Мои вещи для рисования

Основы рисования: Инвентарь начинающего художника

Бывает так, что в душе просыпается муза и хочется творить, а именно рисовать, да еще и попробовать сделать это в необычной для себя технике. Считаю, что многие любят выплескивать свои эмоции на холст, но не все делают это определенно масляными красками. А зря. Масляные краски имеют ряд своих преимуществ, и любой новичок, подключив свою фантазию, сможет нарисовать замечательную картину.

Предлагаю сегодня рассмотреть, какой инвентарь нужен для рисования маслом. Набор, в принципе, стандартный, как и для многих техник. Но везде есть свои нюансы.

1. Краски

Масляные краски бывают стандартными, работают с ними разбавителем, а бывают водорастворимыми. Они отличаются лишь тем, что во вторые добавлена специальная жидкость, которая позволяет взаимодействовать воде и маслу. Для многих художников такой тип масляных красок – дикость. Но на самом деле это очень хорошая альтернатива для тех, кто не хочет иметь дела с разбавителями.

Важно знать из чего же делают масляные краски. Обычно это пигмент, масло и скипидар. Пигменты бывают натуральными и синтетическими, конечно же, в зависимости от вида варьируется как цена, так и насыщенность цвета. Масло также имеет свои разновидности – ореховое, льняное, конопляное, софлоровое и маковое.

Читайте также:  Схема гепарда для рисования

Новичкам лучше всего выбрать синтетические, чтобы опробовать себя в этой технике и понять, пойдет ли дело дальше.

2. Кисти

Этот пункт является одним из самых важных. Это идеальное орудие для идеального выражения задумки автора и текстуры картины. Именно от кисти зависит, будет ли ложиться краска так, как нужно, сможете ли вы выделить мелкие детали и сделать картину более глубокой, живой.

Из какого материала бывают кисти:

– из синтетического волокна;

– из натурального волокна (грубой свиной щетины, а также из пушных животных, таких как соболь).

Натуральные кисти относительно дорогие. Но их качество говорит само за себя – кисточка сохраняет форму с набранной краской и принимает точно такую же после мазков.

Какой формы бывают кисте:

плоские кисти – длина больше ширины, имеют прямоугольную форму. Если смотреть сбоку – выглядят плоскими. Являются самыми практичными: можно сделать широкий, треугольный при скручивании мазок и узкую линию. Также это основная кисть для смешивания красок.

полукруглые плоские – кисточки, которые первоначально были сделаны круглыми, а потом стали расплющенными. Позволяют контролировать точность контура, если его форма необычная и неправильная.

ретушные – плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Обычно делаются из синтетического волокна. Используются для цветных планов, эскизов, так как делают четкие острые углы. Отлично справляются с цветовыми переходами, делая их менее грубыми.

веерные – также плоские, имеют не очень густой пучок похожий на веер. Необходимы для создания тонких цветовых растяжек, можно использовать для снижения контраста между контурами и фактурой.

«кошачий язык» – плоская кисть купольной или овальной формы. Можно писать как обычной плоской кистью, а в перпендикулярном положении к поверхности – как круглой. Лидер среди кистей в переходах от одного цвета к другому.

трафаретные – кончик носа такой кисти тупой и плоский, а мазки нужно наносить на холст вертикальными ударами.

линейные – вариация круглых кистей с тонким и длинным волосом. Идеально подходят для тонких линий, длинных мазков и для нанесения надписей.

3. Палитра

Палитра – важная вещь для художника, в ней смешивают краски и получают новые нужные цвета. Её можно держать в руке или положить рядом на стол, как удобно. В продаже есть в трех вариациях – стекло, плексиглас (оргстекло) или дерево.

Нужно помнить о том, что уход за палитрой зависит именно от материала, из которого она сделана. Деревянную палитру перед использованием обязательно нужно протереть льняным маслом и вытереть насухо. Сразу после использования промыть, натереть маслом и опять же вытереть.

Стекло более легко в использовании – не обязательно удалять остатки красок сразу же после рисования, так как с него они счищаются даже в засохшем виде.

Палитру из плексигласа также желательно сразу очистить, несоблюдение этого правила приведет к тому, что вы можете поцарапать материал, пытаясь отделить от него засохшую краску.

4. Разбавитель

Эта жидкость нужна для того, чтобы сделать краски менее густыми для комфортного процесса.

Используют обычно один из трех – льняное масло, петролеум или же тройник. Петролеум станет незаменим для аллергиков, а также тех, кто попросту не переносит резких запахов, так как эта жидкость его не имеет.

5. Холст

Собственно материал, на котором художник пишет картину. В наше время имеется огромное разнообразие холстов, которые могут озадачить и смутить любого новичка. Но не стоит пугаться. На самом деле все просто – обычно они изготавливаются из льна либо хлопка. Именно свойство материала придает им зернистость, бывают мелкозернистые, среднезернистые, крупнозернистые.

Если нужно четко прорисовывать каждую деталь – лучше приобрести мелкозернистый холст, этот вид также позволяет делать плавные переходы от одного цвета к другому. Если же вы решили рисовать большими мазками и просто прорисовывать контуры объектов – подойдут крупнозернистые и среднезернистые холсты.

Также холсты продаются на картоне или сразу в подрамнике, что очень упрощает процесс превращения обычной картины в картину, крепящуюся к стене.

6. Средство для снятия краски с кисточек

Нужно помнить о том, что после процесса рисования необходимо тщательно очищать не только палитру, но и кисти. Своевременная забота об этом важном орудии обеспечит вам комфорт при следующем занятии живописью.

Для этого можно купить растворитель уайт-спирит для масляных красок, либо делать это тем растворителем, которым вы разбавляли краски. Кроме того, на этикетке тюбика краски может быть указано, чем именно её нужно растворять.

7. Посудина для мытья кистей

Можно либо купить в лавке художника специальное маленькое ведерко для этого дела, либо взять то, что есть под рукой: маленькую баночку, либо старую ненужную чашку.

8. Прекрасное настроение

Картины, которые рисует художник – всегда идут из души. Этот процесс таинственный и прекрасный. Заниматься живописью означает принадлежать самому себе и всему миру одновременно. Поэтому обязательно подходите к этому замечательному занятию с хорошим настроением, расслабленными, одухотворенными. И тогда вы получите результат, который покорит любое воображение.

Источник

Самые важные и нужные материалы для художника

Со временем в моей коробке с карандашами скопилось много всего нужного, а ещё больше ненужного хлама. Я сделаю отдельную статью по-содержимому моей коробке. Но сейчас рассмотрим, по моему мнению, самые нужные и важные инструменты для художника. Так как я начинающий, и рисую пока простыми карандашами, то и набор у меня будет соответствующий.

Начать хочу с рабочей поверхности. В моем случае это стол на кухне. Кто не знает в каких условиях я работаю, читайте эту статью . Со стола убирается всё, кроме ноутбука. Он всегда на своём месте. Дальше начинаем готовить инструменты и материалы.

Начнем с карандашей. Понятно, что без них мы ничего не нарисуем и вообще всё бес толку. В первую очередь я выбираю карандаши нужной мне твердости и мягкости, которые пригодятся в процессе рисования. Точу и на всякий случай подготовлю парочку дубликатов для быстрой замены.

Ластик. В моем случае всегда на столе и под рукой, Клячка, и недавно приобретенный, Электроластик. Клячкой я пользуюсь постоянно и достаточно давно. Она может выполнять все функции обычного ластики и благодаря своей гибкости может справиться с любой задачей. Почитайте про клячку ТУТ .

Что касается электроластика, чьё подробное описание и возможности можно прочитать ТУТ , лично мной используется не часто. Могу на пальцах пересчитать работы, в которых я его применял, тем не менее он под рукой. Бывают такие сложные ситуации, которые может решить только он.

Вот коробка под стружку и грифель от карандашей и самодельная точилка. Про коробку рассказать нечего, она обычная и пластмассовая, а вот про точилку почитайте ТУТ , а потом ещё ТУТ . Скажу, что это крайне полезная вещь. Моментально заточит грифель и не даст надолго оторваться от работы.

Для удобства и аккуратности я собираю вот такую конструкцию. Точилка над коробкой не даст сточенному грифелю рассыпаться по столу и по вашей работе. Мне пришлось пару раз пройти через эти моменты, когда грифель разлетается и пачкает всё чего касается. Это очень неприятно и этого нужно избегать.

Вот мы и добрались до бумаги. Для рисования портретов победителей в конкурсах в группе ВК , я использую бумагу ГОЗНАК. В остальных случаях рисую на бумаги для принтера или в скетчбуках. Вот СТАТЬЯ , где я рассказываю про виды бумаги и описываю их плюсы и минусы.

Ещё я не сказал про такую вещь как книга. Она один из главных предметов на моем столе, но не всегда. Книгу я читаю не сидя за столом, а в кресле или на диване. Только после прочтения, сажусь с ней за стол и практикуюсь. С помощью книг я осваиваю теорию, а примеры для практики беру из интернета. В книге они тоже есть, но их не много.

Вот мой основной набор материалов и инструментов, которые постоянно находятся на моем столе. Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, делитесь статьей в соцсетях и подписывайтесь на канал, РИСУЮ ДОМА . Впереди много интересного.

Источник

13 материалов, которые нужны для рисования акварелью

Что нужно для рисования акварелью? Составила для вас список из 13 материалов и принадлежностей, которые понадобятся начинающему художнику-акварелисту. Читайте подробнее в новой статье!

Знакомство с акварельной живописью

Акварелью у художников принято называть не только краски, но и сам вид живописи, который воплощается этими красками. Акварельная живопись уникальна тем, что она совмещает в себе и просто живопись, рисование красками, и графику, где нужно отталкивать от фактуры бумаги, строить рисунок и обходиться без широких, размашистых мазков, как, например, в масляной живописи.

Сами акварельные краски состоят из красящего пигмента (цвета) и связующих веществ, которые легко растворяются в воде, а также с добавлением глицерина, меда (медовая акварель) или сахара. Именно растворимость водой позволяет акварели быть такой воздушной и легкой краской – а уж какие цветовые переходы и растяжки можно сделать с ее помощью!

И тем не менее, рисунки, выполненные акварельными красками, очень хрупкие, в отличие от холстов с маслом или акрилом. Поэтому, такие работы нужно хранить в рамках со стеклом, оформляя в паспарту, либо красивый альбом. Кроме того, акварельные краски очень чувствительны к солнечному свету и дополнительная защита из стекла им просто необходима!

Если говорить о рамах для акварельных работ, то лучше выбирать простые и лаконичные, такие, которые смогут подчеркнуть нежность и воздушность рисунка, не перегружая его деталями.

Итак, если вы уже очень хотите начать сами рисовать акварельные рисунки, то вам следует знать, что нужно будет кроме красок, бумаги и кисточек. Ведь имея все необходимое под рукой, вы не будете отвлекаться на технические мелочи, и сможете с головой погрузиться в творчество, отрабатывая на практике разные техники.

Читайте эту статью до конца, сверяйтесь с моим списком, докупайте все, чего у вас еще нет, и вперед, рисовать!

Основной список материалов, которые нужны для рисования

Акварельные краски

Сразу хочу вам сказать, что я не буду призывать вас покупать какую-то конкретную марку красок, или рекомендовать только дорогие и профессиональные наборы. Сейчас на рынке художественных материалов есть достойные наборы в разной ценовой категории, к тому же, даже простые наборы для рисования для начинающих художников выпускают хорошего качества, на которых запросто можно учиться рисовать.

Вообще, акварельные краски продают в разных, так сказать, формах и состояниях. Есть классическая и довольно привычная многим акварель в кюветах – это когда краску прессуют в брусок и упаковывают каждый цвет отдельно, либо набором.

Есть акварель в тубах – она имеет пастообразную консистенцию и выглядит снаружи как тюбик с масляной краской. Кроме того, есть уже жидкая акварель – ее также можно разводить водой, если цвет для вас покажется слишком насыщенным, но в принципе, ей можно работать сразу, прямо из флакончика!

Я советую выбрать вам набор красок, где будут собраны как основные цвета, так и несколько других, интересных цветов и оттенков. Так вы сможете собрать свою палитру цвета и начать экспериментировать уже в процессе обучения.

Для профессиональной живописи не стоит брать детскую акварель, которую продают в канцелярских магазинах. По своим свойствам она будет очень сильно уступать художественным краскам, и рисование может вас разочаровать.

Ниже привожу примеры наборов красок, которые я бы рекомендовала приобрести, если вы хотите начать учиться рисовать акварелью:

Профессиональные краски, изготовленные из тонко перетертых пигментов с добавлением гуммиарабика – признанного наилучшим растительным клеем для приготовления художественных водных красок. Эти краски сохраняют свой цвет, даже при большом разбавлении водой, а также очень хорошо смешиваются между собой.

Неплохая альтернатива первому варианту – набор красок от того же завода «Невская палитра». Краски «Сонет» чаще всего берут студенты, так как она стоит немного меньше, а свойства практически те же, что и у более дорогой краски.

Краска обладает хорошей чистотой и прозрачностью цвета, хорошо смешивается и разносится. Акварель легко берется на кисть и оставляет интенсивный цвет на бумаге.

Набор акварельных красок в кюветах. Краска устойчива к выгоранию, хорошо смешивается и разносится водой. Подойдет также и для детского творчества.

Если вы пока не готовы купить целый набор, можно приобрести несколько основных цветов, так как акварель продается и поштучно, а также небольшую палитру, где вы будете разводить краску и хранить ее в дальнейшем.

Основные цвета, которые вам понадобятся, это – синий, желтый, красный. Можно также взять еще зеленый цвет и умбру. Если у вас есть цветовой круг Иттена, то вы сможете по нему смешивать между собой эти краски, получая новые цвета!

Бумага для акварели

Чтобы рисовать акварельными красками, вам понадобится специальная бумага. Сразу отвечу на вопрос, который так часто задают новички – нет, обычная офисная бумага не подойдет! Она слишком тонкая (80 г/м2) и просто свернется и пойдет рябью от воды, либо порвется.

Для рисования акварелью необходима бумага, плотностью, как минимум, от 170 г/м2, а лучше больше 200-300 г/м2.

Еще бумага должна обладать текстурой. Бумага, также, как и холст имеет свою зернистость. Она может быть грубой и шероховатой, может, слабой зернистости, либо совсем гладкой – такую бумагу используют в скетчбуках.

По составу бумага тоже имеет отличия – есть на основе целлюлозы, а есть на основе хлопка. Второй вариант дороже, но и намного качественнее. Но в целом, можно смело брать для своих ученических и пробных работ бумагу из целлюлозы.

Более подробно обо всех характеристиках я писала в другой своей статье, посвященной акварельной бумаге — https://nyblog.ru/kakuyu-akvarelnuyu-bumagu-luchshe-vybrat/ Прочтите ее обязательно перед покупкой!

А вот несколько вариантов бумаги, которую я рекомендую:

Российская фирма, хорошо зарекомендовавшая себя среди художников. Данная бумага – это набор листов бумаги в папке. Состав – целлюлоза, мелкозернистая. Формат стандартный А4.

Если вы выберете краски «Белые ночи», то и бумагу можно взять этой же фирмы. Кроме того, здесь явно хорошее соотношение цены, качества и популярности у художников и студентов.

Хлопковая бумага плотностью 280 г/м2 с зернистой поверхностью. 20 листов, проклеенных между собой по корешку с основанием из жесткого картона, что очень удобно, если у вас нет деревянного планшета. Формат стандартный, А4.

Кстати, кроме привычного нам формата А4, бумага для акварели также может быть формата А3 и больше, а еще она продается в рулонах, как ткань, и ее можно нарезать на любые форматы, которые вам понадобятся.

Кисти для акварельной живописи

Третья, очень важная составляющая часть успешного старта в живописи – это кисточки для рисования.

Хорошая кисточка, пусть и будет стоить не дешево, зато прослужит вам не один месяц, вы сможете привыкнуть к форме и научиться работать ей. Новичкам я всегда советую приобрести несколько кисточек разной формы и размера, например, 3-4 штуки – и этого будет вполне достаточно.

Для идеального набора вам понадобится широкая плоска кисточка, круглая средних размеров, у которой кончик при намокании будет острым. Эти кисти можно приобрести как из натурального ворса белки или колонка (что желательно), так и синтетические. Также можно еще будет купить тонкую кисть (ее можно взять из синтетики) – она понадобится для уточнения и прорисовки мелких деталей, создания прямых и четких линий.

Все кисточки имеют свою нумерацию на ручке. Так, чем больше номер, тем больше размер кисти, ее ворса. Для акварели подойдут кисточки с номерами от 0 до 4-6. Можно и большего размера, но такие кисти в основном используют для заливки (закрашивания большой площади бумаги).

Очень подробно я писала про каждую кисточку для акварели, ее ворс и другие характеристики в этой статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-kisti-dlya-risovaniya-akvarelyu/ . Если вы хотите полностью изучить этот вопрос, советую вам прочесть эту небольшую статью, чтобы у вас не осталось вопрос и сомнений, какую кисть выбрать.

Минимальный набор кисточек – 3-4 штуки разной формы и размера

Палитра для красок

Для письма акварелью вам нужно будет также приготовить палитру – так как эту краску тоже нужно где-то хранить, разводить и смешивать. Если для масляной живописи мы чаще всего выбираем деревянную палитру, то для акварели подойдет обычная, пластиковая.

Если же у вас нет сейчас возможности приобрести такую палитру, можно использовать тарелки – пластиковые, либо фарфоровые. Акварельную краску, в отличие от масляной, довольно легко смыть водой, поэтому, если позаботиться об этом сразу, ваша палитра всегда будет красивой и чистой.

Кстати, некоторые производители акварельных красок продают их в специальных подложках-палитрах, в которых не только удобно хранить акварель, но и смешивать ее.

Так, например, выглядит набор акварели «Белые ночи» в кюветах – каждый цвет лежит в отдельной емкости, а откидная крышка и есть палитра, на которой можно смешивать цвета. Очень удобно и для работы дома, и на плэнере!

Кстати, некоторые художники также вместо палитры используют плотную акварельную бумагу – на ней очень удобно пробовать цвет, делать растяжки и вообще смотреть, как поведет себя краска. Так вполне можно делать перед нанесением краски на чистовик.

Простой карандаш для набросков

Без набросков, даже в акварельной живописи, сложно обойтись. Как я уже писала выше, акварельная бумага – это очень плотная бумага со своей особой текстурой. И так как наброски мы обычно делаем простым карандашом, нужно учитывать эту особенность.

Если вы читали мои предыдущие статьи, то вы помните, что все карандаши имеют свойство мягкости и жесткости. Именно по этим критериям и нужно подбирать материал.

Карандаш для набросков на акварельной бумаге подойдет не любой. Дело в том, что слишком мягкие карандаши, имеющие маркировку В, 2В, 4В и так далее, оставляют слишком толстые, насыщенные жирные линии. Такой карандаш будет слишком сильно заметен под краской, а стереть его будет трудно, есть риски даже испортить бумагу ластиком.

Поэтому, для набросков в акварельной живописи лучше выбрать более твердый карандаш, который не будет оставлять сильных следов, а даст светлую, тонкую линию, которую можно будет легко подправить ластиком, и которая не будет заметна под слоем краски. Такой карандаш имеет отметку НВ, но можно взять и тверже, например, 2Н.

О карандашах я тоже писала, так что, думаю, вам будет интересно прочесть и этот материал https://nyblog.ru/vsyo-o-myagkosti-i-tverdosti-karandashey/

Планшет или доска для рисования

Еще один предмет, из списка того, что нужно для акварели – это планшет. Он нужен для того, чтобы ровно и аккуратно расположить лист акварельной бумаги, при этом, зафиксировав его на планшете при помощи канцелярских кнопок, либо клейкой ленты.

Планшетом может выступать как специальная деревянная доска, так и просто очень плотная папка. Иногда бумагу для акварели продают уже в таких папках, что очень удобно – можно сразу рисовать, не прибегая к дополнительным средствам.

Есть также мольберты хлопушки, с деревянной доской. К ним тоже можно крепить бумагу, как раз на кнопки, и рисовать. Можно варьировать угол наклона доски, либо ставить такой планшет на стол, для большего удобства.

Я советую вам выбирать доску большего размера, чем листы, чтобы вам было удобнее расположиться за работой. Также, можно приобрести сразу несколько таких планшетов, если вы планируете много рисовать, чтобы каждый раз не менять бумагу с рисунка, постоянно не отклеивая ее.

Стаканчик/баночка/контейнер для воды

Тут все очень просто – акварель, краска которую нужно разводить водой. Даже если вы уже выбираете жидкую акварель, что конечно, случается реже, вам понадобится емкость с водой.

Лучше, чтобы их было сразу несколько – для ополаскивания кисточки от краски, для какого-то определенного цвета. Ну и в принципе, не забывайте менять воду, ведь после нескольких цветов она становится грязной, что передается на кисточку и, следовательно, на рисунок на бумаге.

И да, будьте осторожнее, и не перепутайте кружку чая со стаканчиком, где только что была кисточка!

Тряпочки, влажные салфетки, бумажное полотенце

Эти вещи в принципе должны быть у вас всегда под рукой. Во-первых, это удобно – убрать излишки краски или воды на сухую тряпочку или салфетку.

Во-вторых, вы сами можете испачкаться и вам нужно будет быстро протереть руки или пальцы.

В-третьих, сухими салфетками также можно убрать излишки воды с бумаги, промокнув рисунок и вобрав лишнюю влагу или краску.

Дополнительные предметы для рисования акварельными красками

Альбом для эскизов

Это может быть, как папка с листами на спирали, или сшитая между собой нитками, либо готовый скетчбук.

Такой альбом нужен художникам чаще всего просто под рукой, рядом, чтобы в случае чего, успеть сделать какие-то наброски, записать идею, когда придет вдохновение. В них же, вы можете создавать небольшие акварельные этюды или зарисовки, по которым в будущем сделаете полноценный рисунок на большом формате.

Мольберт

Выше я уже говорила про планшеты для рисования, и что использовать кроме них, можно также планшеты-мольберты. Очень удобен будет настольный планшет, например, как на фото ниже.

Спинка такого мольберта откидная, что позволяет регулировать уровень наклона. На такой доске можно спокойно закреплять бумагу кнопками, либо малярным скотчем. По формату выбирайте А3, то что нужно если вы работаете на классических листах формата А4.

Фиксирующие предметы

Сюда можно отнести различные зажимы, клейкие ленты, кнопки и малярный скотч. Они удобно фиксируют бумагу на слое или планшете, за счет чего она не скользит по поверхности, и вы можете работать спокойно, не переживая, что лист «дрогнет» или «съедет».

Акварельные карандаши

Специальные карандаши, которыми, в отличии от обычных, можно рисовать как сухим, так и мокрым способом. Для второго способа, вам нужно сделать рисунок карандашами, а потом пройтись по нему кисточкой, добившись акварельного эффекта. Либо можно сразу смачивать карандаш в воде и рисовать ими так по бумаге.

Также, этими карандашами можно добавлять мелкие детали в рисунок, или наносить последние штрихи.

Одежда для рисования

Тот, кто занимается живописью давно, при чем не важно, какими именно красками он пишет, знает, что на занятия всегда нужно надевать одежду, которую можно испачкать. А если такой нет, то хотя бы надеть фартук.

Ведь тут как в кулинарии – пока готовишь обед, можешь не задумываясь вытереть руки об рубашку, или случайно попасть каплями соуса на брюки. С красками также – поэтому, всегда помните о том, в чем собираетесь работать, и кроме материалов для рисования, позаботьтесь и об одежде.

А если вы выбираетесь на плэнер, не забудьте также и о своем комфорте – летом это обязательно головной убор и солнцезащитный крем, осенью и весной, перчатки, например, митенки, те самые, что с открытыми пальцами, дождевик и теплая одежда.

Вместо заключения

Я уверена, что научиться рисовать можно, используя разные материалы – и дешевые, и дорогие. А еще, что совсем не обязательно покупать все и сразу, тратя на это последние деньги.

Можно очень бюджетно собрать свой стартовый набор для рисования и начать творить уже сейчас, докупая все остальное по мере необходимости.

В моей онлайн-школе специально для учеников я сама создала такие стартовые наборы для масляной и акриловой живописи. Посмотреть их можно вот тут nyshop.pro/product-category/sets/

Кстати, все, что нужно для рисования масляными https://nyblog.ru/chto-nuzhno-dlya-risovaniya-maslom/ и акриловыми https://nyblog.ru/11-materialov-dlya-zhivopisi-akrilovymi-kraskami/ красками, я собрала в отдельных статьях – посмотрите их обязательно, если еще не видели.

Спасибо, что читаете мои материалы о живописи! Я всегда рада обратной связи и с удовольствием отвечаю на ваши вопросы в комментариях! Так что если давно хотите что-то спросить о материалах, не стесняйтесь!

Источник

Оцените статью