Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Анастасия Рыбакова
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
Первая младшая группа
В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом:
Обучает техническим приемам:
• правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца)
• пользоваться красками и кистью без нажима
• набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды
• легко водить карандашом по бумаге
Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.
Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.
Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему.
Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю.
На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же «наматывающим» движением или комочком смятой бумаги (для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.
Вторая младшая группа
• Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы
Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им.
Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет, не забыли ли они, как правильно держать кисточку.
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки.
Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
В первом квартале необходимо повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков.
Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо,пересекать,замыкать в круглые формы).
Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные.
Начинать надо с коротких вертикальных линий (например – рисование дождика).
Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять.
Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу.
Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.
В четвертом квартале
неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий»
Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком.
Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее)
Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы
Рисование круглых форм (лепестки цветка,
Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка)
Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте.
Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.
Средняя группа
Перед педагогом средней группы стоят задачи:
• Закреплять интерес к рисованию
• развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность
• научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый.
• оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.
Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками.
Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы – вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная).
Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий-низкий).
Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.
Воспитатель использует на занятиях приемы обучения:
В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.
Старшая группа
Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:
• учить детей описывать предмет
• сравнивать предметы по форме и цвету
• передавать пространственное воображение
• учить рисовать по памяти и по замыслу
Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства:
• различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый)
• различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.)
• нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.
Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.
Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.
В старшей группе на занятиях по рисованию можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.
Подготовительная к школе группа
Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:
учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры
знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира
образцами народного творчества
правильно размещать изображение на листе бумаги
учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный
учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок
развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление
учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов
учить самостоятельно, подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров
закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков
учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении)
учить рисовать разные виды транспорта
В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений)
Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения
Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.
В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков.
Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти
В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений.
Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает, как надо делать.
Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.
Игровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.
Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.
Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.
Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература — могучее действенное.
Методика работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей.
Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.
Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.
Источник
Методические основы обучения рисованию детей дошкольного возраста
Кравченко Вера
Методические основы обучения рисованию детей дошкольного возраста
Методические основы обучения рисованию рассматривали такие ученые как Н. П. Сакулина, Е. И. Флерина, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Коморова, Н. А. Курочкина, Н. А. Алексеев, А. Е. Высоцкий, Н. Н. Поддьякова, Г. Г. Григорьева они выделяли группу методов, которые способствовали обучению детей рисованию.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность, потому как ребёнок должен знать, видеть и чувствовать тот предмет, явления, которые он собирается изобразить. Каждый ребёнок должен иметь полные, ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях много. Все они сопровождаются словесными объяснениями [1].
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Исследованием методов занимались Г. Г. Григорьева, Т. С. Коморова, Н. П. Сакулина и все они сошлись в одном мнении. Все методы должны соответствовать определённым требованиям:
1. Общей цели и задачи обучения.
2. Специфики вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдёт развитие детей.
3. Возрастным особенностям детей.
Доктор педагогических наук И. Я. Лернер предложил систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, обеспечивающих не только усвоение знаний, умений, но так, же и развитие творческого потенциала, познавательных способностей, эмоций и интересов учащихся. Все эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности, в основе которой степень самостоятельности и творческой активности детей в познании.
Выделяют несколько методов:
1. Информационно-рецептивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознание и запоминание дошкольниками новой готовой информации.
2. Репродуктивный метод. Этот метод направлен на закрепления, а так же уточнение и углубления знаний, способов оперирования знаниями; Усвоение той деятельности, способ и образец которой, уже известны. Суть заключается в том, что педагог отбирает и конструирует задание, а ребёнок выполняет и отбирает способ применения знания, способы действия. Репродуктивный метод позволяет формировать ещё и обобщенные знания (одно и то же задание для неоднократного повторения; вариативные задания, сходства которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). При организации репродуктивно-вариативной познавательной деятельности формируются обобщенные знания, способы деятельности, и способность использовать их оперативно в разных условиях.
3. Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурой творческой деятельности. Педагог включает детей в поиски решения не всей задачи, а отдельных её элементов. Частично поисковой метод, является предпосылкой успешного применения исследовательского метода, предполагающего самостоятельное решение целостных задач.
Все эти методы, их последовательное и комплексное сочетание в педагогическом процессе позволяют организовать познавательную деятельность с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества детей. Так же используется методы,традиционно выделяемые по источнику знаний:
1. Ведущими, главные в обучении изобразительной деятельности дошкольников являются наглядные методы. К наглядным методам, относятся такие методы как: наблюдение, рассматривание предмета (обследование, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.
Наблюдение — одно из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. АРаева. Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие окружающего мира, предмета или явления в естественном окружении. Благодаря этому методу у детей формируется одно из важных качеств личности наблюдательность. Это качество позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждения и умозаключения.Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности – восприятие того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения.
2. Эмоцианальносьть, неравнодушие восприятия. Без чувств, которые рождаются в общении с людьми, искусством, природой, рукотворным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, которые предстоит изобразить.
4. Активность детей. В наблюдении так же возникает необходимость в обеспечении самой разнообразной активности детей: эмоциональной, мыслительной, речевой, двигательную. Только при этом условии процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе повторяющихся наблюдений дети могут видеть предмет в разнообразных, изменяющихся, условиях вокруг него, а значит, с разными внешними характеристиками.
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Требование реализуется как в содержании, так и в методике наблюдения с детьми.
Организация и методика проведения наблюдения с детьми дошкольного возраста предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования [2].
Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Целью сенсорного воспитания является формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величины. Все эти исследования проводились под руководством А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. В работах Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. А. Алексеевой, А. Е. Высоцкий были разработаны проблемы взаимосвязи сенсорного восприятия и изобразительной деятельности. В дальнейшем психолого-педагогические исследования по проблеме сенсорного воспитания легли в основу исследования по проблеме умственного воспитания дошкольников под руководством Н. Н. Поддьякова.
Обследование – это целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно- двигательным и зрительным путём. Благодаря обследованию предмета у детей дошкольного возраста формируются представление о нем, которое ложиться в основу изображения. Весь смысл обследования заключается в формировании у детей представлений о предметах [3].
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении изобразительной деятельностью. Этот метод ни в коем случае нельзя использовать в качестве прямого подражания. Этот метод является косвенным, применяется в системе предварительного формирования представлений и замыслов. Если невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Так же иллюстрации используют для обогащения детей некоторыми способами изображения, доступными для них. Целесообразно продемонстрировать колорит осени, зимы в картинах разных художников, чтобы дети лучше поняли это средство выразительности. Требования к использованию картин в работе с дошкольниками:
1. Ясное, четкое изображение, лучше на «чистом» локального цвета фоне.
2. Композиционная простота и доступность содержания.
3. Реалистичность изображения.
Воспринимая художественного образа через художественную форму в картине, дети лучше понимают колорит, композицию, линию и прочие способы выражения художником состояния природы, человека и самого художника.
3. Образец – это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптура маленького размера (в лепке, а так же и картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры,- самостоятельные методы обучения, то под образцом мы понимаем работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания. По справедливому замечанию Н. П. Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению в изобразительной деятельности – умения видеть предметы, явления. Результаты такого обучения не очень хорошие, они проявляются как в однообразии, так и в малой выразительности детских работ, а так же, что очень важно, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой не сложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать. Приёмы показа способов и изображения – показ может быть как полным, так и частичным, как общим, так и индивидуальным. Индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребёнка. А так же показ может быть как педагога, так и ребёнка. Показ может входить как информационно- рецептивного, так и репродуктивного метода.
Так же используются словесные методы обучения детей:
1. Беседа – это один из ведущих словесных методов обучения детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности. Организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуется вопросами, пояснениями, а так же уточнениями и способствует формированию у детей представлений об изображенном предмете или явлении и способов его воссоздания в рисунке. Беседа используется в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, а так же почувствовать их выразительность и достоинства, понять все слабости. В сюжетном рисовании детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветную характеристику образа, т. е продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Рисование на темы окружающей действительности требует оживления жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки,уточнение выразительных средств: композиции, деталей способов передачи движения. По рисованию на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. В беседе педагог использует такие методы как:
1. Пояснение – словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятия и что должны получить в результате.
2. Совет – используется для помощи ребёнку, у которого возникают трудности в создании изображения. Н. П. Сакулина справедливо требовала не спешить с советами.
3. Напоминание в виде кратких указаний.
4. Поощрение – по мнению Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной, следует чаще применять в работе с детьми.
5. Художественное слово широко применяется. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения [2].
Выделяют практический метод обучения рисованию детей дошкольного возраста.
Упражнение- Этот метод практического обучения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнения.Упражнения бывают трех видов:
1. Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.
2. Производные – это ввод специальных прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков. Если не использоваться производные повторение, то навык, как правило, теряется. Объявление скрыто.
3. Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий.
Используется во всех возрастных группах детского сада, но содержание и форма меняется в зависимости от возраста детей.
Таким образом, выделяли методы обучения рисованию детей дошкольного возраста. Главными методами обучения рисованию являются наглядные, но они не будут продуктивными без таких методов, как практические и словесные. Только в совокупности они дадут результат.
Библиографический список
1. Косминская, В. Б., Васильева, Е. И., Казакова, Р. Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова. — М. : Просвещение, 1985.-255с.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М. ,2005.-344с.
3. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Просвещение, 1982.
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.
Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Источник