Методика работы над рисованием натюрморта
Этапы работы над натюрмортом. Графика.
Процесс рисования учебного натюрморта складывается из нескольких задач:
1. Композиционное размещение изображения всей группы предметов в плоскости листа;
2.Конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;
3. Правильное построение перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предметами;
6. Тональное и композиционное единство изображения.
В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Установление основных пропорций величин. Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходим к работе над более мелкими деталями. На третьем этапе уделяется внимание правильному построению предметов по законам перспективы. Четвертый этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание. Пятый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, выявление светотеневых оттенков. Шестой этап должен быть направлен на установление целостности изображения.
Этапы работы над натюрмортом. Живопись.
Первые натюрморты рекомендуется подбирать из предметов с контрастными цветовыми и тональными отношениями, так как это облегчит тональное решение этюда и передачу характерных особенностей натуры. В качестве первых натюрмортов рекомендуются несложные постановки. Так, можно взять глиняный кувшин, белое полотенце и яблоко. Здесь требуется определить цвета предметов путем сравнения их по цвету и тону, учитывая изменения окраски каждого из них под влиянием соседних. В последующие натюрморты можно включить горшок, деревянную ложку, кочан капусты. Здесь необходимо определить характер форм, особенности материалов, различие фактур. Затем рекомендуется сделать постановку из предметов, «сближенных» по цвету. Все предметы могут быть подобраны, например, в теплых тонах, но с различными градациями. Сложность данной задачи будет заключаться в том, чтобы, не теряя общего колорита, по-разному трактовать отдельные предметы.
В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции, выявлению пропорций, конструктивного строения, характера предметов.
На первом этапе намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического построения.
На следующей стадии работы наносят тона и тени, связывая их с проделанной первой подготовкой. Здесь же надо определить, чем отличаются освещенные места предметов от затемненных участков, холодные и теплые тона.
В живописи работу ведут отношениями. Это значит, что, прокрывая какой-либо предмет, необходимо одновременно учитывать цвета соседних с ним предметов. Так, например, оранжевый апельсин на желтой драпировке будет казаться менее ярким, менее насыщенным по цвету, чем тот же апельсин, положенный на голубую драпировку, так как оранжевый и голубой цвета контрастны и, находясь рядом, взаимно обогащаются, кажутся более звучными. Нельзя писать предметы обособленно, т. е. доводить проработку одного из них до определенной законченности, оставляя в то же время незаписанным фон или соседние предметы.
Особого внимания требует живопись первого плана натюрморта. Первый план надо четко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещенность, чтобы он служил активным вводом в композицию. Внимание должно быть обращено также на явление воздушной перспективы.
Содержание программы и методики обучения изображению пейзажа с натуры, по памяти, по представлению. Формирование знаний, умений, навыков изобразительной деятельности и развитие способностей. На примере программ под ред. В.С. Кузина, Б.М. Неменского).
Пейзаж— жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В пейзаже воспроизводится реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т. п. Часто служит фоном в живописных, графических, скульптурных, произведениях других жанров.
Городской пейзажБольшинство итальянских художников-пейзажистов работали в жанре ведуты — городского архитектурного пейзажа.
Сельский пейзаж.изображаются сельские или деревенские мотивы.Существует с момента зарождения пейзажа, как жанра.
Морской пейзаж объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 вРечной пейзаж– главный объект изображения – река. Могут присутствовать лес, горы и другие объекты природы, характерные для пейзажа.
Архитектурный пейзаж— один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Большую роль в архитектурном пейзаже играет линейная и воздушная перспектива, связывающая природу и архитектуру. Индустриальный пейзаж— главным является изображение объектов индустриальной сферы, а именно: заводов, фабрик, цехов, железнодорожных развязок, и т.д.Эпический пейзаж— художник стремится передать бескрайность изображаемой природы, её величественность. Омские художники: Либеров, Белов.
Источник
Глава 2. Методика обучения рисованию натюрморта
Живописными материалами
Методика работы над живописным изображением
Натюрморта
В основу изучения рисунка и живописи натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Ребят нужно подготавливать к сложным натюрмортам. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность дошкольников в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.
К.Д. Ушинский обращал внимание учителей на свойство детской натуры чутко воспринимать зрительные образы, указывал на обучающее и воспитательное значение рисунков и иллюстраций: «Наглядность обучения получает сильного помощника в рисовании, если только наставник сумеет им воспользоваться».
Кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе уроков, предусматривает также беседы об искусстве. Рассказы, о выдающихся натюрмортах и их показ (репродукции, диафильмы) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. В V-VI классах при проведении бесед следует обращаться к знаниям школьников, усвоенным ими на уроках истории, литературы, и других предметов.
Успех самостоятельной работы над натюрмортом в большей степени зависит от композиционного размещения предметов. Умения сделать постановку, то есть скомпоновать группу предметов в натюрморт, является необходимым требованием для учителя рисования. Ставя натюрморт, надо найти композиционное равновесие различных форм и распределение цветовых пятен. Но недостаточно только выбрать предметы. Их следует расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом, чтобы глаз улавливал разнообразие форм и в то же время мог воспринимать их как единое целое. Не следует подбирать предметы, одинаковые по характеру форм и по величине, или расставить их в один ряд. Несколько различных по форме предметов можно скомпоновать в группу, в которой другие предметы будут находиться на некотором расстоянии.
Для первых натюрмортов рекомендуется выбирать несложные по формам предметы, имеющие легко различимую окраску (оранжевый апельсин, желтый лимон, синяя или зеленая эмалированная кружка и т. д.) Надо подбирать предметы, гармоничные по цветовым сочетаниям. Уже в первых натюрмортных постановках следует находить живописные решения с соблюдением требований рисунка. Учебная работа над натюрмортом с самых первых занятий обязывает передавать трехмерность формы и пространственное положение ее. Нельзя ставить рядом предметы, несоединимые в жизни. Тематические натюрморты следует составлять из предметов, характеризующих какую-либо область труда, быта. Отбирать и устанавливать предметы для натюрморта надо не случайно, а руководствуясь определенными последовательными задачами. Можно подобрать предметы с яркой окраской или составить натюрморт с задачей передать сближенные и блеклые цветовые сочетания, а также соединять предметы и фоны из теплых или холодных тонов. Интересно сопоставить несколько предметов, имеющих разные оттенки одного цвета. Нельзя объединять случайные по сочетаниям окраски предметы, когда в натюрморте окажутся все цвета спектра (зеленый кувшин, желтый лимон, красный помидор, синий чайник и т. д.)
Итак, над составлением натюрморта приходится поработать иной раз не меньше, чем над его исполнением. Это творческая работа и работая над ней можно многому научиться. Натюрморт нужно задумать, как задумывают любую композицию, нужно, чтобы между вещами была связь, чтобы безмолвные вещи заговорили.
Методика работы над живописным изображением
Натюрморта
Если мы хоть немножко умеем рисовать карандашом, то нередко возникает желание изобразить что-нибудь в цвете. И натюрморт гуашью — самый лучший вариант, чтобы сделать первый шаг в этом направлении. Для работы нам понадобится лист картона или бумаги, закреплённой на жёсткой основе, набор гуашевых красок и несколько разных кисточек, щетинных или колонковых. Разбавляется гуашь водой, которую следует набрать в небольшую баночку.
Натюрморт гуашью начинается с правильной постановки предметов, которые мы намерены изобразить. Предметы натюрморта следует расположить на плоскости с максимальной выразительностью. Не следует увлекаться их количеством, лучше выбрать минимум контрастных по форме и цвету предметов. Закончив с расстановкой предметов, начинаем изображать натюрморт гуашью.
При некотором навыке рисования можно обойтись без предварительного карандашного рисунка. Его успешно заменяет жидко разведённая гуашь и тонкая колонковая кисточка. После построения контуров и конструктивных основ всех предметов начинаем моделирование их формы тоновыми и цветовыми отношениями.
Силу тона и цвета гуашевых красок подбираем предварительно на отдельном листке бумаги, на палитре. И только добившись верного тона, наносим его в должное место натюрморта. Прописывать предметы начинаем с самых тёмных мест композиции, постепенно приближаясь к наиболее освещённым. Работая над натюрмортом, не забываем о балансе холодных и тёплых тонов, которые обычно чередуются. А также принимаем во внимание то обстоятельство, что при естественном дневном свете освещённые части предметов выполняются в холодной гамме, а в тенях преобладают тёплые оттенки. Выполняя натюрморт гуашью, следует понимать, как работают материалы, применяемые в живописи. Основное свойство гуашевых красок заключается в том, что их яркость уменьшается в процессе их высыхания. Это свойство следует учитывать. Но правильные навыки нарабатываются постепенно.
Анализ натюрморта. Необходимо развивать целостность видения, которая заключается в том, что разглядывать (писать) каждый предмет по отдельности неверно, необходимо приучить себя видеть всю постановку в целом, не выпуская из поля зрения ни фон, ни предметы (объекты). Для правильной передачи цветовых отношений в натюрморте необходимо определить локальный (натуральный) цвет каждого предмета и изменение этого цвета на свету и в тени. Каждый цвет важен не сам по себе, а только в связи с другими, в том числе и с фоном. Живопись – это процесс сравнительного анализа предметов, процесс работы отношениями.
Композиционное построение. В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции этюда, выявляются пропорции, характер предметов. Увидеть интересный композиционный мотив не так просто. Помочь в этом может «рамка-видоискатель», которая изготавливается из небольшого листа бумаги. В ней вырезается окошечко прямоугольной или квадратной формы. С помощью «рамки-видоискателя» можно будет легко изменять формат, увеличивать или уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Особое внимание нужно обращать на передний план. Его надо четко строить в пластичном отношении, впоследствии – лепить форму цветом. Работая над этюдом, необходимо помнить закон «от общего к частному и от частного к общему».
Выявление цвето-тональных отношений. В подмалевке (первой прописке) намечаются тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического решения этюда. Например, фон, драпировка на столе, керамический сосуд, яблоко. В цветовом решении фона, стола, драпировки сразу передаются различия по тону, цвету, тепло-холодности.
Намечается широкий свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов.
Работа с фоном. Прописка фона, драпировок выполняется широкими заливками (акварель) или мазками (гуашь) с мягкими переходами одного цвета и тона в другой.
Моделирование формы цветом. На следующей стадии найденные отношения уточняются, моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая прописка предмета и «выдвигает» его вперед. В тени же все прописывается обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета. Предмет как бы отступает вглубь. Нельзя предметы писать обособленно (мазок на кувшин, а другой в отношениях на плоскость стола, фон и т.д.).
Обобщение формы. Еще раз сравнить предметы между собой, обращая внимание на цветовой тон каждого предмета, его согласованность со средой.
Все работы по живописи должны выполняться непосредственно с натуры, самостоятельно. Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Методика обучения рисованию натюрморта
Читайте также:
|