Мезенская роспись схемы рисования

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 160 014, фото: 16

Содержание:

  • 1 Символика узора
  • 2 Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия
    • 2.1 Узоры в прямой клетке
    • 2.2 Простые элементы
    • 2.3 Узоры в косой клетке
    • 2.4 Ленточный орнамент
  • 3 Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
  • 4 Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
  • 5 Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Читайте также:  Пособие по рисованию фигура человек

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

↑ Узоры в косой клетке

↑ Ленточный орнамент

↑ Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

↑ Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Источник

Мезенская роспись для детей — учимся рисовать

Категория: Рукоделие

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 204, фото: 20

Содержание:

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения связано с задачами трудового воспитания учащихся.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Целью изучения северной росписи является воспитание у детей интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков графического письма, воспитание чувства коллективизма, патриотизма, приобщение к общественно полезной деятельности, а также повышение ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.

Изучение мезенской росписи на уроках изобразительного искусства желательно начать с беседы о традициях и достопримечательностях Мезенского края (использовать литературу М. И. Мильчика «По берегам Пинеги и Мезени», 1970, «Искво», г. Ленинград) и познакомить учащихся с историей мезенской росписи (использовать литературу: Ю. А. Арбат, «Светлый Север», 1970, Сев.-Зап. изд-во; Ю. А. Арбат, «Путешествия за красотой», 1984; С. К. Жегалова, «Русская народная живопись», 1975, «Просвещение», Москва).

Полезно проводить занятия с учащимися в Музее изобразительного искусства и Краеведческом музее, чтобы дети соприкоснулись с истинно историческими музейными экспонатами и смогли поработать, копируя росписи прялок, туесов, коробов.

Дети «загораются» на таких уроках, им интересно, они гордятся тем, что возрождают забытое.

Наибольший эффект дают занятия, построенные на принципах повтора, вариации, импровизации.

Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельской области в конце XIX века. Она носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избу.

Характерные особенности мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и черный (из сажи, смешанной с «серой»).

Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей. Интересен и «мужской» характер росписи — прялки расписывали в старину мужчины — те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Мастерством росписи в Палощелье славились пять фамилий: Аксеновы, Новиковы, Шишовы, Федотовы и Кузьмины.

Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола.

Мезенская прялка по размеру меньше, чем, например, борецкая, тоньше и стройнее. Небольшая, срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называются барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром «премудроверхие» церкви Севера.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем — птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бёрдо» — решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее — ряд «уточек» и снова «бёрдо» в окружении «уточек». Под ними — ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде — как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии — тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.

↑ Рисование элементов мезенской росписи

Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии.

Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.

На рисунке 2 помещены элементы росписи прялки, выполненной Г. Ф. Федотовым — одним из мастеров Мезенской росписи в 1926 г.

Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному «тиской»), которая делалась из пряди волос, или «тиску» заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью.

Рассмотрим композицию некоторых из них:

    в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. По диагонали расположен большой красный лепесток, имеющий форму удлиненного овала с заостренными кончиками. Симметрично лепестку расположены черные спиральки, маленькие кружочки и по две небольшие дуги в уголках квадрата. Эти элементы выполняются более тонко, кисточкой или пером (в старину — глухариным пером);

в центре квадрата с красным контуром по диагонали помещен большой крестик, состоящий из трех красных линий. Между полосочками крестика изображены черным цветом небольшие овалы с заостренными кончиками и вокруг них — черный контур, напоминающий форму лепестка. В уголках квадрата — черные капельки и маленькие черные кружочки. Поверх красного контура квадрата проведены черные наклонные и волнистые пинии;

в квадрат с красным контуром на небольшом расстоянии от центра вписаны по диагонали четыре овала с заостренными кончиками и красным контуром, напоминающие форму лепестка. Внутри овала — пересеченные черные штрихи, напоминающие сеточку. Между лепестками — кружочки с черным контуром;

квадрат с красным контуром разделен на четыре из трех красных линий. В каждом маленьком квадратике по диагонали от центра большого квадрата помещены черные контуры дуг овала. В середине незаконченного овала — прямая черная линия, которая делит овал пополам;

в квадрат с красным контуром вписаны два больших креста, состоящие из трех красных линий. Кресты опоясаны такой же красной полосой, и получается множество маленьких треугольников. В каждом треугольнике — черные заштрихованные овалы с небольшими просветами;

в квадрате с красным контуром посередине вертикально помещен большой овал с красным контуром. Овал заштрихован черными вертикальными и наклонными линиями с большими просветами. В углах квадрата симметрично расположились четыре черных маленьких овала, заштрихованных внутри;

квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий и как бы опоясан по горизонтали прямой красной полосой из трех линий. В треугольники вписаны черные скобочки;

в большой квадрат с красным контуром вписаны еще два квадрата с красным контуром. Внутри квадратов проведены чередующиеся между собой черные вертикальные волнистые и прямые линии;

квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий. Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными линиями. В боковые треугольники вписаны овалы, заштрихованные черными наклонными линиями, в уголки вписаны маленькие черные дуги;

  • квадрат с красным контуром разделен на треугольники большим красным крестом из трех линий. Верхний и нижний треугольники заштрихованы черными наклонными прямыми пиниями. Квадрат как бы разделен пополам черной прямой горизонтальной линией с загнутыми кончиками.
  • Только один из Федотовых удостоился среди односельчан славы большой и заслуженной — это Василий Клементьевич, более известный под именем Васи Климовича. Расписанные им прялки он почти всегда помечал своими инициалами: ВКФ. Таким образом, авторство его достоверно.

    Рисовал Климович не попросту, не следуя только традиционному рисунку, а по-своему — затейливо, с выдумкой. Этот мастер не спешил, расписывая, не делал кое-как, лишь бы быть на ярмарке: он обязательно на лицевой стороне лопасти прялки помещал в два ряда оленей и коней и не скупился — по четыре и по пять, а не по три в ряд. Иногда на всех коней сажал всадников.

    У Климовича узорочье более русское, чем у кого-либо из местных мастеров-художников. Он не дает, как некоторые, однообразные клетки с наименьшим числом красных пятен и черных штрихов. На одной прялке у него восемь разных узоров клетки. Затейливые узоры делят квадраты на большие и маленькие треугольники, ромбы, квадратики. Оживляют узор черные кружочки, черточки, звездочки, дуги, скобки, сеточки. Узоры поражают своим многообразием и оригинальностью.

    Подобных узоров сделано сотни. Все прялки похожи, но нет двух точно повторяющихся. Особенно интересны у него вольные композиции на оборотной стороне прялки, где мастер свободен от обязательных узоров и может дать волю фантазии.

    Так щедро тратить свой талант мог только настоящий художник, для которого создание прялки — не ремесленная поделка, а произведение искусства, в которое вкладывают все способности, весь творческий опыт, все горение души.

    Примеры геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи:

    Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края.

    Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т. д.

    Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделялись горизонтальными полосами, заполненные геометрическим повторяющимся узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.

    Эффект достигался тем, что каждый раз мастер сочетал элементы геометрического орнамента по-разному.

    Геометрические ряды, разделяющие мезенские прялки на три части, рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной сторонах прялок, что говорит о том, что прялка воспринималась как нечто объемное и округлое и уподоблялась древу жизни.

    ↑ Рисование фигуры мезенского коня и оленя

    Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:

      горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;

    построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище фигуры коня);

    маленькая скобочка переходит в длинную наклонную линию шеи;

    затем к этой линии пририсовывается маленький четырехугольник, напоминающий вместе с дугой «топорик», — это головка коня, рисовать этот элемент с направлением головы влево и вправо;

    вертикальная, чуть изогнутая передняя линия шеи (тренируемся в рисовании головки вместе с шеей, направленной влево и вправо);

    рисование ног (напоминают «паучьи лапы», тонкие и длинные извилистые линии);

    рисуем переднюю, заднюю ножки, затем ножки, находящиеся в середине, они напоминают форму вазочки;

  • от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ножки. Все эти отдельные упражнения необходимо хорошо отработать.
  • Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:

      определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

    от каждого конца линии вверх проведем линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);

    пририсовываем наклонную линию для шеи, головку;

    из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;

    линии ног, находящихся в середине;

    пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;

    голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост — черным;

  • заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы, у ног (штрихи напоминают «реснички») и уздечкой из двух линий.
  • Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:

      определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;

    от каждого конца вверх проводим линии с наклоном влево (а у коня наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой линией, получился четырехугольник;

    прорисовываем наклонную линию для шеи, голову;

    закругляем заднюю часть туловища;

    из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ног, затем линии ног, находящихся в середине;

  • рисуем извилистые линии, напоминающие рога оленя.
  • Голова, шея, туловище расписываются красным цветом. Грива, ноги, «реснички» — черным.

    Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков.

    Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей — четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода.

    Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог.

    На рисунке 11 изображены варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.

    Фигуры коней, которые изображены в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с оборотной (внутренней «для себя») стороны лопасти прялки. Это кони в черную мелкую клеточку, полосатые (из четырех черных линий), с волнистыми пиниями на туловище и волнистым хвостом.

    А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки.

    В нижнем ряду — красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов.

    ↑ Последовательность рисования мезенского лебедя

    Рисунок 12 помогает учащимся быстро запомнить последовательность рисования лебедя:

      определяем высоту фигуры лебедя и посередине проводим горизонтальную линию (все линии проводим очень тонкие, так как это линии построения, и в конце работы убираются);

    в нижней части рисуем круг и слева от круга проводим вертикальную линию;

    от верхней горизонтальной линии, касаясь вертикальной линии, заходим в круг большой дугой;

    из этой же точки проводим еще одну дугу, но теперь она ложится на круг, это получилась шейка лебедя;

    слева, чуть выше середины круга, проводим небольшую дугу, этим определим туловище лебедя;

    подрисовываем головку, она похожа на букву «г»;

  • все линии построения убираем и начинаем работать красками. Красно-коричневые: головка, шея, туловище. Хвостик – черной краской. Он рисуется снизу вверх тонкой изогнутой линией с примакиванием кисти в конце линии. От основной линии проводятся маленькие линии «перышек» и заканчиваются скобочками. На грудке лебедя прорисовываются маленькие скобочки — «перышки». Внизу туловища — черные лапки в виде капелек.
  • ↑ Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи

    На рисунке 13 изображены различные варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи.

    Здесь причудливые летящие черные птицы в полосочку, клетку, с крыльями и хвостами, напоминающими веточки деревьев.

    Красные «уточки» и «курочки» изображены в виде овала с черными перышками в виде черточек и скобок, с маленькими замысловатыми головками.

    И, наконец, красивые, горделивые, грудастые красные лебеди с шикарными хвостами. Птицы, уточки и лебеди мезенской росписи многообразны, оригинальны и необычны.

    ↑ Композиция в полосе

    После того как познакомились со всеми вариантами коней, оленей, птиц, уточек, лебедей, примерами геометрического орнамента фризовой композиции мезенской росписи, переходим к композиции в полосе.

    На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.

    В центре изображено древо жизни, а симметрично ему — кони, вставшие «на дыбы» и бегущие с выгнутыми шеями и поднявшимися дыбом гривами. Как красивы и легки они в беге! В верхней части полосы неслышно плывут гордые, грудастые лебеди с пышными хвостами.

    Волнистые линии, черточки, завитки, крестики, звездочки за-полнили все оставшееся пространство, создавая впечатление вихря от быстро бегущих коней.

    ↑ Композиция в квадрате

    Композиция, которая на рисунке 15 изображена слева, заключена в квадрат. Невольно бросается в глаза ее центр с красными пятнами, и, присмотревшись, уже можно определить, что это изображены легко бегущие кони, плотно прижавшиеся друг к другу своими выгнутыми шеями. И если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что красные пятна коней все вместе тоже составляют квадрат. И от этого квадрата, получившегося в центре, по всем четырем сторонам следующего большого квадрата раскинулись тонкие, стройные, фигурные ноги и хвосты-»метелочки» бегущих коней.

    Между ног коней изображены елочки, спиральки, кресты, звездочки, создающие ощущение движения. И, наконец, по всем четырем сторонам самого большого квадрата изображены фризы с геометрическим орнаментом, фризы состоят из треугольников, в которых чередуются изображения волнистых линий, обозначающих воду, и маленькие стебельки с завитками, которые обозначают деревья. Всю композицию освещают четыре «солнца», которые расположены по углам большого квадрата и состоят из кружка и отходящих от него завитков.

    Композиция, которая расположена справа (см. там же), в большом квадрате содержит еще несколько квадратов меньшего размера. Центральный квадрат разделен еще на четыре квадрата, в которых помещены черные крестики и скобки в углах. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большого квадрата неслышно плывут уточки.

    Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

    ↑ Композиция в круге

    На рисунке 16 изображены две композиции в круге.

    Одна из них (слева) более старого времени, примерно конца XIX века. Она очень проста в исполнении, но в то же время оригинальна. Большой круг объединяет несколько разных по диаметру кругов с геометрическим орнаментом. Здесь и «солнце» с лучиками в виде спиралек, и овалы, и точки, и прямые и волнистые линии, и большие заштрихованные лепестки со спиральками, похожие на жучков.

    Другая композиция в круге — современного мастера.

    В данной композиции маленькая розетка как бы расположена в центре большой. Маленькая розетка представляет собой «солнце» с отходящими от него «лучами». Вокруг нее шесть больших дуг, которые представляют «небеса», а подними — «древо жизни». Между дугами расположились уточки. Круг большой розетки обрамляют спиральки, создающие движение очень праздничной, нарядной и нежной композиции.

    На маковках прялки изображены уточки и квадраты с геометрическим орнаментом. Затем идет «бёрдо». Далее в окружении уточек симметрично, с очень мелкими, замысловатыми узорами, изображены в три ряда «бёрда».

    И снова «бёрдо» — геометрический орнамент в полосе, далее ряд чередующихся коней и оленей, снова «бёрдо», затем ряд коней, снова «бёрдо» и на сужении лопасти — один конь и уточки.

    Силуэты коней и оленей в росписи прялки легки и изысканны, а распустившиеся хвостики уточек напоминают пушистые комочки весенней вербы.

    Соединенные в бесконечно текущие горизонтальные ряды, эти фигуры превратились в гармонический орнамент, напоминая узоры вышивки или тягучие напевы северных песен.

    Волнистые линии, черточки, росчерки и завитки заполнили все оставшееся пространство, объединили отдельные полоски узора в единое декоративное панно.

    На круглых коробах роспись сочетается с их формой.

    Ободья крышки украшены косыми красными и черными полосками. На поверхности крышки орнамент располагается по кругу.

    В центре изображена розетка в виде солнышка, вокруг которого плывут уточки.

    Вся композиция в круге обрамлена геометрическим орнаментом.

    На стенках короба изображены кони, олени, а между ними стоят высокие деревца. Все свободное пространство заполняют солярные знаки.

    Композиция современного мастера поражает своей красотой и оригинальностью.

    Источник

    Оцените статью