Обучение рисования по лыковой

Использование программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности

Надежда Ясакова
Использование программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности

Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность – они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой (слайд 2)

• Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

• Целью программы «Цветные ладошки» является развитие художественных способностей посредством рисования различными красочными материалами — гуашь, акварель, пальчиковые краски, восковые мелки, пастель. (слайд 3)

• Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

• Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

• Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

Читайте также:  Мир высокой акварели 2021

• Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

• Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. (слайд 4)

Цветные ладошки

В программе Лыковой «Цветные ладошки — новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельности. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. (слайд 5)

В ходе обучения я использую и нетрадиционные техники рисования. Дело в том, что не все дети могут хорошо рисовать. И чтобы они смогли лучше раскрыть художественный образ, я предлагаю им использовать вместо кисточки различные трафареты, штампики. Одновременно с красками дети могут применять аппликацию, разбрызгивать капли краски по бумаге и просто обводить свои ладошки –получится елочка или голубь. Я подталкиваю ребят самих найти способ рисования.

Все идет как бы по ступенькам. Если дается одна тематика, то занятия построены таким образом, чтобы дети смогли не только порисовать, но и слепить, сделать аппликацию. Но в то же время не скажу, что программа простая. Если я вижу, что ребятишкам с чем-то будет сложно справиться, стараюсь видоизменить занятие, чтобы оно было более понятным и несложным. Прежде чем предложить детям что-то, я обязательно сначала сделаю сама. (слайд 6)

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе — конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе — творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— самостоятельная деятельность детей;

Методы: словесные (загадки, рассказ, беседа, наглядные (образец, рассматривание иллюстраций, практические (рисование, игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», «Поможем художнику»).(слайд 7)

На своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, пробку, поролон, стекло, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. (слайд 8)

РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ

Нету кисточки – пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.

Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой – в синюю, третий – в жёлтую… Чем не палитра! (слайд 9)

Нитку волшебную в руки возьми,

В краску её хорошо обмакни.

Листок белоснежный сложив пополам,

ниточку эту протягивай сам.

Раскрыв, ты увидишь – листок непростой,

Рисунок его украшает чудной.

Ниткография – разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа.

На альбом упала краска,

На листе осталась клякса.

Пририсую ей глаза,

Пусть летает стрекоза.

Кляксография – это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. (слайд 12)

Рисовать нам помогает,

А сложу, как две сестрички.

Лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. (слайд 13)

Рисованиена мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (2—3 минуты, начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. (слайд 14)

РИСОВАНИЕ ЩЁТКАМИ, НАБРЫЗГОМ

Посмотрите, что такое?

Из-под щётки брызжет море.

Лебедь по морю плывёт

И лебёдушку зовёт…

Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. (слайд 15)

Приём рисованиямарлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет»

Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! (слайд 16)

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, — в процарапывании. Итак, за дело.

Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений. (слайд 17)

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной — это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело! (слайд 18)

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской — на цветном фоне появляется рисунок. (слайд 19)

ТЕХНИКА РАЗДУВАНИЯ

На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т. д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта. (слайд 20)

КОЛЛАЖ Это техника — сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная — из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала. Можно использовать вырезки из журналов, бусинки, ракушки, пуговицы, макаронные изделия, пластилин. В работы можно включить различные дополнительные детали для усиления выразительности композиций. (слайд 21)

Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане. Дождливый день).

На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура. (слайд 22)

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги. (слайд 23)

Особенность выполнения этой техники состоит в том, что краска подготавливается — разводится с небольшим количеством воды до густоты сметаны. Толстой, жёсткой клеевой кистью нужно набрать краску на кончик кисти, поставить её вертикально и лёгкими тычками заполнить некий силуэт. Воду в отдельной баночке ставить не требуется, т. к. кисть от краски не промывается. (слайд 24)

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно! (слайд 25)

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Пример рисования: Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д., которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды. (слайд 26)

В процессе занятий изодеятельностью у детей формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

Необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.

Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности. (слайд 27)

Источник

Парциальная программа Лыкова А.И. «Цветные ладошки»
рабочая программа

Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки», с учетом основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка».

Скачать:

Вложение Размер
partsialnaya_programma_lykova_a.i_tsvetnye_ladoshki.docx 104.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Парциальная программа детей младшего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного

воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А .

Целевой раздел.

Программа составлена с использованием парциальной Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А «Цветные ладошки», с учетом основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка».

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность — специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

1.1. Цель и задачи Программы

Цель программы — формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи художественно-творческого развития детей:

► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги — Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

► Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще — кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке — топ-топ-топ!»);

► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами — проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

1. 2.Принципы и подходы построения и реализации Программы

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера художественного образования;

► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

► принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

► принцип организации тематического пространства (информационного поля) — основы для развития образных представлений;

► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» — изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате — складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей — художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.

Группу «Солнышко» посещают 13 девочек и 7 мальчиков, наблюдая за детьми, мы сделали вывод, что большинство детей любят рисовать, раскрашивать картинки. На родительском собрании приоритетным пожеланием родителей было, уделять больше внимания детей на творческое развитие. В связи с этим было решено выбрать художественно-эстетическое направление в работе с детьми и разработать программу по рисованию с целью углубления знаний и умений детей применять в рисовании нетрадиционные техники.

За основу была взята программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.) В данной Программе новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельность. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит — ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Планируемые результаты освоения Программы

К четырём годам

На этапе завершения дошкольного образования

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками .

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи

Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлеию); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения ,изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декаративно-прикладного искусства.

Ребенок обладает развитым воображением, различает виды изобразительного искусства. Называет основные выразительные средства произведений искусства

1.5 Оценивание качества образования.

В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной программы педагоги учреждения обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:

► Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;

► Оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится воспитателями в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, а также учета критериев и показателей по образовательным областям.

Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения.

Промежуточная диагностика проводится в декабре. К этому времени проявляются не только проблемы, но и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки. Промежуточная диагностика проводится преимущественно с использованием метода наблюдения.

Итоговая педагогическая диагностика проводится в мае и заключается в обобщении, сравнении, сопоставлении данных, полученных в результате первичной и итоговой диагностики.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса.

Содержательный раздел.

2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).

Младшая группа (3-4 года)

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап. »). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Средняя группа (4-5 лет)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа (5-6 лет)

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности.

► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художественной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

► метод эвристических и поисковых ситуаций;

В процессе организованной образовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:

  • игровая , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Источник

Оцените статью