Нетрадиционные способы рисования литература

Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию
материал по рисованию по теме

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемая литературадля чтения, рассказывания и разучиванияКруг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложнять­ся. В него входят уже не только произведения детской литературы, но .

После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширение детского жизненного опыта. Совершенствуется и обогащается читательс.

Список литературы.1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А. Артёмова — М., 1992.2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко — М., 1985.3.

Список литературы будет полезен для родителей, дети которых посещают подготовительную группу.

Список рекомендуемой литературы для детей 6-7 лет по программе » Детство».

Список литературы для детей средней группы по разделам.

Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию.

Источник

Литература по нетрадиционному рисованию
книга по рисованию (старшая группа) по теме

Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию

Скачать:

Вложение Размер
literatura_po_netraditsionnomu_risovaniyu.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников:

Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

12.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с до.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо.

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, .

1. Цель: познакомить детей с русской поэзией, с картинами известных художников, с музыкой П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди, развивать художественно- творческие способности детей, созд.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей.

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не.

НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

Источник

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ Список литературы (2004-2015)

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Из фонда Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки

74.100.54 ; В25 Вдовиченко, светлой краской красят мир : мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошк. возраста на занятиях изобразит. деятельностью / С. Вдовиченко. — Москва : Чистые пруды, 2009. — 31 с. : ил. — (Библиотечка «Первого сентября») (Серия «Дошкольное образование» / общ. ред.: ; вып. 25). (Бр – ЧЗ)
87.2кр ; Р17 Развитие нового менталитета человека-гражданина : материалы регион. студен. науч.-практ. конф. / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. пед. колледж. — Мурманск, 2003. — 83 с. – Из содерж.: Активизация творческого воображения старших дошкольников с задержкой психического развития средствами нетрадиционных техник изображения / . — С.19-21. (1619940 – ХР ; 1619941 – ХР)
74.10М ; С56 Современные дети — какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. / [отв. ред.: ]. — Мурманск : Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2012.
Т. 3. — 112 с. : табл. — Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности как средства развития творческих способностей детей / — С. 40-41 ; Использование нетрадиционных техник рисования как средства воспитания положительной мотивации к изобразительной деятельности в процессе обучения рисованию старших дошкольников / . — С. 66-69. — Библиогр.: с. 69 (5 назв.). (1711374 — ХР-ООЭ ; 1711375 — ХР-ООЭ ; 1711376 — ХР-ООЭ)
74.100.54 ; Э54 Эмберли, Э. Веселые отпечатки : [две кн. в одной] / Э. Эмберли. — 2-е изд. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 79 с. : цв. ил. — (Рисуем по шагам). (Ф-1744502 – АБ)

Следующие издания Вы можете заказать из других библиотек через электронную доставку документов для физических лиц (зал каталогов, 3-й этаж, тел. для справок: 45-48-35, *****@***ru):

Рудева, товарищ — светофор : рисование на воздуш. шарах : [для детей 5-6 лет] / // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2013. — № 9. — С. 48-49.
Ермолаева, Н. Нетрадиционные техники рисования : [рисование пальчиками, печать «тычком» и ват. палочкой, оттиск печатками из овощей, рисование карандаш. штрихом, воздуш. фломастеры, рисование цвет. клеем, холод. батик, граттаж] / Н. Ермолаева // Игра и дети. — 2013. — № 6. — С. 32-34 : фот.
Байназарова, техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников / , // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 77-80 : табл. — (Вопросы воспитания и обучения). — Библиогр.: с. 80 (8 назв.).
Жданова, художественных способностей у детей через нетрадиционные техники рисования / // Защити меня. — 2013. — № 3. — С. 40-43.

Из фонда Российской национальной библиотеки

Азнабаева, , фантазируем : нетрадиц. техники рисования : 2-10 лет / . – Уфа : Китап, 2009. – 47 с.
Актуальные проблемы дошкольного и начального общего образования : науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 20 нояб. 2012 г.) : материалы и докл. : [сб. ст.] / под общ. ред. . — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. социал.-гуманитар. колледжа, 2012. — 518 с. : ил., цв. ил. — Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Развитие речи младших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник рисования / . — С. 165-170.
Бутенко, техники рисования в изобразительной деятельности ребёнка : [метод. рекомендации для педагогов и родителей] / . — Челябинск : Цицеро, 2013. — 66 с. : цв. ил. — Библиогр. в конце кн. (38 назв.).
Давыдова, Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники : [пособие адресовано родителям, педагогам дошк. учреждений, нач. шк.] / . — Москва : Скрипторий 2003, 2014. — 111 с., [8] л. цв. ил. : ил. — Библиогр.: с. 110 (21 назв.).
Дошкольное образование в контексте введения и реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 135 с. : ил. — Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Нетрадиционные техники рисования — средство развития творчества у детей дошкольного возраста / . — С. 41-44.
Дошкольное образование: история и современность : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 28 нояб. 2013 г.) / науч. ред. . — Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2013. — 321 с. : ил. — Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционной техники рисования / . — С. 148-153.
Научно-методические труды Кафедры методик дошкольного и начального образования / ГОУ ВПО «Нижневарт. гос. гуманит. ун-т», Фак. педагогики и психологии. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. гуманитар. ун-та, 2009– .

Вып. 3. – 2009. – 160 с. : ил. – Из содерж.: Использование нетрадиционных изобразительных техник старшими дошкольниками / . — С. 153-160.

Вып. 9. — 2012. — 253 с. : табл. — Библиогр. в конце глав. – Из содерж.: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста / . — С. 111-115.

Петухова, в нетрадиционных техниках рисования и аппликации с детьми дошкольного возраста : учеб. пособие / ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Мар. гос. ун-т», Ин-т педагогики и психологии. — Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2014. — 74 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.
Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиц. техники, планирование, конспекты занятий / [ и др.] ; под ред. . — Москва : Твор. центр Сфера, 2007. — 125 с. : ил. — (Серия «Вместе с детьми»).
Современное дошкольное образование: традиции и перспективы : материалы науч.-практ. конф. / [отв. ред.: и др.]. — Елец : ЕГУ им. , 2011- .

Вып. 8. — 2012. — 307 с. : ил. — Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования / , . — С. 78-81.

Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе : материалы Науч.-практ. конф., Комсомольск-на-Амуре, 26 окт. 2010 г. / [редкол.: и др.]. — Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2011. — 299 с. : ил., табл. — Библиогр. в конце докл. – Из содерж.: Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей дошкольного возраста / . — С. 133-140.
Цквитария, техники рисования: интегрированные занятия в ДОУ / . – Москва : Сфера, 2011. – 122 с.

Составитель: , главный библиограф центральной справочной службы.

Источник

Нетрадиционные техники рисования

На данной странице представлен теоретический и практический материал

Скачать:

Вложение Размер
netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx 534.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №38

143405, Московская область, город Красногорск, ул. Королева, 1А

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Лыкова И.А., Давыдова Г.Н .

Детский рисунок, процесс рисования – это частица

духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

Воспитатель: Иванькина Е.А.

Теоретические знания образовательной технологии

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

(своеобразие и новизна опыта)

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я как и многие воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Условия возникновения опыта

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

3. Актуальность темы

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьѐзная работа для ребѐнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определѐнное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества.

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

  1. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  2. Индивидуализации дошкольного образования;
  3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Партнерства с семьей;
  6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
  7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и изобразительной деятельности.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие

— Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

— Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

— способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

-Укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• способствует снятию детских страхов;

• развивает уверенность в своих силах;

• развивает пространственное мышление;

• учит детей свободно выражать свой замысел;

• побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• учит детей работать с разнообразным материалом;

• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето восприятия; чувство фактурности и объёмности;

• развивает мелкую моторику рук;

• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

4. Описание порядка использования в практической деятельности:

Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:

— создание обстановки эмоционального благополучия;

— создание и обновление предметно-развивающей среды;

— творческий подход к содержанию образования;

— вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов

— использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

— осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности; — взаимодействие с семьями воспитанников;

— преемственность в работе.

Вся моя работа — от выбора темы до оценки результативности — состояла из трёх этапов.

Первый этап — проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения, теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования:

Второй этап – разработка и планирование деятельности.

Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах среднего возраста.

Распределение техники по возрастным группам;

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

оттиск печатками из картофеля;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

восковые мелки + акварель;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

с помощью ватных дисков;

кляксография с трубочкой.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

печать по трафарету;

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии :

личностно–ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)

коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря)

игровые (оригинальность сюжета, мотивация)

педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Система применения технологии

в воспитательно-образовательном процессе

От простого к сложному , где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Связь обучения с жизнью : изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Создание игровой ситуации.

(На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми.)

( «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.»)

( Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Я обратила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее)

Использование движения руки.

Сравнение двух техник.

Выбор детьми материала для рисования (бумага, краски и т.д.)

  1. Непосредственно образовательная деятельность. Разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по Художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами. (Приложение 1.)
  2. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности. Разработано планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству, рисование нетрадиционными способами.
  3. Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
  4. Чтение и обсуждение художественных произведений;
  5. Дидактическая игра (Приложение 2.)
  6. Оформление выставок.

При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск . Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Набрызг является достаточно сложной техникой является . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями . Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Монотипия может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую доску наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Техника «рисование нитками» (ниткография ). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Скатывание бумаги.
Ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой.
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель .
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листик дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Поролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советую сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки. Рисуем ребром картона
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 — 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисуем с помощью открыток.
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Можно рисовать всем,что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

6. Результат использования технологии, эффективность (положительная динамика)

4 года я углубленно работаю по проблеме: « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников ». Опыт моей работы показал, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру

За 6 лет работы в детском саду я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей — это данные мониторинга по изобразительной деятельности детей.

В результате использования технологии дети

  • приобрели знания о свойствах и особенностях нетрадиционных изобразительных материалах – 75%
  • используют в работе различные техники и приемы рисования-68%.
  • сочетают различный материал и технику изображения-62%.
  • самостоятельно определяют замысел, способы и формы его воплощения-71%
  • испытывают радость и удовольствие от творческой работы-92%

Мониторинг развития художественно-творческих способностей детей показал, что на конец первого полугодия 2016-2017 учебного года 28% детей имели низкий уровень, средний – 50%, высокий-22%.

На конец второго полугодия 2016-2017 учебного года 17% детей имели низкий уровень, средний-39%, высокий-44%.

За первое полугодие 2017-2018 учебный год 10% детей имели низкий уровень, средний-35%, высокий-55%,

За второе полугодие 2017-2018 учебный год низкий уровень имели 0% детей, 40% — средний, 60% — высокий

Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут ему в будущем совершенствовать свои потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Источник

Читайте также:  Цветы нарисованные акварелью 5 класс
Оцените статью