- Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста. статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, советы и рекомендации, предлагаемые ее авторами могут быть использованы родителями, воспитывающими детей дома или дополнительно занимающимися с ними рисованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_risovaniyu_vmeste_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста.
Чтобы научить ребенка рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш и кисть – важно показать, как с их помощью можно изобразить самые разнообразные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание занимает активную роль. Наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои изобразительные навыки. Вместе с тем рисунки воспитателя, которые он подарит детям, помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними.
В младших группах прежде, чем начать рисовать, посоветуйтесь (со всеми детьми или с одним конкретным ребенком, для которого будете рисовать), вместе выберете тему рисунка, а рисуя, каждое свое действие сопровождайте объяснением, чаще обращайтесь к детям с вопросами, показывая, что вы нуждаетесь в их поддержке. В процессе рисования можно использовать прием, когда воспитатель рисует, а ребенок проговаривает, что необходимо дорисовать еще. Этот прием позволяет детям участвовать в процессе рисования на правах партнеров, уточняет их представление об объекте, позволяет налаживать общение, сохранять положительный настрой, вызывает желание самим действовать с изобразительным материалом.
Опыт свидетельствует: мальчики чаще всего просят нарисовать машину, девочки – принцессу, зайца, кошку и т.п. В подобном тематическом однообразии таится опасность формирования графических стереотипов. Чтобы избежать этого, желательно уточнить: какую именно машину нужно изобразить (автобус, самосвал, трактор, трамвай и т.п.). В какой позе, одежде, настроении – человека или животное и т.п.
Рисунок, сделанный по просьбе ребенка, отдается в полное его распоряжение. Это дает ему возможность рассматривать его и любоваться им, а также вызывает потребность обращаться к взрослому, говорить с ним о любимом образе.
Хорошо, если вы будете рисовать не только на листе бумаги за столом, но и мелом на доске, палочкой на влажной земле, на песке или на снегу и т.д. желательно, чтобы вы использовали самые разнообразные изобразительные материалы, что поможет детям увидеть особенности работы с ними.
Что нужно для рисования
Существует мнение: чем меньше ребенок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разнообразных материалов: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краску и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, лепит, пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты».
Что можно предложить маленькому художнику? Прежде всего ему нужна бумага : оберточная, чертежная, рисовальная, можно использовать обои. Очень важно правильно выбрать бумагу: карандашами, тушью, гуашью лучше рисовать на специальной чертежной или рисовальной бумаге (рисунок, сделанный на ней, прозрачный потому, что через штрихи и краску просвечивает ее поверхность). Мелом, углем, пастелью, сангиной, т.е. сыпучими материалами, лучше рисовать на обойной и оберточной бумаге (ее ворсинки задерживают частицы этих материалов, не дают им осыпаться).
Можно рисовать и на тонкой глянцевой бумаге: поверхность у нее гладкая, скользкая, как будто покрытая корочкой льда, карандаш, краски и мел плохо ложатся на нее, скользят, а вот фломастер и тушь «любят» эту бумагу.
Чаще всего дети рисуют карандашами . Чтобы карандаш стал послушным ребенку, нужно научить его правильно держать, смело проводить линии концом грифеля и его боковой стороной. Цветные карандаши можно «смешивать» прямо на бумаге, для чего поверх одного цвета накладываются штрихи другого. Разрешите ребенку экспериментировать, пусть смешивает цвета и любуется их сочетанием.
Уголь детям почти не знаком. Рисунок углем хорошо смотрится, как на бумаге, так и на ткани, которую предварительно натягивают на деревянную раму или картон. Уголь хорошо сочетается с мелом и сангиной.
Мел редко используется в детском саду, а ведь им можно рисовать на доске в группе, на асфальте. На доске мелом можно делать линии, штриховку и тушевку. Цветная меловая пыль легко смешивается, и рисунки получаются яркими и живописными. При работе с мелом нужно иметь две тряпки: сухую и слегка увлажненную. Сухой убирают ошибки и делают растушевку, растирая меловую пыль. Увлажненной – стирают рисунок. Мелом можно рисовать сразу двумя руками (получается симметричный рисунок).
Сангина – это тоже своего рода мел. Выпускают ее в виде небольших круглых стержней. Цветовые возможности сангины ограничены одной гаммой: от красно-коричневого цвета до светло-охристого. Сангина помогает расширить представления о различных оттенках одного коричневого цвета.
Очень своеобразный, «живой» материал пастель. Ее также называют пастельными мелками или сухими красками. Пастель – это толстые палочки самых разных цветов и оттенков. Тонкие линии рисуют краем мелка, а большие поверхности – боковой стороной. Все цвета пастели легко смешиваются прямо на листе пальцем, ватой, бумагой и т.п.
Пастель, уголь, сангина – материалы, удобные для работы с детьми. Знакомя их с этими материалами, обратите внимание на то, что они хрупкие и будут меньше ломаться, если держать их ближе к концу. Они довольно быстро осыпаются, поэтому рисунки нужно закреплять обычным лаком для волос или сладкой водой, которая распыляется из пульверизатора.
Хорошо предоставить в распоряжение маленьких художников гуашь и тушь .
Гуашевые краски, это непрозрачные краски, их накладывают слоями, не смешивая. Высыхая, они приобретают матовую бархатистость. Гуашь широко используется для изготовления театральных декораций, в декоративной живописи и т.п. Ею можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере.
Тушь бывает черная и цветная, жидкая, твердая и концентрированная, последнюю перед использованием разводят водой до консистенции жидкой сметаны. Преимущества туши заключаются в том, что она быстро сохнет, не стирается и не смывается. Для рисования тушью используют кисти и перья. При работе с детьми вместо перьев можно брать палочки, нижний конец которых по форме напоминает плакатные перья или натуральные гусиные перья.
Чтобы столы, за которыми работают дети, оставались чистыми, нужно застелить их клеенкой, которая легко моется.
Понадобятся маленькому художнику и кисти. Кисти требуют бережного с ними обращения. Ребенок должен знать и выполнять правила работы с ними:
- Кисть портится, если ею трут, как щеткой; кистью надо гладить бумагу, т.е. движения должны производиться только по ворсу;
- Кисть промывают в обычной воде (воду наливают в две банки: для промывания и для споласкивания в чистой воде)
- Хранят кисть чистой, волосками вверх;
- Этапы работы с кистью.
Рисовать можно также палочками, соломинками для коктейлей. Они удобны тем, что не надо следить за вопросом, как у кисти, и все внимание можно сосредоточить на поверхности бумаги или ткани.
Желательно также иметь различные шариковые ручки и фломастеры.
Что и как рисовать детям
Очень часто воспитатель боится браться за кисть или карандаш, заявляя, что не умеет рисовать, однако это легко преодолеть, если знать простейшие приемы изображения различных предметов. Например, чтобы изобразить любое животное, нужно владеть умением рисовать круги и овалы и представлять себе внешние особенности изображаемого животного. Рисовать птиц по схеме целесообразно тогда, когда необходимо передать движение или какие-то характерные черты.
Совместное рисование помогает детям выбрать композицию, развернуть сюжет, используя различные средства выразительности. Детям нравится, когда воспитатель, рисуя, рассказывает о том, кого он изображает. Например, о мышке, которая живет в норке.
Подводя итог, скажем: наблюдение за рисованием взрослого и совместное с ним создание рисунка препятствует формированию графических стереотипов, способствуют развитию интереса к изобразительной деятельности, уточняют и расширяют знания о выразительных возможностях различных изобразительных материалов и многое другое.
Источник
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
Светлана Дубова
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»
Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в изобразительной деятельности. Одно из направлений ТРИЗ: использование нетрадиционных способов рисования (изображение не основанное на традиции, оригинальное, своеобразное). Когда совсем не обязательно держать в руках кисточку, а можно рисовать чем угодно: пальцами, ладошкой, тычками, печатками, кусочком поролона или смятой бумаги, цветной ниткой или трубочкой, гоняя по листу веселую каплю, и многим-многим другим, чем подскажет фантазия. Но это не только забава, но и труд, требующий от ребенка увлеченности, упорства, умения решать художественные задачи, вырабатывающий точность движения руки, развивающий эстетический вкус, фантазию, воображение. Так как дети по своей природе – универсалы, они могут проявлять самые неожиданные способности, если им это интересно, причем все, а не только одаренные от природы. Важно только правильно организовать работу, переходя к педагогике сотрудничества. В основном вся изобразительная деятельность по нетрадиционному рисованию проводится в блоке «Взаимодействие воспитателя и детей» комплексно, в форме игры, путешествий, развлечений, с использованием художественной литературы и музыкальных произведений. Во время НОД решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков и закрепления уже полученных. Творческие задания носят открытый характер, учитывают интересы и навыки детей. При рисовании нетрадиционным способом нет одного правильного решения художественной задачи, их столько, сколько детей их выполняет. Поэтому здесь отсутствует показ образца, выполненный взрослым. Роль педагога не только понять и принять разнообразие решений, но и показать детям их правомерность, защитить нестандартное решение. Воспитатель должен стать участником процесса, не просто показывая и обучая детей способам нетрадиционного рисования, а тесно сотрудничая увлекать, всегда быть готовым помочь и подсказать, если что-то не получается. Но в то же время излишне не опекать ребят, побуждать делать как можно больше своими руками. Каждая работа оценивается только положительно, конкретные критические замечания возможны в индивидуальной форме после обсуждения наиболее удавшихся моментов. Предметно-развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно во время работы, могли не только сидеть, но стоять и ходить, если это требуется для выполнения художественного задания. Весь материал и инструменты, используемые для работы нетрадиционным способом должен быть в наличии и доступном месте. В совместной работе предполагается участие 5-7 человек, но творческий процесс заразителен, непредсказуем, поэтому важно предусмотреть достаточное количество мест и материала для всех желающих. Аккуратность и опрятность – очень важные черты характера, Но во время нетрадиционного рисования воспитание этих черт не может стоять на первом месте, т. к. часто требование аккуратности снижает интерес и желание детей к творчеству. Поэтому, иногда очень важно использовать «спецодежду» (фартуки, нарукавники, чтобы избежать неприятностей в ходе работы. *«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И это не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть… Воспитатель должен вести себя так, как будто вся группа состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство»
*Обсуждения наиболее удавшихся моментов.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ РИСОВАНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
1 младшая группа.
* Основная задача – развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельность. * Учить замечать красоту цветовых пятен, выразительность линий, созданных в процессе собственного художественного опыта. * Развивать моторику рук, через орудийно-материальный характер изобразительной деятельности.
Виды рисования: * Рисование пальцем. * Рисование ладошкой. * «Сухое» рисование по песку или манной крупе.
2 младшая группа.
* Совершенствовать развитие моторики рук через орудийно-материальный характер изобразительной деятельности. * Создавать образы объектов, вызывающих интерес, радость, удивление, используя технические и изобразительные навыки, передавая их форму, цвет, фактуру. * Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Оттиск печатками (из пробки, поролона, картофеля и т. д.) * «Пуантилизм» рисование точками ватными палочками) * «Тампонирование» (рисование кусочками поролона, ткани и др.) * Рисование цветным песком, крупой, опилками и т. д. * Рисование сухой жесткой кистью.
Средняя группа. * Помочь детям в приобретении навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности, побуждать к творческой активности и пониманию необходимости своего отношения к окружающему. * Учить отбирать материал и инструменты изображения в соответствии с создаваемым объектом. * Учить создавать новый цвет на палитре, накладывая одну краску на другую. * Учить сочетать вместе разные материалы и техники рисования.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Печать по трафарету. * Отпечатки растений. * «Монотипия» (предметная) * Рисование по сырому листу. * Восковые мелки плюс акварель. * Рисование цветными нитками.
* Рисование мыльными пузырями. * «Пластилинография»
Старшая группа. * Развивать самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, используя изобразительные и технические навыки и умения. * Добиваться выразительности создаваемой работы, путем самостоятельного подбора материалов и инструментов, сочетания разных техник рисования. * Самостоятельно создавать новые цвета и оттенки в соответствии с замыслом работы. * Совершенствовать развитие мелкой моторики рук.
Виды рисования: * Все предыдущие. * Рисование по мятому листу. * «Монотипия» пейзажная. *»Диатипия» (двухсторонний рисунок) * «Фотокопия»(свеча плюс акварель) * Рисование цветным клейстером. * Рисование солью. * «Набрызг» * «Фроттаж» («Тиснение»)
* «Витраж» * «Граттаж» * «Кляксография» (из трубочки) * «Гравюра» * «Коллаж»
* А. С. Галанов С. Н. Корнилова С. А. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» ТЦ «Сфера
*Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционное рисование) ТЦ «Сфера» Москва 2004г
*А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования» Изд. «Каро» Санкт-Петербург 2008г
*И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Изд. «Детство- пресс» Москва 2004г).
«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тепло приветствую вас, друзья и коллеги! Представляю вам сегодня очередной детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Цель:.
Фоторепортаж с мастер-класса по нетрадиционным техникам рисования с детьми дошкольного возраста для педагогов города Вновь я с вами, друзья мои дорогие и гости странички! За два прошедших дня дала два мастер-класса для воспитателей города в рамках Фестиваля.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.
Источник