Методика обучения нетрадиционному рисованию

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования
учебно-методический материал по рисованию по теме

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования

Скачать:

Вложение Размер
1_seminar.docx 18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы нетрадиционной техники рисования.

Подготовила воспитатель Петракова Ю.П.

  1. «Игры упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников» /ТРИЗ/ (В.Н. Лукьяненко, Н.И. Титаренко).
  2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Р.Г. Казакова).
  3. «Самоучитель по рисованию гуашью», «Самоучитель по рисованию акварелью» (О. Шматова).
  4. «Рисование нетрадиционными способами» ж. «Д./восп.» №2 2004 г., стр. 48.
  5. «Пусть одуванчик рисует себя сам», журнал «Д./восп.» №6 2002 г. Стр. 62.
  6. «Красоту природы поможет возродить граттаж» ж. «Д./восп.» №8, 2002 г., стр. 48.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Какие методы нетрадиционного рисования известны: кляксография, рисование пальцами, ладошкой, кулачками, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, рисование губкой, свечей, мылом, сухой кистью, пластилином и многие другие. Некоторые из этих способов используются в нашем детском саду, с некоторыми познакомимся сейчас.

Этот способ можно предлагать детям же в младшей группе при использовании метода сотворчества. Дети дополняют предложенный воспитателем сюжет, рисуют: дождь, снег, почки на деревьях, бусы, елочные игрушки, салют (каждый палец – разная краска) и т.д.

  1. Рисование ладонью (кулачком)

На ладонь (кулачок) наносится краска, ребенок отпечатывает на листе, а затем дорисовывает изображение.

Капнуть краску на лист, наклонить его в разные стороны, затем ребенок дорисовывает, можно дополнить рисунок по сюжету.

  1. Рисование свечей или мылом

На чистом листе бумаги рисуется предмет (свечей или мылом), затем наносится фон, дополнительные детали по сюжету.

  1. Рисование канцелярским клеем

Клеем наносится изображение предмета, сюжета, дается время для подсыхания, затем наносится краска.

  1. Монотопия
  1. Способ. Нанести на половине листа пятно краски, затем сложить лист пополам, развернуть и дорисовать полученное изображение.
  2. Способ . Рисуется предмет на половине листа, сгибается лист пополам, плотно прижимаются его половинки, разворачиваются. При помощи такого приема легко объяснить детям законы симметрии.
  3. Способ . На стекло (зеркало) наносится гуашь разных цветов бесформенно, накладывается лист, прижимается и с оного края снимается. Полученное изображение дорисовывается, и, в зависимости, с какого края снимается лист, изображение меняется.

На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается «радужное примакивание».

Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, мелкие – меленькой.

Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.

Соль наносится на рисунок после окончательного высыхания краски, соль стряхнуть с рисунка. Оставшуюся соль можно удалить пальцем или сухой тряпочкой. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, медуз, бабочек, снег, птичек.

Лучше использовать соль разного помола.

Помните: пятнышки, оставшиеся на месте соленых крупинок, заметнее на темном фоне. После удаления соли, нарисовать недостающие детали рисунка.

  1. Рисование мыльными пузырями

Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды. Все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена, дорисовать детали – и рисунок готов.

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.

Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно.

Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный).

Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

  1. Рисование штампами: губкой, мятой бумагой, крышками, листиками, ластик, пучок соломы и т.д.

Краска должна быть густой. Фон для работы лучше выполнять в техниках по сырому или заливка.

Краску брать лучше с палитры. На ней удобно смешивать цвета. Штампы, измазанные двумя красками, оставляют двухцветные оттиски.

  1. Заливка (фон). Плавный переход цветов, позволяющий изображать небо, воду, горы, делают картины особенно зрелящими (гуашью рисуют на картоне, акварелью на альбомном листе).

— Хорошо лист бумаги прикрепить скотчем к планшету;

— Краска по густоте напоминает жидкую сметану;

— Краски 2 света смешать на палитре. Они должны быть разные (чем сильнее они отличаются, тем ярче эффект);

— Полученные цвета нанести на картон двумя широкими полосами. Одна полоса закрашивает картон сверху, другая снизу.

Полосы должны закрыть всю поверхность бумаги (картона), не оставляя свободных участков. Закрашивать нужно быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

— Берем кисть со светлой краской и, начиная с самого дальнего края (от кромки листа), размазываем светлую полосу, с заходом на более темную. Тем самым стирается граница.

— Дойдя до конца заливки, все движения повторить в обратном направлении. Кисть не моется, при необходимости – намочить.

— Предыдущие действия повторяются еще несколько раз, пока в заливке не исчезнут полоски.

— Пока заливка мокрая, наносится дополнительные детали (холмы, горы…).

  1. Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на рисунке.

Получается набрызгивание путем смачивания в краске кисти из жесткой щетины или зубной щетки и стряхивание с нее краски на рисунок (лучший результат с использования трафарета, скотча…).

Лист сложить пополам. На одной стороне листа ребенок быстро рисует пейзаж, на другой стороне получается его отражение в озере, реке. Рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

  1. – Метод мозаики (предметная, сюжетная).

Лучше дать детям шаблон. Дети делят рисунок и пространство вокруг него на маленькие кусочки. Каждый кусочек раскрасить разным цветом.

— Лоскутная мозаика: каждый кусочек украсить разными элементами (веточками, горошком, геометрическими фигурами). Каждый кусочек мозаики обвести черным маркером или фломастером.

Рисовать можно акварелью и гуашью (1 – рисунок прозрачный, 2 – нет).

  1. Метод: пастель. Рисовать на листе цветными мелками (можно использовать принцип мозаики).
  1. Граттаж. Цветной картон или плотная бумага, предварительно окрашенная акварелью. Натереть лист бумаги (с фоном) так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания, палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисование недостающих деталей гуашью.

Существует множество других методов и приемов традиционного рисования. Рисовать можно везде и чем угодно.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками.

Источник

Нетрадиционные техники рисования

✆ с 8:30 до 20:00 ч.

Заказать обратный звонок?

* Нажимая кнопку «Заказать» Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с установленными правилами, ознакомитесь с ними внизу страницы.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.

2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

4. Отпечатки «листики»

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Рисование руками

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Рисование смятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования «волшебных» картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то . дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Монотипия

Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования «кляксография» (выдувание трубочкой) — это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть . до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Ниткография

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Рисование ватными палочками

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point — точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Граттыж «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.

Фроттаж

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.

Пластелинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.

Автор: Попко Мария Степановна

Педагог по изобразительной деятельности детского сада «Лучик» на Остоженке

Ленты новостей
образовательного центра «Лучик»

Новости
школы

2021.04.23

Новости детского сада
на Соколе

2021.04.20

Новости детского сада
на Остоженке

2021.04.16

Хотите узнать о нас больше

СМИ о Нас

Партнеры

Статьи

Сертификаты

Наша
история

Благотворительный
марафон

Запись на встречу с менеджером

* Используя формы обратной связи, нажимая кнопку «Отправить» или «Заказать», Вы подтверждаете своё согласие:
— на использование в качестве каналов передачи информации, содержащейся в обращении, открытых каналов связи сети Интернет;
— на обработку моих персональных данных в соответствии с федеральным законом РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Положением о работе с персональными данными пользователей сайтов.

Источник

Читайте также:  Художественный материал для рисования животных
Оцените статью