- Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Значение света в живописи. Часть 2. Как освещение влияет на цвет и форму.
- Пишем натюрморт в технике «мокрым-по-мокрому»
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Конспект урока по живописи «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении
Цель урока: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по живописи «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении» | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по живописи
Тема урока : «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении».
Цель: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от
окружающей среды и характера освещенности.
— Учить передавать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности;
-Учить анализировать цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой; изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
-Учить смело наносить цветные рефлексы от соседних предметов;
-Продолжать учить лепить форму цветом;
-Учить последовательно вести работу;
-Углублять знания в области цветоведения;
-Воспитывать интерес к живописи.
Оборудование: постановка — натюрморт в холодной цветовой гамме, 2 лампы софита для освещения постановки с теплым и холодным светом, драпировка тёплого оттенка, прозрачные цветные файлы синего и желтого цвета; пособие «распределение света и тени на простых геометрических телах»; цветовой круг
Материалы к уроку: для детей бумага формата А-3 с линейным рисунком натюрморта, гуашь, кисти, палитра, тряпочка.
Приветствие. Проверка полготовки к уроку.
II . — Тема урока «Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении».
— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей )
— Как вы понимаете словосочетание «холодная гамма»? (ответы детей. )
— Что означает словосочетание «теплое освещение»? (ответы детей. )
— Какое еще бывает освещение? (ответы детей..)
— Мы с вами уже писали при холодном освещении. И чаще всего пишем при холодном освещении, так как дневной свет считается холодным.
— Какую роль играет освещение? Представьте, что мы в темной комнате, где нет освещения, мы что-нибудь увидим? (ответы детей. )
ПI. В.: — Любой предмет мы видим благодаря свету и тени. Свет лепит форму.
— Каждый предмет имеет свой цвет.
Как называется собственный цвет предмета? (локальный). Назовите локальный цвет кофейника, (фиолетовый).
— Поместим кофейник в другую среду (на драпировку с теплым оттенком).
Что изменилось? (цветовые рефлексы).
- Поместим кофейник обратно. Что вы видите? (ответы. )
- Сегодня мы будем писать натюрморт в холодной среде. Здесь все оттенки приближены, их называют родственными и увидеть разницу в отношениях сложнее, потому что она незначительна.
- Но среда это не только цвет, который вокруг, это еще и свет!
«Игра» лампами (софитами)» : по очереди включить софит с теплым, а потом с холодным светом.
При холодном свете: — Заметили изменения?
— Опишите состояние или характер натюрморта, (тихий спокойный. ) Какие цветовые отношения, или цвета видите?
При теплом свете:
— Опишите настроение натюрморта при теплом освещении. Какие цвета и оттенки видите?
Задание: Ваша задача написать натюрморт в холодной гамме при теплом освещении:
1. передать ощущение теплого света;
- передать влияние среды, т.е. цветовые рефлексы;
- передать форму предмета и пространство . Подробнее рассмотрим натюрморт
— Чтобы грамотно и красиво написать натюрморт нужно сделать анализ:
1) Тоновые отношения в натюрморте. Что самое темное в натюрморте?
Что светлее по тону, что самое темное?
Начать писать лучше всего с самых темных пятен, то что можно написать без белил.
2) Работу начинаем с больших тональных отношений (т.е. свет, тон, тень).
— Рассмотрим оттенки на свету. Какие цвета вы бы смешали для освещенной части? (ответы. ).
Пример с файлами. Оттенки как бы накладываются, смешиваются.
— Относительно освящения какие оттенки вы видите в тени? Теплые или холодные?
3) Рефлексы. Когда закончите работу над большими пятнами можно
приступать к рефлексам, т.е. обогащать предмет нюансами чтобы переход
от света к тени были более тонкими.
- Самостоятельная работа, индивидуальная помощь.
- В конце урока выставить все мольберты в ряд с работами.
- Любая работа ведется последовательно, и решить все задачи, поставленные на этом уроке, сразу мы не сможем. Основная задача: передать ощущение теплого света в холодном натюрморте. Кто справился? Кто не справился, почему? (небольшое обсуждение).
- На следующем уроке мы продолжим начатую работу, и работу над поставленными задачами.
Источник
Значение света в живописи. Часть 2. Как освещение влияет на цвет и форму.
СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ ИЛИ ВЫЯВЛЯЮЩИЙ ДЕТАЛИ.
Свет может распределяться по предметам и объектам как абсолютно хаотично, образуя причудливую игру бликов и разрушающих форму солнечных зайчиков, так и логично распределяясь по форме, выявляя её, как бы вычленяя предметы их почти абстрактной среды.
В первом случае, свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов. Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.
Во втором случае, когда свет задан с учётом характера предметов, их формы, объёма и расположения в пространстве, он подчёркивает все вышеперечисленные характеристики, усиливает реалистичность предметов, чётко и понятно демонстрирует зрителю реалистический характер натюрморта и задачи, поставленные художником. Такое освещение обязательно для занятий живописью (если свет в натюрморте не конкретный, форма и объём плохо читаются — не стоит начинать этюд, есть вероятность сделать много лишних ошибок и запутаться). Учебный или постановочный натюрморт следует освещать боковым светом, направленным сверху (лучше холодным, например, от окна). Если заниматься живописью днём нет возможности, можно использовать софит (настольную лампу, фонарь и т.д.).
КОНТРАСТНЫЙ ИЛИ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ.
Также свет влияет на резкость и контрастность теней по отношению к свету. В натюрморте это особенно хорошо заметно, так как помимо тональных отношений, цветовые и разница в тепло-холодности ярко выражены. Например, при контрастном, заданном свете, когда предметы находятся близко к источнику света (к окну, софиту и т.д.), граница света и тени на предметах хорошо читается, градации тона и цветовые рефлексы сильны и очевидны. Это позволяет даже начинающим художникам нарисовать натюрморт с натуры достаточно реалистично, точно расставив по местам все оттенки цвета и тона.
Рассеянный свет (удалённый от объектов и предметов на значительное расстояние) делает границы форм, теней и частей формы размытыми, неясными, как бы погружает предметы в негустой туман. В таком освещении рисовать предметы художнику сложнее, но именно в таком свете и визуальном качестве мы видим их чаще всего, то есть в меру рассеянный свет наиболее привычен для восприятия действительности человеческим глазом и помогает создавать более гармоничное, правдивое изображение.
Почти вся живопись эпохи Возрождения демонстрирует зрителю объекты в рассеянном свете, именно поэтому она столь интересна и приятна для рассматривания (не говоря уже о композиции, грамотном классическом рисунке, цветовом строе и т.д.). Даже знаменитое сфумато Леонардо да Винчи (рассеивание краёв предметов, растворение контуров изображения в среде) демонстрирует качественное сочетание в меру рассеянного, в меру контрастного освещения в живописи.
В живописи и фотографии используется термин светосила или сила света , для определения степени освещённости предмета источником света.
ЦВЕТ СВЕТА.
Цветовая составляющая потока света, разумеется, влияет на цвета предметов не только в свету, но и в тени, изменяя локальный цвет иногда до совершенно неузнаваемых оттенков. Это хорошо заметно, если наложить на осветительный прибор, который используется для освещения постановки под живопись, цветной фильтр. Это наглядно продемонстрировано в приведённых ниже изображениях, где натюрморт был последовательно освещён красным, синим и насыщенным зелёным светом.
Сравнивая фотографию натюрморта и его этюд в традиционном ненасыщенном тёплом свете и колористические эксперименты в живописи под воздействием ярких цветовых фильтров разница вполне ощутима и очевидна.
Как видите, с изменением цвета освещения меняется не только цвет предметов в свету и в тени (соответственно, колористическое решение натюрморта в целом), но и светлота цветовых оттенков (цвета высветляются и затемняются) и эмоциональное восприятие натюрморта зрителем (тревога, покой, напряжение, драматизм, меланхоличность и т.д.).
ДВОЙНОЙ СВЕТ.
Очень часто мы, художники, можем наблюдать модель, освещённую одновременно разными источниками света. Это тоже усложняет восприятие формы и цвета, запутывает зрителя и мешает изображать объекты и предметы так, как того требует изобразительная грамота. Например, сложное освещение может образоваться при одновременном освещении предметов рассеянным верхним и заданным боковым светом одновременно, или при освещении предметов холодным светом из окна и тёплым светом от лампы в помещении одновременно (или светом от электронного устройства (локальный свет) и верхней лампы (общий свет)).
Так или иначе, смешанная тепло-холодность в освещении, случайные разнонаправленные потоки света, одинаковая светосила от двух источников уничтожают форму, объём, цвет и пространство в постановке. Чтобы этого избежать, сложность света стоит минимизировать, отдав предпочтение чему-то одному. И уж конечно, рисовать красками в таком освещении начинающим художникам не стоит категорически. Облегчите себе задачу, создайте благоприятные условия для работы, чтобы иметь надлежащий результат занятия по живописи.
Некоторые мастеровитые художники используют оригинальные идеи двойного освещения в своих работах — это выглядит, действительно, оригинально и интересно. Но такие эксперименты могут себе позволить уже состоявшиеся мастера, для которых написать традиционный по освещению сюжет не составляет никакого труда. Такие художники тысячекратно изобразили модель во всевозможных ракурсах, освещённости, пропорциях, перспективе и вольны распоряжаться своим мастерством в угоду фантазии и творческой задумки.
Для художников учеников такие эксперименты не только нежелательны, но и даже опасны.
Также у художников существует понятие “сложное освещение” — это тот случай, когда модель освещена не в привычном нам верхнем боковом свете, а каким либо другим способом, уже описанным мной выше и в предыдущей статье https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu . Сюда же относится и местный свет в постановке (например, пламя свечи или костра). Ещё раз подчеркну, что писать модель в таком нестандартном освещении сложнее, хоть и интереснее, поэтому начинающим художникам не стоит этого делать.
Изучать натуру художнику приходится постоянно, разглядывать, анализировать, искать выгодные ракурсы, освещение, формы. Именно это и формирует мастерство, владение изобразительной грамотой и творческую свободу. Надеюсь, теперь вы будете замечать больше нюансов цвета в постановке и видеть, как свет меняет форму, пространство, объёмы, а иногда и силуэты предметов и объектов.
Одна и та же модель может выглядеть совершенно по разному в разных условиях освещения. Это происходит потому, что меняются одновременно все три основные характеристики цвета — цветовой тон, светлота и насыщенность. Меняется положение градаций тона, задающих форму, меняется тепло-холодность, меняется ясность восприятия модели и контрастов в ней, меняется видимое качество объёмов и общая темнота всех элементов постановки. Разумеется, что под воздействием всех этих факторов модель внешне будет меняться. А как именно, вы можете, проанализировав, понять и изобразить сами. Теперь вы понимаете, как изменяются внешние характеристики предметов под разным освещением в живописи. Осталось только применить эти знания в живописных работах своими руками.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Екатерина Крюкова(Пилипенко) — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее можно прочитать нажав на этот текст>>>
Источник
Пишем натюрморт в технике «мокрым-по-мокрому»
Сегодня я хочу показать и описать процесс создания натюрморта из четырех груш в технике «мокрым-по-мокрому».
Что же такое «по-мокрому»? A la Prima (от итал. a la prima — «в один присест») — это живопись по-сырому. Разновидность техники, позволяющая выполнить картину за один сеанс. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.
Для работы нам понадобится:
1. Акварельная бумага (качественная целлюлоза, хлопок плотностью 300 гр/м2).
2. Кисти (колонок, синтетика)
3. Малярная широкая кисть (для смачивания листа).
4. Емкость для воды.
5. Акварельные краски.
1 этап: подготовка поверхности для работы
Наносим контур рисунка (составляем композицию), на листе бумаги. Затем переворачиваем лист и широкой малярной кистью смачиваем лист акварельной бумаги, после переворачиваем лицевой стороной и так же смачиваем его. После берем палетку с красками и наливаем в каждый цвет воды, чтобы краска обмякла (это делается для удобства забора цвета в процессе работы).
Чтобы убрать излишнюю влагу, можно подсушить лист феном, параллельно приглаживая его ладонью, для разравнивания. После чего можно приступать к нанесению фона.
2 этап: работа с фонами
Смачиваем дополнительно акварельной кистью фон возле груш, так чтобы вода не попадала на сами груши. Берем нужным цвет для фона и «заливаем» его на фон. Делать это нужно быстро и интенсивно, но при этом аккуратно, чтобы сами груши оставались почти белыми.
После того как мы нанесли основной фон и подсушили его немного, приступаем к заливке цвета в груши. Опять же, не забываем следить за влажностью самого листа, если он начал высыхать, то возьмите малярную кисть и немного смочите оборотную сторону листа (не переворачивая рисунок).
Затем, смачиваем область груши и заливаем основной цвет самих груш, не забывая про неоднородность цвета и обозначения теней на предмете.
Наносим еще цвета для образования объема и формы. Не советую брать «открытые цвета». А именно чисто зеленый или чисто желтый.
3 этап: детализация груш
Постепенно детализируем ее. Наносим черточки и точечки.
На этом этапе мы останавливаемся и ждем полного высыхания нашей работы. Когда работа высохнет, можем окончательно продетализировать груши, нанести более аккуратно точечки, черточки и царапинки, пятна и т. д.
Затем, проведем четкую границу тени от груш, и наша работа готова.
Источник