблоко похоже, но не совсем.
Воспитатель: Что же не так?
Сережа: А тут, внизу есть еще маленькая ямка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у настоящего яблока, действительно, снизу маленькая ямочка.
Надя: А нужно слепить еще черенок!
Воспитатель: Правильно, нужно слепить еще маленький черенок. Яблоко прикрепляется этим черенком к ветке. А куда нужно прикрепить черенок?
Валерик: Черенок мы прикрепим к верхней ямке, и оно будет висеть.
Воспитатель: Правильно. (Дети нашли ямки и черенок на натуральном яблоке.) Теперь сравните еще раз яблоко из глины с настоящим яблоком.
Сережа: У меня яблоко очень похоже, только маленькое.
Оля: А у меня ямка вверху, а другая сбоку.
Воспитатель: Оля, посмотри, где ямки у настоящего яблока, и исправь, сделай все, как у настоящего яблока.
Воспитатель, давая детям для лепки натуральные предметы, учит воспринимать не только общую форму, но и выделять видовые признаки предмета, признаки, которые отличают яблоко от ранее слепленного шара. В то же время воспитатель учит детей в реальном предмете увидеть те простые формы, которые являются для нас эталонами (в данном случае дети усваивают, что яблоко имеет форму шара).
Лепить сложные предметы, состоящие из нескольких частей, слепым детям очень трудно. Это связано с ограниченной осязательной ориентировкой в малом пространстве. Когда приходится лепить фигуры зверей, то дети путаются в большом количестве деталей, которые им нужно заготовить, стараются не выпускать их из рук, что мешает работать. В таких случаях нужно показать детям начальное действие, необходимое для выполнения данной работы и последовательность действий.
В лепке сложных предметов огромную роль играет образец, выполненный воспитателем. Образец делается в присутствии детей. Каждое действие показывается детям заранее. Прослушав объяснения, дети запоминают последовательность работы, понимают, что они должны будут вылепить. В процессе лепки дети пользуются полученными указаниями и сравнивают свою поделку с образцом. Последовательное выполнение действий требует от слепого дошкольника умения в соответствующем порядке расположить части на доске. Вначале дети не в состоянии сделать это и при обследовании деталей путают их места. Поэтому при выборе объектов для обучения слепых дошкольников лепке из составных частей ограничиваются только двумя-тремя частями. Сложные фигуры зверей и птиц выполняют из одного куска, начиная применять лепку из одного куска значительно раньше, чем в массовых дошкольных учреждениях.
Приведем краткий конспект занятий по лепке.
Тема занятия. Лепка птички – снегиря (лепить из целого куска путем оттягивания).
Воспитатель. Дети, сегодня мы будем лепить снегиря. Вспомните, как мы были в уголке природы, брали его в руки, осторожно ощупывали. Я вылепила вам снегиря. Вот он. Посмотрите, у снегиря маленькая круглая головка. На голове у него клюв и глаза. Туловище снегиря почти круглое, сзади плоский небольшой хвостик, а снизу под животом две лапки, на каждой лапке три пальчика спереди и четвертый сзади, для опоры. (Каждому ребенку показывается слепленный образец.) Я сейчас буду лепить снегиря и рассказывать, как я это делаю, а вы внимательно слушайте и лепите так же.
Берем кусок глины, катаем шарик. Из шарика раскатываем округлую, немного вытянутую фигуру, как яичко. Возьмем эту фигурку в левый кулак, а правой рукой всеми пальцами оттягиваем с одной стороны небольшую круглую головку и короткую шейку. С другой стороны двумя пальцами (большим и указательным) оттягиваем хвостик. На голове нужно оттянуть клюв. Шейку выровнять, чтобы была гладкая. Теперь поверните птичку хвостиком к себе. Двумя пальцами правой руки оттяните и выровняйте хвостик, так, чтобы он получился плоский, у туловища несколько уже, а к концу чуть шире. Теперь нужно вылепить ножки. Для этого сделайте внизу на животе между головой и хвостиком два защипа. Из каждого защипа сделайте ножку. Ножка должна быть круглой, с тремя пальцами внизу спереди и с одним сзади.
Образец еще раз показывается детям для контроля и сравнения. Некоторые дети, хорошо поняв объяснения, справляются с лепкой самостоятельно. Остальным детям требовалась помощь. Воспитатель показывает им, где должны быть оттянуты голова и хвостик, ножки, т. к. дети затрудняются в ориентировке на теле птички.
Основные трудности при лепке птички для слепых детей состоят в умении найти место каждой из основных частей и правильно расположить их по отношению к туловищу. Ход занятия должен быть направлен на то, чтобы помочь детям в ориентировке во взаимном расположении частей. Воспитатель использует для этого руку ребенка, показывает простые приемы ориентировки на куске глины: “Возьмите слепленное туловище снегиря в руку и зажмите в кулак. С одной стороны туловища нужно сделать головку, а с другой – хвостик!”. Такое объяснение, основанное на доступных детям мерах пространства, помогает им выполнить задание.
Одни умения и навыки дети приобретают быстрее, другие требуют долгих упражнений.
Лепить округлые формы, свойственные живой и неживой природе, детям легче, чем прямоугольные.
Например, лепить мебель слепым детям трудно, потому что в ней много элементов прямоугольной формы. Кроме того, им трудно представить и понять, как соединяются части предмета. Поэтому предварительно на занятиях по конструированию дети знакомятся с разборной игрушечной мебелью: обследуют ее в собранном виде, самостоятельно разбирают и собирают ее, обследуя составляющие каждого предмета части.
При лепке предметов сложной формы образец показывается детям в готовом виде. Не следует разбирать его на самом занятии. Эта работа должна предшествовать занятию лепкой, так как разборка отвлекает внимание детей от основной темы, затрудняет ориентировку на рабочем месте. Необходимо, чтобы к началу работы у детей уже были представления о составных частях предмета. Готовый образец позволит ребенку восстановить образы деталей, необходимых для его выполнения. Подготовительные занятия по конструированию предметов сложной формы позволяют воспитателю использовать представления детей в лепке по представлению.
Лепка по представлению проводится на объектах, которые дети ранее не только воспринимали, но и лепили. Для закрепления материала со слепыми детьми проводятся занятия, на которых воспитатель предлагает детям самим выбрать объекты для лепки. Такие занятия принято называть лепкой по замыслу детей.
Дети должны научиться ставить перед собой такую задачу, которую они сумеют выполнить, т. е. должны уметь соотносить свои силы и возможности с поставленной задачей. Это очень сложно, и лепку по замыслу детей можно проводить только тогда, когда они уже поняли, что умеют делать. Если детям предложить лепку по замыслу раньше, то они, не вполне владея приемами лепки и не представляя четко объекта, выбирают для воспроизведения те предметы, которые им нравятся, но вылепить которые они не сумеют. Так, на одном из занятий Надя К. решила лепить велосипед, Валерик С. – коляску с куклой, Оля Б. – куклу, Сережа В. – мотоцикл. Дети не могли их вылепить, так как у них не было еще четкого представления об этих вещах. У Сережи, которого перед этим катали на мотоцикле (что произвело на него большое впечатление), вместо мотоцикла получился один руль. Надя вместо велосипеда слепила два колеса и никак не могла их соединить, потом прилепила ободками одно колесо к другому. У Валерика получилось нечто очень отдаленно напоминающее тележку. Ошибка воспитателя заключалась в том, что он очень рано предложил детям лепку по замыслу, когда у детей еще не было сформировано правильное и критическое отношение к своим знаниям и умениям. Необходимо учить детей и в то же время руководить их лепкой по замыслу. Предлагая лепить, кто что хочет, воспитатель называет предметы, которые дети уже научились лепить, напоминает: “Можно сделать огурчик, морковь, мячики, куклу”. Предоставление детям сразу неограниченной самостоятельности не приводит к желаемым результатам. Вместо инициативы и творчества у большинства детей развивается подражательность. Иногда даже понижается интерес к занятиям, из-за невозможности вылепить задуманное или низкого качества выполненной работы.
Огромное воспитательное значение имеет сюжетная лепка.
Она становится показателем больших достижений ребенка дошкольного возраста, характеризует богатство его представлений об окружающем и является завершающим этапом работы на занятиях по лепке. Начинается сюжетная лепка с простого подражания. Дети подражают деятельности своих более умелых товарищей.
Однако они редко ограничиваются точной копией. Подражание постепенно превращается в активную форму самостоятельной деятельности. Дети не останавливаются, например, на лепке фигуры снеговика из трех шаров, а развивают и усложняют свою работу: лепят снеговика, дают ему в руки палку, метелку, на голову надевают ведро.
Чтобы провести сюжетную лепку, детям нужно накопить много знаний, умений и навыков.
Приведем краткий конспект занятия, проведенного в старшей группе детского дома для слепых дошкольников г. Уфы на тему сказки “Три медведя”.
Цель занятия: закрепить умение детей выбрать сюжет для своей лепки, лепить известные им предметы, умение, правильно отразить взаимное расположение частей предметов и соблюдать пропорции. (Ранее воспитатель группы провела целый ряд занятий, на которых дети лепили отдельные элементы, необходимые для композиций: мебель, посуду, животных.)
В начале занятия сообщила детям, что все вместе они могут вылепить сказку “Три медведя”, но для этого каждый из них должен выбрать одну из сцен сказки. Воспитатель направляет замыслы детей, подсказывая им общую идею, доступную их техническим умениям.
Воспитатель: Мы будем лепить сцены из сказки “Три медведя”. Расскажите, что вы будете лепить.
Петя: Я буду лепить, как Мишутка увидел девочку на своей кроватке.
Воспитатель: Какие предметы ты будешь лепить?
Петя: Кроватку, на кроватке девочку и маленького Мишутку около кровати.
Вова: Я буду лепить девочку, она сидит за столом на маленьком стульчике. Она ест Мишуткину похлебку. Я слеплю стол, стул, чашку с ложкой и девочку.
Зина: Я буду лепить лес. В нем медведи гуляют. Я буду лепить два дерева, трех медведей – большого, маленького и среднего.
Сережа: Я буду лепить домик и девочку.
Воспитатель: Лепите то, что задумали, а потом мы составим сказку.
Дети работали самостоятельно. Каждый выполнил задуманное. Потом все вылепленные предметы расположили на большой доске.
Практика показывала, что со слепыми детьми дошкольного возраста можно проводить все виды работ по лепке: лепку с натуры, по представлению, по замыслу, сюжетную.
Занятия лепкой обогащают мир слепого дошкольника, уточняют его представления о предметах окружающей жизни и позволяют развивать его творческую активность.
Источник