Особенности рисования детей с нарушением слуха
Для эмоционального и речевого развития старших детей большое значение имеют игры-драматизации, которые проводятся с участием воспитателя и сурдопедагога.
§ 2. Обучение изобразительной деятельности
Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха
Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха, более позднее, чем у слышащих, становление предметной и игровой деятельности, речевое недоразвитие и трудности общения обуславливают некоторые особенности развития изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей (А. А. Венгер, М. Ю. Pay). У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются более позднее становление предметного рисунка, обедненность его содержания, большое количество стереотипных изображений. У большинства детей с нарушенным слухом к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками. Тематическое рисование появляется, как правило, кчетырем-пяти годам: дети начинают активно рисовать, лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, сделанным взрослым, которые могут воспроизводиться многократно без внесения существенных изменений. Отмечается большая склонность к точному и скрупулезному прорисовыванию деталей и элементов. Сюжетное рисование появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты рисунков длительное время остаются очень упрощенными и ограниченными, рисование по замыслу оказывается примитивным. Естественно, взрослым очень трудно руководить рисованием, лепкой, конструированием не владеющего речью ребенка. Успехи в овладении изобразительной деятельностью в определенной степени зависят от состояния речи ребенка и возможностей общения с ним.
Задачи обучения изобразительной деятельности
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического и познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. Данные виды деятельности становятся одними из наиболее любимых детьми. Задачи изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха определяются с учетом закономерностей ее развития у дошкольников. Учитываются также специфические особенности глухих и слабослышащих детей. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной и конструктивной деятельности разработаны А. А. Катаевой (1972).
Источник
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
Автор: Глазунова Анна Александровна, воспитатель, первая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад N222» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, Кемеровская область, г. Новокузнецк.
«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
И.Я. Гринцбург.
Особый интерес представляет исследование развития творческих способностей у детей с нарушенным слухом, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии творческих способностей.
Исследования Р.М. Боскис, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Т.А. Григорьевой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Е.Г. Речицкой и других показали, что потеря слуха, задержка и своеобразие формирование речи создают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенным слухом испытывают большие трудности в мысленном оперировании образами, в их преобразовании.
Важнейшими условиями творческих способностей является во – первых, прошлый опыт, который выражается в уже имеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненных явлениях, и, во – вторых, умение мысленно оперировать представлениями, преобразовывать их. Уровень развития творческих способностей зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления и речи.
Потеря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают затруднения в приобретении жизненного опыта. Представления детей с нарушениями слуха оказываются менее полными и точными, чем у слышащих сверстников.
Полноценное восприятие мира ребенком с нарушениями слуха имеет свои особенности. Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку не сразу; стихийное его формирование не всегда оказывается полноценным даже у нормально развивающегося, слышащего ребенка. Там, где речь идет о глухих детях, задача формирования восприятия, т. е. сенсорного воспитания, и тесно связанная с ней задача формирования представлений приобретают еще большее значение. Психологические исследования (А. А. Венгер, А. П. Розова, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Н. В. Яшкова и др.) показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих от своих слышащих сверстников в области зрительного тактильно – двигательного восприятия, зрительных двигательных представлений. Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей. Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребенком не запоминается. Наряду с этим существует и обратное явление: слово, которое глухой ребенок запомнил и может повторить, не вызывает у него представления о том предмете, который это слово обозначает, либо о той конкретной ситуации, которую оно отражает. Слово оказывается «пустым».
Из этого следует, что уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии творческих способностей. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Отмечаются трудности осмысления ими одного и того же объекта с различных позиций и включение его в разные системы связей, что свидетельствует о недостаточной динамичности их мыслительной деятельности.
Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха, более позднее, чем у слышащих, становление предметной и игровой деятельности, речевое недоразвитие и трудности общения обуславливают некоторые особенности развития изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей. У дошкольников с нарушениями слух отмечается более позднее становление предметной лепки, обедненность ее содержания, большое количество стереотипных изображений. При этом отмечается тяготение к образцам, сделанным взрослым, которые могут повторяться многократно без внесения существенных изменений. Сюжетная лепка появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты очень упрощены, лепка по замыслу – примитивна.
Итак, негативное влияние нарушенной слуховой функции на развитие творческих способностей детей проявляется в снижении у дошкольников с нарушениями слуха по сравнению с нормой всех основных показателей, характеризующих творческую деятельность.
Отставание дошкольников с нарушенным слухом в развитии творческих способностей объясняется бедностью словаря, недостаточностью сенсорного опыта, его малым разнообразием, а главное — несформированностью комбинаторных механизмов воображения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта, что обусловлено тяжестью слухового дефекта и вторичным речевым недоразвитием. Подобное отставание позволяет говорить о большей стереотипности, шаблонности выполненных работ не слышащих учащихся по сравнению с нормой, о большей привязанности их к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений. Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха, более позднее, чем у слышащих, становление предметной и игровой деятельности, речевое недоразвитие и трудности общения обуславливают некоторые особенности развития изобразительной деятельности глухих и слабослышащих детей. У дошкольников с нарушениями слух отмечается более позднее становление предметной лепки, обедненность ее содержания, большое количество стереотипных изображений. При этом отмечается тяготение к образцам, сделанным взрослым, которые могут повторяться многократно без внесения существенных изменений. Сюжетная лепка появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты очень упрощены, лепка по замыслу – примитивна.
У старших дошкольников преобладает предметная лепка и предметное рисование (72%). К концу обучения в ДОУ у 15% детей появляются элементы сюжетного рисования и лепки; и только у 2% детей сюжетные изображения. В большинстве детских работ человек статичен, его движения ребенок передает только в жестах и комментариях, которые дети дают к своим рисункам. Глухие и слабослышащие дошкольники не изображают себя, что свидетельствует о том, что ребенок не видит себя в изображаемой социальной ситуации, не чувствует своей вовлеченности в явления окружающей действительности.
По материалам Е.С. Масловой /Дефектология N6 2008г./
Причины выбора лепки, как основного вида деятельности в кружке:
Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями уже в процессе занятия. Организация занятий в виде игры углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослым и со сверстниками.
- В лепке легче создать образ, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом
- В лепке быстрее развивается сюжет – ребенок, например, изображает девочку и цыпленка в статичном состоянии, но он тут, же начинает играть с ними. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью или жестами наполняет лепку реальной динамикой, делает фигурки участниками воображаемого эпизода.
- Лепка дает возможность исправить, переделать внести дополнения и изменения на любом этапе выполнения работы.
- Лепка предоставляет большие возможности для комбинирования различных материалов (использование природного материала, бросового материала…).
Отличительной особенностью занятий в кружке является возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
На каждом занятии ребенку предлагается помимо основного материала – пластилина, соленого теста – дополнительные – природный, бросовый, декоративный материал, используя который ребенок создает свою, отличную от других работу.
ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
Все занятия всех видов изобразительной деятельности объединены в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одно и того же вида народно – прикладного искусства. Кроме того, единая речевая тема объединяет занятия по изобразительной деятельности в цикле и занятия по развитию речи, проводимые сурдопедагогом и занятия по ознакомлению с окружающим, проводимые воспитателями.
Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Именно тогда когда у ребенка уже есть необходимый запас знаний, сформированы необходимые умения и навыки изображения, имеет смысл проводить занятия в кружке.
Цель занятий – создание коллективной творческой работы.
Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в
неделю.
Выбор данной формы обусловлен психологическими особенностями ребенка с нарушениями слуха, таким как недостаток речевого взаимодействия с окружающими, эмоциональная незрелость. Дети в своем общении часто не могут выстроить продуктивное общение со сверстниками, в результате чего происходят частые конфликты и ссоры.
В процессе создания коллективной творческой работы ведется целенаправленная работа по формированию полноценного делового общения и также работа по формированию бесконфликтного взаимодействия и выработки у глухих детей адекватных форм поведения.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
- Пластилин
Соленое тесто
- Масса для лепки (на основе глины)
- Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, обои).
- Картон (однослойный и многослойный).
- Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, солома).
- Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек.
- Семечки. Крупа.
- Пух. Перья.
- Вата.
- Деревянные палочки, досточки.
- Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
- Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
- Пуговицы.
- Ткань.
- Цветной бисер.
- Веревочки разной толщины.
- Пробки от бутылок.
- Проволока.
- Обертки от конфет и шоколада.
- Цветные иллюстрации.
- Клей.
Правила техники безопасности при работе
с различными материала и инструментами
- Работай за своим рабочим местом.
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
- Нельзя брать в рот мелкие детали.
- При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
- При работе с ножницами (стекой), держи их параллельно столу.
- Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
- Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
- При работе не держи ножницы (стеку) концами вверх.
- Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Береги инструменты, экономь материалы.
- Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Источник