- Пособие (акварель)
- Упражнение «заливка».
- Упражнение «растяжка».
- Упражнение «впайка» цвета в цвет.
- Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
- Упражнения «мазки».
- Упражнение «соль».
- Упражнения «парафин».
- Выполнение первых этюдов акварелью
- Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
- Методика выполнения натюрморта
Пособие (акварель)
В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.
Аннотация
Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.
Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.
В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:
- очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
- специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
- разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.
Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.
Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.
Упражнение «заливка».
Упражнение «растяжка».
Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.
Упражнение «впайка» цвета в цвет.
Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).
Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.
Упражнения «мазки».
Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.
Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.
В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.
Упражнение «соль».
На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)
Упражнения «парафин».
Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.
Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.
Выполнение первых этюдов акварелью
В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.
Характерные ошибки при написании этюдов:
- работа от контура;
- вялость тоновых отношений;
- использование «открытых» цветов;
- отсутствие связи с фоном.
Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.
На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.
Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.
В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.
При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.
Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.
- Во-первых: в акварели не используются белила, их роль играет белизна бумаги и прозрачность красочных слоев;
- Во-вторых: исправления не всегда возможны, так как красочный слой достаточно прочно удерживается бумагой;
- В третьих: бумага, даже самого высокого качества имеет свой «предел терпения». Работу достаточно легко «замучить» лишними перекрытиями цвета.
Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.
Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?
Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.
Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.
На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.
К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.
Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:
- Акварели Михаила Врубеля
- Посмотреть ряд профессиональных печатных изданий по современной акварели.
- Изучить работы, участвующие в крупнейших акварельных выставках. В масштабе Беларуси — это Биеннале «Вада + Фарба», в мировом масштабе — ярмарка SALON DE L’Aquarelle-de Belgique
Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.
Источник
Методика выполнения натюрморта
Этап эскизирования.
Эскизирование является первым шагом в работе над натюрмортом. В процессе выполнения эскиза учащийся переносит на бумагу первые впечатления от постановки, определяется с пропорциями, композицией, колоритом, тональными отношениями, цветовыми нюансами. Рекомендуемый формат выполняемого этюда А-5. Работа ведётся в полную силу в цвете, стараясь сразу передать верные отношения. Второй эскиз выполняется так же на формате А-5. В нем появляются незначительные изменения, возможно по пропорциям компоновки, возможно в колорите (теплее или холоднее, контрастнее). Идет попытка глубже вникнуть в то, каким способом лучше, выгоднее с точки зрения восприятия решить поставленную задачу. Таким образом, идет поиск наиболее удачной композиции. Изначально эскиз компонуется при помощи карандаша, затем работа ведётся в цвете. Однако если возникают трудности в том, чтобы сразу в цвете решить и тон и цвет, то делается эскиз карандашом с тональной проработкой, в котором решается пространство листа, определяются массы света и тени, выясняются отношения, зависимости предметов натюрморта. После чего переходят к акварельному эскизу.
По окончании работы над эскизами переходим к выбору наиболее удачного.
Подготовительный рисунок (рис. 3.1).
Определившись с эскизом, делаем с него подготовительный рисунок в формат не более чем А-2. Рисунок для акварели лучше делать отдельно и затем переводить на бумагу: этим достигается сохранение поверхностного слоя бумаги во всей его целости, поскольку многократное использование ластика нарушает структуру бумаги. Засаленная бумага затрудняет нанесение красок, и для преодоления этого затруднения приходится прибегать к содействию особых препаратов — бычьей желчи и другим средствам.
Рисунок выполняется линейно-конструктивный без тональной проработки. В нем намечаются все основные элементы, предметы, которые могут понадобиться в живописи: общая форма каждого предмета, драпировки, блики на объектах, возможно линии на границах перелома света и тени и др.
Завершив рисунок, переводим его на акварельную бумагу. Предварительно подготовленную под акварель бумагу обрезаем в размер рисунка, оставив запас по периметру 3-4 см. При помощи малярного скотча прикрепляем подготовительный рисунок к изнаночной стороне акварельной бумаги, для того, чтобы после перевести рисунок на акварельную бумагу. При использовании мягкого карандаша для перевода рисунка возникают смазанности, затёртости при взаимодействии руки и нанесённого графита, поэтому желательно использовать карандаш твёрдости «Н», так как при большей твердости рисунок вдавливается в бумагу, что так же нежелательно.
Переведённый рисунок натягиваем на планшет.
Первый этап (рис. 3.2).
Для того чтобы приступить к работе акварелью необходимо ознакомиться с некоторыми особенностями восприятия.
Чтобы передать окраску предметов, надо учитывать не только тональные отношения, но и цветовую характеристику изображаемых предметов и зависимость её от окружаемых условий. Собственный (локальный) цвет предмета, его форма неизгладимо запечатлеваются в сознании и становятся прочными качествами образа предмета в нашей памяти. Восприятие основного цвета предмета, например белой бумаги, независимо от того, что условия освещения её будут различными, останется как бы без изменения. Так, например, днём в тени когда белая бумага освещена голубым небом, она приобретает голубой оттенок, в лесу от деревьев — зелёный, от настольной лампы- желтоватый цвет, от света костра — красноватый и т.д. И даже зная, что цвет предмета, в зависимости от его освещённости или от того, что он удалён в момент наблюдения, выглядит различно, представление о действительной окраске предмета, закреплённое в нашей памяти, включаются в процесс восприятия, осложняет его, в результате чего у недостаточно опытного рисовальщика окраска предмета воспринимается как бы без изменений. Исходя из вышесказанного, понимаем, что определённый источник света оказывает большое влияние на освещенную поверхность предметов. Лучи дневного солнечного света, освещая предмет, придают его окраске белесоватость, высветляют цвет. Если же источник света- голубое небо, то освещенная этим небом поверхность предметов будет иметь холодный оттенок.
Итак, пользуясь полученными знаниями, применяем на практике. Учитывая характеристику источника света, подбираем красками оттенок и делаем предварительную прокладку по всему листу бумаги, моделируя ту среду, в которой расположен натюрморт. То есть покрываем весь лист слабым раствором того оттенка, который нам задаёт источник света, включая блики. И тут же, пока бумага ещё влажная, наносим тени. Тени, подобно тому, как мы распределили первую прокладку света по всему листу, обозначаются общим раствором акварели для всех предметов. Ведь цветовому характеру света, падающего на предмет, противоположен цветовой тон тени этого предмета. Если предмет освещён холодным светом, то, как контраст ему, тени этого предмета будут казаться тёплыми, и наоборот. Таким образом, на первом этапе мы закладываем светотеневые и объёмно-пространственные основы для последующей работы.
Основные цветовые отношения (рис. 3.3).
Второй этап сводится к тому, чтобы, работая в пол силы, передать цветовые и тональные отношения в трактовке формы предметов. Начинаем работу с наиболее ярких, контрастных предметов, имеющих ясно выраженную окраску, так как в определении их цвета легче избежать ошибок. В свою очередь, определённые цветовые тона ярких предметов на изображении будут играть роль своеобразных камертонов. По сравнению с ними можно вернее установить тональные цветовые отношения других цветовых тонов. Начиная с прокладки менее цветных и светлых тонов постановки, можно допустить ошибки, изображая предметы более цветными. Это затруднит нахождение верных цветовых отношений, так как может не оказаться достаточного цветового тона акварели для изображения более ярких предметов. Кроме того, можно ошибочно перетемнить акварель, и тогда она потеряет свою прозрачную и воздушную прелесть.
Следует так же запомнить, что светлые, слабоокрашенные тона вообще труднее определить. Они могут казаться то холодного, то теплого тона, в зависимости от того, на какой цвет до этого смотрел рисующий. Цветовые тона слабоокрашенных предметов следует определять путём сравнения их между собой.
На этом этапе можно для удобства письма покрыть блики и светлые места нуждающиеся в сохранении белизны изолирующей жидкостью.
В работе акварелью будем использовать несколько приёмов. Первый приём лессировка. Лессировка-приём наслоения прозрачных красок, по высохшему слою. Для сохранения чистоты цвета следует чаще промывать кисти в чистой воде и избегать смешения больше двух красок. Другой приём работы акварелью- «по- сырому». Заключается он в том, что одни тона красок накладываются на другие по непросохшему слою краски или на бумагу, заранее смоченную водой. Этим приёмом пользуются в основном в том случае, когда надо получить мягкие переходы тонов (небо, виднеющийся вдали лес, предметы дальнего плана). Этим приёмом мы воспользовались на первом этапе живописью акварелью. Ещё один нюанс касательно теней. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения. В живописи тень не только противоположна свету, то есть она тёмная, но она и противоположна свету и по цветовой характеристике.
Проработка деталей (рис. 3.4).
Третий этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. На этом этапе уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов. Серьёзное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны свету. Необходимо следить за цветностью теней, так как в этом, по существу, ключ решения живописных задач. В ходе работы должен проводиться принцип от общего к деталям и от деталей к целому. Весь натюрморт постепенно приобретает свой натуральный цвет и рельефность. На этом этапе важно чаще сравнивать тональные отношения изображения с тональными отношениями натуры в целом. При работе следует продумывать последовательность наложения цветовых тонов, а также совершенствовать технические приёмы, чтобы добиться хорошего результата в три-четыре прокладки и чтобы акварельный рисунок сохранил прозрачность, сочность и свежесть цвета. Сложный цвет достигается на рисунке путём наложения на светлый цвет более тёмного и соизмерения при этом количественных соотношений красок в каждой прокладке для получения различных оттенков.
Возвращаемся опять к общему. Проводим окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности. На предметах переднего плана мазки, более цветные и определённые, подчеркивают конструктивные элементы; на дальнем плане все светотеневые отношения должны быть мягче, воздушнее.
Мною, в качестве педагогического эксперимента, с целью исследования был проведен анализ работ учащихся 2 класса 5-летнего срока обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». На протяжении учебного года ребята выполняли этюды натюрмортных постановок в технике акварели дома, на уроках в свободной манере и на контрольных уроках по описанной методике.
Проанализировав все получившиеся работы, можно сделать вывод, что общее качество работ улучшается к концу учебного года. Средний бал на контрольных уроках увеличивается от 4,3 до 5 баллов. Количество учащихся с оценкой «4» сокращается к концу года.
Самое низкое качество в процентах у этюдов, выполненных дома. Оно составляет 20% в начале года и 45% в конце. Это говорит о том, что домашняя работа выполнялась учащимися неохотно, без особого желания и с минимальными усилиями. В классе работа велась более эффективно: 45% на начало года и 75% на конец. Здесь учащимся давалась свобода при написании того или иного натюрморта, однако мною делались поправки при неправильном ведении работы и исправлялись грубые ошибки, совершаемые при работе акварелью. И самая продуктивная работа с хорошими результатами была сделана как раз-таки по методике: 65%, 85%, 90%. Можно сделать выводы, что ученикам было легче выполнять задание по предложенным этапам. Работа выполнялась систематически. Отсюда и лучшее качество этюдов. К концу года улучшаются работы, поскольку дети уже «втянулись» в процесс и поняли, что требуется при выполнении натюрмортов в технике акварели. Для большей эффективности, мною рекомендовано работать по данной методике не только в классе на уроках живописи, но и дома, с целью добиться еще лучших результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора — для всех, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного средства должны закладываться на школьной скамье, так же как и основы владения рисунком и живописью. Но, хотя наука о цвете для художников и существует, она практически недоступна учащимся, так как рассеяна по десяткам и сотням источников.
На примере данной работы я постаралась показать важность цветового решения в практической работе. Именно натюрморт, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Я пришла к выводу, что искусство правильно использовать цвет и формы предметов, окружающих нас в натюрморте, может решать множество задач. Например: выделить главный элемент; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры и многое другое. Кроме того, цвет может выступать в роли носителя информации, причём такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.
Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения натюрморта в технике акварельной живописи. Исследование данной проблемы и отражено в работе. Цель — определить теоретические основы и практические возможности выполнения натюрморта в технике акварели – достигнута. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства, и возможности акварельных техник живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта, исследованы.
Предположение о том, что работа над натюрмортом акварелью может вестись успешно при условии, если соблюдаются все необходимые этапы, применяются художественно-технологические знания и умения, подтвердилось.
Мною было подтверждено, что условия подбора адекватных средств выразительности (в особенности – цвета), характерных для натюрморта, максимально отражают первоначальный замысел. Таким образом, был сделан вывод, что изучение техники выполнения натюрморта на сегодняшний день является важнейшим средством воздействия на личностное развитие подрастающего поколения, средством эстетического развития, обучения изобразительному искусству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил.
2. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 – 160 с.
3. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
4. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО — Пресс, 2001-64с.ил.
5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 1987.-128с.
6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада.- М: Просвещение 1985- 192с.
7. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Н.П. Саккулиной. Изд. 5-е, испр. М: Просвещение 1971.-256с.
8. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учебное пособие для учащихся педучилищ \ Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева \ Под редакцией Т.С. Комаровой- 2 изд. дораб.- М: Просвещение 1985.- 271с.
9. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников – СП б: Детство- пресс, 2002.- 80с.
10. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО «Искусство» изд. дом «Первое сентября» 2006.24с.
11. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 – 160 с
12. Алтапов М.В. «Всеобщая история искусств» Т.1-2. М.,1949
Источник