Мольберт для рисования виды

Мольберт для рисования виды

Всегда в наличии мольберт напольный, деревянный, студийный

Виды мольбертов

Рынок мольбертов сегодня широк и разнообразен, производители предлагают огромное множество моделей для различных творческих задач и разнообразных условий эксплуатации. Статья поможет разобраться в классификации и видах мольбертов и будет полезна при выборе первого мольберта.

Мольберт «Лира»

А-образный мольберт (A-Frame easel), более известный как «Мольберт-Лира», имеет в своей основе треугольник. Такая конструкция позволяет обеспечить устойчивость при малых габаритах и весе, а одиночная задняя опора особенно удобна для небольших помещений, она также позволяет поставить мольберт в угол. Многие А-образные мольберты имеют верхний держатель холста и могут регулироваться по высоте и углу наклона.

Главными достоинствами мольберта-лиры являются его малый вес, надёжность и простота конструкции, компактные размеры, лёгкость установки и хранения. Кроме того, А-образные мольберты часто используются как экспозиционные и подходят для демонстрации всего чего угодно: от живописи до рекламной продукции.

H-образный (студийный) мольберт

Так уж повелось, что под словом «студийный мольберт» обычно подразумевается именно такая конструкция (хотя формально к студийным относятся все мольберты, используемые в помещении). Благодаря своему прямоугольному силуэту и основанию, конструкция этого мольберта наиболее жёсткая и прочная. Он позволяет работать с большими форматами, регулируются по высоте и наклону. Некоторые модели дают возможность наклонять холст не только назад, но и на себя. Студийные мольберты имеют полку и верхний держатель холста.

Читайте также:  Занятие по рисованию украсим матрешке сарафан

H-образные мольберты пользуются заслуженной популярностью в художественных школах и мастерских. Оставаясь технически простой, а значит, надёжной и недорогой, конструкция студийного мольберта позволяет работать с комфортом как ученику, так и профессиональному живописцу.

За счёт большого веса и габаритов студийные мольберты уступают лирам и «мачтам» в мобильности, а также требовательны к пространству.

Трансформируемый (гибридный) мольберт

Трансформируемый мольберт, иногда называемый гибридным (Convertible/Hybrid easel) — разновидность H-образного студийного мольберта. Отличается большей гибкостью регулировок, что позволяет мастеру работать в разных техниках и с разнообразными материалами. Например, для покрытия лаком, трансформируемый мольберт можно перевести в горизонтальное положение, не снимая холста. Как правило, гибридные мольберты имеют широкое основание и верхний держатель для работы с огромными форматами.

Большой мольберт — профессиональный и многоцелевой инструмент, рассчитанный на стационарное использование в студии.

Станковый мольберт

Станковый мольберт (Giant easel) — ещё одна разновидность классического студийного Н-образного мольберта. Он отличается, в первую очередь, размерами и рассчитан на работу с поистине огромными полотнами. Чтобы удовлетворить особые потребности художников-«гигантистов», станковые мольберты могут быть оборудованы несколькими мачтами для фиксации широких полотен и даже лебёдкой, помогающей регулировать высоту рамы под тяжёлыми холстами.

Станковые мольберты также востребованы в реставрационных мастерских. Это узкоспециальный инструмент, зачастую изготавливаемый на заказ под конкретные цели.

Мачтовый мольберт

Эти мольберты имеют самый простой силуэт из всех моделей. Их отличает элегантный дизайн и визуальная лёгкость, однако с профессиональной точки зрения они проигрывают другим видам, им не хватает прочности и гибкости традиционных конструкций. Тем не менее, мачтовые мольберты позволяют регулировать высоту и угол наклона холста, а их мобильность и способность быстро и компактно складываться в отдельных условиях могут стать решающим преимуществом.

Благодаря своим эстетическим качествам, мачтовые мольберты востребованы в качестве экспозиционных. Они подойдут для небольших квартир или школ, а также для нерегулярного использования.

Этюдники и планшеты

Особый вид мольбертов, ориентированный на пленэрную живописть, их конёк — компактность и мобильность. Представляют собой коробку, внутри которой художник хранит все необходимые инструменты и материалы, с возможностью закреплять полотно на внутренней стороне откинутой крышки или с помощью встроенной рамы с регулировкой наклона.

Этюдники отличаются от эскизных коробок наличием складных ножек. За счёт изменения их высоты, этюдник может использоваться вне помещения, в студии и даже как настольный мольберт.

Главным недостатком этюдников было и остаётся ограничение размеров холста, как правило не больше формата А3 — неизбежная расплата за высокую мобильность. Кроме того, этюдник имеет более сложную конструкции с множеством подвижных узлов, тем самым уступая другим мольбертам в надёжности.

Ученические мольберты

Классические «хлопушки» (именно такое устоявшееся прозвище получили эти мольберты за характерный хлопок в момент складывания) можно встретить практически в любой детской школе искусств и в обычной школе в кабинете ИЗО. Неладно скроен да крепко сшит — это тоже про них! Простота конструкции, низкая цена, компактные размеры и возможность одновременно работать вдвоём на противоположных сторонах делают такие мольберты предпочтительными для большинства казённых детских учреждений.

Конструктивно ученический мольберт представляет собой 2 фанерных дисплея на ножках, подвижно соединённых друг с другом в верхней части. Полотно (в данном случае, бумага, разумеется) крепится обычными канцелярскими кнопками или с помощью зажимов в верхней части. Иногда поверхность мольберта делается в виде грифельной доски для рисования мелом.

Настольные мольберты

Ещё одна популярная разновидность мольбертов, широко востребованная у любителей. Как следует из названия, эти компактные мольберты размещаются на столе. Конструктивно они повторяют лиру или H-образный мольберт и отличаются размерами, имеют необходимые регулировки. Как правило, настольные мольберты компактно складываются для удобства хранения и транспортировки.

Из-за своих небольших размеров настольные мольберты серьёзно ограничивают размер полотна. Кроме того, не все любят работать, сидя за столом.

Мольберты-скамейки и интегрированные мольберты

В порядке экзотики отметим комплексные решения, в центре которых мольберт, встроенный в какой-нибудь предмет мебели. Их конёк — многофункциональность игибкие возможности трансформации. Конструкция может быть как предельно простой — в виде обычной лавки с прибитым к торцу держателем холста, так и очень сложной — со всевозможными секциями, держателями, множеством ящиков, полок и прочими поражающими воображение художника излишествами.

Презентационные и декоративные мольберты

Презентационные или экспозиционные мольберты, как следует из названия, предназначены не для создания, а для демонстрации шедевров изобразительного искусства, хотя второе отнюдь не исключает первого.

Такие мольберты зачастую позволяют устанавливать не одно, а сразу несколько полотен, многие из них оборудованы колёсиками и поворотным механизмом. Кроме того, использование в презентационных целях диктует повышенные требования к эстетическим свойствам, материалам и дизайну самих мольбертов.

Источник

Пять основных типов мольбертов

Для художников в мире изобретено огромное разнообразие мольбертов. Однако конструкция большинства из них основана на пяти основных типах мольбертов. Это стационарные мольберты, мольберты-треноги, настольные мольберты, легкие походные мольберты и ученические мольберты-хлопушки.

1. Классический стационарный мольберт.

Стационарный мольберт предназначен для работы художника в мастерской. Он способен удерживать большие холсты размером до нескольких метров. Впрочем, маленькие работы на нем тоже хорошо закрепляются. В его основе лежит П-образная рама. Она надежно установлена на мощном основании. Такие мольберты как правило изготавливаются из бука. Бук — плотная и тяжелая древесина, поэтому она достаточно крепкая. По центру мольберта располагается подвижная штанга или стрела. По-сути это рейка, которая двигается вдоль центральной стойки вверх и вниз. К этой штанге снизу крепится полочка для подрамника, которая поднимается и опускается вместе со штангой. Таким образом, холст можно размещать на любой высоте. Также, на стреле мольберта крепится верхний держатель холста. Он не только фиксирует подрамник, но и обеспечивает его наклон.

Стационарные мольберты бывают односторонние и двусторонние. Разница заключается в том, что в двустороннем варианте на мольберте можно разместить два холста одновременно — с одной стороны и с другой. В конструкции таких мольбертов есть две подвижных наклонных штанги с обеих сторон.

На некоторых моделях стационарных мольбертов предусмотрен специальный подъёмный механизм с рукояткой, облегчающий поднятие больших полотен.

2. Мольберт-тренога.

Мольберты-треноги часто имеют название «Лира». Наверное потому, что их конструкция напоминает одноимённый инструмент. Как видно на рисунке, рама этих мольбертов в своей основе имеет треугольник. Посередине расположена штанга, вдоль которой перемещается полочка для подрамника. Также по этой штанге передвигается верхний держатель холста. Этот держатель, а также полочка фиксируются прижимными болтами.

Мольберты-треноги могут быть разного размера. На них тоже можно размещать большие холсты. Но в этом отношении они всё же уступают стационарным мольбертам. Однако треноги удобнее использовать дома. Они легко складываются, поэтому занимают мало места.

3. Настольный мольберт.

Настольные мольберты предназначены для рамещения на столе. Если за треногой или за стационарным мольбертом можно работать как сидя, так и стоя, то за настольным мольбертом, конечно, работают сидя. На нём помещаются небольшие подрамники и планшеты. Конструкция настольных мольбертов может повторять конструкцию предыдущих мольбертов с той только разницей, что они более миниатюрны.

4. Переносной походный мольберт.

Походный мольберт отличается лёгкостью и удобством транспортировки. Он представляет собой треногу, которая состоит из телескопически складывающихся ножек. Изготавливают переносные мольберты из алюминиевых трубок или из твердых пород дерева (например бука). В сложенном состоянии такие мольберты помещаются в чехол, размером около 60-70 см. Сегодня в магазинах часто встречаются походные мольберты, которые по сути представляют собой штативы для фотокамер. Единственной деталью, отличающей такой мольберт от штатива, является наличие держателей для холста: пластиковый фиксатор сверху и два держателя на передних ножках, к которым крепится металлическая полочка. На эту полочку ставится подрамник, который зажимается верхним фиксатором.

5. Ученический мольберт «Хлопушка»

Данный тип мольберта предназначен для учебного процесса. Рабочая часть мольберта представляет собой рисовальную доску или планшет из фанеры и деревянного каркаса. Откидные ножки при складывании этого мольберта издают хлопающий звук, отчего его и назвали хлопушкой. Листы бумаги крепятся к рабочей поверхности мольберта кнопками или скотчем. Мольберт предназначен как для рисунка, так и для живописи.

Источник

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

Для того, чтобы ответить на вопрос: какой мольберт выбрать? — мы определим, что вы будете на нём делать и для кого его выбираете. Обязательно надо учитывать, как он впишется в ваше рабочее пространство. У профессионалов такой вопрос не встаёт, эта проблема больше мучает новичков. Поэтому сначала обозначим основные критерии, по которым будем выбирать, какой мольберт купить. А после подробно рассмотрим, какие вообще бывают мольберты.

Мольбертов сейчас придумано много, они созданы под совершенно разные нужды и… характеры. Да-да! Вы удивитесь, насколько большое значение тут имеют личные пристрастия. Казалось бы, взять несколько художников, работающих в одном жанре и в формате. Кто-то предпочитает огромные, устойчивые и навороченные агрегаты, кто-то обычный мольберт, а, например, художник Игорь Сахаров использует и вовсе простецкий металлический штатив.

Итак, по каким критериям будем выбирать мольберт

Чем и на чём будете писать?

Это нужно определить сразу для того, чтобы понять, понадобится ли вам крепить листы бумаги. Если да, то нужен планшет (доска, на которую будет крепится лист). Единственная модель мольбертов, у которых есть встроенный планшет, это мольберт-хлопушка. Ко всем остальным мольбертам надо докупать его отдельно.

На каких размерах полотна вы работаете?

Маленькие — (альбомный лист, А3) — настольный и переносной мольберты, этюдники.

Средние — (до 1 метра) — обычный А-образный мольберт (лира).

Крупные — (1-2 метра и более) — лиры и станковые.

Не определились — самым универсальным, в таком случае, вариантом будет мольберт-лира.

Кто будет писать?

Если вы начинающий художник, не тратьте деньги на дорогой мольберт. Вы ещё не знаете, зачем бы вам понадобились те или иные навороты. И переплачивать за лакированный бук совсем не нужно. Необработанная сосна тоже служит десятилетиями. Самый лучший вариант это мольберт -лира, потому что они очень универсальны, и позволяют рисовать на форматах до 1-1,5 метров. Более, чем достаточно. Так же присмотритесь к обычной «хлопушке», переносным мольбертам и треногам.

В данном случае самый обычный и простой мольберт-хлопушка подходит, проверено поколениями. Не даром ими оснащены все детские изостудии и художественные школы. Так же отличным вариантом для дома будет настольный мольберт или акварельный столик. Но, вы знаете, что большинство детей любит рисовать на ватмане? Понаблюдайте за своим ребёнком. В таком случае настольный вариант будем ему мал. Больше обращайте внимание на рост ребенка и высоту мольберта. Хорошо, чтобы ребёнок мог работать не только стоя, но и сидя.

Тот, кто не жалует большие форматы

Если человек любит рисовать на альбомных листах, и более крупный формат никогда не берёт, то и большой мольберт ему ни к чему. Обратите внимание на этюдники и настольные мольберты. Если у художника есть (или предполагаются) работы форматов А3, А2 (50х70), то вышеперечисленные мольберты тоже подойдут, однако присмотритесь ещё и к универсальным переносным мольбертам: хлопушка, лира.

У этой категории людей уже сложились очень специфические профессиональные требования к рабочим инструментам. И они продиктованы творческими пристрастиями и финансовыми соображениями. Поэтому могут быть совершенно различными.

Где планируете писать?

Для работы на улице создания специальные мольберты. Это, конечно, всем известные этюдники. Но не только. Ещё существуют планшеты и переносные мольберты (см. ниже). Планшеты эргономичны так же, как этюдники, но не имеют ножек. Во время работы планшет кладётся на колени или какую-то удобную поверхность. Например, парапет. Зато он меньше весит, и его удобнее носить с собой. Так же относительно мало весит переносной мольберт. Но у него нет ящика для красок. Этюдник же пустой весит около 3-х килограммов, да плюс вы в него ещё положите краски и прочие материалы.

Дома или в студии

Для работы дома можно использовать любую модель мольберта, лишь бы он удобно вмещался в квартиру и удовлетворял вашим потребностям. В том числе и этюдник. А для работы в студии ограничения в выборе мольберта совсем снижаются. Ведь, как правило, уже не надо думать о его габаритах. Подойдёт всё, в том числе станковые и интегрированные мольберты.

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

1. Мольберт-хлопушка

Самая простая и весьма распространённая модель, классика. Такие мольберты используются в художественных школах и училищах. И несмотря на то, что именно этот образ в первую очередь всплывает при слове «мольберт», конструкция у него достаточно примитивная, как мы убедимся дальше. И он не очень высокий. Особенностью «хлопушки» является встроенный фанерный планшет. Такой мольберт не лишён ни достоинств, ни недостатков.

— малая цена. Самый дешёвый из всех.

— можно работать сидя на стуле.

— в сложенном виде становится плоским и его можно затолкать за шкаф, или под кровать. То есть, занимает относительно мало места в квартире.

— Бумага к такому мольберту крепится на кнопки, потому что никаких держателей не предусмотрено. Для ученических работ это не важно, а вот для профессиональных часто бывает весьма критично.

— Подставка под краски либо отсутствует, либо это очень узенькая дощечка. (Выбирайте такой, чтобы эта полочка всё-таки присутствовала. Кстати, тогда на неё можно будет установить небольшой подрамник с холстом).

— конструкция не очень устойчивая, ножки могут сдвинуться, мольберт схлопнется и может упасть.

Самый обычный мольберт типа «раскладушка» отлично подойдет для начинающего художника, для детей и подростков. Для детей он особенно хорош тем, что они смогут комфортно работать и сидя, и стоя (из-за малого роста). Размер мольберта-хлопушки стандартно под формат А1. Хотя встречаются варианты побольше и поменьше.

2. Мольберт «лира»

Называется «лирой» из-за своей формы, которая отдалённо напоминает древнегреческую лиру. Ещё можно встретить их под названием «А-образный мольберт». Это треножная конструкция, которая позволяет комфортнее работать с большим количеством разных форматов, нежели обычный ученический мольберт («хлопушка»). В том числе с достаточно большими. Но лист бумаги на них не приколешь. Можно работать только на бумаге или холстах, закреплённых на подрамниках или фанере. Что, в сущности, недостатком не является. Для бумаги можно докупить специальный планшет.

Хорошим тоном для мольбертов такой конструкции является наличие верхнего держатель холста и наличие возможности регулировки угли наклона и высоты. Если их нет, то уместнее говорить о простой треноге, а не о «лире». «Лиры» могут быть разных модификаций: от совершенно простых, до укомплектованных разнообразным количеством дополнительных полочек, подстаканников и стаканов, ящичков. Соответственно меняется и цена.

— из-за треугольной конструкции его удобно ставить в угол, что может пригодится в условиях небольшой комнаты.

— удобство работы с холстами на подрамниках разных размеров и ориентации.

— достаточной длинный, что мешает его перевозке

— поскольку он собирается на болтах, его затруднительно складывать, в отличие от «хлопушки» или этюдника.

— при неосторожном обращении можно опрокинуть

Мольберты А-образной конструкции самые популярные из всех мольбертов, потому что годятся для использования и дома, и в студии, дают возможность работать с большими и малыми форматами. Существует большое количество модификаций «лир», и вы сможете найти себе даже такую, чтобы работать сидя.

3. Мачтовый мольберт

Мачтовые мольберты конструктивно самые простые. Они достаточно редко встречаются в продаже. Им не хватает прочности и гибкости, присущих профессиональным конструкциям, хотя обычно на них можно менять угол наклона холста и высоту. В целом, они достаточно компактны.

— легкость и компактность

— некоторые возможности настройки

— затруднительно работать с большими форматами

— не слишком удобно складывать

Не популярная модель. Если надо что-то попроще и складное, существуют «хлопушки». Если необходимы какие-то дополнительные возможности, то есть мольберты-лиры. Мольберты-мачты занимают какое-то среднее место между ними. И по соотношению цена/качество выглядят сомнительно. Но они очень элегантно выглядят, поэтому чаще всего их используют не для живописи, а для выставок.

4. Станковый мольберт

Названия станковых мольбертов говорит само за себя: это прямо-таки станки для живописи. Они отличаются сложностью конструкции, большими размерами, и большим весом. Станковые мольберты бывают достаточно разнообразными, потому что наделены большими возможностями настройки под себя, всевозможными креплениями и спецнастройками, и даже лебёдками. Выдерживают большой вес. Предназначены для рисования тяжелых масштабных полотен огромных форматов.

— можно писать картины больших размеров.

— специальная система фиксаторов позволяет надёжно закреплять холсты на разной высоте

— действительно устойчивая и надёжная конструкция.

— большие размеры, громоздкость и вес

— не складываются, занимают много места.

Станковые мольберты не годятся для стандартной квартиры, они предназначены для мастерских и студий, ими пользуются художники профессионалы и реставраторы, у которых есть особые требования. И даже несмотря на то, что промышленность предлагает облегчённые и уменьшенные варианты станковых мольбертов, некоторые из них даже могут складываться, не стоит торопиться с покупкой такого серьёзного оборудования.

5. Настольные мольберты

Настольные мольберты, по большому счёту, это половина мольберта без ножек, чаще всего, «лиры». Вещь домашняя, не студийная. Их, собственно, и разрабатывали для малогабаритных помещений, квартир. Сейчас разработано очень много моделей настольных мольбертов, в том числе складных. Настольные мольберты возможно использовать для написания только небольших работ. Зато на полу места вообще не занимает.

— позволяет очень легко выбрать, как работать — стоя или сидя, — прямо в процессе рисования. Просто переставляем мольберт на поверхности разной высоты.

— занимает очень мало места

— относительно недорогой по цене

— годится и взрослым и детям

— не нужна полочка под краски и т.п., потому что всё лежит на столе

— ездит по опорной поверхности, стоит чуть сильнее тыкнуть кистью в холст.

— неустойчив, есть опасность испортить работу.

— невозможно работать с большими форматами

Настольные мольберты это совершенно домашняя вещь. Пользоваться ими могут все, но особенно они хороши для тех, кто может работать только сидя, например, пожилые люди. А так же хорош для детей, потому что легко подогнать под любой рост.

6. Этюдники и планшеты

Особый вид мольбертов, созданный специально для выездов на пленэры. Представляют собой небольших размеров деревянный или металлический ящичек, внутри которого помещаются нужные инструменты и материалы. Бумага закрепляется, в зависимости от конструкции, или с помощью специальной рамы с регулировкой наклона, или на стенке откинутой крышки этого же ящика.

Этюдник отличается от эскизных коробок и планшетов тем, что у него есть ножки. Конструктивно это и есть ящик на съёмных или складных ножках. В него точно так же можно положить краски и кисти. В разложенном виде становится как маленький мольберт.

— переносной, причём вместе с рабочими материалами

— сам по себе маленький, поэтому занимает мало места в квартире

— очень легко и компактно складывается

— наличие ящика для красок

— идеален при передвижении на машине

— предназначен для носки на плече или в руке, но достаточно тяжёл для этого.

— поддерживает только маленькие форматы

Этюдник создавался именно как переносной вариант для живописи на натуре. Но его можно использовать и дома, если хочется. Если открутить ножки, то он превращается в настольный мольберт.

7. Переносной мольберт и штатив-тренога

Несмотря на то, что эти мольберты довольно сильно отличаются между собой, нет смысла расписывать их отдельно. Потому что смысл у них общий: это попытка найти компромисс между мобильностью, компактностью и удобством. И как это бывает в компромиссах, приходится чем-то поступиться.

Если мы говорим о переносном мольберте, то в сложенном виде они очень компактны, а в разложенном обычного размера. Это качество удобно для нерегулярных работ дома и эпизодических выходов на натуру. Но за это приходится поступаться устойчивостью, или возможностью фиксирования полотна, уменьшением рабочих диапазонов, увеличением хрупкости креплений.

Если мы говорим о штативах-треногах, то они очень лёгкие и компактные, достаточно устойчивые, но могут быть проблемы с форматами и с комфортом; нет никаких полочек, подставок или зажимов для бумаги. Зато предельная мобильность.

— компактные размеры, легко складывается и разбирается

— удобно хранить и перевозить. Штативы ещё и очень лёгкие, их легко носить на себе.

— неустойчивость или непрочность конструкции.

— могут быть проблемы с большими форматы

Мобильные мольберты отличаются большой универсальностью с одной стороны и обилием различных конструкций с другой. Например, есть даже модель со встроенной раскладной скамеечкой.

8. Акварельный столик (стол с наклонной поверхностью)

Из мольберта со скамеечкой сама собой вытекает идея сделать стационарное место художника, за которым можно удобно сидеть и работать, тут же хранить все материалы. Этакая парта, но для художника, стол с наклонной поверхностью. Хоть и называется акварельный столик, но, конечно, рисовать можно чем угодно. Помимо того, что можно менять угол наклона доски, в нём можно организовать хранение материалов и инструментов. Всё под рукой, и ничего не валяется. Хорошее решение для квартир, в которых невозможно выделить отдельное помещение для художника.

— компактное рабочее место для квартиры

— можно работать сидя

— хорошее решения для детей

— только малые форматы

9. Мольберты-скамейки и интегрированные мольберты

Столы с наклонной поверхностью могут быть очень разными. Поэтому хочется интегрированные мольберты отнести в отдельную группу, хотя по сути это то же самое, но сильно навороченное. Существуют уж и вовсе сложные и экзотические комплексные решения. В которых может быть соединено всё что угодно. Это может быть мольберт, встроенный в стол, комод или даже шкафчик, с огромным количеством ящичков и прочих поражающих воображение нужностей и ненужностей.

Такие мольберты отличаются большими размерами, оснащены большим количеством всевозможных держателей, могут поворачивать рабочую плоскость горизонтально и многое другое. Их фишка — профессиональность и многофункциональность. Такие конструкции подбираются очень индивидуально, с учётом профессиональных особенностей, очень дорого стоят, и в простой жизни людям не нужны.

Какой мольберт для чего, и как правильно его выбрать

Источник

Оцените статью