Нетрадиционная техника рисования с умственно отсталыми детьми

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Мастер-класс

«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_versiya_dlya_sayta.docx 143.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Воспитатель первой квалификационной категории О.В. Кудлай, Красноярский край, г. Канск, МКДОУ№9 «Колокольчик»

В настоящее время обучение детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов рассматривается как одно из эффективных средств коррекционно — педагогической работы.

Применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить детей с ограниченными возможностями здоровья приемам рисования, лепки, аппликации, но и знакомит их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины, обеспечивает достаточное количество повторений учебного материала.

Детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью характеризует грубое отставание в формировании восприятия, низкая активность мышления, неспособность к элементарным умственным операциям. Отмечается повышенная отвлекаемость, расторможенность, низкий уровень развития мелкой моторики, движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш или кисть, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми. На фоне этого отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто и совсем отсутствует. Все вышеперечисленные нарушения в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности.

Применение таких техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, материалах и их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и свечой, использовать для рисования цветной клейстер, они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т.п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской, клеем и другими материалами дети познают их свойства: густоту, твёрдость, вязкость, идёт ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается элементарный познавательный интерес. Такие занятия не утомляют дошкольников, так как в них не выдвигаются высокие требования к начальным умениям детей и достаточно быстро и эффектно создается целостный образ изображаемого.

Исходя из опыта работы с особыми детьми, считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники выполнения работ:

— техника рисования паспарту (Паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки.)

— рисование пальчиком (Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.

В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое)

— рисование тычком жесткой кистью (Ребенок опускает в гуашь сухую жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется силуэт пушистого животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев, травы)

— рисование восковыми мелками (Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой или мелками, остается незакрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить карандашный контур или использовать трафарет .Интересными получаются сделанные в этой технике зимние пейзажи, морозные узоры на окне, веточки вербы, подснежники или ромашки)

— рисование ватной палочкой (Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение)

аппликация на липкую основу (двухсторонний скотч) – например шарики из салфеток, крупа, воздушные шарики, резаные нитки, шарики из фольги, кусочки меха.

Источник

Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Класс: д/с

Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.

Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные.

В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить, а ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. У этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

Что же считается основным в обучении художественному творчеству?

Научить детей пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов. Нужно вложить еще в свое произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Сложной для дошкольников является и методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Рисование нетрадиционным способом, является интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с ними стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения.

Исследователи указывают на то, что такие изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы умственно отсталых детей в целом. Стимулирует художественно-творческое развитие детей. Может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. В целом продуктивные виды деятельности положительно сказываются на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Под ред. Е.А.Медведевой. — М.: Академия, 2001.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.

3. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. Методическое пособие. — М., 2000.

4. Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. — М., 1980.

5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.,1976.

Источник

Развитие творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционных техник рисования (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике на тему

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт родителей, но и помогали ребёнку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.

Скачать:

Вложение Размер
statya_dathuzheva_s._b.docx 23.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт родителей, но и помогали ребёнку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.

В дошкольном возрасте у детей с отклонением в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть неуверенность, пассивность, страх, агрессию, вызванные нарушением в психическом развитии.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в котором они могут проявить свои творческие способности является игра. В ней они могут продумывать сюжеты, роли, линии развития игры, тем самым включая свое воображение. Но помимо игры дети занимаются творчеством такого рода, как рисование, аппликация, лепка, пение, танцы. Освоение этих видов творчества указывает нам на то, что у ребенка развивается творческая активность и воображение.

Развитие и формирование воображения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта неотделимо от практической деятельности, так как именно в ней начинают зарождаться представления и образы окружающего мира. Так же имеет место несогласованность практических действий с их словесным высказыванием.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки, как: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия рисованием доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей.

Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе проведения занятий я заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. С детьми с РАС, которым процесс ожидания доставляет настоящие страдания, я использую в работе наклейки для ускорения создания сюжетной картинки, для усвоения новой полезной информации об окружающем мире.

На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • Игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • Сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в загадочное путешествие;
  • Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • Эмоциональная речь педагога.

Изобразительные способы мотивируют деятельность детей с нарушением интеллекта, направляют и удерживают их внимание. Они выступают как содержательное основание эстетического отношения ребенка, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа.

Таким детям интересно необычным образом получать результат своей деятельности. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В использовании нетрадиционных техник у детей с нарушением интеллекта, появляется больше свободы, они совершенно иначе проявляют свое самовыражение.

В своей педагогической деятельности я использую такие нетрадиционные техники рисования, как:

• Марания — значит «пачкать, грязнить». У детей с нарушением интеллекта, получаются интересные сюжеты, такие как «Зеленая полянка», «Необычный космос» и др. Данная техника рисования является наиболее подходящей для дошкольников с нарушением интеллекта.

• Кляксография – графическая техника. Дети складывают пополам лист бумаги, а затем раскрывают его и кладут на стол. С левой стороны от сгиба наносят пятна краски, затем они снова складывают лист бумаги и проглаживают его ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа, получается необычная картина.

• Рисование пальцами — использование пальчиковой краски. Детям нравится опускать пальцы в гуашь, наносить краску на бумагу и получать необычные рисунки. Ведь они чувствуют в своей деятельности, свободу от двигательных ограничений, свободу от социального давления.

• Рисование предметами окружающего пространства – дети используют в своих изображениях мятую бумагу, губки, палочки, салфетки, игрушки.

• Монотипия предметная – здесь, дети с нарушением интеллекта используют в своей работе пятна, цвет, симметрию. Дети складывают лист бумаги вдвое и на одной половине рисуют половину предмета, который хотят изобразить, затем лист снова складывается, для получения отпечатка.

• Рисование ватными палочками – в процессе данной техники рисования дети используют пятна, точки. Ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятна на бумагу, получая тем самым необычное изображение. (мухомор, полянка с цветами …).

• Тычки жесткой полусухой кистью –одна из самых любимых техник рисования у дошкольников с нарушением интеллекта. Ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Приведенные выше, нетрадиционные техники рисования, оказывают положительное влияние на психическое развитие дошкольников с нарушением интеллекта. Способствуют развитию воображения, памяти, словесно-логическому мышлению. Используя нетрадиционные техники рисования в своей работе, я смогла пронаблюдать положительную динамику в развитии творческих способностей дошкольников с нарушением интеллекта.

Ребенок с нарушением интеллекта, несомненно, нуждается в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.

Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.

1. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985. – 356 с.

2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144 с.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду М.: «Каро» 2010 — 96 с.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Источник

Читайте также:  Урок рисование русских богатырей
Оцените статью