Отличие сангины от пастели

Сангина, соус, уголь: мягкие материалы в графическом рисунке.

Графический рисунок ассоциируется в первую очередь с детальными карандашными набросками и портретами, четкими иллюстрациями тушью и капиллярными ручками. Мягкие, сыпучие материалы часто остаются забытыми по завершении основ обучения художественному искусству, а художники-самоучки и вовсе их избегают из-за непривычного поведения и недостатка образцов работ. И напрасно: мягкость угля и спрессованных мелков облегчает работу с тонами в графике, а заточенные угольные карандаши позволяют добиваться максимальной детализации даже на небольшом холсте.

Уголь.

Хотя уголь преимущественно используют для набросков и подмалевков, мастера графики выбирают его как основной материал для работ. Альбрехт Дюрер (художник эпохи Возрождения, известный реалистичными портретами и обилием деталей) добивался поразительной реалистичности изображения кожи и волос, возрастной пигментации, фактуры материи и т.д. с помощью совмещения нескольких техник работы с углем.

  • Пресованный уголь в мелках. Используется как для быстрой затушевки большого пространства и графических набросков, так и для «акварельного» рисования. Наждачкой или ножом небольшое количество угольного порошка стирается на керамическую палитру, разводится в воде. Сначала задается общий тон, затем определяются участки абсолютной темноты, прорабатываются тональные переходы.
  • Угольный карандаш. Рисовальный уголь в карандаше удобно брать на пленэры и носить с собой для ежедневных зарисовок. Карандашный уголь различается по жирности: чем жирнее, чем мягче ложится материал, и тем ярче черный цвет. Для мелкой детализации на небольшом холсте рекомендуется более сухой уголь. Также следует помнить, что на жирный уголь другие мягкие материалы не ложатся.
Читайте также:  Поэтапное рисование комнатного цветка

Сангина и сепия.

Красно-коричневые оттенки сепии, сангины и других мелков с натуральными пигментами идеально подходят для передачи естественных тонов кожи человека. Этим свойством пользовался Леонардо да Винчи в своих легендарных анатомических рисунках, портретах и автопортретах. Мелки легко заполняют пространство: попробуйте широкоформатные наброски природы и сельской местности и почувствуйте, насколько проще в сравнении с карандашом ложится материал.

  • Сангина. Обладает более тёплым, красновато-терракотовым пигментом.
  • Сепия. Более холодная и тёмная коричневая палитра.

В зависимости от плотности концентрации пигмента и процента воска в составе, мелки и карандаши могут быть темнее или светлее. Эти материалы хорошо смешиваются и переходят друг в друга, их легко растушевывать, а карандаши подходят для детальной проработки рисунка.

Соус.

Один из самых мягких материалов в графическом рисунке. Зарубежные художники про него почти не знают, зато он был популярен среди лучших русских живописцев – Репина, Саврасова, Крамского и т.д. Соус практически не поддается сухой растушевке, поэтому проработка деталей через штрихование невозможна.

Выразительность графики, написанной соусом, достигается за счет сочетания «акварельного» и традиционного способа нанесения пигмента. Поверхность рисунка покрывается общим тоном, затем наиболее светлые места высветляются с помощью ластика или клячки. Тёмные участки закрашиваются сухим слоем соуса или углем после полного высыхания подложки. Из-за вязкости материала и невозвожности детальной штриховки соус не выпускают в карандашной оболочке. Хотите попробовать проработку крупных деталей соусом? Заточите мелок до точки перочинным ножом. Сохраните ссыпавшийся пигмент, чтобы использовать для влажного рисования.

Существует 10 основных оттенков соуса. В них входит черно-серая палитра, естественные оттенки желтого и зеленого, коричневые тона, сизый и т.д. Начинающим рекомендуется ограничиться 2-3 темными оттенками: даже небольшого бруска соуса хватит на 1-3 года плодотворной работы, если пользоваться преимущественно жидким способом нанесения пигмента.

Источник

Сангина, уголь, сепия и соус или снова о художественных материалах

Если художник стремится передать характер формы или просто делает зарисовку, то для этого ему понадобится уголь, сангина, сепия и соус. Данные материалы прекрасно подходят для изображения крупных предметов, когда нет необходимости прорисовывать каждую деталь. Рисовать ими намного проще и быстрее, чем карандашом.

Уголь знаком человечеству с давних времен. Данный материал позволяет художнику раскрепоститься, наслаждаясь каждой линией или пятном. Все художники любили делать наброски будущих картин углем. После этого они продолжали свою работу уже красками. При этом нанесенный углем контур они просто стряхивали. Уголь для рисования бывает двух видов: древесный и прессованный. Первый вид легко можно приготовить в домашних условиях. Рисунки древесным углом получаются бархатистые, а оттенки получаются прозрачными. Однако сейчас нет необходимости в самостоятельном приготовлении угля. Намного проще найти готовый материал в художественном магазине.
Если же говорить о прессованном угле, то его цвет более насыщенный и жирный. Делают такой материал химическим путем, используя угольный порошок. Связующим элементом в данном случае является клей растительного происхождения.


Что касается Сангины, то знакомство художников с этим материалом состоялось в эпоху Возрождения. Работать сангиной любили многие художники, имена которых в наше время гремят по всему миру. Сангина представляет собой рыженький мелок, в основе которого лежит глина, окись железа и связующее вещество. Данный материал отличается тем, что не выгорает на солнце. Поэтому картины, нарисованные сангиной, долго не теряют своей красоты. А еще сангина не осыпается при нанесении на бумагу. Сам же рисунок получается бархатным. Цветовая гамма колеблется от оранжевой до красной, от самых светлых тонов до темных.

Сепия очень похожа на сангину, но имеет более насыщенный коричневый цвет. А еще сепию можно разбавить водой. В наше время данный материал продается в виде акварели, чернил, карандашей и брусочков. Рисовать сепией можно с помощью кисти или пером.


Соус является изобретением русских художников. Он отличается особой мягкостью. Соус очень похож на обычный карандаш с толстым стержнем или просто на кусочек пластилина. Изготавливают соус из смеси мела, сажи, окиси железа, клея и каолина. Данный материал не получил широкое распространение среди мировых художников, так как им невозможно прорисовать четкие линии. Его чаще применяют для растушевки. При этом палитра соуса состоит из десяти цветов, которые художник получает, смешивая черный и коричневый цвета с белилами. Соус можно разводить водой. В этом случае им можно рисовать с помощью кистей.

Источник

Художественный соус — что это за материал для рисования?

Что такое соус для рисования и из чего его делают? Рассказываю в статье подробно о таком материале в живописи, как художественный соус. Что же это такое и из чего изготавливают, читайте ниже.

Недооцененный материал

Мы с вами в предыдущих статьях уже говорили про такие популярные графические материалы, как, простой карандаш, уголь и сепию. Теперь же я хочу обратить ваше внимание на еще один интересный материал – художественный рисовальный соус.

Мне кажется, на фоне угля, сангины и сепии, соус остается как бы в стороне и незаслуженно забывается некоторыми художниками. И очень жаль, ведь с его помощью можно добиться очень интересного эффекта в рисовании и своих работах.

Так что же такое рисовальный соус и какой у него состав? Карандаш ли это, или все-таки краска? Давайте разбираться со всем вместе и по порядку.

Что такое художественный соус

Многие начинающие художники часто задаются вопросом, а можно ли создавать красивые и хорошие работы, используя маленький арсенал средств выразительности? Конечно можно! И отличной такой альтернативой будет черный соус для рисования.

По своим внешним характеристикам, художественный соус чем-то напоминает пастель, с той лишь разницей, что его палитра намного скуднее. Сейчас нам доступны только 10 цветов этого материала, от черного до белого цвета. Кстати, светлые оттенки соуса художники используют реже, чем черные или коричневые, или даже серые. Поэтому, вы можете не покупать сразу целый набор со всеми цветами соуса, а взять на пробу одну-две палочки черного или коричневого цвета, чтобы потренироваться им работать.

Также, в отличие от пастели и сепии, художественный соус, более насыщенный по своему тону. Ровно, как и угольный карандаш, соус в рисовании для художников может служить и как подготовительный материал для эскизов и набросков, так и материал для самостоятельных работ.

Художественный соус появился несколько веков назад и был очень популярен среди живописцев тех лет, но потом его стали сменять другие материалы. Из русских художников в своей живописи соус использовали Илья Репин и Иван Крамской, который писал им прекрасные графические портреты в черно-белой цветовой гамме.

Работы Ивана Николаевича Крамского соусом

Несмотря на то, что рисовальный художественный соус все реже применяют в своих работах профессиональные художники, его свойства и техники работы с ним продолжают изучать в художественных школах.

В моей онлайн-школе на курсе «Портреты карандашом для начинающих» мы тоже изучаем принцип работы с этим художественным материалом, учимся создавать красивые и правильные портреты при помощи соуса.

Из чего делают соус для рисования

Художественный соус для рисования – что это такое? Из чего сделан такой соус? Давайте разбираться!

Художественный соус – это состав, созданный на основе продуктов сгорания с добавлением растительного клея, мела, глины и красителей. Глина придает соусу те самые свойства, благодаря которым он ценится в живописи. При растворении соуса в воде, появляется именно глиняный характерный запах. Как и уголь, его прессуют в палочки, длиной по 5-6 сантиметров, очень хрупких на ощупь. Продают соус в наборе, или поштучно – от 5 до 10 цветов в упаковке.

Соус отечественного производителя «Подольск Арт»

Используют в основном черный соус для рисования, но и светлые цвета тоже можно применять в живописи. Например, вы можете светлым соусом наносить тон на общий слой бумаги перед деталировкой. Или, вы можете смешивать светлые тона с темными, получая новые, не похожие ни на что, цвета и оттенки.

Популярные производители материала

Примечательно, что художественный соус – это чисто русский материал. Он, конечно, продается и в зарубежных странах, но у нас, в России он более известен и популярен.

В нашей стране художественный соус делает фирма «Подольск Арт». Это одна из крупных компаний, расположенных в Подольске и основанной еще в 1962 году. «Подольск Арт» специализируются на товарах для художников, и производят масляную краску, холсты, мольберты, пластилин, пастель, сангину, сепию, и, конечно же, соус.

За границей соус известен больше под названием, как «русский соус», и производится такими фирмами, как «Jack Richeson», семейной компании из Америки, а также австрийский производитель графических материалов, «Brevillier’s Cretacolor». У этой фирмы, кстати, соус имеет название «твердая пастель».

Соусы зарубежных марок «Jack Richeson» и «Brevillier’s Cretacolor»

Конечно, в зависимости от фирмы и магазина, в котором вы купите соус, будет зависеть и его цена, но все-таки, это более демократичный и недорогой материал, по сравнению с масляными красками. Поэтому, если вы хотите попробовать им поработать и сделать несколько рисунков, покупайте, не пожалеете!

Заключение

Художественный рисовальный соус состоит из глины, сажи, клея и пигментов, которые придают ему оттенок. Всего в наборе может быть до 10 цветов соуса, но вы можете создавать свои, уникальные цвета, смешивая темные и белые оттенки.

Соус можно использовать и как для набросков, и как для самостоятельных работ.

По своим свойствам он может напоминать вам пастель, хотя и будет иметь некоторые отличия.

В своих следующих статьях я расскажу, как именно работать этим материалом для рисования и какая бумага нужно для соуса.

А если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить 5 звезд, мне будет приятно!

Источник

Сангина как техника рисования: 61 картина, известные художники, наброски, пейзажи, портреты

Сангина – это один из мягких материалов для рисования, который по форме напоминает небольшие бруски красного оттенка. Она известна как природный пигмент, состоящий из глинистого вещества, которое залегает в различных вулканических породах.

На основе способа приготовления сангины, а также ее химического состава, может варьироваться оттенок от терракотового до насыщенного коричневого. В настоящее время этот материал используется художниками для черчения подготовительных этюдов, набросков и зарисовок.

Благодаря своему красноватому оттенку сангина отлично подходит для изображения структур и пропорций человеческого тела на бумаге. Более того, в процессе работы художник может размягчать ее водой для того, чтобы получить оптимальную насыщенность тона и плотность штриха.

Красные мелки для рисования изготавливаются как для профессиональных художников, так и для новичков, а различаются оттенками и формой.

На прилавках магазинов можно найти следующие формы сангины:

  • Бруски, изготовленные в виде круглого или же квадратного сечения.
  • Заостренные тонкие стержни.
  • В виде карандаша, изготовленного в деревянной оправе.

Происхождение термина

Термин произошел от латинского слова «sanguis», который переводится как «кровь». Впервые ее обнаружили в Италии, после во Франции в недрах земли. Ранее ее использовали в виде натурального минерального материала, а современные художники рисуют восковыми мелками с добавлением художественной сангины.

Свойства и особенности сангины

Химическая структура состоит из смеси белой глины и окислов железа. Цвета могут быть как яркими, так и бледными, прозрачными или непрозрачными. Стоит отметить, что передача материала на бумагу в основном зависит от техники, в которой работает художник.

Помимо этого, мелок отличается рядом преимуществ:

  1. Рисунок сангиной устойчив перед воздействиями солнечных лучей и света.
  2. Существует большое количество разнообразных оттенков.
  3. Материал обладает высоким качеством, его можно приобрести за доступную цену.
  4. При желании художник может использовать сангину, комбинируя ее в разнообразных техниках работы.

Однако, несмотря на все эти преимущества, она все же обладает недостатком, а именно работы сангиной не могут долгое время сохранять первозданный вид. Спустя определенное время мельчайшие частички натурального пигмента могут начать сыпаться с бумажного листа. Именно поэтому, после того как художник нарисовал картину, он закрепляет ее при помощи лака или кладет его под стекло.

Сколько оттенков красного в ней

Материал «Sanguine», как правило, описывают как кроваво-красный цвет. Однако, помимо этого, в ее цветовой гамме различают от светло-терракотовых до невероятно глубоких коричневых оттенков, которые порой могут даже уходить в черный.

Благодаря этому художник может написать, как натюрморт сангиной, так и портрет, не используя какие-либо другие красители. Кроме того, в сангине различается огромное количество оттенков красного, которые могут быть и в теплых тонах, и в холодных.

Что нужно, чтобы рисовать сангиной

Для того, чтобы рисовать сангиной, человеку потребуется лишь бумага и красный мелок. Помимо этого, может потребоваться специальный планшет для рисования, художественный ластик, кнопочки, необходимые для закрепления бумаги и твердый карандаш.

Оттенок краски очень сильно зависит от того, что художник планирует передать на холст. Например, для выполнения пейзажа сангиной идеально подходят более темные тона, так как благодаря этому работа выглядит более реалистичной.

Бумага, на которую будут накладывать графический материал, должна быть с немного шероховатой плотной основой. Для живописи художник может использовать, как более светлую, так и тонированную бумагу, поскольку заметной разницы нет.

В конце работы автор должен использовать фиксатив – специальное средство, которое закрепляет рисунок. Благодаря ему готовый рисунок можно сохранить на долгое время, не боясь, что оно начнет сыпаться. Однако, стоит помнить, что средства отличаются составами, в связи с чем некоторые жидкости могут изменить оттенок конечного цвета, сделав его темнее.

Этапы рисования

Техника рисования сангиной состоит всего из трех этапов. А именно:

  1. Мастер на листке нужного размера писчей бумаги должен опробовать материал. Для этого он может начертить любую графику, например, линии или штрихи.
  2. После этого профессиональный художник переходит к написанию необходимой модели на листке ватмана, не делая предварительных рисунков при помощи карандаша. Менее опытные творцы сперва рисуют линейный набросок, используя привычный набор графитов, после чего обводя его мелком.
  3. В завершении оформляется объемно-теневой рисунок при помощи одной из техник работы.

Закрепление

Как правило, работы, выполненные при помощи сангины, закрепляют только при необходимости. Рекомендуется делать это, используя медленно высыхающие средства. Для этого также можно использовать молоко или желатин, предварительно разбавленный с водой.

Источник

Оцените статью