Методика обучения рисованию для начинающих

Как начать рисовать с нуля — краткое руководство из 6-ти упражнений

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать красивые иллюстрации или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще 5 упражнений для рисования карандашом.

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на рисунки вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

Композиция – отличный инструмент для того, чтобы выразить «послание», которое хотите передать в вашей работе.

Чтобы понять, с чего начать учиться рисовать композицию, мы должны иметь в виду, что наше восприятие формируется ежедневными переживаниями и эмоциями. Например, горизонтальные линии и вертикальные линии кажутся нам более «стабильными», чем диагональные, которые могут «упасть» в любую секунду. И когда мы видим большую темную форму на дне предмета, мы предполагаем, что он тяжелый (как и Bold шрифты смотрятся массивнее).

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

Источник

Методы и приёмы обучения рисованию

Эльвера Батырова
Методы и приёмы обучения рисованию

Консультация на тему:

Методы и приёмы обучения рисованию

Прохождение материала Методы и приёмы обучения

Группа раннего развития. В первом полугодии дети учатся, координируя движения руки, целенаправленно рисовать линии в виде дуг, линии спиралевидного характера.

Во втором полугодии дети учатся простейшим изображению, намечая определённые дидактические задания, учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета Показ – как следует пользоваться карандашами, красками

Пассивные движения- ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью педагога

Чтение стихотворений потешек, песенок на занятиях важнейший методический приём- повышает положительное, эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом

Младшая группа. В первом квартале дети должны усвоить изображения предметов, используя умение рисовать прямые и округлые линии.

Во втором квартале, закрепляя навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетаний линий (деревья, ёлочки, клетчатый платок)

В третьем квартале начинается обучение новому формообразующему движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.

В четвёртом квартале дети рисуют предметы знакомой формы, в основном проводятся занятия рисованием по замыслу. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется

информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием

действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой,

играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое

обследование предмета создает более полное представление о нем.

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Средняя группа. В первом квартале дети закрепляют знания полученные ранее, и учатся рисовать предметы овальной формы и круглой формы,а так же различать их.

Во втором квартале дети учатся различать и рисовать формы круглые, овальные, треугольные, прямоугольные. Развивают эстетическое восприятие и вкус.

В третьем квартале вводятся занятия декоративным рисованием. Изучаются элементы узора.

В четвёртом квартале новый материал не предусмотрен закрепляются ранее усвоенные знания и их свободное применение. В средней группе для лучшего воспроизведения образа используется метод наглядности,могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях,где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д

Старшая группа. В первом квартале дети закрепляют знания, умения и навыки полученные ранее. Далее в старшей группе дети рисуют человека

Во втором квартале вводятся коллективные работы

В третьем квартале наряду с изображением предметов дети учатся рисовать животных, совершенствуется изображение человеческой фигуры.

В четвёртом квартале дети учатся самостоятельно отражать впечатления получаемые из окружающей среды Метод показа ребёнку, как нужно рисовать, используется широко,но лишь применительно к техническим задачам: как штриховать, как закрашивать, как держать кисть и руку и т. д.

Подготовительная группа. В первом квартале предусматриваются как новые знания и умения,так и закрепление ранее усвоенных. Так же применяются занятия по замыслу детей, иллюстрирование сказок.

Во втором квартале применяется декоративное рисование, оно строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, и вылепленных из глины.

В третьем квартале решаются задачи эстетического характера, развивает у детей чувство цвета и композиции, учит выразительно передавать сюжет, образы. Наглядный метод -обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.

Методы и приёмы обучения рисованию во всех возрастных группах.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Наиболее доступным видом изодеятельности для детей этого возраста является рисование. Важно вызвать интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами. Следует обращать внимание детей на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, кистью, фломастером, проводить по нанесенным на бумагу линиям пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая вопросы типа «А где у рыбки хвостик?». Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение известными ему деталями. Необходимо побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, что приведет к осознанному созданию изображению. По мере овладения рисованием карандашами можно давать детям краски и кисть.

Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулке, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообразно рисовать палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой. Рисование должно быть свободным, т. е. не следует торопиться с обучением детей изображению предметов определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспитатель. Это сужает тематику изображений, которые может создать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получат возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее. Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность свободно отражать в рисунке то,что захотят: содержание рисунков становится более разнообразным, интересным. Дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, заяц и др., которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы, как правило, не получается.

Для успешного овладения рисованиемважно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое, цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого их количества, однако сам воспитатель должен их называть. Это даст возможность детям узнавать и запоминать больше цветов.

Одна из главных задач воспитателя – учить детей правильно держать карандаш, кисть,фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами.Для ребенка это задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться все правильно, чтобы получилось красиво.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

У детей этого возраста необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.

Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении). В процессе восприятия предметов воспитатель побуждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треугольная, цвет; учит различать и называть не менее пяти-шести цветов. В результате у детей возникает желание выбрать предмет определенной формы, цвета и т. д. следует поощрять дополнение созданного изображения рассказом, стремление услышать оценку своего труда взрослым, проявление интереса к рисункам других детей.

В этом возрасте под руководством воспитателя дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки, состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка, а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого нужно учить детей формообразующим движениям в рисовании, для чего очень важно включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать предмет или все его части, имеющие одинаковую форму. Так детей подводят к овладению обобщенными способами изображения.

Детей этого возраста учат рисовать предметы, имеющие одну часть (с них начинают) или несколько частей. Предметы, предлагаемые детям для изображения, могут быть разными. Их может предъявлять воспитатель, дети могут выбирать их сами по своему желанию. Это увеличивает их интерес, желание заняться рисованием. Усиливают интерес к рисованию включение сказочных образов (колобок, репка, создание игровых побудительных мотивов. На занятиях следует побуждать детей к созданию нескольких изображений, чтобы легче запоминать способы рисования и затем действовать свободнее и увереннее.

В результате многократного изображения одних и тех же и разных предметов рука малыша становится все более умелой, уверенной и свободной, что позволяет ему создавать более сложные изображения.

Успешное овладение изодеятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок).

Детей четвертого года жизни необходимо учить правильно сидеть, т. е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение, не затруднялось дыхание, не стеснялись движения,правильно держать карандаш и кисть: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу.

В процессе занятия рисованием деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, загадками, музыкой. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Внимание детей обязательно надо обращать на выразительные средства.

У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме, называть форму, цвет (и его оттенки, величину (как предмета в целом, так и частей). На одном занятии целесообразно предлагать рисовать не один, а несколько предметов одинаковой формы. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют их величину и положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества. Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами. Для этого можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком стоят такие задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво,ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении – сверху вниз, слева направо или по косой.

Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т. д.). Можно предлагать им рисовать то, что они сами захотят (по замыслу).При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу – полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа – лесная полянка, море, снежное поле и т. д.

Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату.

Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, а увеличить нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок).

Изобразительная деятельность детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться интерес к этой деятельности. Сенсорный опыт ребенка обогащается, развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия. Детей уже можно обучать передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение частей по величине относительно друг друга. Учиться этому необходимо для того, чтобы научиться изображать персонажей и сюжеты сказок, картины природы, разнообразные строения, животных и др. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости, могут менять положение. Взрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве. Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги,на котором они создают рисунок должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий, лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину, то лист следует расположить по горизонтали. Только так рисунок будет выглядеть красиво. Располагая изображение на листе,дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа, однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, их необходимо знакомить с разными приемами рисования, разными изобразительными материалами. Дети старшей группы при создании изображений используют приобретенные ранее различные умения рисовать кистью: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, мазки – прикладыванием кисти всем ворсом. Такие приемы можно применять как в предметном, так и декоративном рисовании. У детей важно вырабатывать такие качества рисовальных движений, как слитность (непрерывное движение при рисовании линий, тогда они получаются плавными, ритмичность (равномерное движение при рисовании одинаковых элементов узора, при закрашивании изображений и т. д.).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Дети седьмого года жизни на занятиях по рисованию изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные композиции. При обучении передачи сюжета воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу (что ближе, что дальше, загораживание одного предмета другим, соотношение предметов по величине, цвету и т. д.

В подготовительной к школе группе обучение детей техническим и изобразительным навыкам и умениям, от которых зависит качество изобразительных образов, а также положительное эмоциональное отношение к рисованию сохраняют свою важность. У детей закрепляют усвоенные ранее способы изображения, продолжают формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учат плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, учат осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.

Воспитатель учит детей замечать красоту созданного изображения, т. е. форму, плавность, слитность, тонкость, изящность линий, ритмичность расположения линии и пятен, равномерность закрашивания рисунка, плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и правильной регуляции нажима на карандаш.

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Формы, методы и средства организации обучения Формы организации обучения в ДОУ: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность — один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.

Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.

Методы и приёмы ТРИЗ для совершенствования речи детей «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для педагогов «Методы обучения дошкольников» Тема: Методы обучения дошкольников. План. 1. Сущность понятий метод, приём. Классификация методов и приёмов обучения. 2. Выбор методов обучения.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.

Источник

Читайте также:  Рисование кружки мастер класс
Оцените статью