Уроки рисования с натуры
Структура уроков по разным видам деятельности
ВИДЫ РАБОТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать полученные знания, зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставлена учителем перед ребёнком на уроке рисования, решение её невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщённому представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить её характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся всё более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натра доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Необходимо приучить детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения.
Сложность передачи трёх мерности объёмного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представить изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве.
Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, она сказывается и на других видов памяти; двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конкретный образ, конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, не возможно, в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причём надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, даёт возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюдательность, чутьё, мы тем самым осуществляем и задачи эстетического воспитания. (Ростовцев Н.Н. 93)
Рисование с натуры(рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными красками, пером и кистью.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки выполняются в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.
Предметы для рисования с натуры в I—IIIклассах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
С IV класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. В IV классе дети усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).
Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).
Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
В V—IX классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объема предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. Учащиеся овладевают умением анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии, основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. По разделу «Живопись» в V—IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.
В 5-9 классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и по представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение с натуры и по представлению набросков птиц, рыб, игрушек, цветов, листьев, веток деревьев. В 5-9 классах дети продолжают учиться изображать с натуры фигуру человека, натюрморты.
Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. (26, 212)
Примерная схема и содержание уроков рисования с натуры.
1. В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание, материал, которым следует пользоваться. Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщать детям, что конкретно им нужно выполнить на первом и что на последующих.
2. Подробный анализ натурой постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурой постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурой постановки. Анализ постановки по всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учётом знаний, умений и навыков по предмету. Учитель систематизирует знания учащихся об изображаемых предметах как называется предмет, его назначение, как и где он изготавливается, отмерить его эстетическую сущность, показать, в чём заключается красота изучаемого предмета. Анализ натурных постановок осуществляется при максимальной активности учащихся. Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится то общего к частному и от главных частей к деталям и от деталей к основным частям.
3. Учитель задаёт учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала.
4. Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка (на доске мелом, на больших листах бумаги). Обычно 4 этапа линейного построения и 4 этапа нанесения светотени, 6 этапов работы в цвете. Демонстрирует рисунки, таблицы, модели.
5. Учитель задаёт ряд вопросов, чтобы проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка.
6. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. Учитель следит за соблюдение последовательности выполнения задания, сравнение рисунка с натурой, правильными приёмами работы карандашом и кистью, за посадкой учащихся. Сочетает индивидуальную и фронтальную работу.
7. Подведение итогов урока. Учитель анализирует 2-3 ученических рисунка, отмечает положительные и отрицательные стороны, отмечает, как класс в целом работал. (Кузин с.121)
Источник
Методические указания по проведению уроков рисования с натуры в первом классе ДХШ
В данной статье приведены общие методические рекомендации по проведению уроков в детской художественной школе, посвящённых рисованию с натуры (рисунок, живопись).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программой по изобразительному искусству в детской художественной школе предусмотрены четыре основных вида работ: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.
Эти виды занятий тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Наибольшее количество часов на занятиях в детской художественной школе отводится рисованию с натуры.
Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.
Во время рисования с натуры у школьников формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты явлений и предметов
Как указывает программа, задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 и даже 3 занятия, т.е. рассчитанными на 1-2 недели) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 10—20 минут). Обычно на наброски и зарисовки отводится часть урока, но иногда (в III — VI классах) и весь урок. Иногда необходимо быстро и основательно изучить характерные особенности формы, пропорции, тональные отношения, цвет, пространственное расположение изображаемых объектов. В этих случаях набросок выполняется за 3—5 минут.
С целью развития у детей зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению (в течение 10—15 минут) изображаемых с натуры объектов.
В I и II классах предметы изображаются во фронтальном (профильном) положении. Перед учащимися ставятся задачи — определить в рисунке общее пространственное положение, пропорции, конструктивное строение, цвет изображаемых объектов.
Уже в I классе дети учатся определять и называть цвета изображаемых предметов, знакомятся с понятиями хроматических (красный, синий и т.д.) и ахроматических (черный, белый, серый), холодных и теплых цветов, с понятием цветового тона.
Как правило, рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. От степени владения этими материалами зависит качество рисунка, его выразительность.
Поэтому уже в I классе учитель должен научить школьников правильно держать карандаш, кисть, разводить акварельные краски и т.д. От класса к классу техника работы карандашом и акварелью усложняется и вместе с тем прочно закрепляется.
Так же подробно учитель разъясняет детям технику выполнения быстрых набросков и зарисовок одноцветной акварелью, гуашью, тушью.
Предметами рисования с натуры могут служить разнообразные объекты действительности. Школьники рисуют предметы домашнего обихода (чайник, кофейник, кастрюля, кружка, ваза), овощи и фрукты (картофель, морковь, помидоры, яблоки, груши, сливы, апельсины), чучела животных и птиц (заяц, грач, скворец, сорока, голубь, синица) и, как самый сложный объект,— фигуру человека.
Такое разнообразие моделей объясняется целью не только научить школьников рисовать, но и помочь им с помощью рисунка глубже познать разнообразие окружающей действительности. Поэтому рисование с натуры, как правило, предшествует выполнению рисунков на темы и декоративных работ.
В начале урока учитель объясняет тему занятия, время, в течение которого должно выполняться учебное задание (рисунок), и материал, которым следует пользоваться (карандаш, акварель, черпая тушь и т.д.). Если задание рассчитано на 2-3 урока, необходимо сообщить детям, что конкретно им нужно выполнить на первом уроке и что на последующих.
Затем начинается подробный анализ натурной постановки. Анализируются форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурной постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Так же подробно изучается распределение светотени на объектах изображения и цвет натурной постановки. Анализ постановки но всем этим направлениям должен проводиться в соответствии с указаниями учебной программы, с учетом знаний, умений и навыков по предмету.
В начале анализа натурной постановки учитель дает общие сведения и систематизирует знания школьников о тех предметах, которые им предлагаются для рисования (как называется предмет, каково его назначение, как и где он изготовляется и т.д.).
Рассматривая и определяя особенности формы, пропорций, цвета того или иного объекта, учитель должен отметить его эстетическую сущность, показать, в чем заключается красота изучаемого предмета. В одном случае эстетическое содержание будет заключаться в гармоничном сочетании цветов, в другом — в пропорциональности, соразмерности форм, в третьем — в изящных, гибких контурах и т. д.
Анализ натурных постановок должен осуществляться при максимальной активности учащихся. Учителю следует так построить процесс работы, чтобы все школьники внимательно следили за ходом анализа, размышляли, были готовы в любую минуту ответить на поставленный педагогом вопрос.
Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится от общего к частному и от частного к общему, от главных частей к деталям и от деталей к основным частям. Например, анализируя форму кофейника, учащиеся I класса под руководством педагога определяют «основную форму (сосуд — усеченный конус), а затем форму остальных частей, деталей. После такой конкретизации отдельных частей учитель снова обращает внимание детей на общую конструкцию кофейника. Таким образом, результаты зрительного восприятия обобщаются на основе углубленного изучения натуры.
Анализ цвета предмета начинается с определения общего (локального) цвета, после чего определяется цвет на освещенной части предмета в тени, в рефлексах, в бликах и еще раз уточняется на этой основе локальный цвет.
Закончив анализ формы, пропорций, пространственного положения, цвета, объекта (объектов) натурной постановки, педагог задает учащимся ряд вопросов с целью проверки понимания ими и закрепления учебного материала. Примерными вопросами могут быть следующие: «К форме какого геометрического тела ближе всего форма этого кувшина? Сколько раз ширина донышка кувшина умещается в его высоте? Что больше — ширина или высота яблока? Почему дно кружки мы должны рисовать более закругленной линией, чем овал горловины? Что светлее на этом кувшине — полутень или рефлекс? Что ближе к вам в этом натюрморте — чайник или апельсин? Определите локальный цвет натюрморта» и т. д.
Затем учитель наглядно показывает и устно разъясняет последовательное (поэтапное) выполнение рисунка. Так же как и анализ натуры, выполнение рисунка начинается от общего к деталям и продолжается от деталей снова к общему, причем это учитывается как при линейном построении рисунка, так и при нанесении светотени, выполнении рисунка в цвете. Если учебный рисунок полностью выполняется в карандаше (линейное и светотеневое построение), то последовательность работы лучше всего показать на классной доске 1 . С этой же целью используются большие листы бумаги или картона, прикрепленные к чертежным доскам или планшетам из фанеры. Последовательность выполнения рисунка в цвете можно демонстрировать на досках и планшетах с наклеенной бумагой. Количество демонстрируемых этапов выполнения рисунков с натуры зависит от сложности формы, конструкции изображаемого предмета и от характера поставленных учебных задач. Обычно процесс линейного построения рисунка показывается в четырех этапах, процесс нанесения светотени также в четырех. Завершение рисунка в цвете демонстрируется в четырех — шести этапах. Объяснив последовательность работы, учитель должен проверить, как дети поняли ход выполнения рисунка. Он задает им ряд вопросов: «С чего следует начинать линейное построение рисунка? Почему начинать рисунок необходимо с тонких, безнажимных линий? Как следует расположить лист бумаги при изображении этого натюрморта, чтобы композиция рисунка была выразительной? Как правильно держать карандаш в самом начале работы над рисунком? Как надо держать карандаш во время прорисовки деталей?» и т.д.
Во время анализа натуры и разъяснении хода работы над рисунком необходимо демонстрировать различные модели, таблицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, цветоведения, последовательность выполнения рисунка. Также важно демонстрировать лучшие ученические работы из методического фонда.
Затем начинается самостоятельная работа учащихся над рисунком. Преподаватель следит за тем, чтобы школьники соблюдали последовательность выполнения задания, чтобы они все время сравнивали свой рисунок с натурой, внимательно изучали объект изображения, правильно держали в руках карандаш, акварельную кисть. Специальным объяснением учителю следует предупредить, школьников, как вредно начинать рисунок с отдельных деталей.
Педагог не должен забывать и о правильной посадке детей во время работы.
Преподавателю необходимо умело сочетать индивидуальную и фронтальную работу с детьми. Так, проходя по классу и наблюдая за процессом рисования учащихся, педагог делает замечания отдельным ученикам, подсказывает, как исправить ошибку, на полях листа бумаги наглядно показывает правильное изображение детали и т.д.
Большое внимание при работе с детьми педагог, должен уделять вопросам техники рисунка: правильной штриховке (но форме, косая.), правильной работе кистью (по-сухому, по-мокрому) и т.д. С этой целью школьники систематически выполняют различные графические и живописные упражнения. Заметив у многих школьников одну и ту же ошибку в построении рисунка, в определении перспективного сокращения формы, в нанесении светотени, в определении цвета и т. п., учитель разъясняет суть этой ошибки и способы ее исправления всему классу. Для этого он демонстрирует ученические работы (хорошие и с ошибками), выполняет рисунки на классной доске.
По окончании самостоятельной работы учащихся проводится подведение итогов урока. Преподаватель демонстрирует два-три ученических рисунка (как правило, хороших, но если нужно, то и плохих, невыразительных), анализирует их вместе с детьми, отмечая положительные и отрицательные стороны композиций. Затем преподаватель подводит итоги работы и отмечает, как класс работал в целом («хорошо трудились», «молодцы», «не старались», «могли еще лучше нарисовать»), не забывая при этом о воспитательной задаче урока. В частности, это выражается в похвале или порицании отдельных учеников.
Таким образом следует отметить, что рисование с натуры имеет большое значение для развития пространственного мышления и воображения, влияет на развитие памяти, является прекрасным средством эстетического воспитания детей.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что приведенная схема урока рисования с натуры является примерной для всех уроков данного вида. Все вышеназванные аспекты обучения, безусловно, оживят учебный процесс и будут способствовать повышению его эффективности.
Источник