Развитие детей раннего возраста в продуктивной деятельности по лепке и рисованию
Вера Данилова
Развитие детей раннего возраста в продуктивной деятельности по лепке и рисованию
Развитие детей раннего возраста в продуктивной деятельности: лепка, рисование.
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование — одни из самых больших удовольствий для ребенка. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью. Продуктивная деятельность детская — это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т. е. со всем психическим развитием ребенка. Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. В своем рисунке ребенок не только проявляет познавание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Чем более развиты у Вашего ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.
В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей 2-3 лет неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Для того чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. С этой целью кратко, но достаточно убедительно нужно рассказать вымышленную историю о нуждах и заботах каких-то персонажей (зайчиков, кукол и др.) и побуждать детей помочь им. Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:
Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.
Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
Развитие мелкой моторики рук
Знакомство с сенсорными эталонами.
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно,сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Лепка, и другие виды деятельности дошкольника предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Лепка позволяет ребенку изобразить предметы. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. Рисование, лепка, способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами. Лепка из пластилина помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию. Лепка является одним из самых распространённых и широко используемых средств. С одной стороны, лепка требует развитых восприятий и ощущений от ребёнка, а с другой сама способствует их совершенствованию. Главное её преимущество перед другими видами изобразительной деятельности заключается в том, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Стараясь как можно точнее передать форму изображаемого предмета, ребёнок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обоих полушарий головного мозга. Данные виды продуктивной деятельности позволяют только укрепить руку, сделать её более умелой, научить легко и свободно управлять используемым инструментом, способствуют становлению связи рука-глаз. Все это является важными предпосылками для успешного обучения ребёнка в школе.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.
Фотоотчет о продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Пасхальные композиции» Фотоотчет продуктивная деятельности «Праздник Светлой Пасхи»[/i][/b] Добрый день, уважаемые коллеги. Праздник Светлой Пасхи уже не за горами.
Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.
Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда» .
Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей по рисованию «Круглые фантазии» по теме дня «Круглый день» на МAAM Завершается учебный год. Завершается вместе с ним, долгий для нас всех, период самоизоляции, который помог нам переосмыслить многие привычные.
Конспект образовательной деятельности по лепке в группе раннего возраста «Погремушка» Корона вирус внёс огромные изменения не только в жизни взрослых людей, но и в в жизнь маленьких детей. В условиях вынужденной самоизоляции.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.
Источник
Организация занятий рисованием и лепкой в домашних условиях
Екатерина Апанасенко
Организация занятий рисованием и лепкой в домашних условиях
Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.
О чем думает ребенок, когда рисует? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Подобные вопросы возникают у любящих и внимательных родителей, которые в своем ребенке видят маленькую личность, нуждающуюся в их помощи и поддержке. Нужно помнить, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и в обязанность родителей входит раскрытие этого потенциала.
Дома для ребенка создаете уютный уголок, а лучше целую комнату. Это будет так называемое, творческое пространство – пространство мечты, фантазии, где ребенок может часто находиться один. Вы, взрослые, иногда будете посещать это пространство, чтобы поинтересоваться, как идут дела, задать новую мотивацию деятельности, помочь, если в этом есть необходимость. Порядок там вы не всегда увидите.
Методы и средства развития творческих способностей детей
В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.
Развитие художественно творческих способностей детей
С 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие. В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок. В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Начиная с 3-4 лет, дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. Они пытаются изобразить образ мамы, папы или другого члена семьи.Рисунок фигуры выполняется по 0одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, руки приделаны к голове и т. д. Ближе к 4 годам ребенок начинает рисовать фигуру человека в полный рост с правильным расположением конечностей. Дети 4—5 лет любят изображать на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы (двойной фриз). Кроме того, им доступно не только использование фризового расположения предметов, но и более естественное расположение их по всему листу, например на листе бумаги зеленого цвета изображается цветущий луг. Линии неба и земли по содержанию здесь не требуется. Ребенок 5—6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности,— изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже, далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.
Особое внимание следует обратить на роль цвета в рисунках детей. Когда ребенок еще маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими эмоциями, а в последствии выбора цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования. В стимулировании ребенка к рисованию, именно цвет является благодатным материалом. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей. Родители должны стимулировать детей свободно сочетать цвета, узнавать и пробовать их. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зеленым, говорить о сочетании цвета с предметом, о том какой цвет лучше подобрать, прежде чем рисовать предмет.
Занимаясь с ребенком рисованием, родителям следует учитывать рекомендации психологов нашего времени. Психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые используют в начальных классах, эти методы вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, навязанные стереотипные представления не возбуждает фантазию ребенка, а наоборот подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Родители должны соблюдать основные правила,которые помогут им в общении с ребенком:
Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятие ребенка рисованием.
Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребенка объяснить их.
Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.
В рисунках ребенок естественно и спонтанно выражает свои чувства. Он созидает и разрушает, убивает и воскрешает образы, соответствующие его уровню сознания и воображения, его способности чувствовать и объяснять окружающий мир. Не должно вызывать большого беспокойства то,что очень часто ребенок развивает в рисунке сюжет какого-нибудь мультсериала: для нашего времени это более нормальное явление, чем кажется на первый взгляд. Но необходимо помнить, что любые возражения и критика по поводу его творческих изображений, могут вызвать у ребенка упадническое настроение и отбить охоту к рисованию.
Лучше всего стимулировать ребенка в поисках нового постоянного интереса к его рисункам. Дети нелегко принимают критику и возражения. Они, конечно, исправят ошибки, на которые вы обратите их внимание, но потом все равно будут их повторять. В занятиях с ребенком должна быть мера. Если малыш устал или то чему его пытается научить взрослые, слишком сложно для детского понимания, он просто не будет этим заниматься. Хвалите чаще своего ребенка. Дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
Современный мир выдвигает достаточно жесткие требования к нынешнему поколению. Американский психолог и врач Глен Доман. Основатель Института развития человеческого потенциала, предложил термин «раннее развитие» заменить словом «современное». Когда ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, а к шести-семи годам – на 90%, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.
От вас, дорогие родители, зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.
Следует выделить основные задачи в воспитании художественно –творческих способностей детей в возрастных категориях:
1. Способствовать освоению пространственных отношений между предметами, познанию свойств материалов.
2. Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами.
3. Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности – интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество. Способствовать постепенному развертыванию системы вытекания одной цели из другой. Формировать способы работы с различными материалами и инструментами.
2. Способствовать появлению элементов сотрудничества с взрослым и сверстником.
1.Формирование предпосылки трудовой деятельности: закреплять у ребенка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
2. Привлекать детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач.
3. Совершенствовать у детей обобщенные способы работы (воспроизведение образцов)
4. Готовить руку ребенка к письму и развивать мелкую моторику.
Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях» Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос любознательным и учился осознавать процесс своей деятельности, приобретая умение.
Анкета для родителей по выявлению творчества в домашних условиях Анкета Уважаемы родители просим вас ответить на вопросы, по выявлению творчества ребенка в домашних условиях. Ф. И. О. ребенка.
Консультация для родителей «Организация детского праздника в домашних условиях» Праздник детства – это яркое событие, это незабываемые впечатления на всю жизнь. Давайте принесем нашим детям радость, счастье, и придумаем.
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское эксперементирование является важнейшим видом деятельности ребёнка. Мы знаем,что нет любознательней тсследователя,чем ребёнок. Но.
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.
Рецепт приготовления сыра «сулугуни» в домашних условиях Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами рецептом моей мамы для приготовления сыра сулугуни в домашних условиях. Этот сыр готовится практически.
Памятка по обучению ребенка грамоте в домашних условиях. 1. Научите детей различать звук от буквы (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). 2. Звуки бывают гласные и согласные; гласные.
Развитие связной речи в домашних условиях Ребенок 7 лет при нормальном речевом развитии должен уметь пересказывать знакомые сказки, рассказывать об увиденном и услышанном подробно,.
Родительское собрание «Экспериментирование в домашних условиях» Тема: «Экспериментирование в домашних условиях» Главными задачами нашего собрания является; — знакомство родителей с разными формами и технологиями.
Статья для родителей «Использование развивающих игр в домашних условиях» Ваш ребенок подрастает. И настал момент, когда ему необходимо не только научиться читать и считать. Он должен научиться думать, логически.
Источник