Можно акварелью покрасить дерево

Акварель

Об акварельной технике вкратце

Техника росписи акварелью значительно отличается от живописи ею по бумаге. Единственный схожий момент — возможность писать «по-сырому». На самом деле «возможность писать по-сырому» заложено в самом слове «акварель»: французское Aquarelle — водянистая, итальянское acquarello, — «по-сырому» или «по-мокрому» («мокрым-по-мокрому»). Техника состоит в быстром нанесении краски на обильно и равномерно смоченную бумагу, при этом краски смешиваются между собой, свободно растекаясь по поверхности.

Но данная техника непригодна для росписи по дереву в силу ряда объективных причин. Главная причина — деревянную заготовку обильно мочить нельзя! Кроме того, минимум изделий из дерева, которые мы расписываем, имеют плоскую поверхность. Обычно изделия фигурные: точеная форма матрешек, полусферические крышки шкатулок. А с фигурных поверхностей, как нетрудно догадаться, вода стекает.

Если акварельная краска предназначена для живописи по-сырому, а деревянные заготовки мочить нельзя, то зачем, а главное, почему я пользуюсь именно акварелью для росписи? Сейчас расскажу.

О технике акварельной росписи

Для начала. Чтобы частично предотвратить промокание дерева насквозь заготовки, ее необходимо проклеивать. Обычная проклейка поверхности клеем ПВА замедляет промокание, но полностью не предотвращает. Это важно помнить.

Итак, для росписи по-сырому обильно заготовку я не мочу. Делаю лишь один проход мокрой кистью по нужному участку, не заливая, но увлажняя его водой, а затем ввожу в этот участок краску. На фотографии самый начальный момент росписи: я аккуратно заполняю влагой пространство внутри контуров лица.

Читайте также:  Пейзажи акварелью для начинающих простые для срисовывания

Не теряя времени, пока дерево не начало интенсивно сохнуть, ввожу акварель туда, где должны быть тени.

Этот первый слой краски впитывается в материал почти моментально, то есть он, если и размоется последующими мазками кисти, то не критично. Поэтому следующий слой акварели перекрывает первый, становится темнее. Так выявляется объем.

А так выглядит почти законченная лепка формы лица.

Таким методом я набираю основной или средний тон, рисую складки одежд одним мазком кисти. Затем лессировками набираю цвета и тона. Окончательный цвет набираю мелкими штрихами, что уже напоминает рисование цветными карандашами, нежели мокрой кистью. Такова моя манера.

Почему для художественной росписи я выбрала именно акварель?

По ряду весомых причин, которыми сейчас поделюсь.

На картинке мой набор акварели. Внутренняя сторона крышки используется как палитра.

Основные достоинства акварельных красок — легкость, воздушность и способность создавать тончайшие цветовые переходы, а также отсутствие рельефности мазка, характерной для акриловых и масляных красок. Этими особенностями акварели я активно пользуюсь, и именно они делают акварельную краску моим основным инструментом для художественной росписи. А наиболее активно я использую прозрачность акварели, потому что естественный цвет дерева эффективно передает телесный оттенок.

Кстати, за легкость, воздушность и прозрачность акварель получила титул благородной краски в среде английских художников 19-го века.

Акварель совместима со всеми водными красками — второе немаловажное достоинство. Ее можно смешивать с гуашью и темперой, получая при этом огромную гамму новых оттенков цвета и различную густоту краски. Разбавляя водой гуашь, также можно добиться эффекта акварели, но гуашь имеет массу недостатков в данном отношении, о чем подробнее я рассказываю в специальном материале.

Обычно акварельные краски я использую в паре с темперными, а из гуаши пользуюсь одной лишь перламутровой (изредка белилами). Причем перламутровую гуашь я тонирую акварелью, что позволяет мне не тратиться на целый набор гуаши, а использовать единственный базовый цвет.

И последнее. Благодаря тому, что акварель есть просто пигмент, растворенный в воде, я могу пользоваться такими свойствами материала, как гидрофильность и гидрофобность. Примером может служить прорисовка золотого узора по цветному фону, о чем расскажу подробнее.

Начнем с того, что я никогда не рисую золотые узоры по фону, то есть по уже окрашенной поверхности. Орнаменты я наношу обычно акрилом, до акварели, прямо на дерево, потому что так акриловая краска лучше держится. Когда орнамент прорисован, я закрашиваю пробелы поверх орнамента. А хитрость вся в том, что акрил дает пленку, отталкивающую воду. Пустые участки легко закрашиваются, а акриловый узор остается нетронутым. После высыхания акварели остатки капель с акрила можно просто стереть тряпочкой.

На фотографии свойство гидрофобности акриловой краски иллюстрируется в орнаменте кокошников. Крупнее картинки нет, простите.

А на этой фотографии наоборот — акриловый фон кокошника, промежутки которого залиты перламутровой гуашью.

Недостатки акварельной краски.

. состоят для меня только в одном — вода. При росписи по дереву акварель сразу же проникает в волокна древесины, и содрать ее полностью можно только наждачной бумагой, предварительно смыв лишнюю краску, размочив и просушив древесину. Однако данной процедуры необходимо всячески избегать.

Интересно

Первоначально в качестве связующего вещества для пигмента использовался сахар. С 19-го века вместо сахара стали использовать натуральный гуммиарабик и декстрин в смеси с глицерином и/или медом для пластичности. А вот современная акварель натуральные компоненты не содержит вовсе; все натуральные компоненты заменены на синтетические, или на водорастворимые акриловые смолы.

Характеристики пигмента

Укрывистость и проникающая способность зависит от качества пигмента (размера гранул) и от того, добавляет ли изготовитель в краску диспергатор. Чем меньше гранулы, тем более акварель способна проникать в шероховатости материала, будь то дерево или бумага.

Гранулирование относится к появлению отдельных видимых частиц пигмента в цвете, нанесенном на материал. Заметно как зернистость.

Флокуляция — типичное для акварельных красок слипание пигмента, которое выражается в появлении разводов, похожих на фрактальные.

Источник

Какими красками рисовать по дереву: советы

Расписывать деревянные изделия научились очень давно. Еще в Древней Руси занимались раскрашиванием различными средствами деревянных досок, панно, подносов, шкатулок, ложек. Многие и сегодня хотят самостоятельно декорировать такие предметы из дерева. Сначала нужно знать, какими красками рисовать по дереву, виды росписи, подготовку к работе, методы нанесения средств. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Декоративная роспись по дереву

Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.

Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.

Главные виды росписи

Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике. Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки.

Стоит выделить следующие три вида росписи:

  • Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
  • Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
  • Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.

Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.

Подготовка к работе

Чтобы нанести красивые узоры на деревянные изделия, вам не обойтись без следующих приспособлений:

  • Самого деревянного предмета, на который и будет наноситься выбранный шедевр.
  • Палитры для смешивания красок.
  • Мягких карандашей и стиральной резинки.
  • Наждачной бумаги для обработки поверхности изделия.
  • Жестких листов бумаги для выполнения эскизов.
  • Кисточек для рисования разных размеров и степени жесткости.
  • Готовых шаблонов.
  • Красок определенного вида.
  • Грунтовки и прозрачного лака для закрепления, чтобы рисунок не испортился от воздействия влаги.

Сначала наждачной бумагой или шкуркой доводят основу до гладкого состояния. Затем на древесину наносят грунтовку, подходящую определенному виду красящего средства. Когда грунт высохнет, приступают к нанесению основы в нужном тоне. Как только она станет сухой, начинают наносить сам рисунок.

Работа с масляной краской

Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.

Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.

Особенности акрилового покрытия

Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.

Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.

Красящие вещества на основе анилина

Чаще всего анилиновыми красками разрисовывают деревянные стены. Они очень хорошо растекаются, поэтому подходят для создания абстрактных рисунков, оригинальных сочетаний и перехода оттенков. На открытом солнце эта краска очень быстро выгорает, хотя изначально имеет яркий тон. Чтобы закрепить результат, лучше покрыть изделие лаком. Стоит отметить, что в наше время анилиновые краски для декоративных работ по дереву используют редко, чаще ими красят ткани.

Использование гуаши

Предметы регулярного обихода часто расписывают гуашевыми красками. Они немного похожи на акрил, только чуть менее насыщенные. Их густая непрозрачная масса позволяет создавать на дереве сложные рисунки со множеством тонов. Гуашь с легкостью наносится на поверхность, не растекается и не трескается. Для более прочного крепления краски к поверхности ее покрывают водным раствором клея ПВА (1:1). После его нанесения изделие уже не нужно грунтовать.

Узоры гуашью всегда яркие, сочные, ведь не зря ее называют плакатной краской. Гуашью могут пользоваться даже начинающие художники. Состоит эта эмульсия из глицерина, фенола, ализаринового масла, воды. После высыхания деревянное изделие обязательно нужно покрыть лаком.

Всем знакомая акварель

Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:

  1. Жидкое средство в тюбиках.
  2. Мягкая краска в кюветах.
  3. Твердое вещество в плитках.

Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:

  • создает легкие и воздушные рисунки;
  • оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
  • делает мазки незаметными;
  • правдиво передает естественные оттенки;
  • отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.

Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

Методы нанесения краски

Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:

  • точечной;
  • с использованием изготовленных трафаретов;
  • рисунком по эскизу.

Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.

Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.

Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.

С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.

Источник

Оцените статью