Методика рисования во второй младшей группе по фгос

Методика обучения детей младшей группы рисованию
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Данный материал раскрывает основные задачи обучения детей рисованию.

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.

Скачать:

Вложение Размер
docx_metodika_risovaniya.docx 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы Муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан

Методика обучения детей младшей группы рисованию.

Задачи обучения (слайд 2)

— Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования.

-Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

-Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
-Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

-Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.
— Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).
— Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
— Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). -Учить детей располагать изображения по всему листу.

(слайд 3) Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.

На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным.

Основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть.
На первом же занятии важно показать, как это нужно делать (слайд 4) , а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать карандаш в руке. Одни дети берут карандаш двумя, четырьмя или всеми пальцами руки, при этом они уверены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается несмотря на многочисленные попытки. Совершенно очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах: необходимы какие-то дополнительные действия со стороны педагога. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога. (слайд 5)
Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как они его держат. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепления навыка целесообразно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах.

В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет — сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами. Необходимо научить их правильно держать кисть (слайд 6), обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промокнуть о тряпочку. (слайд 7)
Дети сами не догадываются, а часто просто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кончается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого лохматится, портится, а цвета все равно не дает. Нужно приучать детей самостоятельно обмакивать кисть в краску по мере надобности. Если кто-то из детей забыл взять краску на кисть, следует напомнить ему об этом.

Восприятие окружающей жизни — основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» (слайд 8,9) и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек, лесенки, дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» «Вот какая лесенка» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, лесенка. И рисуют ее карандашом или красками. (слайд 10) В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физического развития трехлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением.

Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п.

(слайд 11) Это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение.

Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Т. Г. Казакова рекомендует включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). Это еще больше повысит эмоциональный настрой детей и, следовательно, образную выразительность рисунка.

В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.

Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге.

Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы. Если без знания приемов работы карандашом или кистью ребенка предоставить самому себе при выполнении задания, то у него могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисования.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.

Например, при показе, как рисовать дерево, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста — передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви (прямые и наклонные, длинные и короткие) Воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху -короче, внизу — длиннее). Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение. (слайд 12, 13)

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.

Хотя эти предметы остаются перед глазами детей и в процессе занятия, они еще не служат натурой.

Также в младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.

Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Например, при рисовании на тему «Снег идет» прочитать четверостишие из стихотворения И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, снизит эмоциональный настрой и желание рисовать.

Этот же стишок можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе. Художественный образ влияет и на содержание детских работ, хотя это еще не иллюстративное рисование. Динамика образа (снег кружится, падает), указания на цвет (белый снег) вызывают ответные действия ребенка при создании образа в рисунке.

Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу — внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Такое рассматривание работ помогает ребятам видеть изображение, замечать несоответствие с предметом, вызывает желание исправить ошибку.

Рисунки неудачные, плохие показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений. Важно у всех детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию, к творчеству.

Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.

Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить — одна из основных воспитательных целей.

Источник

Методы и приемы обучения рисованию детей во второй младшей группе.
консультация по рисованию (младшая группа)

Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребенка в жизни; на умение выражать сюжетно-игровой замысел; на освоение технических навыков и умений.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_metody_i_priemy_obucheniya.docx 18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения рисованию детей

во второй младшей группе.

Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребенка в жизни; на умение выражать сюжетно-игровой замысел; на освоение технических навыков и умений.

Обучение изображению предметов

На занятиях рисованием воспитатель обучает детей способам графического изображения, начиная с простейших линий. В целях формирования необходимых представлений воспитатель проводит с детьми наблюдения, рассматривает предметы, имеющие определенные очертания (округлые, прямоугольные), т. е. применяет информационно-рецептивный метод.

Особенно полезно перед занятием предоставить детям возможность действенным способом познакомиться с формой предмета: обвести форму рукой, поиграть с флажками, мячами, шарами, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета создает у ребенка более полное представление о нем.

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети как можно более активно осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы он вначале организует обследование предмета, включая как можно шире движение руки по контуру. Затем предлагает всем детям показать это движение в воздухе. «Вот какой кругленький шарик», — говорит он при этом, показывая движение рукой в воздухе вместе со всеми детьми и следя за тем, чтобы дети производили его верно.

Далее воспитатель показывает формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. После этого вызывает нескольких детей по одному к доске для показа, как нужно рисовать, предлагает всем детям с карандашом или кистью в руке сделать нужное движение в воздухе. У детей образуется представление о движении, необходимом для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы нужно предложить детям припомнить, как надо действовать рукой, вызвать для показа движения одного-двух детей к доске, комментируя и уточняя их действия.

Такой путь обучения формообразующим движениям позволяет прибегать к прямому показу способа изображения только в том случае, когда данная форма встречается детям впервые. Во всех остальных случаях нужно опираться на опыт детей, активизировать его. Бывает, что некоторые малыши и после обследования и показа способа изображения не решаются приступить к выполнению задания. В этом случае необходим индивидуальный подход, который может выразиться в подбадривании, напоминании последовательности действия, а иногда и дополнительном обследовании или показе способа изображения.

Воспитатель организует восприятие цвета предметов в процессе наблюдений и в специальных дидактических играх. Называя тот или иной цвет, он предлагает детям повторить это название, найти такие же по цвету предметы, назвать цвета в их одежде и т. п.

Если воспитатель планирует предложить детям изображение деревьев, цветов, травы, животных, он организует целенаправленное наблюдение на прогулке. Чтобы привлечь к ним внимание малышей, заинтересовать их, воспитатель может использовать загадки. Например:

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках — иголки.

Если сердится — ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

или прочитать стихотворение. Например:

Желтый сарафанчик; Подрастет — нарядится

В беленькое платьице.

Художественное слово может использоваться педагогом и в процессе занятия, и при просмотре детских работ.

Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель показывает им картинки. При этом нельзя ограничиться рассматриванием тех 5—6 предметов, которые дети сами изображают; целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Это позволит постепенно обогащать содержание детских работ. Ведь в течение года дети усвоили разнообразные навыки и умения, формообразующие движения, которые дают им возможность самостоятельно в элементарном виде передавать в рисунке разнообразные предметы. Всякое проявление самостоятельности необходимо поощрять, привлекая внимание всех детей к новым интересным изображениям.

Помимо обучения детей приемам изображения простейших форм, воспитатель осуществляет и другую задачу — содействие выражению в рисунке сюжетно-игрового замысла.

Методика этих занятий имеет некоторые особенности. Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, необходимо создавать определенную игровую ситуацию.

Использование с этой целью элементов игры-драматизации вызывает эмоциональный отклик у детей, создает условия для возникновения в рисунке, лепке живого образа. Воспитателю важно уметь войти в образ, непосредственно, живо вести с детьми разговор, беседу, учитывая появляющиеся детские замыслы.

Например, на занятие к детям приходит какой-либо персонаж игры — зайчик, куколка — и просит нарисовать для них красивые картинки, товарищей и т. п.

Живой интерес к цели, результату, преподнесенному в игровой форме, способствует лучшему выражению того или иного содержания. Выбор интересующего детей цвета краски, карандаша также будет способствовать выражению их мыслей, чувств, хотя он чаще всего бывает непроизвольным.

То, что дети не могут изобразить в рисунке, они выражают словами, дополняя события, действия. Подобные высказывания детей следует поощрять, следя, однако, за тем, чтобы они не заменяли процесс изображения.

Руководя развитием сюжетно-игрового замысла в рисунке, воспитатель мобилизует личный опыт ребенка, организует отдельные наблюдения предметов, явлений окружающей действительности, вспоминает прочитанные сказки, стихотворения, песенки и музыкальные игры, исполняемые на музыкальных занятиях, просмотренные диафильмы. В некоторых случаях показывает приемы изображения, предлагая воспроизвести их на листе.

На занятиях рисованием воспитатель обучает детей приемам работы карандашами, красками, кистью (иногда можно дать и фломастеры).

Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами, необходимо чаще предлагать детям самим показывать, как надо держать карандаш, кисть.

С целью отработки того или иного движения организуется репродуктивная деятельность детей. Полезно предложить детям несколько раз произвести движение в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать и для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия. Воспитатель, объясняя задание, говорит: «Покажите, как вы будете рисовать линии сверху вниз, чтобы получились «ленточки». Или: «Как вы будете прикладывать кисть к бумаге, чтобы получились листочки?»

В отдельных случаях показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинестетически (рукой). Слова воспитателя, сопровождающие такой показ, помогают осознанно воспринимать способ действия.

В некоторых случаях целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий ребенка материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что ей можно подарить (нарисовать). Возьмите карандаши или краски, кто какие хочет, и нарисуйте что-нибудь красивое в подарок кукле».

По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекается к тому, как они все вместе нарисовали. «Получилось много шариков, солнышек». Важно вместе с ребятами порадоваться, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей. Поощрительные отзывы воспитателя будут закреплять положительное отношение детей к деятельности. Постепенно следует активизировать малышей, предлагая назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изобразил ребенок в своем рисунке.

Начиная со второй половины года воспитатель может обращать внимание всех на хорошо переданную в тех или иных рисунках (не называя авторов) форму, цвет, на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умственное развитие и воспитание представляет собой количественные и качественные изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Познание (ФКЦМ) с использованием приема нетрадиционного рисования во второй младшей группе «Мы рады летне.

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства.

Цель: закрепить умение рисовать пальцем.Задачи: 1 Развивать художественно — творческие способности детей младшего дошкольного возраста.2.

Наглядные методы и приемы обучения рисованию детей дошкольного возраста.

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с ранн.

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом.

Источник

Читайте также:  Жуткие стили рисования названия
Оцените статью