Поделка изделие Лепка Наука и творчество — вместе Пластилин
Здравствуй-здравствуй, Страна Мастеров! Давненько я ничего сюда не выкладывала, ибо внеклассная работа увлекла меня. А именно написание исследовательских работ. В 7-8 классах я написала 2 исследовательские работы, представленные ниже. Работа «Трудно ли быть ребенком?» моя первая :)), самая любимая и дорогая. Это, как-никак, первый опыт на исследовательском поприще. Ох, как я ее защищала! На 4 конкурсах! И нигде не было призового места. Но, немножко всплакнув (этж яя ;)), расправим плечи и идем писать следующую исследовательскую работу, в итоге тесно связанную с моей творческой жизнью. В исследовательской работе «Мастерство» мы выясняем ответ на данный вопрос: можно ли, читая произведения русской литературы, вдохновиться на творчество?
При защите данной исследовательской работы на школьном этапе меня попросили на городской этап представить свои поделки, так сказать, вживую. Для этого нужна была презентабельная упаковка, в которой не должно быть ни малейшей ошибки, ибо жюри строгое :). Борясь с паникой, так как дано было на все-про-все один лишь вечер, ищем хоть какую-то коробку, во что можно все запихнуть. И! на самом пыльном верху шкафа находим ее! идеальную коробку! Коробку из-под камней. Журнал такой, кажется, «Энергия камней». С ним была энта коробка. Как повезло! И чисто случайно дома не оказалось ткани! Пришлось перерыть весь дом, пока под диваном был не найден кусок ткани, который пошел на основу. Скрепив ткань кусочком двустороннего скотча и честным словом, я с помощью ниток прикрепила фигурки.
Ну незнай, а мне понравилось, яка лепота получилась! И всем понравилось, так как крышка прозрачная, фигурки видно.
Вид «мини-стенда» в закрытом виде
Источник
библиотечный урок «Наука плюс фантазия»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Сценарий библиотечного урока
«Наука плюс фантазия»
Коваленко Ирина Борисовна,
заведующая библиотекой МКОУ «СОШ № 17» ИМРСК
«Наука плюс фантазия»
— дать понятие о научно-познавательной литературе и ее назначении, показать жанровое и видовое разнообразие научно-познавательной литературы в помощь самообразованию.
— привлечь внимание к фонду научно-популярной литературы, к жанру научной фантастики;
— позиционировать творческое чтение как важное составляющее в интеллектуальном развитии.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
1. Вступительное слово библиотекаря:
Ребята в школе проходят дни науки. А любая наука начинается с одного хорошего, но беспокойного слова. Это слово «почему?». С него начинается всякое открытие. Прежде чем узнать причину, по которой день сменяется ночью, а лето осенью, человек должен был спросить – «почему?». И если бы он не произнес этого слова, мы бы, может до сих пор думали что земля плоска, как блин, и не подвижна. И не было бы у нас таких ученых, как Ньютон и Коперник. Человечество накопило огромный багаж знаний, но еще больше в науке предстоит открытий, потому что никогда не настанет время, когда человек скажет «Ну хватит. Я больше, ничего не хочу знать». Учёные говорят, что любого нормального человека всегда интересует всё новое и необычное. При встрече с неизвестным, новым у нас в организме возникает как бы своеобразное напряжение, которое обычно называют «интересом», «любопытством» или «любознательностью». Это напряжение выводит наш организм из равновесия и создаёт состояние неудобства, дискомфорта. Избавиться от него можно лишь удовлетворив свою любознательность. А сделать это можно с помощью познания, либо – воображения. Либо призвав на помощь и то и другое вместе.
Вот что о воображении говорили известный писатель и великий учёный.
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»
«Воображение и математика, фантазия и наука – не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта»
Человечество, лишённое воображения , не могло бы не только «открыть» что-то, но и понять открытое. Изобретения, открытия, интуитивно возникающие решения, яркие вспышки озарения – очень часто включают образы воображения.
Сегодня я на примере биографий и творчества знаменитых учёных и писателей вам докажу, что воображение и наука — союзники. А так же мы поговорим о разнообразии видов литературы, которая возникла благодаря умению авторов совмещать энциклопедические знания и яркий талант рассказчика. Я говорю о научно-популярной литературе.
2. Объяснение нового материала.
Итак, начнем с самого начала. Что такое научная литература, или научное издание, чем оно отличается от художественной литературы? (Варианты ответов учащихся) Заглянем в терминологический словарь по библиотечному делу: «научная литература – совокупность произведений, освещающих научные проблемы и служащих первоисточниками для научного исследования».
— Ребята, скажите, а может ли наукой заниматься школьник? (варианты ответов детей)
Правильно, и пример тому – научное школьное общество. Занимаясь тем или иным исследованием, разработкой проекта или какой-либо гипотезы, исследователю, даже начинающему, необходимы источники информации по выбранной им теме. Поэтому литература, содержащая в себе документальные сведения, факты, карты, расчеты – это именно тот фундамент, на котором исследователь будет строить свою работу.
Мы осветили с вами понятие «научная литература». Перейдем к понятию «познавательная литература».
Как вы понимаете слово «познание»? (варианты ответов детей) Подберите, слова-синонимы. (Знание, постижение)
Итак, познавательная литература, это литература, содержащая интересные факты, расширяющая кругозор читателя. Если мы попытаемся объединить понятия «научно-познавательная литература», то в итоге получится, что это литература, которая содержит в себе интересные факты, гипотезы, относящиеся к той или иной научной области знаний, всевозможная литература справочного характера- словари, энциклопедии, справочники.
Интересно, что увлечение литературой научно-познавательного характера в определенной области знаний, зачастую, обусловлено интересом к будущей возможной профессии. Приведем примеры будущему врачу – интересна анатомия, биология, будущему летчику – транспорт, моделирование.
Таблица «Научно-познавательная литература. Типы, виды, жанры»
Естественно-научная познавательная литература
Техническая научно-познавательная литература
Литература по сельскому и лесному хозяйству
По истории, физике, химии, биологии, зоологии, анатомии человека и т.д.
Об энергетике, радиоэлектронике, горному делу, металлургии, строительству, транспорту и.т.д.
О почвах, о выращивании отдельных культурных растений, о болезнях растений и борьбе с ними, о содержании домашних животных, о рыбной ловле и т.д.
О живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, театре, кино, произведения о жизни и творчестве художников, композиторов, деятелей театра и кино, книги о музеях мира
Книги о творчестве отечественных и зарубежных писателях, книги о языке, словари
Говоря о разнообразии видов научно-познавательной литературы, мы ничего не сказали о художественной литературе.
Вспомним, какая литература называется художественной? (варианты ответов детей) ( Литература для досуга, допускающая вымысел автора )
Хорошо, но, возможно, и среди жанров художественной литературы мы найдем книги научно-познавательного характера? (варианты ответов детей)(Научная фантастика).
Формы произведений художественной и нехудожественной литературы можно сопоставить практически только по объему – как произведения больших, средних и малых форм. Так, большая форма для художественной литературы – роман, для нехудожественной – монопроизведение (монография); средняя форма в художественной – повесть, в нехудожественной – статья; малая форма, соответственно, – рассказ и заметка и т.д
Мастером романов, рассказов и статей был знаменитый писатель Марк Твен.
Мало кто знает, что прежде чем стать писателем, Марк Твен испробовал немало профессий — был старателем, лоцманом, журналистом и даже изобретателем. Им придуман платяной шкаф с раздвижными полками, машинка для завязывания галстуков и внесено несколько усовершенствований в конструкцию пишущей машинки. Неизменный атрибут журналистов — блокнот с отрывными листами — это тоже изобретение Марк Твена. Интересно, что вначале им пользовались актеры для разучивания своих ролей.
К своему изобретательству писатель относился с большой долей иронии. Его, к примеру, удивлял тот факт, что машинка для галстуков — в общем-то никому не нужный механизм — пользовалась большим успехом.
— А как называется автоматическое устройство, которое полностью или частично заменяет труд человека в тяжёлых или опасных для человека условиях? Это устройство может управляться оператором, либо работать по заранее составленной программе. (варианты ответов детей)(робот).
Своим названием роботы обязаны совсем не кибернетикам и даже не инженерам, а. писателю. Это Карел Чапек — известный чешский писатель и драматург впервые придумал это слово. В начале тридцатых годов Чапек написал пьесу, которую назвал «RUR». («Россумские универсальные роботы»). До появления промышленных роботов считалось, что роботы должны выглядеть подобно людям.
В свою очередь Карел Чапек сказал о другом выдающемся писателе «Герберт Джорж Уэллс никогда не будет принадлежать исключительно истории литературы, в равной и, возможно, ещё большей степени он войдёт в историю человеческого прогресса». Талант писателя позволил Г.Уэллсу предугадать многие научные и технические достижения своего века. Ещё во времена первых полётов Райта писатель в романе «Война в воздухе» предсказал огромную роль в авиации в войне.
В «Освобождённом мире» он предвидел возможность использования внутриатомной энергии, в «Острове доктора Моро» — будущие достижения медицины в области пересадки органов. Изобретения, описанные в романах Уэллса, по сей день продолжают интересовать учёных-исследователей. Это и создание искусственной пищи, и возможность путешествовать во времени, и работы по созданию невидимости. Кто-то из журналистов назвал Уэллса разведчиком будущего.
Мало кто знает, что Владимир Иванович Даль, создатель знаменитого толкового словаря и автор сказок, был пионером в использовании электрического тока в минно-взрывном деле. Однажды, во время польской компании, когда его часть отходила за реку, Даль заминировал переправу и в нужный момент собственноручно замкнул электрическую цепь, соединяющую вольтов столб с запалом. На рапорте начальству о решительных действиях дивизионного лекаря Даля, командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: «За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей». Император нашел это забавным. Из Польши даль вернулся героем, с Владимирским крестом в петлице.
Одним из основоположников научной фантастики был французский писатель Жюль Верн. Жюль Верн родился более 180 лет назад во французском городке Нанте, причём в части города расположенной на большом островке. Островок своими очертаниями напоминал корабль плывущий вниз на реке. Неудивительно, что мальчик, родившийся на «корабле», с самого детства грезил о морях.
Жюлю было всего 11 лет, когда он отправился в своё первое путешествие. Цель его была самой благородной. Мальчик хотел отыскать пропавшего без вести капитана Самбена, мужа своей воспитательницы. Бедная женщина вот уже 30 лет верила, что её муж жив, и копила деньги, чтобы отправиться на его поиски. Жюль долго просился на корабли к разным боцманам и капитанам. Но никто не соглашался его взять юнгой. И вдруг удача улыбнулась мальчику. Он познакомился со своим сверстником, служившим юнгой на трёхмачтовой шхуне «Корали ». За несколько монет новый знакомый уступил своё место Жюлю. Шхуна готовилась к отплытию в Индию, и никто в суматохе не заметил подмены. Правда, путешествие продолжалось недолго. Отец догнал беглеца и вернул домой. Ему вовсе не хотелось чтобы Жюль становился моряком, по его планам, сын должен стать юристом.
Наследник долго пытался не разочаровывать родителей. В школе он был лучшим учеником. Но юристом он так и не стал. В Париже он познакомился со знаменитым писателем Александром Дюма, автором «Трёх мушкетёров» и множества других исторических романов. И тогда Жюль Верн решил сделать для географии то, что Дюма сделал для истории. А именно – описать весь земной шар: реки и горы, животных и растения всех материков, обычаи всех народов Земли. Но не в учебниках а в увлекательных романах. За всю жизнь он написал более 60 книг. Его герои побывали в Европе и Азии, Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, Арктике и Антарктике. Многие из них совершили кругосветные путешествия. В его романах действие происходит на необитаемых островах, глубоко под землёй, в морских глубинах и даже на Луне! И в каждом увлекательные сведения по географии, зоологии, ботанике, истории путешествий и открытий, описание техники.
На собственной яхте «Сен-Мишель» он дважды обошёл Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию, Северную Америку. Но даже во время путешествий Жюль Верн работал и возвращался домой с записными книжками, в которых не оставалось ни одной чистой страницы. Эти наблюдения и впечатления потом появлялись в его романах.
Но как же писателю удавалось описать те места, в которых он не был? Во-первых, Жюль Верн общался со многими интересными людьми – знаменитыми моряками, геологами, путешественниками и изобретателями. Они охотно делились воспоминаниями о своих приключениях, Людей которыми писатель восхищался, он удостаивал особой чести – «переселял» их в свои романы. А во-вторых, писатель много читал. Каждый день с обеда и до самого вечера он проводил в библиотеке, внимательно просматривал свежие газеты, изучал научные статьи и новые книги, делая выписки по всем интересующим его вопросам, изобретениям, путешествиям и открытиям. Все эти заметки он тщательно сортировал по темам и использовал в своих романах. Вот почему Жюлю Верну удалось не только описать те места, в которых он не бывал но и предсказать многие открытия и изобретения.
Уже в первом романе «Пять недель на воздушном шаре» он рассказал об отважном докторе Фергюссоне, который на аэростате «Виктория» пересёк по воздуху Африку и открыл истоки реки Нил, писатель предсказал изобретение управляемого воздушного шара. А по-настоящему, истоки Нила сухопутная экспедиция путешественника Джона Спика, бродившая по джунглям Африки к тому времени уже 2 года, обнаружила лишь через несколько месяцев, причём почти в том самом месте, что и герои романа. Удивительнее всего, что увиденные исследователями водопады были в точности такими, какими их описал Жюль Верн.
В других романах он «изобрёл» предметы, которых ещё не существовало в тот момент: искусственные спутники, акваланги, видеосвязь и телевидение, самолёт, вертолёт, управляемые ракеты с реактивным двигателем, электрический стул. Французский инженер Лебеф, построивший впоследствии первую в мире подводную лодку с двойным корпусом, назвал Жюля Верна соавтором своего изобретения.
А ведь на дворе был 19 век. Люди ещё не использовали электричество, и величайшим достижением техники были паровые машины – паровозы и пароходы. А уж о полётах в космос заговорили и вовсе 100 лет спустя. И снова любопытное совпадение. Американский космический корабль «Аполлон -9», имеющий почти такие же размеры и вес, как и вагон-снаряд, описанный Жюлем Верном в романе «С Земли на Луну» , приземлился, возвращаясь с Луны, всего в 4 километрах от точки, указанной в романе! Кстати, первый полёт на Луну и у Жюля Верна, и в реальности произошёл в апреле, в экипаж входило трое астронавтов.
Сейчас облететь вокруг Земли можно за несколько часов, а в то время такое путешествие проходило по суше и воде и занимало 7-8 месяцев. Но герой одного из романов Жюля Верна, Филеас Фогг , заключает пари, что совершит его всего за 80 дней.
Полтора месяца роман печатался в газете, и каждый день репортёры сообщали, где сегодня находится отважный путешественник. Новые номера расхватывались моментально! Но самое удивительное, что через несколько лет после того, как роман был опубликован, то и дело находилось немало желающих повторить этот отчаянный круиз. Одна дама сумела установить рекорд и объехать вокруг света всего за 66 дней!
По статистике ЮНЕСКО, Жюль Верн — самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках. В мире насчитывается более 200 экранизаций произведений писателя.
Жюль Верн очень не любил, когда его называли предсказателем будущего.
То, что описания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения,
и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене,
то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь
на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии. »
Из мира науки в мир литературы пришёл Чарлз Лутвидж Доджсон. Он был не только хорошим математиком но и рассказчиком интересных историй, написал несколько юмористических стихотворений, которые с успехом были напечатаны. Ему, однако, не хотелось, чтобы эти два лица- математика и сочинителя — путались. Поэтому он придумал себе псевдоним и превратился в Льюиса Кэрролла — автора бессмертных книг для детей об Алисе и ее приключениях в Стране Чудес и Зазеркалье.
Говорят, что королева Англии, прочитав «Приключения Алисы» распорядилась незамедлительно принести все другие книги Кэрролла. Книги принесли и все они были посвящены математике.
Интересный случай произошёл с учёным, которого выручила. собственноручно написанная книга для детей. Американский физик Роберт Вуд прославился не только как выдающийся экспериментатор —« чародей физической лаборатории «, но и автор в свое время широко известной для детей книги « Как отличать птиц от цветов «. Книга была написана в стихах и проиллюстрирована самим же автором. Вуд оторвался от науки и ушел в литературу, подобно Льюису Кэрролу, чтобы создать «руководство по флорнитологии для начинающих». Стихи моментально запоминались, воскресные номера журналов печатали рисунки из нее. В апреле 1931 года германский посол в Вашингтоне передал Вуду, что Берлинский университет избрал его почетным доктором философии. В то время звание почетного доктора было чрезвычайно редким. Чтобы окончательно убедить ученых, что претендент заслуживает быть почетным доктором, по рукам была пущена книга «Как отличать птиц от цветов». Ознакомившись с этим «научным трудом» Р. Вуда все ученые, как один, проголосовали -«ЗА».
Может быть вы не родились гениями, но талант есть несомненно в каждом. Талант помноженный на трудолюбие, настойчивость, наблюдательность, умение пользоваться научно-популярной литературой и время помогут вам найти своё место в жизни — открыть свой собственный новый мир. Не забывайте, что на этом пути познания, у вас есть замечательные помощники – это ваши учителя и книги.
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Келер В.Р. Приглашение к открытиям.-М.: Детская литература, 1967.-203 с.
Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987.- 192с.: ил.
Наука плюс фантазия: Сборник рассказов советских ученых/ Сост.Е.Кнорре.- М.: Дет.лит., 1978.-111с.,ил.
Источник