Методика рисование по точкам образца

Методика «Рисование по точкам» или «Образец и правило»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Методика «Рисование по точкам» или «Образец и правило»

Методика направлена на выявление умения руковод­ствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлека­ющее влияние посторонних авторов. Результаты ее выпол­нения отражают также уровень развития наглядно-образ­ного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями.

На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:

«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй страни­це); их соединили так, что получился такой рисунок (про­веряющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от тре­угольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы по­лучился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки, вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?».

Образцы заданий к методике «Образец и правило»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точ­ки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольни­ками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете непра­вильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ас­систент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фи­гурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию меж­ду двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению за­дания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередное задачи, каждый ребе­нок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяс­нения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему мо­жет быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были со­единены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно обо­дрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить за­дачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.

В случае если нарушено правило и правильно воспро­изведен образец, ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.

В случае если не нарушено правило и правильно вос­произведен образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребенок про­вел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная мо­торными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем прово­дит между ними линию, выполнение задания также оце­нивается 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дро­жащая» линия и т. п.) не снижают оценки.

Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла).

Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы

Автор: Венгер А.Л.
Выходные данные: Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996
Рубрики: Дошкольники
Возраст: Дошкольный 5-7 лет
Проблема: готовность к обучению
Психологические характеристики: Познавательная сфера
Предмет диагностики: Исследование познавательной сферы ребенка

Исследование уровня ориентировки на заданную систему требований

Тест включает методическое руководство и стимульный материал, оформленный в виде специальной книжечке с шестью задачами. На каждом левом листе разворота изображен образец (геометрическая фигура с углами без округлостей). На правой стороне разворота размещено задание в виде «точек»: маленьких крестиков, кружочков, треугольников, — которые надо соединить линиями от угла к углу. Если ребенок действует по инструкции, не соединяя одинаковых точек, то он воспроизводит фигуру-образец. Среди точек задания просматриваются простые геометрические фигуры, в т.ч. похожие на образец, не имеющие отношения к заданию, так как их нельзя точно воспроизвести, не нарушив правила. Правильное решение только одно. Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением «точек».

Методическое руководство содержит подробное описание процедуры проведения и инструкции для ребенка и педагога-психолога.

Методические рекомендации: обследование проводится с группой детей. Желательно, чтобы количество человек в группе не превышало 15.

обследование проводят два человека, т.е. педагогу-психологу кто-то ассистирует. Детей рассаживают по одному. Книжечка содержит данные о ребенке: фамилию, имя, возраст, дата обследования. К следующему заданию ребенок переходит вместе со всеми по команде. Ассистент и психолог следят за тем, чтобы дети не перескакивали через страницу. При неправильно проведенной линии ребенок может пригласить психолога, чтобы тот стер ее.

В зависимости от задач исследования обсчет результатов может быть более простым — подсчет правильных решений, и более сложным — с учетом качества выполнения каждого задания.

Источник

Методика «Рисование по точкам»
материал

Для прведения мониторинга.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_risovanie_po_tochka.docx 28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Рисование по точкам».

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа. Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправильная трапеция, в задаче № 3 — ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 5 – четырехлучевая звезда:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня». (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: «Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, «треугольник» экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?» Получив ответ «нет», экспериментатор говорит: «Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его».

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 — любой четырехугольник, в задаче № 6 — любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 — луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т. е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т. е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 — от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 — от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т. е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка — число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

33-40 баллов (5-6 задач) — высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) — ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) — чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Источник

Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» (А. А. Венгер, 1981)

Методика предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. Данная методика отличается от методики Л. И. Цеханской тем, что в ней ребенок должен осуществлять заданное правило и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец, тогда как в методике Л.

А. Л. Венгер считает, что «последовательная ориентировка на систему требований возможна лишь при достаточно высоком уровне раз-, вития произвольности, планирования своих действий и контроля за их протеканием. Таким образом, показатель, выбранный для диагностирования, является комплексным» (1981, с. 49).

Методика может применяться для шестилетних, семилетних и восьмилетних ребят. Обследование проводится с группой детей. Желательно, чтобы количество человек в группе не превышало 15.

Ребенку предлагается 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки. В задачах слева на листе нарисована

какая-то фигура-образец, а справа от нее нанесены своеобразные

«точки», представляющие собой крестики, кружочки и треугольники. Следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»), ребенок должен, соединяя эти «точки» карандашом, воспроизвести фигуру-образец. Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением «точек». Образцами в задачах № 1 и № 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 — неправиль-ная трапеция, в задаче № 3 — ромб, в задаче № 4 — квадрат и в задаче № 6 — четырехлучевая звезда.

Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен ориентироваться одновременно на две системы отношений между «точками»: с одной стороны, на пространственные отношения (определяемые об-разцом), с другой стороны — на отношения, определяемые правилом соединения «точек». Между «точками» существуют также некоторые отношения, неадекватные поставленной задаче, но соответствующие устойчивым перцептивным гештальтам: отдельные группы «точек» образуют простые геометрические фигуры, часто симметричные.

Каждая задача имеет единственное решение: точно воспроизвести образец, не нарушая при этом правила, можно только одним способом.

Обследование проводят два человека (экспериментатор и ассистент) следующим образом.

Детей рассаживают за столы по-одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданиями. На первом чистом листе записывают данные об испытуемом (фамилия, имя, возраст, дата обследования и, если нужно, другие данные) Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и, показывая лист с задачей № 1, дает инструкцию.

Инструкция: «Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите, у вас все нарисовано так же, как у меня (если кто-либо из детей открыл не ту страницу, то его необходимо поправить). Видите, здесь были точки (слова сопровождаются указанием на вершины треугольника-образца), которые соединили линиями так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова “вершина”, “стороны”, “треугольник” экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие, так называемые “точки” (следует указание на “точки”, изображенные справа от образца). Вы должны будете сами соединить эти “точки” линиями так, чтобы получился точно такой же рисунок.

Но прежде чем вы начнете работать, давайте рассмотрим эти “точки”. Они одинаковые или нет? (Получив отрицательный ответ, экспериментатор продолжает.) Правильно, они разные. Тут есть крестики, кружки, треугольники. Вы должны запомнить правило: одинаковые “точки” со-единять нельзя. Нельзя проводить линию от крестика к другому крес-тику, или от кружка к другому кружку, или от треугольника к другому треугольнику. Линию можно проводить только между разными “точками”. Теперь, когда вы знаете, как можно соединять “точки”, соедините их

линиями так, чтобы получился точно такой же рисунок, как этот (следует указание на фигуру-образец). Имейте в виду, что здесь есть лишние точки, их соединять не надо. Если вы проведете линию неправильно, скажите мне — я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда выполните это задание, переверните лист. Там вы увидите другие “точки” и другой рисунок — вы должны будете нарисовать его».

По окончании инструктирования детям раздают простые карандаши. Экспериментатор и ассистент по ходу выполнения задания стирают по просьбе детей неверно проведенные линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряют детей, если это требуется.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл, полученный за все шесть задач, причем чем хуже качество выполне-ния задания, тем меньше суммарный балл.

В ряде случаев оказывается достаточной более грубая и простая! оценка — число правильно решенных задач.

Источник

Читайте также:  Рисование тарелочка с узорами
Оцените статью