- Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
- Уголь.
- Сангина и сепия.
- Соус.
- Художественный соус — что это за материал для рисования?
- Недооцененный материал
- Что такое художественный соус
- Из чего делают соус для рисования
- Популярные производители материала
- Заключение
- Что такое соус и с чем его «едят»?
Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.
Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.
Уголь.
Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.
- Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
- Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.
Сангина и сепия.
Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.
- Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
- Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.
В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.
Соус.
Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.
Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.
Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.
Источник
Художественный соус — что это за материал для рисования?
Что такое соус для рисования и из чего его делают? Рассказываю в статье подробно о таком материале в живописи, как художественный соус. Что же это такое и из чего изготавливают, читайте ниже.
Недооцененный материал
Мы с вами в предыдущих статьях уже говорили про такие популярные графические материалы, как, простой карандаш, уголь и сепию. Теперь же я хочу обратить ваше внимание на еще один интересный материал – художественный рисовальный соус.
Мне кажется, на фоне угля, сангины и сепии, соус остается как бы в стороне и незаслуженно забывается некоторыми художниками. И очень жаль, ведь с его помощью можно добиться очень интересного эффекта в рисовании и своих работах.
Так что же такое рисовальный соус и какой у него состав? Карандаш ли это, или все-таки краска? Давайте разбираться со всем вместе и по порядку.
Что такое художественный соус
Многие начинающие художники часто задаются вопросом, а можно ли создавать красивые и хорошие работы, используя маленький арсенал средств выразительности? Конечно можно! И отличной такой альтернативой будет черный соус для рисования.
По своим внешним характеристикам, художественный соус чем-то напоминает пастель, с той лишь разницей, что его палитра намного скуднее. Сейчас нам доступны только 10 цветов этого материала, от черного до белого цвета. Кстати, светлые оттенки соуса художники используют реже, чем черные или коричневые, или даже серые. Поэтому, вы можете не покупать сразу целый набор со всеми цветами соуса, а взять на пробу одну-две палочки черного или коричневого цвета, чтобы потренироваться им работать.
Также, в отличие от пастели и сепии, художественный соус, более насыщенный по своему тону. Ровно, как и угольный карандаш, соус в рисовании для художников может служить и как подготовительный материал для эскизов и набросков, так и материал для самостоятельных работ.
Художественный соус появился несколько веков назад и был очень популярен среди живописцев тех лет, но потом его стали сменять другие материалы. Из русских художников в своей живописи соус использовали Илья Репин и Иван Крамской, который писал им прекрасные графические портреты в черно-белой цветовой гамме.
Работы Ивана Николаевича Крамского соусом
Несмотря на то, что рисовальный художественный соус все реже применяют в своих работах профессиональные художники, его свойства и техники работы с ним продолжают изучать в художественных школах.
В моей онлайн-школе на курсе «Портреты карандашом для начинающих» мы тоже изучаем принцип работы с этим художественным материалом, учимся создавать красивые и правильные портреты при помощи соуса.
Из чего делают соус для рисования
Художественный соус для рисования – что это такое? Из чего сделан такой соус? Давайте разбираться!
Художественный соус – это состав, созданный на основе продуктов сгорания с добавлением растительного клея, мела, глины и красителей. Глина придает соусу те самые свойства, благодаря которым он ценится в живописи. При растворении соуса в воде, появляется именно глиняный характерный запах. Как и уголь, его прессуют в палочки, длиной по 5-6 сантиметров, очень хрупких на ощупь. Продают соус в наборе, или поштучно – от 5 до 10 цветов в упаковке.
Соус отечественного производителя «Подольск Арт»
Используют в основном черный соус для рисования, но и светлые цвета тоже можно применять в живописи. Например, вы можете светлым соусом наносить тон на общий слой бумаги перед деталировкой. Или, вы можете смешивать светлые тона с темными, получая новые, не похожие ни на что, цвета и оттенки.
Популярные производители материала
Примечательно, что художественный соус – это чисто русский материал. Он, конечно, продается и в зарубежных странах, но у нас, в России он более известен и популярен.
В нашей стране художественный соус делает фирма «Подольск Арт». Это одна из крупных компаний, расположенных в Подольске и основанной еще в 1962 году. «Подольск Арт» специализируются на товарах для художников, и производят масляную краску, холсты, мольберты, пластилин, пастель, сангину, сепию, и, конечно же, соус.
За границей соус известен больше под названием, как «русский соус», и производится такими фирмами, как «Jack Richeson», семейной компании из Америки, а также австрийский производитель графических материалов, «Brevillier’s Cretacolor». У этой фирмы, кстати, соус имеет название «твердая пастель».
Соусы зарубежных марок «Jack Richeson» и «Brevillier’s Cretacolor»
Конечно, в зависимости от фирмы и магазина, в котором вы купите соус, будет зависеть и его цена, но все-таки, это более демократичный и недорогой материал, по сравнению с масляными красками. Поэтому, если вы хотите попробовать им поработать и сделать несколько рисунков, покупайте, не пожалеете!
Заключение
Художественный рисовальный соус состоит из глины, сажи, клея и пигментов, которые придают ему оттенок. Всего в наборе может быть до 10 цветов соуса, но вы можете создавать свои, уникальные цвета, смешивая темные и белые оттенки.
Соус можно использовать и как для набросков, и как для самостоятельных работ.
По своим свойствам он может напоминать вам пастель, хотя и будет иметь некоторые отличия.
В своих следующих статьях я расскажу, как именно работать этим материалом для рисования и какая бумага нужно для соуса.
А если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить 5 звезд, мне будет приятно!
Источник
Что такое соус и с чем его «едят»?
Соус — это один из видов пастели. Сделан он из порошка продуктов сгорания, в который добавляется немного растительного клея. И поступает в продажу в виде спрессованных палочек. Обычно, в наборе соусов 10 палочек разного цвета. Причем в рисунке используются в основном 5 самых темных оттенков. Но оставшиеся 5 светлых мелков тоже можно задействовать в работе, например, ими можно тонировать бумагу перед основной пропиской деталей, или смешивать их с темными оттенками соусов для более красивых цветов. Конечно, столь насыщенных цветов, как у темных оттенков, в работе «по мокрому» вы не получите, поэтому лучше их оставить для сухих техник.
Соус, необычайно глубокий по тону, бархатистый по ощущениям и фактуре, отличается от других материалов, применяемых в рисунке, своим широким тональным диапазоном. Производится он только одной фирмой в мире — Подольск Арт. За рубежом люди даже не знают о существовании столь удивительного материала.
Как рисовать соусом?
Рисовать соусом можно как в сухом, так и во влажном его проявлении. Сухим соусом рисуется как пастелью — мелок, бумага, и вперёд, как говорится. Но нас же интересует более необычная техника — «по мокрому». Во влажном виде соус похож на жидкую акварель по своей консистенции, а после высыхания приобретает свойства простого карандаша. Казалось бы, такие необычные свойства для такого обычного материала.
Как «готовить» соус? Для этого нам понадобится всего лишь один мелок из набора. Тем, кто берет соус в первый раз в руки, советую купить полный набор соусов, где есть все цвета. Попробовать их, выбрать любимые для себя.
Продолжим разговор о приготовлении: помимо выбранного кусочка соуса, я использую канцелярский нож, белое керамическое блюдце (или пластмассовую палитру). Начищаю ножом в блюдце (или палитру) пару грамм соуса, превращая его в порошок. И добавляю немного воды. Все это размешиваю и. ву-а-ля! У меня получается некая темная субстанция, похожая на жидкую акварель. Кстати, соус очень экономичный материал. Буквально нескольких грамм хватает, чтобы сделать полноценную картину на А4.
Как вы уже поняли, соус — это что-то между акварелью и простым карандашом. Поэтому хочу открыть вам одну маленькую тайну. Только никому!
Соус, после высыхания, можно стирать ластиком. Да-да, как вы стираете карандаш, так же можно поступить и с соусом. Так что не бойтесь, если вы залезли на светлое место, когда рисовали, «затекло» не туда или вы хотите осветлить перетемнённые участки. После полного высыхания рисунка — всегда можно исправить или осветлить, просто протерев ластиком. Главное, перед тем как тереть — потрогайте бумагу. Она не должна холодить руку. Если все-таки чувствуется прохлада, то лучше ещё подождать. Иначе ластик просто снимет верхний слой бумаги, и это не замаскировать.
Какая бумага нужна для соуса?
Так же мне бы хотелось рассказать о том, какой же тип бумаги нужен для рисования соусом?! Однозначно, целлюлоза! Почему?
Хлопковая бумага, конечно же, хорошо держит влагу, позволяет вносить правки по сырому (но это больше для акварели) и удерживает краску в волокнах, позволяя работать многослойно. Но для соуса совсем не нужное свойство бумаги. Краска проникает внутрь волокна и не даёт потом пользоваться ластиком. А как мы помним, основное свойство соуса — возможность осветления ластиком. На хлопке это невозможно! К сожалению, на этой бумаге соусом придётся писать как акварелью, что теряет всякий смысл самого соуса и проще взять акварель. Целлюлозная бумага — идеальна для соуса, потому что краска остаётся на поверхности бумаги, что позволяет работать ластиком. Она почти не съедает цвет при первой заливке. Конечно, и у этой бумаги есть свой минус в виде быстрого высыхания. Но это не такая большая проблема, так как можно залить первый слой цвета, дождаться полного высыхания и работать послойно, набирая нужную тональность. Так же могут образовываться катышки. В основном это происходит на дешевых бумагах, как Палаццо.
Я протестировала много фирм целлюлозной бумаги и могу сказать с уверенностью, что одни из лучших бумаг для соуса это: Canson Montval и «Белые ночи» Невской палитры (из более бюджетных), и, конечно же, из скетчбуков могу посоветовать Maxgoodz Aquarelle Light. Если же вы побаиваетесь целлюлозы, то для начала можно попробовать смесь хлопка и целлюлозы. Смеси бывают в разных пропорциях. В этом случае, нужно, чтобы было как можно меньше хлопка и больше целлюлозы. В них есть свойства обеих типов бумаг, но, главное помнить, что на этой бумаге невозможно стереть цвет ластиком добела.
Надеюсь, что в этой статье я смогла раскрыть некоторые аспекты работы с соусом. Творите, пробуйте, дерзайте!
Желаю всем творческих успехов!
Источник