- Акварели художницы Базановой Елены. Часть 3. Фруктовые натюрморты.
- Рисуем нескучный натюрморт
- Шаг 1. Композиция и светотень: эскиз
- Шаг 2. Переносим основной рисунок
- Шаг 3. Рисуем лимон
- Шаг 4. Тени мокрым-по-мокрому
- Шаг 5. Контрасты теней
- Шаг 6. Тени бокала
- Шаг 7. Рисуем бокал
- Шаг 8. Рисуем основание бокала и создаем эффект блеска стекла
- Шаг 9. Создаем изгибы
- Шаг 10. Рисуем вино
- Шаг 11. Фон мокрым-по-мокрому
- Шаг 12. Тени на вине и последние штрихи
- 139 лучших натюрмортов и история жанра
- История возникновения жанра
- Распространенные сюжеты
- Стили
- Направления искусства
- Развитие в России
- Используемые материалы
Акварели художницы Базановой Елены. Часть 3. Фруктовые натюрморты.
Лимоны из солнечной страны
Белый налив. Яблочный спас
Натюрморт
На бумажной глади акварель.
Влажный штрих обрывист и небрежен.
Полдень разливает карамель.
Вечер скор и даже неизбежен.
Краски вперемешку и вразброс
На бумаге царствуют игриво.
Яблоко, кувшин и абрикос.
Чуть подальше откатилась слива.
Я рисую лёгкий натюрморт
Без излишне обрамляющих деталей.
О колени трётся старый кот
(Хочет, чтоб его нарисовали).
Я вся в процессе. Я увлечена
Необъяснимой акварельной сказкой.
Вообразите, что заключена
Любовь Вселенной в разводимой краске.
Кот убежал. Рисунок завершён.
Я убираю краски, мою кисти.
А натюрморт закатом приглушён,
Но остаётся карамельно-золотистым.
© Copyright: Лина Клеина, 2016
Натюрморт с кувшином и сливами
Голландский мотив. Бокал воды и ветка винограда
Источник
Рисуем нескучный натюрморт
Известный художник Стив Кёрл учит азам создания натюрморта. В этом мастер-классе он использует всего два простых объекта, с помощью которых получится создать интересный нескучный натюрморт. Вам понадобится стакан красного вина и лимон. Первый выбран за богатство изгибов и отражений, второй благодаря яркому цвету и шероховатой поверхности.
Материалы для мастер-класса:
- Бокал с красным вином и лимон
- Блокнот акварельной бумаги Arches холодного прессования (140 г., размер страницы 15×22 см)
- Карандаш HB или 2B
- Ластик-клячка
- Палитра для акварели
- Емкость для воды
- Полотенце или тряпка, чтобы класть кисти
- Тканевое или бумажное полотенце
Краски (Holbein Artist ’ s Watercolors):
- Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light)
- Кобальт желтый (Aureolin)
- Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange)
- Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep)
- Розовая опера (Opera)
- Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson)
- Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta)
- Минеральный фиолетовый (Mineral Violet)
- Ультрамарин темный (Ultramarine Deep)
- Кобальт синий (Cobalt Blue)
- Лазурный синий (Cerulean Blue)
- Переливчатый синий (Peacock Blue)
- Травянистый зеленый (Sap Green)
- Охра желтая (Yellow Ochre)
- Сиена жженая (Burnt Sienna)
- Коричневый Вандейка (Vandyke Brown)
- Серая пейна (Payne’s Grey)
Кисти:
- Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 10)
- Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 4)
Шаг 1. Композиция и светотень: эскиз
Сначала необходимо найти удачное расположение объектов для будущего натюрморта. Затем сделайте краткий композиционный набросок, при необходимости используйте специальный видоискатель. Когда будете экспериментировать с расположением, сосредоточьтесь больше на пропорциях и перспективе, здесь важно обыграть формы и структуры объектов, поэтому не ограничивайтесь предвзятым представлением о том, как в целом должны смотреться лимон и бокал вина. Обозначив контуры, набросайте основные акценты света и тени. На картинке ниже крупный план наброска Стива по светотени:
Шаг 2. Переносим основной рисунок
Возьмите лист акварельной бумаги Arches и обозначьте по краям рисунка рамку. Затем прорисуйте контуры будущей композиции в соответствии с эскизом. Старайтесь не изображать объекты прямо по центру листа, на прямоугольной бумаге лучше создать легкую асимметрию. Чтобы было проще сохранить симметрию бокала, переверните рисунок вверх ногами или просто проведите легкую линию по оси и используйте ее для ориентира. Обратите внимание, что по законам перспективы кромка бокала, его основание и поверхность жидкости должны иметь форму эллипса. Когда будете готовы приступить к работе с краской, сотрите ненужные карандашные линии ластиком-клячкой. Внизу крупный план эскиза Стива:
Шаг 3. Рисуем лимон
Перед тем, как начать смешивать краски, убедитесь, что ваша палитра чиста. Кистью десятого размера смешайте Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light) и Кобальт желтый (Aureolin). Добавьте воды чуть больше обычного, чтобы краска не была слишком насыщенной. Чтобы передать зернистую структуру лимона на светлых участках, уберите лишнюю жидкость бумажным полотенцем и немного «поколите» кистью по бумаге. Неровности бумаги помогут создать нужный эффект. Далее немного смягчите чистой водой участки, где желтый переходит в белый.
Шаг 4. Тени мокрым-по-мокрому
До того как краска высохнет, смешайте Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep) для полутонов лимона и отраженного света у самого его низа. Для темных теней смешайте Кобальт синий (Cobalt Blue), Лазурный синий (Cerulean Blue), Переливчатый синий (Peacock Blue) и Ультрамарин темный (Ultramarine Deep). Старайтесь делать края теней мягкими, это передаст округлость фрукта. Для создания фактуры можете также использовать «колющую технику», упомянутую выше.
Шаг 5. Контрасты теней
Для тени, которую бросает сам лимон (то есть его тень под ним), добавьте к синей смеси красок Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet) и Розовая опера (Opera). Чтобы избежать однообразия тонов подчеркнуть контраст теней, можно использовать частичное наложение теней у нижнего края лимона, этому способствует комплементарность фиолетового и желтого оттенков. Поверхность стола немного отражает желтый цвет, чтобы его передать, снимите сухой кистью с бумаги немного фиолетовой краски и добавьте на этот участок желтый тон.
Шаг 6. Тени бокала
Той же сине-фиолетовой смесью продолжайте писать и тень, которую отбрасывает бокал. Для легкого отличия в тенях предметов добавьте сюда больше Лазурного синего (Cerulean Blue) и чуть-чуть Розовой оперы (Opera), ведь красный цвет вина будет влиять и на цвет тени от него. Смягчите края этой тени при помощи чистой воды, а затем кистью четвертого размера прорисуйте кромки лимона Травянистым зеленым (Sap Green) с добавлением Коричневого Вандейка (Vandyke Brown).
Шаг 7. Рисуем бокал
Для бокала берется та же смесь, что для теней, но слегка разбавленная чистой водой. Кистью десятого размера рисуйте верхнюю часть бокала, оставляя белыми блики на стекле и ободок. Чтобы обозначить места, где цвет вина отражается на стекле, возьмите Хинагидрон маджента (Quinacridone Magenta), а для левой части ножки бокала добавьте в синюю смесь Минеральный фиолетовый (Mineral Violet). Для участка, на котором ножка бокала заслоняет лимон, добавьте Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep), Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Желтую охру (Yellow Ochre). На этом этапе особенно важно тщательно передавать нюансы форм объектов. Средняя часть бокала, в которой находится вино, до сих пор должна оставаться нетронутой, этот участок будем рисовать позже.
Шаг 8. Рисуем основание бокала и создаем эффект блеска стекла
Для основания используем ту же смесь, что и для верхней части бокала, хотя можно добавить немного Серой пейны (Payne’s Grey), чтобы сделать тон чуть темнее. Оставьте полоску белого цвета по краю бокала для сознания эффекта блеска стекла, при необходимости смягчайте любые тени. Добавьте на основание бокала желтые отражения от лимона. Затем нарисуйте тонкую линию теней в синих оттенках по правой части ножки бокала, чтобы еще сильнее выделить освещенную его часть.
Шаг 9. Создаем изгибы
Снова возьмите кисть четвертого размера, тщательно промойте и смешайте Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue), Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson) и Серую пейну (Payne’s Grey), чтобы получить очень темный фиолетовый оттенок. Прорисуйте тонкие линии по ободку бокала, прерывая их в местах, на которые падает свет. Добавьте Травянистый зеленый (Sap Green) на те участки линий, где преломляется цвет лимона, затем немного смягчите эти линии чистой водой. Повторите то же самое на верхней части ножки и у самого основания бокала, добавляя где понадобится Травянистый зеленый (Sap Green) и оттенки лимона. Это создаст впечатление блеска бокала за счет сильного контраста тонов и не допустит однообразия в нанесенных мазках и оттенках.
Шаг 10. Рисуем вино
Для вина возьмите кисть десятого размера. Чтобы получить темный винный оттенок, смешайте Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep). Это будет основной цвет вина. Рисуйте вино, добавляя по краям поверхности жидкости мягкий отсвет Розовой оперой (Opera), это придаст изображению текучесть и полупрозрачность. Дальше добавьте в смесь еще Ультрамарина Синего (Ultramarine Blue) и Минерального фиолетового (Mineral Violet) и прорисуйте второй слой вина в его нижней части, чтобы у поверхности жидкость казалась светлее. Если теперь слой краски окажется слишком густым, уберите лишнее чистой влажной кистью, но будьте осторожны, не трите бумагу слишком сильно. Несколько капель Серого Пейна (Payne’s Grey) сделают темнее оттенок вина у дна бокала. После того, как проработаете оставшиеся мелкие детали, такие как тень от ножки бокала на его основании, удалите ластиком карандашные линии, оставшиеся на сухих участках бумаги.
Шаг 11. Фон мокрым-по-мокрому
Очистите палитру и кисть десятого размера и нанесите слой воды на участки фона. С осторожностью работайте на участке, прилегающем к бокалу, обязательно оставьте небольшой просвет вокруг его контура, чтобы передать отражающие свойства стекла. Далее наносите мокрым-по-мокрому смесь Кобальта синего (Cobalt Blue), Лазурного синего (Cerulean Blue) и Переливчатого синего (Peacock Blue), избегайте равномерного нанесения мазков и по-прежнему не касайтесь области вокруг бокала. Можно добавить чуть-чуть Краплака красного (Permanent Alizarin Crimson), так вы соблюдёте общую гармонию цвета и свяжете воедино все части рисунка. Прежде чем перейти к завершающему шагу, дайте рисунку высохнуть.
Шаг 12. Тени на вине и последние штрихи
Еще раз убедитесь, что бумага полностью высохла, затем приступите к наиболее темным участкам отражений на вине. Для этого возьмите кисть четвертого размера и смешайте темный бордовый, используя Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta) и Серую Пейна (Payne’s Grey). Когда закончите с этим, оставьте рисунок сохнуть и наслаждайтесь результатом.
Источник
139 лучших натюрмортов и история жанра
Натюрморт – направление изобразительного искусства. Художник не пишет «с натуры». Он предварительно компанует отдельные предметы и располагает в интерьере в соответствии со смысловой задачей и только потом творит. На таких полотнах изображают самые обыденные вещи: от пищи до мертвых животных. Это обязательно неподвижные предметы во вневременном пространстве.
История возникновения жанра
Термин «натюрморт» пришел в языки мира из Франции. «Натуре морте» буквально означает «мертвая натура, природа», то есть полностью отображает суть направления – мертвые животные, собранные фрукты, срезанные цветы.
К отдаленным предшественникам жанра относят сюжетные композиции Древнего Египта. Настенная живопись содержала изображение предметов, которые должны были служить умершему в загробном мире. В живописи Плиния Старшего встречается описание натюрмортов. Он восхищается полотнами Зевксиса (420-380 года до н.э.), на которых искусно изображены птицы, виноград, бокалы с вином.
В средние века практически не встречаются произведения с натюрмортами. Становление стиля, как отдельного жанра началось в 1500-годах в странах Северной Европы. Караваджо и Ян Ван Эйк часто включают в полотна христианской направленности фрукты, цветы. В XV-XVI веках в творчестве художников уже четче просматриваются черты жанра. Благодаря Караваджо, Бонзи, М.Кампидольо, Э. Баскенису стиль приобретает натурализм, появляются мощные светотени, скультурность изображаемых предметов. Живописные и красивые полотна создаются при помощи специально расставленных предметов.
Якопо де Барбари — Мюнхенский натюрморт
Одной из самых первых работ в направлении признают полотно «Мюнхенский натюрморт» Якопо де Барбари (1460-1516). Это изображение латной рукавицы на фоне арбалетного болта и куропатки, созданное художником в 1504 году.
Расцвет стиля приходится на XVII век, особенно это заметно у фламандских и голландских творцов. Самый яркий представитель того периода Ян Брейгель Старший (1568-1625). Слава к нему пришла благодаря умению передавать на своих картинах бархатистость цветов и листьев. Он всегда писал с натуры, чтобы изобразить цветение растения, мог ожидать ни один месяц. Красота натюрморта показана в его работах: «Букет цветов», «Ваза с цветами» и многих других.
В этот же период зарождается аллегорическое направление «Vanitas». Термин взят из Библии и трактуется как «Суета сует – все суета». Основой композиции выступает человеческий череп. Суть полотен – напомнить человеку о быстротечности жизни, о том, что все удовольствия тщетны, смерть все равно придет.
Первой работой в этом жанре принято считать произведение Якоба де Гейна II «Ванитас». Центральную часть полотна занимает человеческий череп, над которым располагается мыльный пузырь, означающий наступление внезапной кончины. Монеты говорят о человеческом тщеславии, а тюльпаны о безответственном отношении к жизни.
Ванитас
Якоб де Гейн
В середине XIX века интерес к жанру усиливается, но художники отходят от фотореалистичной живописи, «деревенского» творчества, так как уже изобретен фотоаппарат. Начинаются эксперименты с формами и цветами, способами нанесения красок.
Появляются изображения постимпрессионистов, которые делают акцент на свежести первого впечатления. Яркими представителями направления того периода считается Матисс А. с рядом работ: «Подсолнечники в вазах», «Фрукты и кофейник».
Персики и груши
Поль Сезанн
Сезанн П. создает великие произведения «Персики и груши», «Фрукты», он полностью уверен, что пространственное восприятие полностью зависит от цветовой гаммы.
В Российской империи натюрморт длительное время не расценивался как отдельное направление живописи. Но в XVIII веке приходят в моду кабинетные полотна. Ярким представителем стиля становится Теплов Г.Н. (1717-1779). В XX веке начинается расцвет направления, художники проводят смелые эксперименты, с формами, цветами и композициями.
В 50-годы прошлого столетия стиль закрепляется в живописи, с одновременным приостановлением развития.
Букет полевых цветов
Ердяков А.П
XXI век характеризуется размытостью границ, натюрморты становятся частью фотореализма. Из ярких представителей направления в России можно выделить Ердякова А.П. с полотном 2009 года «Букет полевых цветов».
Распространенные сюжеты
Выбор сюжетов для написания в период становления жанра выпадает на «тихую жизнь вещей». Фламандские художники рисуют рыб, которые только что выловлены из водоемов, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизирует греховность жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.
Голландские мастера не включают в свои композиции людей. Обычно это стол, где изображается кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Клас Хеда «Натюрморт с трубками жаровни».
Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем
У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, их изображают в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».
Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.
Натюрморт с трубками жаровни
Виллем Клас Хед
В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.
В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.
Стили
Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:
- цветочный, самый массовый;
- цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
- тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
- кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
- рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
- роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
- охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
- «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
- «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.
И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.
Направления искусства
Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:
- Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «С неделей» (1966).
- Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Нельзя не упомянуть Пабло Пикассо (1881-1973) и его «Натюрморт с бутылками ликера» (1909), «Натюрморт с черепом быка» (1939).
- Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдвард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883). Камиль Писсарро (1830-1093) прославился полотнами в этом стиле: «Ваза с тюльпанами» (1900), «Букет цветов» (1873).
- Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах. Самый яркий представитель направления Пабло Пикассо (1881-1973), который работал в разных направлениях. В стиле абстракционизм выделяют: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).
Натюрморты встречаются в самом авангардном направлении – сюрреализме. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются. Понять суть направления можно по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.
Развитие в России
Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.
Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.
В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:
- Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
- Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
- Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
- Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
- Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).
Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).
Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).
Используемые материалы
Современное изобразительное искусство не выдвигает никаких требований по технике исполнения натюрмортов. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Новаторство и изобретательность только приветствуется. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.
Создание картины при помощи карандаша – старейший вид рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В работе он использует уголь и графит.
Источник