Особенности обучения рисованию детей с зпр

Изобразительное искусство как часть коррекционной работы с детьми с ЗПР

Первое, что может сделать ребенок, — это взять карандаш и начать рисовать: цветные каракули, примитивные рисунки и прочее. Такое привычное всем детское увлечение не только повышает настроение и занимает ваше чадо на какое-то время, но и способствует развитию ряда умений и навыков.

Рисование делает детей более выразительными

Дети с ЗПР не всегда могут выразить себя, используя слова и действия, поэтому рисование является еще одной важной формой общения.

Выражение эмоций в рисунках у малышей

Вы можете понять мысли и чувства вашего крохи через рисунки. Способность выражать свои чувства также повышает эмоциональный интеллект ребенка.

Положительно влияет на моторные навыки

От маленького каракуля до шедевра, который занимает почетное место на холодильнике, рисунок может улучшить моторные навыки вашего ребенка. Ранний интерес к данному творчеству положительно скажется на координации рук и глаз, а также настроит мышцы пальцев.

Рисование развивает навыки решения проблем

При рисовании ребенок сталкивается с несколькими решениями: «Какой цвет мне здесь использовать?» или «Как нарисовать животное и соединить одну часть его тела с другой?». Все эти вопросы требуют от них решения проблем. Попробуйте спросить ребенка, почему он нарисовал определенные части именно так, или почему использовал определенные цвета, и посмотрите, к каким решениям он пришел.

Читайте также:  Рисование по точкам методика для 1 класса

Рисование – это идеальный рычаг к развитию воображения

Данный творческий процесс позволяет воображению ребенка стать более активным. Каждый раз, когда он рисует, он получает доступ к своему воображению и делает физические представления о том, что у него на уме. Эти навыки важны в дальнейшем развитии творческой и креативной личности, которая может спрогнозировать любую ситуацию.

Готовит ваших малышей к школе

Рисование является одной из ранних основ логического или абстрактного мышления. Находится ли ребенок дома или уже в школе, изобразительное искусство помогает подготовиться к пониманию более сложных концепций. Изучение этих творческих способов мышления в раннем возрасте готовит ребенка к будущему образованию. Предоставьте различные материалы для творчества, например, карандаши, краски, мелки — и не забывайте о цифровых медиа-инструментах, чтобы помочь привыкнуть к планшетам и другим компьютерам, которые они наверняка будут часто использовать в будущем.

Есть много причин, почему раннее рисование может помочь детям развить творческие способности. А при диагнозе ЗПР – эта творческая деятельность как нельзя уместна, так как пациенты обычно страдают низким уровнем проявления волевой сферы, у них слабое воображение, низкое развитие памяти, они сложно концентрируют внимание и тяжело усваивают информацию из окружающего мира.

Рабочая программа по ИЗО при ЗПР

На уроках ИЗО в группах с детьми ЗПР работа ведется по нескольким направлениям:

  • Предметное рисование – формирует познавательный интерес к окружающему миру, побуждает желание выразить свои эмоции и чувства в рисунке, формирует навыки изучения особенностей того или иного предмета, стимулирует творческие навыки в задумке образа.
  • Сюжетное – подразумевает изображение пейзажа или сюжета, формирует интерес к природным явлениям, стимулирует желание поделиться своими эмоциями, развивает связь «наблюдение=качество рисунка».
  • Декоративное – формирует интерес к народному искусству, стимулирует желание самостоятельно заняться творческой деятельностью с прорисовкой даже самых маленьких деталей (настойчивость и наблюдательность), формирование навыков чувствовать симметрию, форму, ритм.

Каждое учебное учреждение, которое занимается коррекционной работой с детьми ЗПР, с учетом индивидуальных способностей своих воспитанников разрабатывает рабочую программу по ИЗО.

Рабочая программа по ИЗО для детей с ЗПР 1-3 класс

В начальных классах программа разделена на 5 больших блоков:

  1. «Подготовительный период».
  2. «Композиционная деятельность».
  3. «Восприятие и изображение форм предметов, пропорций, конструкций».
  4. «Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи».
  5. «Восприятие произведений искусства».

В 1 классе основной спектр работ направлен на развитие моторики и воображения. Для этого используются:

  • пластилин;
  • геометрические фигуры;
  • работа с картоном и цветной бумагой (аппликация);
  • пальчиковое рисование красками;
  • рисование ручками, карандашами, маркерами, фломастерами, мелками (сравнивание результатов и ощущений) и прочее.

Рисование в игровой форме

Если погода позволяет, занятия проводятся на природе для того чтобы позволить ребенку максимально погрузиться в творческий процесс и научиться воспринимать окружающие его краски.

Во 2 классе уже рассматриваются моменты композиции, и происходит знакомство с особенностями геометрических фигур. Все занятия по ИЗО для детей с ЗПР проводятся в игровой форме с демонстрацией красочного демонстративного материала. Просто начерченный на доске квадрат не привлечет внимание и не формирует интерес к познанию данного материала.

В 3 классе продолжаются занятия по выработке композиционного восприятия, прорабатываются более сложные геометрические фигуры и понятие «сочетание и смешение цветов».

В 4 классе проводится работа, направленная на восприятие цвета разных предметов и способность передавать эти навыки в живописи, а также происходит знакомство с произведениями искусств и вырабатывается навык их восприятия.

Полная программа по ссылке: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/03/05/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-izo-1-4-klassy-umstvennaya

Рабочая программа по ИЗО для детей с ЗПР 6-7 класс

В 6 классе работа производится по следующим темам:

  • Основы образного языка и виды ИЗО – изучаются вопросы пространственного искусства, понятие «рисунок» как способ самовыражения, ритмы линий, пятен, цветоведения.
  • Натюрморт – восприятие предметного мира, фантазии и реальности в работах художников, знакомство с понятиями: «линейная перспектива», «плоскость», «объем на плоскости», «свет и тень».
  • Портреты – портрет в искусстве, пропорции, портрет в пространстве, портрет в скульптуре, шарж, цвет в портретах.
  • Человек в пространстве – перспектива и правила изображения пространства.

Полная программа по ссылке: https://infourok.ru/adaptirovannaya-programma-po-izo-v-klasse-2171171.html

В 7 классе для детей с ЗПР изучается ИЗО в жизни человека:

  • образ человека;
  • художественный образ;
  • поэзия в повседневности (концепция, сюжетная линия, кульминационная точка рисунка);
  • великие темы жизни (живопись в разные эпохи).

Полная программа по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/01/09/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-0

По окончанию всего школьного адаптированного курса ИЗО для детей с ЗПР с 1 по 7 класс формируется:

  • пространственное восприятие;
  • восприятие цветов;
  • воображение;
  • память;
  • моторика;
  • усидчивость;
  • концентрация;
  • логическое, пространственное и критическое мышление.

ИЗО как одно из направлений коррекционной работы при ЗПР: отзывы

В таблице мы собрали некоторые из отзывов родителей, которые уже оценили весь спектр преимуществ и недостатков использования ИЗО для детей ЗПР в образовательном процессе.

Отзывы взяты с платформ: http://defectolog.ru/forum/108/?theme=1486, https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/79102919/, http://logoburg.com/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=535&forum=8&viewmode=flat&order=0, https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=191&i=239&t=239&page=3, http://liveangarsk.ru/forum/forumy-po-interesam/semya/396749.

Положительные Отрицательные
У нас сын не разговаривает совсем, поставили ЗПР (нам 5 лет). В 3 года так вообще было ощущение полной отрешенности от окружающего мира. Но мы несмотря на все предрассудки пошли в специализированный сад, где занимались с детками по разным методикам. Одно из любимых занятий сына стало рисование и лепка. Да, речь не появилась, но он начал коммуницировать с окружающими, может показать цвета, может без слов показать, что ему нужно, начал по крайней мере впитывать информацию и использовать ее правильно. Надеюсь, что в скором времени у нас и речевой навык начнет проявляться. (Вита) Как не крути, без медикаментозной подпитки мозга, никакая методика не поможет справиться с симптомами ЗПР. (Маша)
Очень интересно, я даже не рассматривала ИЗО, как метод развития ребенка, постоянно забирала его со всех творческих уроков. Теперь пересмотрю свое видение ситуации, возможно, реально поможет нам справиться с нашими особенностями. (Оля)
Нам в 5 лет психолог посоветовал начать ребенка знакомить с разными текстурами, глиной, красками, мелками. Да, в пластилине мы были все, красками рисовали пальчиками, это было нечто, зато интерес мы все-таки вызвали, и рисовать нам понравилось. К 1 классу дочь, по крайней мере, умела держать карандаш в руке и могла сконцентрировать внимание на 15 минут на одном занятии. Сейчас мы уже в 3-ем классе, и прогресс просто колоссальный. Спасибо нашему педагогу, который уделяет уйму времени нашим особенным крохам. (Яна) Нам не повезло с педагогом, так и не смог мотивировать сына начать выполнять хотя бы элементарные художественные манипуляции. Не готовы пока наши педагоги к обучению деток с ЗПР или иными отклонениями в развитии.
Важно заниматься с ребенком во всех направлениях, и рисование, и музыка, и подвижные игры, и прочее, и в любом случае что-то «выстрелит», и будет отмечаться положительная динамика в развитии, какая бы сложная форма ЗПР не была. (Лина) Я против, чтобы дети с ЗПР или иными отклонениями в психическом развитии учились в общеобразовательной школе вместе с обычными детьми. Ни к чему хорошему это не приведет, да и педагог не сможет разорваться на всех, следовательно, уровень знаний у здоровых детей будет существенно ниже. (Юля)
Я никогда не думала, что наша дочь с диагнозом ЗПР во втором классе так увлеченно начнет рисовать в стиле «Петриковская роспись». В основном рисует сейчас пальчиками, но уже в свои 8 лет она создает как по мне целые шедевры. Все-таки, рисование может увлечь и развивать малышей с особенностями в развитии. Кстати, память тоже улучшилась, она стала напевать песенки в процессе рисования. (Наталья) На индивидуальном обучении у нас нет ИЗО, и я даже разговаривала по данному вопросу с директором нашей школы, на что услышала ответ, что на такие направления образования часов не выделяется. Вот и как применять методику, самостоятельно, дома? (Вера)

Вывод

Влияние ИЗО на развитие ребенка с ЗПР уже доказано неоднократными исследованиями. С одной стороны, эффективность методики подтверждается, а с другой — отмечаются недостатки организаторских моментов в общеобразовательных заведениях. В любом случае навыки рисования, пространственной ориентации, воображения, цветовосприятия необходимо развивать. Пусть это будут индивидуальные занятия или групповые, или просто рисование дома, но выпускать этот вид деятельности из общей коррекционной работы не стоит.

Видео — Индивидуальное психокоррекционное занятие

Источник

Особенности рисунков детей с ЗПР

4. Особенности рисунков детей с ЗПР

Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.

Особенности изодеятельности детей с ЗПР

1) отсутствие интереса к результатам деятельности;

2) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

3) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

4) обилие графических штампов;

5) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;

6) отсутствие преднамеренного выбора цвета;

7) бедность цветового решения;

8) неразвитость композиционных сюжетных построений;

9) низкий уровень развития познавательных процессов – ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти.

Конспект занятия по рисованию «Нарисуй домик»

(для подготовительной группы с детьми с ЗПР).

Занятия по рисованию проводятся раз в неделю.

·Закреплять знания о цветах и геометрических формах предметов.

·Учить детей создавать несложную композицию.

·Развитие познавательных процессов – восприятие, память, мышление.

Выполнение рисунка по образцу. Показ и пояснения педагогом основного способа обследования предмета (что в какой последовательности надо рисовать). Сосредоточение на последовательности действий по выполнению заданий. Запоминание последовательности действий, переключение с одного действия на другое (смена цветных карандашей).

Использование наглядных опор (расположение предметов фланелеграфе) для привлечения внимания детей к обращенной речи, развитие ее понимания.

·Учить элементарному планированию предстоящей деятельности.

Использование способов рисования, освоенных в ходе деятельности вне занятий (раскрашивать заданный контур). Заранее определить какой предмет каким цветом раскрашивать.

Учить создавать композицию схематично, наброски, эскиз (использование простого карандаша).

·Учить действовать по указанию педагога.

План действий предлагается педагогом. Пооперационный контроль взрослого: применение пояснений, указаний.

·Совершенствование лексического состава устной речи.

Называние детьми предмета, образца и его частей, обозначение с помощью речи их признаков, назначения предмета, расположение предмета в пространстве (внутри-снаружи, вверху-внизу, слева-справа). Краткие ответы на вопросы педагога, повторение задания (инструкции) педагога.

·Вызвать интерес детей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.

·Воспитывать аккуратность в работе, творческую способность.

·Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материал для занятия – рисунок «Нарисуй домик», простые и цветные карандаши (12 цветов), альбомные листы.

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в тоже время детальное представление об объекте.

Перед занятием должна пройти предварительная работа – вспомнить какие геометрические фигуры изучали на прошлых занятиях, найти фигуры в окружающем пространстве (в группе), проговаривание (окно — это прямоугольник, зеркало — круг, крыша домика для кукол — треугольник и т.д.), рассматривание иллюстраций, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, активность детей, желание вообще заняться изобразительной деятельностью.

·Вводная часть — 3мин.

·Беседа о составных частях домика (стены, крыша, окно), о том что можно нарисовать рядом с домиком, ознакомление с композицией на фланелеграфе для примера — 5 мин.

·Физминутка (пальчиковая гимнастика) — 2 мин.

·Основная часть занятия — 20 мин.

·Итог занятия — 5 мин.

«Ребята, мы с вами читали сказку про Красную Шапочку, которая ходила в гости к бабушке. Сегодня на занятии будем рисовать домик, в котром жила бабушка. Давайте вспомним, какие мы знаем дома?» здесь предполагается ответная реакция детей (большие-маленькие). Также параллельно следят за тем, как педагог выстраивает композицию на фланелеграфе. Затем анализируется структура изображения на картине, форма, пропорции и расположение частей домика.

П.: «Дом стоит на земле или висит в воздухе, или распологается на небе?»

Д.: «Внизу». «На земле».

П.: «Каждый дом имеет стены (на фланелеграф ставится стена — прямоугольник

желтого цвета). Обратите внимание, прямоугольник ровный, линии прямые. Что еще надо построить для того, чтобы получился дом?»

Д: «Крышу» (хором). «Маму»(один неуверенный ответ).

П: «Правильно, крышу. Крыша находится сверху стен и защищает дом от дождя и снега, поэтому она плотно прилегает к стенам дома, чтобы ни снег, ни капли дождя не попали в дом. Крыша треугольной формы. Обратите внимание, все стороны у крыши ровные. А что еще не хватает в нашем доме?»

Д: «Стола». «Телевизора». «Родителей».

П: «Давайте подумаем. В доме живет бабушка. Но как же ей зайти в дом?»

П: «Надо нарисовать дверь. Мы нарисуем ее слева. Дверь прямоугольной формы, посмотрите внимательно по размеру она меньше стены. Нарисуйте ее красиво, ровно. Пусть она будет открыта (см. образец), чтобы бабушка смогла зайти в дом. Надо не забыть нарисовать лестницу (ориентировка только на образец, без словестной инструкции). Запомнили?».

Д: « Надо еще окошко нарисовать».

П: «Окно мы нарисуем обязательно. Вы запомнили, что и в какой последовательности мы будем рисовать? Повторите.»

Д: «Стены. Крышу. Дверь.»

П: «Правильно. Молодцы. Очень хорошо, что вы вспомнили про окно. Окна бывают разных форм: квадратные, прямоугольные, бывают даже круглые. Мы с вами нарисуем окно квадратной формы. На стене по центру будет расположено одно окно. Постарайтесь нарисовать его красиво, аккуратно.»

Закрепление понятий пространственной ориентировки . Затем идет анализ цвета на картине – на земле растет зеленая трава, небо голубого цвета, солнце желтого цвета. И после всего этого – целостное восприятие картины.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Раздаётся снова стук.

На руке твоей другой пальчик постучал большой.

Мы по очереди всеми будем пальцами стучать и, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски. Эй, не подходите близко.

Поцарапаем немножко. Не ребята мы, а кошки.

Теперь приступим рисовать.

Основная часть занятия – самостоятельная деятельность детей.

Сначала выполняется набросок рисунка простым карандашем. «Внимательно смотрим, вспоминаем, какое солнышко круглое, высоко на небе. Дом — на земле». «Давайте возьмём лист бумаги, желтый карандаш и раскрасим солнышко. Теперь травка, она зелёная. Где у нас зелёный карандаш?»

Ведется индивидуальная работа с детьми, педагог подходит к каждому ребенку и с помощью рекомендаций направляет ребенка.

П: «Ребята, занятие закончилось. Покажите, что у вас получилось. Все всё сделали правильно?»

Дети показывают свои рисунки. Все довольны результатами своей работы. Считают, что ошибок ни у кого нет. Когда педагог указывает на ошибки, дети на слова педагога не реагируют, не расстраиваются.

Анализ рисунков детей

Рисунок 1 выполняла девочка 7,5 лет. Диагноз: ЗПР церебрально-органического происхождения.

Рисунок примитивен, статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества не проявляла, выполняла работу в соответствии с инструкцией педагога. Работа не соответствует образцу. Преобладание графических штампов. Работа выполнена аккуратно.

Пропорции соблюдены частично, линии выпонены нечетко, детали композиции мелкие. Нарушено соотношение «крыша-дом» (искажение размеров, разрывы между тесно связаными фигурами), не смогла воспроизвести изображение лестницы, забор и ели были нарисованы после более подробных указаний педагога. «Двойной фриз», графические изображения распологаются по нижнему краю листа (на земле) и верхнему краю (небо), предметы не загораживают друг друга.

Используются 4 цвета основные (оттенки цветов отсутствуют). Передача цвета частично удалась, т.к. правильным цветом выделена трава, деревья, солнце. Первоначально использовала желтый карандаш (солнце, дом, крыша, труба). Не смотрит на образец (композиция на фланелеграфе). После поправки педагога, стала использовать другие цвета. Бледные тона, т.к. ребенок слабо держит карандаш в руке. Навыки штриховки не сформированны, т.к. не достаточно развита мелкая моторика.

Задание выполняет быстро, к концу занятия всё сделано. Не проявила интереса к итогам своей работы.

Рисунок 2 выполнял мальчик 7 лет. Диагноз: ЗПР соматогенного происхождения.

Рисунок примитивен, статичен и схематичен по своей форме и содержанию. В рисунке творчества не проявил, выполнял работу в соответствии с инструкцией педагога. Работа частично не соответствует образцу. Преобладание графических штампов. Работа выполнена аккуратно.

Центрированное изображение, ребенок строит изображение на всем листе, в центре располагает значимый объект. Пропорции соблюдены частично (нарушены соотношения составных частей дома относительно друг друга). Цветовая окраска соответствует образцу, используется 4 цвета. Тона яркие, штриховка выпонена правильно, т.к. ребенок правильно держит карандаш, сильно нажимает (рука быстро устает), движения резкие уверенные. Работал самостоятельно, медленно. Не успел выполнить работу до конца занятия. Не проявил интереса к оценке своей работы.

Список используемой литературы:

1. Бёдёр Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения //Дефектология. – 1975. – №1

2. Вершинина Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского Университета. – Северодвинск, 1994

3. Дьяченко О.М.Воображение дошкольника. – М., 1986.

4. Емельянова Л. «Анализ детских работ по изодеятельности»// Дошкольное воспитание. 1980, №39.

5. Е.А. Ержанова. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. — 2003. — № 6

6. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М.: Ника-Пресс,1998

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. –М.: Просвещение, 1991

8. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994

9. Сакулина Н.П.Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965.

10. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006

11. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. — 2-е изд., стер. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 480с.

Источник

Оцените статью