Нетрадиционные уроки рисования для младших школьников

Развитие творческих способностей младших школьников посредством нестандартных техник рисования
учебно-методическое пособие по теме

Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.

Наиболее продуктивной сферой развития творческих способностей детей являются уроки система доп. образования, внеурочная деятельность искусство, художественная деятельность.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_tvorch_sposobnostey_konoshenko_yana.pptx 67.44 КБ
razvitie_tvorch_sposobnostey.docx 2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Развитие творческих способностей младших школьников посредством не традиционных техник на уроках изобразительного искусства Выполнила: Коношенко Яна Алексеевна учитель начальных классов

Художественное воспитание детей в современной системе непосредственно не может быть второстепенным. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Лучшими средствами для создания выразительных образов и развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются нетрадиционные техники рисования. Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке

Объект исследования: Процесс развития творческих способностей детей. Предмет исследования: Развитие творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства

Цель работы : апробация использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей младших школьников на урок а х изобразительного искусства

Задачи : 1.Рассмотреть понятие «творчество» и «творческие способности» ; 2.Изучить процесс развития творческих способностей в младшем школьном возрасте ; 3. Рассмотреть нетрадиционные техники рисования; 4. Апробировать опыт использования техники рисования « Мыльными пузырями» и «Солью»

Актуальность проблемы творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО повлекла за собой выявление противоречия: между признанием больших возможностей нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей и редким использованием их в работе с детьми, а также некомпетентностью педагогов в данной сфере . Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие нетрадиционные техники рисования можно использовать для оптимизации процесса развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста

Методы исследования : — анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме; — беседы , наблюдение ; — педагогическое наблюдение ; — апробация

Практическая значимость заключается в развитии у младших школьников творческих способностей в практическом применении нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства

Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении нетрадиционных техник рисования, развитии и совершенствовании творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 1.1 Понятие творчество и творческие способности Для того чтобы понять что непосредственно представляют собой творческие способности нам необходимо знать, а что же такое способности в целом. В толковом словаре Ожегова способности даётся такое определение: «Способность – природная одаренность, талантливость». Оно довольно узкое и не раскрывает полностью понятия.

Борис Михайлович Теплов предложил такую трактовку «Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или рядя деятельностей, несводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способами приёмам деятельности»

1.2 Развитие творческих способностей младших школьников Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли оригинальность, любознательность, точность и смелость. — Беглость мысли количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую видеть что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому Точность — способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту — Смелость — способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией

1.3 Виды нестандартных техник рисования 1. Тычок жесткой полусухой кистью. 2. Рисование ладошкой. 3. Отпечатки листьев. 4. Черно- белый граттаж 5. Кляксография обычная. 6. Ниткография 7. Рисование мыльными пузырями 8. Рисование с солью. 9. Рисование «по сырому И другие..

ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 2.1 Развитие творческих способностей младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования Рисование — это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги

Проведение занятий и уроков с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов; — развивает уверенность в своих силах; — развивает пространственное мышление; — учит детей свободно выражать свой замысел; — побуждает детей к творческим поискам и решениям; — учит детей работать с разнообразным материалом; — развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство фактурности и объёмности; — развивает мелкую моторику рук; — развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников — Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. — Мотивационно– потребностный критерий – характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. — Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащегося, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно

Проблема применения нетрадиционных методов рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе меня очень заинтересовала, и в будущей своей педагогической деятельности планирую и дальше ей заниматься

Источник

Статья «Нетрадиционные техники рисования для младших школьников»

Роль нетрадиционных техник рисования

на занятиях ИЗО

для младших школьников

Педагог дополнительного образования

В Изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ.

Техникой рисования, которой должны овладеть школьники, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.

Традиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: кисть, простые карандаши, краски, цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов.

Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но их отличие заключается в том, они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Нетрадиционные техники рисования не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя.

Нетрадиционные техники рисования создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся.

В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагают разнообразные виды деятельности, это способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует множество новых ощущений, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Здесь нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей, ведь оно дает уверенность в свои силы и возможности. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования так активно используются при коррекционной работе с детьми.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования:

1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2)создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.

3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.

4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.

5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Современная классификация методов

метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

При применении нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства в начальной школе учителю нужно помнить некоторые методические особенности:

В начале, учитель должен познакомить детей с тем или иным способом получения изображения, объяснить и проанализировать с учениками предложенные образцы работ, а затем продемонстрировать применение данной техники на практике.

В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования (таких как, монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы.

Такие техники, как «пальчики-палитра» и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия «ритм», на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению — с целью выполнения отдельных элементов изображения.

Некоторые техник, как кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению.

Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих занятиях рисования, а также на занятиях закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

Предметных результатов: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.

Метапредметных результатов: Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, способной и одноклассников.

Личностных результатов: в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Виды нетрадиционных техник рисования, применяемые на занятиях изобразительного искусства в начальной школе

Существует огромное количество нетрадиционных техник рисования, не все из них, возможно, применять на занятиях ИЗО в начальной школе из-за возрастных и технических особенностей. В данной статье описаны три основных группы техник допустимых для применения на занятиях ИЗО для младших школьников:

Работа с красками, карандашами, их аналогами:

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумагекрасками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения «отпечатывают» на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона.

Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе.

Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на кляксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей.

Каракулеграфия (дорисовывание предложенных фигур)На листе изображается недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули. Ребенку нужно дорисовать и дополнить эти объекты, чтобы получился целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Первоначально ребенок может испытывать затруднение в узнавании объектов, здесь можно использовать наводящие вопросы, загадки.

Граттаж. Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина (например, равномерно растереть по бумаге свечку). Затем широкой кистью, губкой наносится на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, шариковой ручкой (где закончилась паста) или черенком кисти — процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.

«Тычкование».Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.

«Печатка». Из твердого материала, например, картофеля вырезаются разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса). Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев.

«Притирание». На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

«Ниткография». Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

«Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву, листья деревьев, животных.

«Цветной воск». Для данной техники понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на нужное нам место на картине.

«Набрызги по трафарету» Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.

«Рисование клеем». Использование клея на бумаге вместо карандашей. После высыхания можно раскрасить или дополнить рисунок красками.

Источник

Читайте также:  Опыт работы нетрадиционный метод рисования
Оцените статью