- Задание 6. Наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности детей
- Наблюдение за самостоятельной изобразительной деятельностью детей младшей группы
- Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста «Обобщенные способы и техники рисования»
Задание 6. Наблюдение и анализ организации продуктивной деятельности детей
Выполните анализ занятия (рисование, лепка) по предложенной схеме:
Дата_____________ N° ДОУ____________ группа________
Этап: обучение, закрепление, совершенствование (нужное подчеркнуть).
I. Организационный аспект:
Готовность помещения к проведению занятия:
1) наличие оборудования и материалов, необходимых для работы детей и педагога (выберите один ответ):
ü оборудование и материалы разнообразны и полностью соответствуют типу и содержанию занятия;
ü оборудование и материалы не полностью продуманы и не всегда соответствуют педагогическим нормам;
ü имеющееся оборудование и материалы не соответствуют организуемому занятию;
2) соблюдение психологических и гигиенических требований к проведению занятия;
3) стилистическое оформление помещения для занятий по развитию детского изобразительного творчества:
ü оформление помещения стилистически гармонично;
ü оформление для занятий традиционно, многие аспекты не отражают единой концепции;
ü в оформлении наличествует полный стилистический хаос;
4) функциональность помещения:
ü помещение функционально, удобно в использовании;
ü помещение не всегда удобно и практично;
ü помещение не практично и функционально неудобно;
5) конструктивность помещения:
ü конструктивная сторона в помещении соподчинена остальным аспектам (функции и эстетике), зонирование продуманное;
ü конструктивная сторона в помещении не всегда соподчинена остальным аспектам, зонирование не всегда гибко продуманно;
ü конструктивная сторона в оформлении помещения не соответствует ни функциональному назначению, ни его эстетике, в помещении не наблюдается гибкости и динамичности зон;
6) доступ детей к материалам и пособиям:
ü дети имеют свободный доступ к материалам;
ü дети имеют ограниченный доступ к материалам;
ü дети совсем ни имеют самостоятельного доступа к материалам;
Готовность педагога к проведению занятия:
1) наличие конспекта занятия или плана-конспекта;
2) наличие различных пособий и стимулирующего материала;
3) эстетичность и педагогическая целесообразность подготовленного материала;
4) психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении.
Организационные умения педагога:
1) профессионализм в организации детей на занятии; создание положительной атмосферы в группе; способность заинтересовать детей;
2) умение педагога правильно распределить время между всеми частями занятия;
3) умение педагога варьировать, по необходимости, части занятия без нарушения его целостности;
4) умение педагога завершить занятие;
5) умение качественно и педагогически верно провести анализ занятия и анализ деятельности детей;
6) принципы деления детей на подгруппы (или деление отсутствует).
II. Дидактический аспект:
1) правильность постановки задач;
2) степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания;
3)характеристика методов и приемов, используемых педагогом на занятии;
4) целесообразность методов и приемов;
5) соответствие методов и приемов возрастной группе;
6) владение педагогом материалом;
7) умелое использование стимулирующего материала;
8) способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям;
9) наличие разноуровневых заданий;
10) наличие межпредметных связей на занятии.
III. Воспитательный аспект:
1) степень решения воспитательных задач;
2) наличие связи изобразительного творчества с другими сторонами воспитания;
3) характер формирования эстетического вкуса у детей.
IV. Личностный аспект:
1) внешний вид педагога;
2) педагогическая культура;
3) речь педагога;
4) умение педагога урегулировать возникающие конфликты или негативные моменты, проявляющиеся со стороны детей на занятии;
5) умение педагога поддерживать настроение и интерес детей на протяжении всего занятия.
V. Деятельность детей:
1) степень заинтересованности;
2) степень активности;
3) навыки работы в конкретном виде творчества;
4) владение детьми материалами;
5) владение приемами работы;
6) владение цветом;
7) владение формой;
8) владение композиционным построением;
9) владение техниками;
10) наличие индивидуального стиля в детских работах;
11) выразительность создаваемого детьми образа;
12) способность детей поэтапно выполнять свою работу;
13) способность детей возвращаться на один из этапов, в случае неудачи;
14) умение детей приходить на помощь к другим детям;
15) характер взаимоотношений детей друг с другом на занятии:
ü дети работают самостоятельно, изолированно друг от друга, во время занятия не общаются;
ü дети общаются, но только по теме занятия;
ü дети не общаются друг с другом, но постоянно прибегают к помощи педагога;
ü дети стараются подглядывать друг у друга, копировать, но при этом не высказывать недовольства;
ü дети часто жалуются друг на друга во время занятия;
ü во взаимоотношениях ярко выражена напряженность, дети проявляют зависть и агрессию по отношению друг к другу;
16) способность детей анализировать свою работу и работы других детей.
Резюме:
Положительные моменты занятия:_______________________________
Отрицательные моменты занятия: _______________________________
Источник
Наблюдение за самостоятельной изобразительной деятельностью детей младшей группы
Вопросы для наблюдения и анализа самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий
на примере дошкольников младшей группы ( проведение серии наблюдений в разные отрезки дня)
1. Виды самостоятельной изобразительной деятельности детей. Каким из них дети отдают предпочтение?
Рисование, лепка, аппликация, конструирование. Театрализованные постановки (обыгрывание прочитанных сказок), музицирование, пение и т.д.
Мальчики чаще занимаются конструированием (стоят гаражи для машин, мосты). А девочки увлекаются раскрасками, представленные в группе в неограниченном доступе. Лишь некоторые дети любят «часами» лепить из пластилина. Аппликация и лепка из глины, в основном, проводится запланировано с предварительной подготовкой материала.
Разыгрывание сценок часто возникает спонтанно, привлекаются дети, ближайшего окружения.
Связь с другими видами детской деятельности.
Конструирование всегда сопровождается самостоятельными сюжетно-ролевыми играми, лишь при возникновении технических вопросов по созданию архитектурного объекта, дети обращаются к воспитателю. При рисовании дети отдают предпочтение описыванию будничных ситуаций или увиденному на прогулке накануне, эмоционального отзыва.
2. Формы организации деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная, совместная с воспитателем).
Это бывает и индивидуальная, коллективная, совместная с воспитателем работа. Помимо спланированных и организованных индивидуальных занятий, часто дети сами просят «порисовать», поэтому по возможности учитываются потребности детей. Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей, в которой они осваивают доступные им виды искусства, организует свои действия в форме игр, упражнений. Подражают взрослым, повторяют пройденный ранее материал, придумывают свои варианты творческой деятельности (при внимательном наблюдении воспитатель может уловить темы или способы творческой активности, интересные для детей, и использовать это в следующих занятиях по художественно-эстетическому развитию). Ребенок получает возможность самореализации, обретает самоуважение, так как становится хозяином своего времени и действий, познает себя.
3. Время в режиме дня.
Преимущественно во второй половине дня. В свободное время и как игра по инициативе ребенка.
4. Место организации деятельности, предметно-развивающая среда.
В группе есть стол, на котором в свободном доступе находятся бумага, карандаши в общей таре, краски акварельные, кисточки, пластилин. Конструкторы, маленькая «сцена» расположены в общей игровой зоне в широком доступе для каждого ребенка.
На стенде группы еженедельно (ежедневно, в зависимости от количества и качества календарных дат и событий) вывешены темы, картинки, иллюстрации, отвечающие заданному «плану дня» (это может быть день почты, осень, дождливый день и т.п.). Такой стенд обычно является опорой в выборе темы для занятий (в том числе и самостоятельной изобразительной деятельности детей).
5. Количество занимающихся детей. Хронометраж (длительность) деятельности отдельных детей. Как часто в течение дня (недели) дети занимаются изобразительной деятельностью?
Время самостоятельной работы по изобразительной деятельности не ограничено (только если не затрагивает общий распорядок дня). Заниматься может как один, иногда работают коллективно по 3-4 человека, порой возникает большая группа детей. Все зависит от увлеченности детей. Занятия продолжаются от 10 минут, хотя некоторые «часами» рисуют и лепят. Все зависит от ребенка. Главное, придерживаться общего распорядка дня, и достаточное количество материала для самостоятельной творческой деятельности. Некоторые дети занимаются каждый день по своему желанию.
6. По чьей инициативе возникла деятельность? Увлеченность, захваченность детей деятельностью. Переключение на другие виды деятельности.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе ребенка. Есть дети, которые участвуют только в групповых и индивидуальных занятиях, но не проявляют интереса к самостоятельной деятельности. Таких детей воспитатель старается вовлечь в работу через игры.
7. Содержание, тематика и разнообразие детских работ. 8. Источники возникновения тем, замыслов (впечатления от восприятия окружающей жизни, из личного опыта детей, от восприятия произведений искусства).
Темы возникают самые разные. Это то, что придумал ребенок самостоятельно. «Принес» мысль из дома (день рождение мамы, машину купили, кота завели, в зоопарк ходили и т.д.). Могут быть темы, которые недавно прошли. Если занятия были интересны, вызвали эмоциональный ответ, то самостоятельная деятельность на закрепление полученных навыков не заставит себя ждать. Дети уточняют, учатся, осознают самостоятельную проработку материала, осознанно использовать знания и умения. Часто помогают друг другу, указывают на ошибки (подражая взрослым), развивают речевые и социально-коммуникативные функции. И что самое главное, дети занимаются, не чувствуя давления со стороны взрослых, сами контролируют процесс, длительность.
9. Характер педагогического руководства со стороны воспитателя.
Косвенные приемы руководства; гибкий индивидуальный подход к детям; создание доброжелательной творческой атмосферы в группе; приемы развития художественно-творческих способностей на разных этапах деятельности: при формировании замысла, при отборе художественного материала, при реализации замысла (нахождение выразительных средств для воплощения образа), при оценке работ; сотворчество воспитателя и детей, совместная художественная деятельность; игровые приемы руководства. Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель не вмешивается в оценку качества работы, не корректирует результат. Либо вовлекается в процесс на равных с детьми, либо наблюдает и помогает разрешить конфликтные ситуации.
Воспитатель может наблюдать, брать на заметку, отмечать какие навыки дети усвоили, каков уровень познавательной деятельности, на что стоит сделать упор на следующих групповых занятиях, с кем позаниматься индивидуально, чтобы помощь в овладении какими-то навыками или для дополнительной тренировки.
Дети должны чувствовать свою ответственность за проделанную работу, что они самостоятельно выполнили и прочувствовали каждый момент. Чтобы занятия по самостоятельной изобразительной деятельности не становились очередным развивающим, оценивающим, корректирующим со стороны взрослых процессом, а стали деятельностью, которую хочется совершенствовать, и усложнять.
10. Качество детских работ (выразительность, оригинальность, грамотность, законченность изображения; аккуратность выполнения). Сравнение с детскими работами, выполненными на занятиях.
При самостоятельном выполнении работы детьми воспитатель не должен ставить цель найти ошибки и подсказать, указать на недочеты. Воспитатель должен принимать участие и своим примером заражать детей на выполнение любой самостоятельной работы.
Сравнивать работы нужно, но не публично, давая оценку, а отмечая для себя проблемные моменты. И обыгрывая отметку качества (вовлечь в это детей, родителей, утроить конкурс и игру «узнай, что это?» и т.п.).
11. Проявление интереса детей к результату работы (показывают работу взрослым, сверстникам, рассматривают, обмениваются впечатлениями, мнениями; обыгрывают; используют результат в других видах деятельности). Отношение воспитателя к результату деятельности.
После самостоятельных работ можно устраивать выставки, «ходить» в галерею и любоваться полученными «экспонатами». Не выставлять на полочку, чтобы родители забрали домой, а дать детям поделиться своей работой с ребятами. Поиграть со сделанными поделками, фигурками. Возможно, устроить фотосессию с авторами работ и их произведениями. Разыграть приз за лучшую работу за день.
При данных вариантах обыгрывания полученных в результате самостоятельной изобразительной деятельности работ, можно корректно, мягко, не травмируя детей, оценить работы, найти лучшие и худшие моменты, указать на ошибки, которые ребенок в следующий раз сам захочет исправить. Порой дети тут же бегут исправлять или делать по-новому, желая «выставить» лучший экспонат. Вовлекать родителей в роль зрителей и судей, по возможности награждать отличившихся детей призами месяца.
Источник
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста «Обобщенные способы и техники рисования»
«Обобщенные способы и техники рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
К традиционным техникам рисования относятся:
— рисование простым карандашом
— рисование цветными карандашами
— рисование с помощью трафарета
— рисование восковыми мелками
.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционные техники и приёмы:
1. Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).
2. Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).
3. Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).
4. Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).
5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.
6. Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
7. Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.
8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.
9. Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.
10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.
11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.
12. Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.
13. Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).
14. Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.
15. Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)
Источник