Нетрадиционные методы рисования для детей с овз

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Формирование творческой л ичности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка . Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей . « Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.» [ 9, с.4 ].

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета . Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

«Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства в частности в рисовании, обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей». [ 6, с.25 ] .

Наш опыт работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования — помочь детям развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

Особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования , как средствам развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками , рисование пальчиками .

Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей . Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды мы учитывали , чтобы содержание занятий носило развивающий характер , и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « нельзя » , можно рисовать , чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков .

Методы и приемы, которые мы используем на занятиях по нетрадиционному рисованию :

Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг — организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа – диалогическая форма. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей .

Игра — игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение — проводится с целью научить правильным приемам, способа м действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого — формирование определенных творческих способностей ребенка.

На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• Игра, которая является основным видом деятельности детей.

• Сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования , дать понятие о разных техниках изображения . Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее , развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения .

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности, на развитие творческих способностей. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Педагогу, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем и рисование нетрадиционными техниками один из эффективных методов решения данной задачи.

1.Рузанова Ю.В Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В.Рузанова. -Санкт-Петербург.: КАРО, 2009г.-160с.

2.Иванов Е. Я учусь рисовать./Е.С.Иванов- М.:ГАРТ, 1994г.-125с.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005-260с.

5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000-300с.

6. Шаляпина Н.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками /Н.А.Шаляпина. — М.:ООО ТЦ Сфера,2016г.-70с.

7. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками /Р.Г.Казакова.- М.:Творческий Центр , 2008-128с.

8.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/Г.Н.Давыдова. — М.: Скрипторий, 2008г.-71с.9.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/А.В. Никитина.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016г.-96

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд. Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр.

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекоме.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа).

Представление педагогического опыта по методической теме :»Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во.

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….».

Моя тема самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».Она родилась из «проблемы», которая вызывал.

Источник

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Технки нетрадиционного рисования:

— рисование мятой бумагой;

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx 21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ.

Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Особенности изодеятельности детей с ОВЗ:

1) отсутствие интереса к результатам деятельности;

2) нарушениями мелкой моторики и зрительно — двигательной координации (неловкость);

3) слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;

4) затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;

5) обилие графических штампов;

6) статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию;

7) отсутствие преднамеренного выбора цвета;

8) бедность цветового решения;

9) неразвитость композиционных сюжетных построений;

10) низкий уровень развития познавательных процессов — ощущения, восприятия, представления, воображения, наглядно-образного мышления, внимания, памяти;

11) быстрое наступление утомления, дети не могут завершить начатое дело.

В итоге — эстетически плохо выполненный рисунок влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Техники нетрадиционного рисования с детьми:

— рисования руками (ладонью, пальцами), рисунки из ладошки;

— рисование мятой бумагой;

— волшебные верёвочки (ниткография);

— рисование солью, крупой, песком;

— кляксография обычная, кляксография с трубочкой;

— рисование ватными палочками;

— тычок жесткой полусухой кистью;

— восковые мелки + акварель; свеча + акварель;

— рисование мыльными пузырями;

— печать по трафарету;

— монотипия предметная и пейзажная;

Детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы

  • Веретко, Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Веретко Е. Н.// Искусство и образование. — 2010. — № 2. — С. 120-123.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013. • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  • Екжанова ЕА. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. — М., 2000. • Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Екжанова Е.А.// Дефектология.. — 2003. — № 6. — С.51-54.
  • Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогические основы формирования изобразительной деятельности в специализированном дошкольном учреждении / Екжанова Е.А.// Коррекционная педагогика. — 2003. — № 1. — С.68-73.
  • Захарова, Ю. В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Захарова Ю. В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 3. — С. 23-27. • Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007.
  • Кременецкая, С. Рисовать полезно всем : [изобразительная деятельность детей с ограниченными возможностями] / Кременецкая С. // Здоровье детей . — 2011. — № 15. — С. 34-37. • Кушнир, Г. В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР / Г. В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 2. — С. 23-24
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие. — М.: Классике Стиль, 2004. — 72 с: ил. • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  • Разумова, Г. В. Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии / Разумова Г. В.// Коррекционная педагогика. — 2006. —

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников.

Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 — 3 лет».

Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации.

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует.

Источник

Читайте также:  Нестандартные техники рисования ватными палочками
Оцените статью