Ошибки при рисовании лица

Содержание
  1. Урок 8. Секреты хорошего портрета
  2. ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников
  3. Первая пятерка частых ошибок, связанных с психологическим подходом к живописи
  4. 1. Увлечение или сосредоточенность на одной частной детали
  5. 2. Спешка
  6. 3. Рисование по воображению или по памяти
  7. 4. Бросание работы на полпути
  8. 5. Бледная и слабая контрастность изображения
  9. Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком
  10. 6. Отсутствие фона
  11. 7. Бумага плохого качества
  12. 8. Отсутствие штриха и растушевка изображений
  13. 9. Малый формат
  14. 10. Активные линии
  15. Обучение в школе или в гордом одиночестве?
  16. Топ-5 ошибок при рисовании портрета в профиль
  17. Ошибка первая – отсутствие затылка
  18. Ошибка вторая – нарушение пропорций лицевой маски
  19. Ошибка третья – высоко расположенный глаз
  20. Ошибка четвёртая – положение и размер уха
  21. Ошибка пятая – раздельное рисование

Урок 8. Секреты хорошего портрета

Как говорится, умные учатся на чужих ошибках. В этом уроке я хочу рассказать о некоторых правилах, которые помогут избежать ошибок своих при рисовании портрета. Не буду подробно описывать премудрости построения, напротив, остановлюсь на тех моментах, которые не сразу находила в учебниках, и порой приходилось изобретать велосипед.

Начнём с построения лица анфас. Высота головы в 1,5 раза больше ширины. От линии волос до бровей 1/3 лица. Где это линия волос? Характеристика индивидуальная, лбы бывают разные. Лицо – это расстояние от линии волос подбородка, учтите, когда будете рисовать линию глаз, она посередине лица. Делим лицо пополам. Удобно сразу провести линию симметрии, чтобы отслеживать, не перекошены ли глаза или уголки рта. Разделите линию глаз на 5 частей: средняя часть будет расстоянием между глазами, следующие две от центра и есть глаза. Разделите пополам расстояние от линии глаз до подбородка – это линия носа. Разделите на 3 части расстояние от линии носа до подбородка – получите линию рта и собственно подбородок. Крылья носа находятся на уровне внутренних краёв глаза, углы рта – на уровне середины глаз. На рисунке это более понятно, чем на словах.

Читайте также:  Рисование по мокрому фону

Я нарисовала схему на одной половине лица, другую оживила. При помощи теней нужно выделить: глазницы и веки, крылья носа, нижнюю плоскость носа (где находятся ноздри), скулы. Носогубные складки выражены в разной степени, но даже на лице юной неулыбчивой фотомодели под толстым слоем тонального крема о них не стоит забывать. Верхняя губа в тени, верхняя освещена, она сама бросает лёгкую тень до подбородка.

У детей линия глаз ниже. По мере роста она поднимается. Когда человек поворачивает голову, опорные линии тоже движутся, важно следить за этим.

Голова – это шар. Тени будут ложиться соответствующе. С построением придётся долго тренироваться прежде, чем лица начнут легко, как по волшебству появляться на бумаге. Мне же хочется отметить некоторые моменты.

Масштаб будет определять пределы ваших стараний. Лицо может быть нарисовано крупным планом, тогда необходимо прорисовать все детали.

А вот другой пример: работа плакатного плана, много людей на разном расстоянии от зрителя. Здесь достаточно наложить основные тени, но черты при этом должны быть узнаваемы. Выберите основные качества физиономии: большой нос, широкая улыбка или большие глаза и сделайте упор на них.

Глаза. Тоже шары. Если масштаб достаточно крупный, то на глазных яблоках стоит нарисовать собственные тени, к тому же на них обязательно будут тени от век. Пусть радужная оболочка будет сложного, неоднородного цвета, а на роговице сияют блики.

Мускулы лица и шеи. Обязательно рисуйте их, это сделает лицо живым. У старых людей черты утрированные, носогубные складки очень глубокие, веки нависшие.

Черты лица. Несмотря на общие для всех пропорции, они немного разнятся. Разные формы глаз, губ, бровей – это и создаёт узнаваемый образ. В хорошем портрете должно быть немного от карикатуры, усиливайте черты, но без фанатизма.

Всем известен портрет Н. Гончаровой кисти Брюллова. Её глаза действительно были посажены близко друг к другу. Сама природа нарушила пропорции портрета, зато как гармонично. Не стесняйтесь иногда их нарушатm, если это соответствует натуре или замыслу.

Волосы. Они покрывают голову, то есть имеют её форму. Попробуем нарисовать волосы, забранные в хвост. Сначала рисуем общие очертания: голову, шею, уши и контуры причёски.

Волосы состоят из множества волосков и в то же время являются единой массой. Рисуем их длинными штрихами в том направлении, в котором они лежат. Не увлекайтесь каждым волоском, немного растушёвывайте для получения некоторой монолитности.

Затем, усиливая нажим карандаша, «разделите» волосы на пряди разной толщины, в жизни так оно и выглядит. Выбившиеся пряди около ушей рисуйте небрежно, с отдельными волосками. Нарисуйте тень от волос на шее.

Волнистые волосы разделяются на более тонкие пряди и одинаковые по толщине, нежели прямые. Заметьте, что лицо на этом портрете несколько грубо нарисовано, но все плоскости наглядно видны.

Губы. Хорошо когда на них прорисованы бороздки. Не старайтесь сделать их ровными и слишком яркими.

Расположение головы на листе. Рисуя профиль, оставляйте перед глазами портретируемого больше пространства, чтобы взгляд не упирался в край листа.

Помните, что фон связан с персонажем картины, они перекликаются тенями или цветовой гаммой.

А главное в рисовании портрета – практика. Рисуя с фотографии, не срисовывайте с плоскости на плоскость, а также стройте пропорции лица, прорабатывайте тени, выбирайте композицию, как будто перед вами натура. Тогда суть портрета раскроется перед Вами.

24.06.2011. Даша Ревина

© 2003 — 2020 Дикая Правда — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Источник

ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников

На ошибках учатся! Помните эту фразу? Конечно же, это абсолютная правда. Только так и можно чему-то научиться. Однако, знать начинающему художнику о тех ошибках, которые часто допускают его товарищи очень важно и полезно. Это позволит ему не наступать на те же «грабли» и гораздо быстрее продвинуться вперед в плане профессионализма.

Пообщавшись со знакомыми художниками и учителями на эту тему, получилась статья, из которой вы узнаете ТОП-10 самых распространенных ошибок начинающих художников. Берите на вооружение и старайтесь их не допускать. Тогда вы будете рисовать гораздо лучше. В конце статьи мы затронем тему художественной школы — нужна ли она новичку? Что ж, устраивайтесь поудобнее, начнем!

Первая пятерка частых ошибок, связанных с психологическим подходом к живописи

1. Увлечение или сосредоточенность на одной частной детали

Упоминания об этой ошибке встречаются во многих художественных учебниках. Что это за ошибка? Это когда художник прорисовывает только мелкую и незначительную часть детали, не видя картину в целом. Возможно, вы замечали, как некоторые начинают рисовать портрет, например, с глаз. В эту деталь художник вкладывает столько сил и энергии, что продолжать рисование отпадает всякое желание.

Кстати, такой подход не верен в корне: рисовать нужно на всём полотне целиком, на уровне «ощущений», последовательно придавая четкость всем участкам картины. В противном случае вы вряд ли сможете соблюсти единую контрастность на всей картине, особенно если картина большая.

И самое обидное здесь то, что художнику придется все это стирать, потому что начинать следовало с самого основного — построения каркаса фигуры головы. Всегда начинайте рисунок с общего построения!

Кстати, такая же закономерность постоянно встречается в нашей жизни. Смотрите, профессионал своего дела, неважно какого, видит и влияет на ситуацию в целом, а начинающий часто сосредотачивается на мелочах, не замечая первостепенного.

Не ограничивайте себя всевозможными стандартами и правилами. Если вы обучаетесь дома, попробуйте начать рисовать углем и резинкой. Если хотите карандашом — возьмите самый мягкий карандаш, чтобы быстро заштриховывать плоскости.

2. Спешка

Каждый художник хочет творить и создавать шикарные произведения. Но как же мало тех, кто готов затрачивать на это кучу времени! В итоге качество картины оставляет желать лучшего, хотя художник мог бы сделать лучше. Поэтому даже если вы раньше не рисовали и хотите наверстать упущенное, знайте, спешка ни к чему хорошему не приведет.

3. Рисование по воображению или по памяти

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь — рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

4. Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

5. Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

6. Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

7. Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или «Снегурочка») — не лучший холст для живописи. Для линейных набросков — это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

8. Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно — это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки — те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге — каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

9. Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

10. Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

Обучение в школе или в гордом одиночестве?

В заключение хочется затронуть тему пользы художественной школы (курсов). Сейчас мало кто ходит в специализированную школу, так как в интернете есть много видео уроков и литературы для самостоятельного обучения. И все-таки обучение у учителя имеет массу преимуществ:

  • дисциплина;
  • больше практики;
  • больше живого общения с профессионалом;
  • больше художественных средств и инструментов;
  • возможность указать на ваши ошибки и вовремя их исправить;
  • учиться с сокурсниками и делиться с ними своими достижениями гораздо веселее и приятнее.

Я считаю, что в школе стоит получить необходимую базу, а уже после неё смело развиваться в своей стезе самостоятельно.

Источник

Топ-5 ошибок при рисовании портрета в профиль

Я преподаю рисование и детям, и взрослым. И вот какое интересное наблюдение у меня есть: маленькие дети совсем не рисуют нос на портрете в профиль. Почему? Думаю, потому что они не знают, где правильно его разместить на лице, и избегают ошибки. Взрослые же, даже не имея специальных знаний, смело берутся за дело, но обязательно ошибаются в пропорциях.

Прежде чем начать рассказывать о самых распространённых ошибках в портрете человека в профиль, я повесила хороший образец – портрет работы Леонардо да Винчи.

Это лекарство. Дело в том, что смотреть на ошибки в рисунке вредно для глаз не утверждённых в истине рисовальщиков. Да и на карточку статьи помещать рисунок с ошибкой не хочется.

Итак, теперь всё по пунктам.

Ошибка первая – отсутствие затылка

Мы привыкли смотреть человеку в лицо, поэтому затылочную часть головы не берём в расчёт. Между тем, голова человека, размещённая в профиль, хорошо вписывается в квадрат. Мало того, выступающие части лица выходят чуть дальше.

Теперь смотрим на пример ниже (с ошибками). Девушка на картинке не только не имеет выдающегося затылка, со стороны лицевой части она также приплюснута. Поэтому хорошо заметно, что в квадрат голова не впишется, череп вышел вытянутым снизу вверх.

Ошибка вторая – нарушение пропорций лицевой маски

Если взять пространство от линии роста волос до подбородка, то можно разделить его на три примерно равные части: от волос до бровей, от бровей до основания носа и от основания носа до подбородка. Теперь посмотрите на картинку выше – там получился очень низкий лоб, а за счёт этого – длинный нос.

Ошибка третья – высоко расположенный глаз

Глаз тоже занимает в черепе определенное место. Это ровно середина от самой высокой точки макушки до линии подбородка. Можете взять линейку и проверить перед зеркалом. В нашем примере нарушение положения глаза тоже есть. Глаз находится выше необходимого опять же из-за чрезмерно длинного носа.

Ошибка четвёртая – положение и размер уха

Ухо занимает пространство примерно от линии бровей до линии основания носа. Тут могут быть индивидуальные смещения, но у нашей девушки, нарисованной с ошибками, ухо уж очень маленькое. Это случилось снова из-за длинного носа. Автор интуитивно понял, что по правилам нарисованное ухо получится огромным, и сделал его крошечным.

Ошибка пятая – раздельное рисование

Теперь отвлечёмся от деталей и рассмотрим одну принципиальную ошибку. Она называется раздельное видение .

Автор картинки, на которой изображён частичный профиль девушки, увлёкся деталями, «спрятав» часть головы за краем листа. Скорее всего, рисовальщик не уверен в своих силах и работает только на понятных вещах. Но всё равно видно, что если продлить лоб, он будет очень маленьким – автор не знает пропорций. Тем не менее, ему хочется нарисовать блик на радужке.

Глаз – единственная деталь, которая нарисована здесь более-менее сносно. Нос не имеет формы в области крыльев, а верхняя губа изогнулась, потеряв объём.

Поэтому учиться рисовать портрет нужно по методике, которая используется вот уже пару сотен лет. Сначала проводить линии, изображать простые геометрические фигуры, предметы быта, натюрморты. Потом череп, экорше и гипсовую голову. И лет через десять ваши портреты будут брать на выставки!

Источник

Оцените статью