Смешивание масляной пастели
Привет, дорогие друзья!
Мы начинаем серию видео-выпусков, в которых будем рассказывать различные нюансы работы с материалами и инструментами. И начинаем этот раздел с популярной профессиональной масляной пастели Mungo Gallery, которая является хитом продаж и любимчиков среди наших клиентов.
Один из наболевших вопросов при работе с этой пастелью: «Как быть, если нет нужного мелка пастели под рукой?». Ответ прост — смешивать! Как смешивать? Используя знания, полученные ещё в школе на первых уроках ИЗО. Давайте вместе с вами вспомним азы, немного освежим память и проверим, как это работает.
Итак, смешивая жёлтый и красный цвет, получаем оранжевый. Если перенести это свойство на тонирование фоамирана (или другой поверхности) масляной профессиональой пастелью, то мы можем получить из этих двух цветов массу оранжево-красно-жёлтых оттенков. Достаточно просто регулировать степень нажима и количество нанесённого красителя. Также наносить краситель можно слоями и при этом каждый слой будет смешиваться с предыдущим. Можно смешивать цвета сразу на губке и наносить их на фоамиран.
Аналогично смешиваются и другие основные цвета — синий и красный.
Для того, чтобы получить пастельные оттенки, добавляйте белого цвета, для того, чтобы получить более тёмные — чёрные. Можно также использовать и серый цвет (смесь белого и чёрного).
Итак, с помощью всего лишь 6 мелков масляной пастели мы с вами смогли сделать целую радугу! Не бойтесь экспериментировать и у вас обязательно всё получится! Иметь огромную палитру мелков — это очень удобно и здорово, но когда «горит» и нет под рукой нужного цвета, всегда можно воспользоваться этой шпаргалкой.
Специально по этому случаю наш эксперт Катерина Ефремочкина записала видео-урок, в котором показывает, как смешивать между собой основные цвета масляной пастели и применять это при работе с фоамираном. Укажите в комментариях, хотели бы вы посмотреть этот видеоурок?
Источник
Все о масляной пастели
Как намешать новые цвета в масляной пастели?
В масляной пастели меньше цветов, чем, например, в сухой пастели, поэтому уметь смешивать новые цвета и оттенки – важное умение. Особенно, если вы стремитесь к реалистичности или вам важно найти «тот самый оттенок» для вашего шедевра 🙂
В статье Сколько цветов должно быть в наборе? я уже рассказывала, как один художник мог обходиться набором всего в 12 цветов (это были мелки Neopastel). Мне как дилетанту столько не хватает )))
Я попробовала ограниченную палитру со своими Mungyo – взяла теплые желтый, красный и синий, холодные желтый, красный и синий, плюс белый. Правда, красных у меня получилось не два, а три – никак не могла понять, отнести Scarlet к холодным или теплым красным.
Итого 8 цветов. С их помощью я намешала около 70 оттенков. Целый набор, да? Не тут-то было: в моих «новых» цветах много нейтральных, землистых оттенков. Много очень близких оттенков – более 10 очень похожих оранжевых и столько же фиолетовых. Ни одного насыщенного темного бирюзового цвета. Как ни странно, слабые коричневые…
8 цветов Mungyo в комбинациях
Вероятно, если поиграться с этим больше, смешивать по три цвета, результаты будут лучше. Но, честно говоря, не представляю это упражнение как замену полноценного набора.
Для чего нам нужно уметь смешивать цвета? В первую очередь – для бесконечных вариантов оттенков нашей палитры. Для богатых серых. И, наконец, чтобы можно было взять с собой на пленер маленький набор мелков 🙂
Вот здесь можно увидеть, что нарисовал человек всего 4 мелками (три первичных цвета + белый). Проскролльте вниз до рисунка орхидеи. Это ветка форума WetCanvas, где увлеченные oil pastelists изучали возможности ограниченной палитры 🙂
А вот здесь – несколько интересных работ с 12-цветовым набором Сеннелье (в конце текста). Особенно круто получилось авокадо с кусочком лимона.
by Beth Barnett
Давайте посмотрим, что получится у человека с некоторыми знаниями теории цвета и жаждой экспериментов 😉 если у вас есть опыт в живописи, уверена, что вы возьмете из этой статьи пару наводок и добьетесь гораздо большего, чем я сейчас 🙂
Я думаю, вы уже знаете, что белым мелком можно осветлить цвет, серым – приглушить, а черным – сделать темнее. Хотя с черным надо быть осторожнее, и я предпочитаю вместо черного брать смежный темный оттенок (то есть к красному примешать коричнево-красный, например).
Можно смешивать и новые цвета, точно так же, как вы получаете оранжевый из теплых желтого и красного. Так, вы можете получать красивые оттенки цвета, если смешаете его с близкими, смежными цветами. Например, зеленую бирюзу с синей бирюзой. Или желто-оранжевый с золотым оранжевым, и т.д.
Красный с коричневым дадут вам maroon red. Синий с фиолетовым – ultramarine violet. Экспериментируйте смело – иногда полученные комбинации удивляют. Так, Sapphire Blue с оранжевым дали мне зелено-бирюзовый оттенок – вот уж не ожидала такого от комплементарных цветов!
В моем наборе Mungyo нет ни Raw Sienna, ни Burnt Sienna. Но их легко намешать!
Кстати, а каким образом смешивать масляную пастель? Я обычно смешиваю пальцами, потому что цвет получается более однородным. Еще можно смешивать самими мелками – обычно для этого один цвет «вмешивают» в другой круговыми движениями. Результат – на фото ниже. Мне кажется, такой способ больше подходит для более твердой масляной пастели.
В идеале смешивать не более 2-3 цветов, чтобы не получить невнятно-грязный цвет.
Более сложным и интересным является смешивание с помощью цветового круга.
На всякий случай напомню, что знание комплементарных (противоположных на цветовом круге) цветов дает возможность намешать красивые серые оттенки, а также приглушить цвет.
Тут есть пара нюансов:
1) общепринятый цветовой круг Иттена не совсем корректен. Вы смешиваете красный с зеленым, рассчитывая получить темно-серый, а у вас получается коричневый. Почему? Потому, что на самом деле комплементарный цвет красного – сине-зеленый, а зеленого – пурпурный. Об этом есть шикарная, короткая и наглядная статья от Color Harmony. Ключевое предложение из статьи:
Пары комплементарных цветов по Манселлу выглядят так: красный – бирюзовый («сине-зеленый»), красно-фиолетовый — зеленый, фиолетовый — желто-зеленый, сине-фиолетовый — желтый, синий — оранжевый («желто-красный»).
2) вы не знаете, что за пигмент положили в конкретный мелок. А значит… пигменты могут вести себя непредсказуемо. То есть иногда я смешиваю зеленый и красный/синий и оранжевый — и получаю темно-серый, а иногда эти комбинации дают фиолетово-коричневый и темный бирюзово-зеленый. Почему?!
Название цвета мало о чем говорит. Главное – какой туда положили пигмент. Будет ли смешивание удачным, зависит от того, насколько хорошо подходит пигмент. И это объясняет, почему смешивание «правильных» комплементарных цветов иногда не работает.
Чтобы познакомиться со своей палитрой, надо смешивать цвета друг с другом, пробовать необычные комбинации. Обладатели масляной пастели Сеннелье говорят, что смешивание нестандартных пар приносит неожиданные сюрпризы 🙂 Я думаю, так говорят именно о Сеннелье, потому что эта пастель отличается удивительными богатейшими цветами.
Для начала здорово будет составить свой собственный цветовой круг из цветов вашего набора/наборов. Если цветов много, необязательно брать все цвета – все равно оттенки одного и того же цвета будут вести себя похожим образом. Я построила свой цветовой круг на основе круга Стивена Квиллера.
Для цветового круга использован набор Mungyo Artists’ Soft Oil Pastels (48 шт.), к которому я докупила еще 4 мелка (ice blue, cadmium red, light mauve, medium azure violet).
Вот что у меня в итоге получилось:
Mng – Mungyo, Neo – Neopastel
Для Vermillion привожу аж пять комплементарных вариантов. В принципе, Vermillion, Scarlet, Cadmium Red и даже местами Flame Red достаточно близки, чтобы их комплементарные цвета были более-менее взаимозаменяемы.
Итак, как пользоваться подобным цветовым кругом? Во-первых, создавать серый цвет.
Не знаю, пробовали ли вы намешивать серый другими материалами – скажем, той же акварелью. У меня это был первый опыт, и сначала я не могла понять, где здесь серый. Смешиваю «комплементы» — получаю черно-зеленый. Или черно-коричневый. Или черно-фиолетовый. Оказывается, надо добавлять белый цвет! Иногда – довольно много. Это удивительно, когда из черно-зеленого получается красивый серый без зеленого оттенка!
Белый цвет как лакмусовая бумажка – если добавить его к любому оттенку, можно увидеть, к какому основному цвету тот тяготеет. Точно так же стоит поступать с намешанными серыми. Если вам кажется, что получился странный темно-фиолетовый цвет (или любой другой черный с оттенком), это не всегда неудачное сочетание. Надо добавить белого и посмотреть, останется ли ненужный оттенок или смесь станет скорее серой, чем фиолетовой/зеленой/желтой и др.
Серый не всегда будет идеально серым. Часто у него как раз будут оттенки зеленого, розового, фиолетового, коричневого и т.д. В наборах часто бывают разные серые – серо-розовый, серо-зеленый, серо-коричневый и др. У вас есть возможность самостоятельно намешать 50 оттенков серого!
Это мои первые эксперименты с поисками серого. С тех пор я нашла много других – с помощью цветового круга. Любимый чистый серый – сочетание бледно-желтого и фиолетово-голубого.
Важно: в масляной пастели имеет значение, какой цвет внизу, какой вторым слоем. В моих «оттенках серого» приводятся оба варианта для большинства пар. Разница удивительна, правда?
Конечно, надо учитывать, что не всегда получается смешать идеально 50 на 50, то есть взять поровну от каждого цвета. Поэтому когда вы смешиваете уже знакомые пары цветов, результат может немного отличаться.
Во-вторых, цветовой круг помогает приглушать цвет. Вот получилось у меня небо слишком синим. Я смотрю на цветовой круг, беру Flame Red – и наношу немного цвета на небо. Осторожно, чтобы небо не стало вдруг оранжевым )))
Неважно, что не вся моя палитра представлена на цветовом круге. Скажем, здесь нет какого-то фиолетового – я вижу по цветовому кругу, что нужный оттенок следует искать среди зеленых, и на отдельном клочке бумаги смешиваю мой фиолетовый с разными зелеными (светло-зелеными, желто-зелеными).
Вот комплементарные цвета для мелков, которые «не вписываются» в цветовой круг.
То есть «комплЕменты» )
В смешивании масляной пастели есть одна проблема. Акварелью или маслом можно смешать цвет на палитре, взять новый цвет на кисть и нанести его на маленький участок картины. В масляной пастели мы обычно смешиваем цвета прямо на бумаге… и это значит, мы не можем положить намешанный цвет на очень маленький участок работы. Ведь нам нужно пространство, чтобы перемешать цвета пальцем или хотя бы силиконовой растушевкой.
Иногда можно обойтись оптическим смешиванием – точечно нанести второй цвет поверх первого или рядом с первым. Но это не всегда будет удачно смотреться.
Можно провести бумажной растушевкой сначала по одному цвету, потом по второму – и точечно нанести на бумагу. Бумажная растушевка равномерно смешает эти два цвета.
Или можно смешать цвета на палитре (клочке бумаги) и взять полученный цвет мастихином/зубочисткой и перенести на бумагу. Я пробовала все эти способы в этой работе:
Вот так выглядит работа целиком. Формат бумаги – А4, так что прорисовывать черты лица было сложновато. Зубочистка и очень тонкий мастихин использовались для рисования глаз и губ.
«Ура, украшаем елку!»
Я нахожу смешивание цветов очень расслабляющим и всегда это практикую, когда устала или нет настроения. Надеюсь, что вдохновила вас попробовать это увлекательное занятие! 🙂
Источник
Все о масляной пастели
30+ техник масляной пастели
Однажды я прочитала в статье от Sakura Cray-Pas, что один японский художник применяет в своей работе 28 техник масляной пастели! С тех пор мне не давала покоя мысль о «секретных техниках».
Теперь, после долгих поисков, и я знаю не меньше – и с радостью поделюсь с вами!
Сразу скажу, что совершенно необязательно знать и применять все-все техники, чтобы создать достойную работу масляной пастелью. Но мне кажется, здорово выяснить, что есть у вас в арсенале. А потом выбрать самое подходящее для себя.
Если вы пока мало знаете о масляной пастели и хотите получить несколько простых вводных техник, есть симпатичное и короткое видео, где автор демонстрирует 8 несложных техник.
Ну а кто хочет все и сразу – пойдемте дальше 🙂
В целом техники можно разделить на смешивание, штриховку, прорисовку деталей, применение растворителей и смешанные техники. Часть из них – очень простые приемы, которые вы уже используете интуитивно. Давайте посмотрим, что из этого многообразия окажется для вас новым и неожиданным?
Blending/Смешивание
(Специально оставляю везде английские названия техник, чтобы при желании вы могли загуглить их и найти фото- и видео-примеры).
Любая масляная пастель хорошего качества так или иначе смешивается. Итак, какие есть способы растушевки масляной пастели?
Как видите, результаты примерно одинаковые.
1. Пальцами: это очень просто, правда, пальцы пачкаются. Их легко отмыть влажными салфетками. Смешивание пальцами удобно применять для больших участков работы.
2. Бумажными растушевками (tortillions, blending stumps, paper stumps): довольно удобно, но вам понадобится много растушевок – для всех популярных цветов, чтобы не привносить в смешивание ненужные цвета. Чтобы очистить кончик растушевки и слегка заточить ее, понадобится кусок наждачной бумаги.
3. Силиконовыми растушевками (color shapers, clay shapers): очень удобно, ведь такие растушевки легко чистятся, достаточно их протереть! У меня их 5, но чаще всего я использую всего 2. Есть растушевки с заостренным кончиком для маленьких областей и деталей, есть широкие, похожие на кисть. Удачный набор растушевок предлагает Royal Talens (в наборе 3 шт.)
Используя растушевку, важно не перестараться: если слишком сильно нажимать, можно случайно оставить «лысый» участок стертого пигмента (см. фото: слева остались светлые участки).
К слову, clay shapers жестче и тверже, чем color shapers. На случай, если будете покупать в забугорных магазинах.
4. Бумажным полотенцем или куском ткани: салфетку или бумажное полотенце можно свернуть несколько раз, чтобы получился заостренный кончик, которым вы будете растушевывать пастель. Салфетка «съедает» часть пигмента, и расход салфеток будет большой. Использовать кусок ткани экономичнее, но я предпочитаю силиконовые растушевки. Зато тканью удобно очищать запачканные мелки.
5. Другим мелком: когда на слой масляной пастели накладывается следующий, они немного смешиваются между собой. Это позволяет создавать новые оттенки, и на этом моменте мы остановимся поподробнее.
Удивительно, но смешивание цветов считается отдельными техниками!
6. Осветление: просто добавьте к любому цвету белый – и получите более светлый оттенок (первый ряд на фото). Кстати, белый мелок всегда заканчивается первым… Так что многие художники покупают его с запасом!
7. Смягчение цвета: «приглушить» цвет поможет серый (см. второй ряд на фото). Это – второй после белого супер-ходовой мелок!
8. Затемнение: получить более темный оттенок можно с помощью черного (третий ряд). Но с этим цветом надо быть осторожнее: слишком много черного – заметного черного – делает цвет плоским и неестественным.
9. Получение другого цвета: так же, как с акварелью и масляными красками, вы можете смешивать цвета и получать десятки, если не сотни разных оттенков (на фото в четвертом ряду смешаны маджента и темно-бирюзовый цвета – получился фиолетовый).
Здесь вам поможет знание цветового круга. Холодный красный + холодный синий дадут красивый фиолетовый цвет, с которым можно дальше играться, добавляя белый, серый…
Смешивание комплиментарных цветов даст темные нейтральные оттенки (на фото в нижнем ряду я смешала красный с бирюзово-зеленым и получила темно-коричневый, почти черный цвет).
Кстати, очень интересно, что в масляной пастели имеет значение, какой цвет идет первым слоем, а какой – поверх. В зависимости от этого будут получаться разные смешанные цвета! Я заметила, что обычно «первый» цвет будет доминирующим. Хотя некоторые мелки так насыщены пигментом, что даже если они идут верхним слоем, они поглощают все остальные цвета.
На фото «отрывок» из моих экспериментов в получении серого цвета. Здесь три варианта смешивания зеленого и красного. В каждой строчке по два варианта смешивания: сначала первым слоем идет красный, верхним – зеленый, а потом наоборот. Посмотрите, как сильно отличаются полученные цвета!
10. Смешивание бесцветными «блендерами»: несколько компаний выпускают специальные прозрачные мелки без пигмента, которые состоят из воска и масла. К вашим услугам Sennelier colorless blender (transparent medium).
Также подобные «блендеры» есть у Ван Гога, Erengi и Sakura Cray-Pas, они обычно входят в полный набор. Sennelier colorless blender можно приобрести отдельно. Он продается в питерском ProArtists и на Jackson’s Art.
Бесцветные блендеры помогают лучше смешивать масляную пастель, и по идее мелок любого бренда можно использовать для любой масляной пастели.
Но эти блендеры хороши не только для удобного смешивания – они также помогают создать более прозрачный цвет, что будет удачным для неба, воды, тумана или нежного румянца на щеках. Или можно нанести таким мелком самый первый слой, чтобы при исправлении ошибок можно было соскрести пастель до исходного цвета бумаги.
11. Альтернативные виды смешивания. Если подойти к делу изобретательно, то вы найдете много других инструментов для растушевки масляной пастели. Многие используют ватные палочки.
Кто-то пользуется ластиком (в том числе твердым ластиком, который бывает на верхушке простого карандаша). Есть «резиновый напальчник» (rubber finger/cot) – удобная штука, которая продается в аптеках и создает интересные эффекты.
Кстати! Хотя смешивание применяется очень часто, это необязательный элемент в работе масляной пастелью. Есть очень красивые работы, нарисованные разными штрихами, без грамма смешивания цветов. Но штрихи наложены так гармонично, что сразу не догадаться, что художник не применял смешивание.
Также некоторые стили вообще не требуют смешивания (например, «Звездная ночь» Ван Гога). Обычно такие работы имеют несколько небрежно-шершавый вид (что может выглядеть очень круто, ведь все зависит от замысла художника!).
12. Жесткая кисть (dry brushing). Интересный эффект можно получить малярной кистью. У такой кисти жесткая щетина, и при яростном растирании масляной пастели можно получить эффект тумана или дымки – надо только правильно подобрать оттенки. Иногда для этого придется добавить белый цвет, но не всегда. Экспериментируйте и смотрите, что получится.
13. Накладывание слоев (layering). Обычно работы имеют более законченный вид, если используется много слоев масляной пастели. Благодаря этой технике получаются более глубокие и богатые оттенки цвета.
На фото я быстро набросала небо и серо-фиолетовое облако на нем. В небе намешаны голубой, сине-фиолетовый, серый и белый, а в облаке еще больше оттенков. В общем, получилось много слоев.
Что нужно для успешного layering? Масляная пастель хорошего качества + хорошая бумага с заметной текстурой. Если бумага более гладкая, она «не возьмет» много слоев.
Чтобы нанести больше слоев, можно оставить работу хотя бы на день (еще лучше – несколько дней или даже неделю). За это время масляная пастель немного затвердеет, и вы сможете нанести еще пару слоев.
Еще один вариант – побрызгать workable fixative (рабочий фиксатив – позволяет продолжать работу поверх него). Когда фиксатив высохнет, он образует слегка фактурную поверхность, на которую лягут следующие слои пастели.
Совет: если бумага гладкая, но хочется получить много слоев, можно загрунтовать ее, и поверхность станет слегка шершавой и подходящей для большого количества слоев.
14. Impasto. Эта техника хороша для создания эффекта масляной живописи. Просто наносите много слоев, каждый раз с силой нажимайте на мелок. Это сработает, если ваша масляная пастель достаточно мягкая (на моем фото я использовала Mungyo Artists’).
Еще один вариант – разломать кусочек мелка на крошки, слегка «потолочь» его, чтобы получилась «паста». Эту пасту кладем на мастихин и накладываем щедрые штрихи. Вуаля!
Штриховка
Все эти виды штриховок наверняка хорошо знакомы тем, кто работал с карандашами:
15. Простая штриховка (hatching).
16. Перекрестная штриховка (cross-hatching). Один цвет, несколько цветов… сама идея очень простая.
17. Stippling: нанесение точек или коротких штрихов в случайном порядке. Можно полностью покрыть ими нужную область, можно создать эффект «рассеивания». Если применить несколько цветов, будет похоже на размытые праздничные огни.
18. Scumbling: хаотичные закорючки, небрежные штрихи. За счет этой техники можно создать интересную текстуру. И снова можно играться с цветом, вплетая в закорючки разные оттенки.
19. Боковая сторона мелка. Если снять с пастельного мелка обертку, можно получить красивый фон неба, например. Один из моих любимых художников масляной пастели снимает обертки со всех мелков (кроме некоторых супер-мягких Сеннелье), чтобы использовать боковую сторону мелка. Это позволяет ему одним движением создать блики цвета на большой площади.
Есть и много других идей.
Можно наносить цвет с сильным нажимом или легким, позволяя фактуре бумаги проступать. Можно сделать на прямоугольном мелке насечки – тогда, прижав его к бумаге, вы получите «кирпичик» с характерной для кирпича и/или дерева фактурой.
Можно нанести масляную пастель на палец или кусок ткани и растереть по поверхности, получится равномерный, но очень легкий и прозрачный цвет. А если цвет не растирать, а просто прижать к поверхности, то фактура ткани отпечатается на бумаге.
Применение растворителей
20. Размывание цвета растворителями/маслами (diluting with solvents/oils).
Растворителей очень много – пинен (разбавитель №4), терпентин/терпеноид, odorless mineral spirits (уайт-спирит без запаха), Res-N-Gel, Zest-It…
Как их применять? Можно нанести слой масляной пастели, не заботясь об идеально ровном покрытии цветом, а потом пройтись по нему кистью с растворителем. Можно сначала нанести на бумагу растворитель, а потом рисовать «по-сырому» (в этом случае цвет будет более водянистым). А еще можно обмакнуть мелок в растворитель и рисовать им.
Все растворители токсичны! Их можно использовать только в проветриваемом помещении или на улице. Подробнее о мерах безопасности читайте в следующей статье.
Zest-It считается нетоксичным. Другой нетоксичный вариант – масла, коих много: льняное, ореховое, даже детское масло типа Johnssons baby.
Что дает этот способ? Красивое, ровное размытие. Это пригодится, если у вас твердая пастель, которая плохо смешивается. Можно рисовать фон более дешевой и твердой пастелью, а потом размывать его растворителем. Или можно использовать эту технику для получения ровного цвета на нужном участке картины – лицо, небо, гладкая поверхность.
Работа с применением растворителя
by Terri
Обмакнув ватную палочку в растворитель, можно стереть ошибку. Обычно это делают так: соскребают неудачный участок мастихином, потом удаляют остатки пигмента клячкой и ватной палочкой с растворителем.
Некоторые художники любят пройтись кистью, смоченной в растворителе, по готовой картине – получается акварельный эффект.
Кстати, применение растворителей делает готовую картину немного устойчивее к смазыванию.
Какие есть минусы? Самый серьезный минус – это, конечно, токсичность растворителей.
Другой минус – что для растворителей, что для масел потребуется грунтованная поверхность. Вам придется либо грунтовать бумагу самостоятельно, либо сразу покупать бумагу типа Arches для масла, художественную наждачную бумагу, грунтованный холст…
Ужасный запах растворителей. Запах уайт-спирита, например, въедается в волосы и не выветривается несколько часов. Даже растворители, заявленные как odorless (без запаха), все равно пахнут, просто не так сильно.
А еще приходится ждать! Ждать, пока масло/растворитель высохнет и выветрится.
Далеко не все масла хороши, от многих работа пожелтеет (от орехового, говорят, не желтеет). Детское масло – вообще чистое баловство: ведь оно не высыхает! Нарисовал – размыл маслом – выбросил…
Наконец, применение растворителя может дать непредсказуемый эффект. Вы можете обнаружить, что какой-то растворитель «не работает». Или что все слои перемешались в грязный цвет. В общем, в этом деле надо еще набить руку.
Прорисовка деталей и тонких линий
Мелкие детали и тонкие линии – слабое место масляной пастели. К счастью, есть много решений!
Первый способ – большая площадь картины, начиная от 50 х 70 см.
Отличный пример – картины Мари Энн Кюри. Ее натюрморты кажутся фотографиями, настолько реалистично прорисованы детали. Картина ниже – «Сливы ван дер Вейден» форматом 60 х 87 см.
21. Сграффито (сграффито). Процарапывание рисунка обычно презентуют следующим образом: нанесите слой светлого цвета (еще лучше – нескольких ярких цветов), покройте их слоем темной или черной масляной пастели, а потом процарапайте рисунок любым острым предметом.
Получается что-то подобное:
Когда я впервые услышала об этой технике, то подумала, что это ерунда какая-то – не буду же я процарапывать всю картину! Это возможно, но очень муторно. Да, я понимаю, что можно процарапать надписи, но… это что, все?
Нет, это далеко не все! Сграффито – многогранная техника. Помимо надписей, она идеальна для прорисовки травы, волос, шерсти животных, дальних деревьев, брусчатки… да много чего!
Например, на этой моей работе оформление стаканчика, розетки со шнурами и, текстура кирпичей – все реализовано с помощью сграффито.
В случае с розетками я сначала нанесла более светлые оттенки, которые собиралась использовать для бликов, потом – основной темный цвет. Затем прорисовала детали… маникюрными кусачками. У них неострый, но маленький кончик, которым я часто пользуюсь для сграффито.
Для этой техники подойдут любые заостренные предметы – от зубочистки до бритвенных лезвий и канцелярского ножа. Разумеется, все виды мастихинов, стеки для лепки… Даже старые вилки и ножи!
Брусчатка прорисована техникой сграффито
by Rajendra Bhatt
22. Детали растушевкой. Идея проста: растушевкой выводим цвет за пределы его области. Посмотрите на фото – ресницы нарисованы растушевками. Я поставила кончик растушевки на верхнюю границу глаза (черную линию) и вывела цвет вверх с помощью растушевки. Разумеется, масляная пастель должна лежать щедрым слоем, чтобы были излишки пастели, которые можно вывести таким образом.
Левая часть ресниц нарисована силиконовой растушевкой, а правая – бумажной. Как видите, бумажной получились более четкие линии.
Таким же образом можно использовать обычный твердый ластик – например, изобразить небрежную прядку волос. Обратите внимание, что линия получается толстая и смазанная. А еще можно перестараться и стереть часть пигмента (на фото виден высветленный кусочек). Иногда это можно сделать намеренно, если вам нужно обозначить размытый блик.
23. Детали зубочисткой или мастихином – или другим инструментом. Надо просто наложить на мастихин немного масляной пастели (соскрести немного с мелка), а потом аккуратно нарисовать нужную деталь мастихином.
Я делала нечто подобное зубочисткой, когда рисовала звездное небо. Мой бедный белый мелок Сеннелье! Он был истыкан так, словно по нему прокатился ежик!
Работа была кропотливая, но результат мне понравился:
24. Кисть, смоченная в растворителе. Если вас не смущает работа с растворителем, то можно обмакнуть в него кисть, провести ею несколько раз по мелку – и спокойно рисовать любые детали кистью!
25. Сломанный мелок. Иногда мелок масляной пастели специально ломают, чтобы его острыми краями рисовать детали. Больше всего повезло обладателям Holbein, Sakura Specialist или Pentel for Artist – они-то прямоугольные! Здорово, когда у мелка всегда есть острые грани…
26. Детали карандашами. Это уже немного читерство, потому что технически получится mixed media, то есть работа в смешанной технике. Но почему бы и нет? Многие пользуются этим способом.
Итак, карандаши в принципе подойдут многие – пастельные карандаши, очень мягкие графитные (8В), цветные карандаши… Но – лучше всего на масляной основе (например, Faber-Castell Polychromos).
Либо карандаши на восковой основе – Prismacolor или Uni Mitsubishi Dermatograph. Вторые можно купить поштучно – в черном, красном, синем, желтом и зеленом цвете.
Я пробовала акварельными карандашами и очень мягким (8В) обычным. Не очень удачный вариант – первые плохо пишут поверх масляной пастели, второй может смешаться с пастелью, создавая грязь. Update: можно использовать простые карандаши твердостью 3H-4H — и не давить на них сильно.
Некоторые используют china marker (похоже, это маркировочный карандаш для стекла и керамики), белые гелевые ручки, корректор, гуашь, но мне показалось, что такое применяется в несерьезных работах, в открытках и т.д.
27. Шаблоны и трафареты (stenciling).
Самый простой способ – вырезать самодельный трафарет простой формы и закрасить прорезанную форму. Это может быть фонарный столб, звезда на елке, отдаленные паруса или деревья и домики, а также повторяющиеся орнаменты – сердечки, ромбики и пр.
Мои первые самодельные трафареты. Как видите, можно полностью закрасить силуэт, можно обвести трафарет или нанести масляную пастель на края трафарета и «смазать» ее внутрь силуэта.
Трафареты могут быть немного сложнее – собачка, ветвистые рога животного… Совсем сложные трафареты самому сделать трудно. Есть покупные, но это опять-таки для развлечения или открыток.
28. У Кена Лесли (автора лучшей книги по масляной пастели) предлагается техника, которую можно назвать «штамповкой».
Если вам нужно прорисовать какой-то мелкий орнамент (в том числе из нескольких цветов), вы можете густо нанести нужный цвет/цвета на гладкую бумагу, приложить к этой импровизированной палитре кальку, прорисовать старой непишущей ручкой орнамент, а потом прижать кальку с орнаментом к рабочей поверхности. Рисунок отпечатается, как штамп.
Если цветов у вас несколько, то вы будете прикладывать кальку к каждому из них и добавлять детали. У автора техника сработала хорошо… а у меня – не очень. Отпечаток бледный – может быть, потому, что я использовала пекарскую бумагу вместо кальки?
29. Гравировка/тиснение (etching/embossing). Что-то типа сграффито наоборот: сначала вы пишете/рисуете заостренным предметом на белой бумаге, потом наносите масляную пастель. Гравировка будет проступать сквозь слой пастели.
Сграффито кажется мне более удобной техникой, потому что когда я пробовала тиснение, мои надписи немного закрашивались слоем пастели:
Как и с любой техникой, надо тренироваться и экспериментировать.
Смешанные техники
Хотя я предпочитаю работы, выполненные полностью или почти полностью масляной пастелью, надо признать: масляная пастель очень круто смотрится в смешанных техниках. Здесь поистине открывается простор для творческой выдумки!
30. Можно сделать фон акрилом, акварелью, маслом, сухой пастелью, карандашами – а потом рисовать масляной пастелью поверх фона. Эти материалы могут быть и не фоновыми, а основными. Многие художники, пишущие маслом, обожают добавлять завершающие штрихи-акценты масляной пастелью.
Важно: поверх масляной пастели ни один из этих материалов не ляжет!
И еще один нюанс: в смешанных техниках обычно один из материалов доминирующий.
31. Есть еще техника под названием watercolor resist. Смысл в том, что сначала мы рисуем какой-нибудь объект, а потом создаем для него фон акварелью. Так как акварель не ложится на масляную пастель, не надо заботиться о том, чтобы не задеть края рисунка и не смазать их. Эту технику вы можете увидеть по ссылке (надо будет проскроллить вниз).
32. Нагревание масляной пастели. Можно нагреть готовый рисунок феном (предполагается, что площадь рисунка небольшая) – масляная пастель расплавится, цвета немного перемешаются между собой. Но мне не понравился готовый вид – слишком матово-сглаженный, даже мутноватый. Кстати, при этом способе масляная пастель как бы «запаивается» горячим воздухом и точно не смажется, никакого фиксатива не надо.
Некоторые пробовали нагревать мелок масляной пастели зажигалкой, чтобы пастель размягчилась и легла густым слоем. Честно говоря, ни разу не видела необходимости сотворять такое со своим набором Mungyo Artists’.
Сама идея нагревания масляной пастели напоминает такое направление, как энкаустика – древняя техника рисования расплавленными красками на основе воска. У нас популярно делать нечто подобное с помощью утюга. Сейчас у энкаустики появились и другие способы реализации. Но это, имхо, уже далеко ушло от масляной пастели.
Здесь много картинок, а в качестве примера даются яркие и небанальные работы того самого японского художника.
Желаю вам удачных экспериментов и приятных открытий! 🙂
Источник