- Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Нетрадиционное рисование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
материал на тему
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netradicionnyh_tehnik_izobrazheniya_pri_obuchenii_risovaniyu_doshkolnikov_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Традиционной техникой рисования для детей считается рисование карандашом и красками. Под нетрадиционными для дошкольного образования понимаются те техники ( >, >, > и др.), в которых изображение выполняется не характерными для рисования предметами (комочками ниток, штампами, тычками, свечой и др.)
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов детской изобразительной деятельности влияет их выраженная двигательная неловкость, нарушение мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие приемов анализа, сравнения, систематического поиска, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный и неосмысленный характер.
Техника рисования весьма примитивна. Дети не умеют длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.
Вместе с тем процесс рисования, для детей данной категории, сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков.
Практика показывает, что применение нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.
Целью первого этапа является развитие положительного, эмоционального интереса к деятельности и её результатам.
На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений, дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты, пользоваться материалами изображения, отрабатывают умения и навыки рисования.
На третьем этапе создают работы самостоятельно.
На протяжении всех трёх этапов, педагог стимулирует детей отвечать на вопросы о изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики, рассказывать о создаваемых ими образах.
Создание на занятии игровой ситуации способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.
Опираясь на свой опыт, я считаю, что наиболее эффективной и удобной для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является индивидуальная форма организации занятий. Индивидуальные занятия позволяют определить уровень художественных способностей каждого ребенка, дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса к изобразительной деятельности. По мере освоения ребенком приемов и способов изображения, постепенно перехожу к парной, а затем к подгрупповой форме работы.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник планирую так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой, развитием речи.
В своей работе я использую следующие техники изображения: >, техника >, техника >, техника оттиска штампами.
Использование на занятиях нетрадиционных техник изображения способствует раскрытию творческих возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы и способы изображения.
Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с дошкольниками, имеющими психофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций. В работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий, способных перерасти в агрессивное поведение. Таким детям следует предложить более спокойную работу в традиционной манере изображения. С детьми со сниженной активностью и вниманием полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера.
Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное от занятий время, в нашей группе создан уголок изобразительной деятельности. Это способствует активизации различных творческих проявлений у детей. Он оснащен разнообразными пособиями и материалами для творчества, атрибутами и средствами изображения, мольбертом, бросовым материалом и т.д. Всё это играет огромную роль в коррекционно-образвательной работе с воспитанниками.
Мой практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед детьми большие возможности для для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников// Под ред. А.П. Носковой. – М.:Педагогика, 1999. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разными уровнем умственной недостаточности. — СПб.: Сотис, 2002.
Коноплева А.Н., Пархоменко В.П. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов. – Минск: НИО, 2004.
Источник
Нетрадиционное рисование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное рисование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Нетрадиционное рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Главное в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Нетрадиционные способы изобразительной техники, доступные детям дошкольного возраста.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах,
- развивает пространственное мышление,
- учит детей свободно выражать свой замысел,
- побуждает детей к творческим поискам и решениям,
- учит детей работать с разнообразным материалом,
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности,
- развивает мелкую моторику рук,
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
Печатать можно чем угодно. Это и ладошка, и пальчик, и листья, и смятая бумага, и различные силуэты, печатки, как фабричные, так и выполненные из различных материалов: овощи, пенопласт, пробки, бутылки.
Во время работы «печать» опускается в краску или красится кисточкой и плотно прижимается к бумаге. Тогда у ребёнка всё получается. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции.
Из ладошки – рыбки, осьминожки, цветы, деревья, лучи от солнышка, разные птицы, бабочки, варежки.
При работе с печатками – грядка с овощами, узоры на одежде, венок, фрукты и овощи на тарелке, деревья.
След от смятой бумаги похож на облака, цветы, снег, различных птиц и животных.
От пробок на бумаге остаются ягодки, мячи, пуговки, колечки, можно украсить одежду горошком.
След от донышка пластиковой бутылки очень похож на то, как цветёт вишня. Там ровно 5 лепестков.
Печатая алюминевой вилкой можно увидеть оструе иголки ежа.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, жёсткую кисточку, палочку с губкой разной величины. Опускаем «тычок» в краску делаем тычки по альбомному листу. «Тычок» будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы и размера был выбран предмет для тычка.
Этим методом можно нарисовать капель, дождь, листья на дереве, падающий снег, следы на негу, снеговика, котёнка, ягоды, цветы, украсить предмет орнаментом.
Существует предметная и сюжетная. Предметная выполняется поэтапно. Даётся лист бумаги, сложенный пополам. Дети рисуют только на одной стороне листа линию, пятно, потом складывается лист по линии сгиба и проглаживают. Разворачивают лист и рисуют дальше. Не надо забывать каждый раз складывать лист и проглаживать, пока краска не засохла.
Сюжетная монотипия используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. Так как дети рисуют медленно, то необходимо через короткие промежутки времени складывать лист бумаги по сгибу и проглаживать его.
Фотокопия – рисование свечой.
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. До непосредственной образовательной деятельности воспитатель рисует на листе бумаги изображение, предлагает детям раскрасить весь лист бумаги, чтобы увидеть «Что подарил Дед Мороз?», что лежит в «Коробке сюрпризов», какие цветы расцвели на клумбе и т. д. Результат обычно очень эффективный, сюрпризный и почти не зависит от умелости и способностей.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой, проводит по кисточке расчёской. Это позволяет сделать интересный фон, помогает понять, как смешиваются краски.
Можно разложить на бумаге силуэты рыбок, самолётов, кораблей, выполнить набрызг. Когда капли высохнут, убрать силуэты и прорисовать их красками.
Таким способом можно рисовать пушистых животных. Для этого выполняется трафарет по размеру всего листа бумаги. Трафарет крепится к листу бумаги скрепками. Ребёнок выполняет работу способом набрызга. Тогда капли краски остаются только на свободных местах. После того, как капли высохли, можно наложить другой трафарет и выполнить набрызг другим цветом. После того как набрызгом нарисовали всё, что планировали, можно дорисовать кисточкой недостающие детали.
Этот способ рисования позволяет развивать воображение. На лист бумаги наносится краска. Потом эта клякса прижимается другим листом бумаги. Потом нужно отгадать, на что это похоже и дорисовать недостающие детали или раздуть через трубочку от сока. Только нужно быть осторожным, чтобы дети не выпили эту краску.
Трафареты широко используются при обучении детей рисованию предметов округлой и угловатой формы, при рисовании предметов более сложной формы: животных, людей, деревьев, транспорта и т. д. Их можно изготовить из картона, старого линолеума. В своей работе использую и старые фигурки от погремушек, из которых вынули шарики. При помощи трафаретов обучаем детей штриховать карандашом. Самое трудное научить детей плотно прижимать трафарет к бумаге и не сдвигать его с места. Поэтому сначала трафарет нужно помогать ребенку, придерживать трафарет, подклеивать его к бумаге. Постепенно он научится держать трафарет самостоятельно. Трафарет можно закрашивать разными способами: карандашом, фломастером, губкой, мятой бумагой и т. д.
Рисование на мокрой бумаге.
Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге: «Туман», «Цветные сны», «Идет дождь», «Музыка», «Салют» и т. д. Нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или по отдельной его части. И бумага готова к произведению неясных образов. После этого, не дожидаясь, когда высохнет бумага, начать рисовать.
Источник