Натюрморт с бокалом вина акварелью

Рисуем нескучный натюрморт

Известный художник Стив Кёрл учит азам создания натюрморта. В этом мастер-классе он использует всего два простых объекта, с помощью которых получится создать интересный нескучный натюрморт. Вам понадобится стакан красного вина и лимон. Первый выбран за богатство изгибов и отражений, второй благодаря яркому цвету и шероховатой поверхности.

Материалы для мастер-класса:

  • Бокал с красным вином и лимон
  • Блокнот акварельной бумаги Arches холодного прессования (140 г., размер страницы 15×22 см)
  • Карандаш HB или 2B
  • Ластик-клячка
  • Палитра для акварели
  • Емкость для воды
  • Полотенце или тряпка, чтобы класть кисти
  • Тканевое или бумажное полотенце

Краски (Holbein Artist ’ s Watercolors):

  • Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light)
  • Кобальт желтый (Aureolin)
  • Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange)
  • Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep)
  • Розовая опера (Opera)
  • Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson)
  • Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta)
  • Минеральный фиолетовый (Mineral Violet)
  • Ультрамарин темный (Ultramarine Deep)
  • Кобальт синий (Cobalt Blue)
  • Лазурный синий (Cerulean Blue)
  • Переливчатый синий (Peacock Blue)
  • Травянистый зеленый (Sap Green)
  • Охра желтая (Yellow Ochre)
  • Сиена жженая (Burnt Sienna)
  • Коричневый Вандейка (Vandyke Brown)
  • Серая пейна (Payne’s Grey)

Кисти:

  • Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 10)
  • Stratford & York Warwick Series: круглая соболья кисть (размер 4)
Читайте также:  Поэтапное рисование красивых картин

Шаг 1. Композиция и светотень: эскиз

Сначала необходимо найти удачное расположение объектов для будущего натюрморта. Затем сделайте краткий композиционный набросок, при необходимости используйте специальный видоискатель. Когда будете экспериментировать с расположением, сосредоточьтесь больше на пропорциях и перспективе, здесь важно обыграть формы и структуры объектов, поэтому не ограничивайтесь предвзятым представлением о том, как в целом должны смотреться лимон и бокал вина. Обозначив контуры, набросайте основные акценты света и тени. На картинке ниже крупный план наброска Стива по светотени:

Шаг 2. Переносим основной рисунок

Возьмите лист акварельной бумаги Arches и обозначьте по краям рисунка рамку. Затем прорисуйте контуры будущей композиции в соответствии с эскизом. Старайтесь не изображать объекты прямо по центру листа, на прямоугольной бумаге лучше создать легкую асимметрию. Чтобы было проще сохранить симметрию бокала, переверните рисунок вверх ногами или просто проведите легкую линию по оси и используйте ее для ориентира. Обратите внимание, что по законам перспективы кромка бокала, его основание и поверхность жидкости должны иметь форму эллипса. Когда будете готовы приступить к работе с краской, сотрите ненужные карандашные линии ластиком-клячкой. Внизу крупный план эскиза Стива:

Шаг 3. Рисуем лимон

Перед тем, как начать смешивать краски, убедитесь, что ваша палитра чиста. Кистью десятого размера смешайте Кадмий желтый светлый (Cadmium Yellow Light) и Кобальт желтый (Aureolin). Добавьте воды чуть больше обычного, чтобы краска не была слишком насыщенной. Чтобы передать зернистую структуру лимона на светлых участках, уберите лишнюю жидкость бумажным полотенцем и немного «поколите» кистью по бумаге. Неровности бумаги помогут создать нужный эффект. Далее немного смягчите чистой водой участки, где желтый переходит в белый.

Шаг 4. Тени мокрым-по-мокрому

До того как краска высохнет, смешайте Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep) для полутонов лимона и отраженного света у самого его низа. Для темных теней смешайте Кобальт синий (Cobalt Blue), Лазурный синий (Cerulean Blue), Переливчатый синий (Peacock Blue) и Ультрамарин темный (Ultramarine Deep). Старайтесь делать края теней мягкими, это передаст округлость фрукта. Для создания фактуры можете также использовать «колющую технику», упомянутую выше.

Шаг 5. Контрасты теней

Для тени, которую бросает сам лимон (то есть его тень под ним), добавьте к синей смеси красок Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet) и Розовая опера (Opera). Чтобы избежать однообразия тонов подчеркнуть контраст теней, можно использовать частичное наложение теней у нижнего края лимона, этому способствует комплементарность фиолетового и желтого оттенков. Поверхность стола немного отражает желтый цвет, чтобы его передать, снимите сухой кистью с бумаги немного фиолетовой краски и добавьте на этот участок желтый тон.

Шаг 6. Тени бокала

Той же сине-фиолетовой смесью продолжайте писать и тень, которую отбрасывает бокал. Для легкого отличия в тенях предметов добавьте сюда больше Лазурного синего (Cerulean Blue) и чуть-чуть Розовой оперы (Opera), ведь красный цвет вина будет влиять и на цвет тени от него. Смягчите края этой тени при помощи чистой воды, а затем кистью четвертого размера прорисуйте кромки лимона Травянистым зеленым (Sap Green) с добавлением Коричневого Вандейка (Vandyke Brown).

Шаг 7. Рисуем бокал

Для бокала берется та же смесь, что для теней, но слегка разбавленная чистой водой. Кистью десятого размера рисуйте верхнюю часть бокала, оставляя белыми блики на стекле и ободок. Чтобы обозначить места, где цвет вина отражается на стекле, возьмите Хинагидрон маджента (Quinacridone Magenta), а для левой части ножки бокала добавьте в синюю смесь Минеральный фиолетовый (Mineral Violet). Для участка, на котором ножка бокала заслоняет лимон, добавьте Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep), Кадмий желто-оранжевый (Cadmium Yellow Orange) и Желтую охру (Yellow Ochre). На этом этапе особенно важно тщательно передавать нюансы форм объектов. Средняя часть бокала, в которой находится вино, до сих пор должна оставаться нетронутой, этот участок будем рисовать позже.

Шаг 8. Рисуем основание бокала и создаем эффект блеска стекла

Для основания используем ту же смесь, что и для верхней части бокала, хотя можно добавить немного Серой пейны (Payne’s Grey), чтобы сделать тон чуть темнее. Оставьте полоску белого цвета по краю бокала для сознания эффекта блеска стекла, при необходимости смягчайте любые тени. Добавьте на основание бокала желтые отражения от лимона. Затем нарисуйте тонкую линию теней в синих оттенках по правой части ножки бокала, чтобы еще сильнее выделить освещенную его часть.

Шаг 9. Создаем изгибы

Снова возьмите кисть четвертого размера, тщательно промойте и смешайте Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue), Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson) и Серую пейну (Payne’s Grey), чтобы получить очень темный фиолетовый оттенок. Прорисуйте тонкие линии по ободку бокала, прерывая их в местах, на которые падает свет. Добавьте Травянистый зеленый (Sap Green) на те участки линий, где преломляется цвет лимона, затем немного смягчите эти линии чистой водой. Повторите то же самое на верхней части ножки и у самого основания бокала, добавляя где понадобится Травянистый зеленый (Sap Green) и оттенки лимона. Это создаст впечатление блеска бокала за счет сильного контраста тонов и не допустит однообразия в нанесенных мазках и оттенках.

Шаг 10. Рисуем вино

Для вина возьмите кисть десятого размера. Чтобы получить темный винный оттенок, смешайте Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Минеральный фиолетовый (Mineral Violet), Ультрамарин Синий (Ultramarine Blue) и Кадмий красный темный (Cadmium Red Deep). Это будет основной цвет вина. Рисуйте вино, добавляя по краям поверхности жидкости мягкий отсвет Розовой оперой (Opera), это придаст изображению текучесть и полупрозрачность. Дальше добавьте в смесь еще Ультрамарина Синего (Ultramarine Blue) и Минерального фиолетового (Mineral Violet) и прорисуйте второй слой вина в его нижней части, чтобы у поверхности жидкость казалась светлее. Если теперь слой краски окажется слишком густым, уберите лишнее чистой влажной кистью, но будьте осторожны, не трите бумагу слишком сильно. Несколько капель Серого Пейна (Payne’s Grey) сделают темнее оттенок вина у дна бокала. После того, как проработаете оставшиеся мелкие детали, такие как тень от ножки бокала на его основании, удалите ластиком карандашные линии, оставшиеся на сухих участках бумаги.

Шаг 11. Фон мокрым-по-мокрому

Очистите палитру и кисть десятого размера и нанесите слой воды на участки фона. С осторожностью работайте на участке, прилегающем к бокалу, обязательно оставьте небольшой просвет вокруг его контура, чтобы передать отражающие свойства стекла. Далее наносите мокрым-по-мокрому смесь Кобальта синего (Cobalt Blue), Лазурного синего (Cerulean Blue) и Переливчатого синего (Peacock Blue), избегайте равномерного нанесения мазков и по-прежнему не касайтесь области вокруг бокала. Можно добавить чуть-чуть Краплака красного (Permanent Alizarin Crimson), так вы соблюдёте общую гармонию цвета и свяжете воедино все части рисунка. Прежде чем перейти к завершающему шагу, дайте рисунку высохнуть.

Шаг 12. Тени на вине и последние штрихи

Еще раз убедитесь, что бумага полностью высохла, затем приступите к наиболее темным участкам отражений на вине. Для этого возьмите кисть четвертого размера и смешайте темный бордовый, используя Краплак красный (Permanent Alizarin Crimson), Хинакридон маджента (Quinacridone Magenta) и Серую Пейна (Payne’s Grey). Когда закончите с этим, оставьте рисунок сохнуть и наслаждайтесь результатом.

Источник

Пишем натюрморт с пыльной бутылкой, виноградом и бокалом вина. Части 3 и 4

Часть 3. Воздушная дымка (сфумато), детальная прописка.

После просушки цветного подмалевка приступаю к живописи. Палитра остается неизменной, только добавляется краплак розовый прочный. Это лессировочная (прозрачная) краска. И кобальт синий, я заменил на голубую ФЦ, тоже для лессировки.

Прозрачно, на тройнике с лаком, покрываю практически всю плоскость холста голубой ФЦ. На свету добавляю чуточку белил. Этим я убиваю контуры предметов, которые не должны быть ярко выраженны при рассеянном свете. Получается подобие воздушной среды, легкая дымка. Краплаком розовым лессирую сургучное горлышко бутыли. На самом горлышке (кадмий лимонный с капелькой зеленой) усиливаю свет, в блик добавляю белил.

Пыль можно было написать в один прием с бутылью, но это не даст такого эффекта, как при послойном наложении краски. Замесом светло-серой краски наношу пыль на бутыль. Пыль — вещество матовое. Как раз присутствие белил, наложенные прозрачно, и придают эту матовость. Но цвет бутыли остается неизменным. Блик глянцевой поверхности бутылки, проглядывая сквозь пыль, еще больше усиливает эту матовость на контрасте.

Голубая фц с краплаком — самые темные места винограда. Эта же смесь с добавлением белил — само тело ягоды. Пыльцу винограда также пишу смесью голубой ФЦ и краплака, только большее количество белил. Горящий рефлекс — это кадмий красный светлый. Темные пятна на винограде пишу чистым краплаком розовым или чистой голубой ФЦ. Прозрачные краски накладываются лессировками, чтобы просвечивал цветной подмалевок. Блики не должны быть слишком яркими, так как свет не направленный, а рассеянный.

Помните, я говорил, что кадмий красный светлый, загорится в окружении темного. Для темного вина я использую краплак розовый прочный. Он также наноситься прозрачно на тройнике с лаком, и сквозь него просвечивает более светлая красная основа.

Прописываю детальки виноградного листа смесью кадмия лимонного с травяной зеленой. Высохшие кромки листа — смесь двух кадмиев — лимонного и красного, чуток коричневой.

Блики на бокале, гравировку и оленей пишу также смесью краплака, голубой фц, замешанных на белилах. Этикетки на бутылке и надписи писались охрой золотистой с добавлением марса коричневого или, в светлых местах, с добавлением белил.

Про ракушку ничего не скажу, По картинкам, думаю, понятно, так как пишется этими же красками с палитры.

Этот сеанс длился часов шесть, все в один присест. Итог того, что получилось в завершении.

Оставил холст сушиться на три недели. Потом взглянул на него свежим взглядом и, конечно, не совсем остался удовлетворенным. Пришлось еще покалякать для завершения.

Часть 4. Финальная. Интригующая.

В завершающем сеансе я использовал ту же палитру цветов, что и в предыдущих, только пользовался не всеми красками. Не буду комментировать свой ход работы. Хочу, чтобы вы самостоятельно пришли к своим выводам. Конечно, были дописаны мелкие детали, но основная интрижка находится в тональной доводке лессировками.

Это финал картины.

Быстро — не значит хорошо. Терпение и время в помощь. Удачи, друзья!

На видео более подробный урок.

Источник

Оцените статью