- Метафорическое рисование: по мотивам В.С. Высоцкого «Ноль семь»
- Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск
- Все записи Новости организаторов Поиск Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск запись закреплена Мастер-классы |студия КвАРТира День Рождения студии КвАРТира Сегодня! АНОНСИРУЕМ программу мероприятия и ее участников. Итак место встречи магазин Арт-талант ул. Антикайнена 27 С 15 до 17 часов 30/03 всех гостей будет ждать серия открытых мастер-классов по направлениям: Масляная живопись от художника метафориста ODIN Роспись пряников — козулей от студии Карельский Пряник и Виктории Вязание на коробке от Лилии и группы МАЛЕНЬКАЯ НЕЖНОСТЬ Рисование в технике флип-флоп от студии КвАРТира совместно с #kontur_ptz Натальей и Кристиной Рисование на воде в технике Эбру от психолога и детского педагога Валентины Нас будет сопровождать одухотворяющая музыка от Binary Ego А управлять всем этим будет ведущий с офигительной прической Дионис Кондырев Спонсором, подарившим нам угощение для гостей, стала пиццерия Додо Пицца Петрозаводск Главный Спонсор проекта магазин товаров для творчества Арт-талант Приходите и разделите с нами праздник Участвуйте в розыгрыше призов и получите возможность выиграть сертификат на мастер-класс номиналом в 1000 рублей Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск запись закреплена Мастер-классы |студия КвАРТира Дорогие друзья! Мы запускаем новый розыгрыш! Только Петрозаводск! Приз ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОБЛОЖКА ДЛЯ СКЕТЧБУКА 15*15 см, расписанная художником нашей студии КвАРТира в технике аэрография! Что делать Подписаться на группы https://vk.com/artappart — мастер-классы в студии КвАРТира Показать полностью. https://vk.com/art.talant — магазин товаров для творчества Арт Талант Наш инстаграмм art__talant Подписаться на обе группы ОБЯЗАТЕЛЬНО, проверим Репост этой записи из любой группы. Победителя определим с помощью приложения по репостам под этой записью. Победителей будет 2 Что мы хотим? Наша миссия сделать творчество доступным для всех жителей Петрозаводска. Как мы это делаем? Магазин Арт Талант предлагает необходимые товары для рисования, декупажа, скрапбукинга, бисероплетения и других видов вашего искусства по самым низким ценам города! В магазине вы найдете товары для детского творчества. Мы принимаем заказы на мольберты, а так же работаем с оптовыми и индивидуальными заказами. Наш адрес: Антикайнена, 27 Студия КвАРТира- это место воплощения творческих затей. Будьте с нами и будьте у нас! Люби, учись, твори! Источник Тест: ваш метафорический портрет Метафорический портрет — одна из популярных техник арт-терапии. Она дает возможность с помощью образов лучше узнать себя самого. А поскольку образы — вещь интуитивная и не зависит от социальных стереотипов, они помогут наиболее точно отразить ваше истинное «Я». Узнайте себя, пройдя наш вербальный вариант этого теста. Если бы вы были растением, то каким? Цветком в горшке, цветущим деревом, засохшим кустом или нежной молодой травкой? Растение отражает, насколько сильно выражено ваше право на существование. Формируется оно рано: от 2 триместра беременности до 3 месяцев. От этого ощущения зависит то, насколько комфортно и устойчиво вы ощущаете себя в этом мире, сколько в вас жизненной энергии и сил на самореализацию. 1. Цветок в горшке жив, пока за ним кто-то ухаживает. Соответственно, ваше право на жизнь не безусловно, оно зависит от внешних обстоятельств и окружения. Чтобы чувствовать себя комфортно, вам требуется постоянная опекающая поддержка близких людей. Вы довольно инфантильны, вам тяжело реализовать себя. 2. Цветущее дерево. Вы полны жизненной энергии и сил, активно стремитесь к развитию и самореализации. 3. Засохший куст. По каким-то причинам (болезни, стрессы матери во время беременности) ваше базовое право на существование было нарушено. Вы склонны к депрессии, с трудом справляетесь со стрессами, легко истощаетесь. 4. Нежная молодая травка очень хрупка, как и ваше право на существование. Вы стремитесь к самореализации, достаточно активны, но ваши силы быстро истощаются. Вы довольно неуверенно ощущаете себя в этом мире, поэтому вам проще жить и работать в команде близких людей — коллег, друзей и единомышленников. Если бы вы были посудой, то какой? Тарелкой с супом, изящной тонкой и длинной вазочкой, пустой кастрюлей или лейкой? Посуда — это ваше право иметь собственные потребности. Формируется от рождения до 1,5 лет. Это оральная стадия развития ребенка, поэтому образ потребностей тесно связан с питанием. 1. Тарелка с супом. Вы прекрасно знаете, чего хотите, и умеете получать от жизни все. 2. Изящная тонкая и длинная вазочка. Удовлетворение потребностей у вас сильно затруднено и замещается созерцанием и стремлением к эстетическому удовольствию вместо активной жизненной позиции. 3. Пустая кастрюля. Ваши потребности катастрофически фрустрированы, то есть не удовлетворены. Это может быть связано с тяжелым детством, когда вы находились в состоянии физической или эмоциональной депривации (лишения чего-либо). Подобное состояние может приводить к эмоциональной тусклости, депрессии и другим тяжелым последствиям. 4. Лейка. Ваши потребности крайне неустойчивы, их удовлетворение часто замещается чужими или надуманными потребностями. Это может быть связано, например, с тем, что когда вы в детстве хотели спать и плакали, мама кормила вас, а не укладывала спать. Подобное искаженное восприятие своих потребностей часто приводит к возникновению различного рода зависимостей, к размытому образу «Я», инфантилизму и конформности. Если бы вы были оружием, то каким? Пушкой, иголкой, мечом или ядом? Оружие — это символ автономии, того, насколько четко вы можете обозначить и защитить свои границы, отстоять себя. 1. Пушка — оружие массового поражения. Она означает вашу полную неспособность адекватно выстроить свои границы и защитить себя. Вы или подавляете агрессию, или сразу при малейшем поводе проявляете неадекватно повышенную агрессию. 2. Иголка — это не оружие, да и воспользоваться им вы можете только тогда, когда подпустите противника слишком близко, то есть когда может быть уже слишком поздно. Границы вашего «Я» невротически сужены, именно поэтому в жизни вам обычно сложно защитить себя, отстаивать собственное мнение и так далее. 3. Меч — наиболее благородное оружие, которое говорит о вашей открытости и готовности честно и конструктивно отстаивать свои границы. 4. Яд — косвенное оружие, он действует не сразу. Это говорит о том, что вам скорее свойственно проявлять агрессию не напрямую, а косвенно: через месть, язвительные замечания в разговоре или через перенос агрессии с обидчика на кого-либо другого. Такой тип агрессии вреден тем, что реально свои границы вам отстоять не удается. Кроме того, вовремя и напрямую не выряженная агрессия приводит к различным психосоматическим осложнениям, а язвительность крайне портит отношения с людьми. Если бы вы были украшением, то каким? Массивным ожерельем с бриллиантами, простым колечком из серебра, брелком для ключей или наручными часами со вставками из драгоценных камней? Украшение символизирует собственную ценность. Отражает то, насколько вы чувствуете ее и умеете показать ее окружающим. 1. Массивное ожерелье с бриллиантами каждый день явно не наденешь: оно требует определенной ситуации. Так и ваша самооценка — крайне неустойчива и зависит от внешних обстоятельств. Стоит себя ценить вне зависимости от внешних обстоятельств. Однако окружающим людям вы даете явно понять, что высоко цените и любите себя. 2. Простое колечко из серебра. Вы себя недостаточно цените, боитесь привлекать к себе внимание. Это устойчивый сложившийся образ себя, который тем не менее никакого дискомфорта вам не доставляет. 3. Брелок для ключей — это тот предмет, который обычно видите только вы и никто другой, и то очень короткий промежуток времени, после которого он прячется в сумку или карман. Ваша самооценка крайне низка, вам трудно проявить себя. В глубине души вы чувствует стыд за себя, склонны к самобичеванию и застенчивы. 4. Наручные часы со вставками из драгоценных камней. У вас высокая самооценка, которую вы готовы демонстрировать окружающим постоянно и во всех ситуациях, ведь часы — тот аксессуар, с которым мы обычно не расстаемся. Источник Заказать обратный звонок Запись на прием к специалисту Центра Главная / Значение изобразительной метафоры Значение изобразительной метафоры Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. С. Коротченко Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 1) В современных статьях можно найти несколько определений визуальной метафоры. Теоретик кино Н. Кэролл (Carroll, 1996) полагает, что визуальное изображение не может считаться метафорическим, если в нем нет слияния двух различных областей опыта, образующих новое, пространственно ограниченное бытие. Метафора образуется замещением ожидаемых визуальных элементов неожиданными (при этом между ними не должно быть существующей, конвенциональной связи) (см.: Forceville, 1994; 1995; 1996). Такие определения проясняют природу визуальной метафоры, однако, похоже, являются частными описаниями визуальных метафор. “Изобразительная метафора” глубоко отлична от метафоры словесной: “Она не порождает ни новых смыслов, ни новых смысловых нюансов, она не выходит за пределы своего контекста и не стабилизируется в языке живописи или кино, у нее нет перспектив для жизни вне того произведения искусства, в которое она входит. Сам механизм создания изобразительной метафоры глубоко отличен от механизма словесной метафоры, непременным условием действия которого является принадлежность к разным категориям двух ее субъектов (денотатов) – основного (того, который характеризуется метафорой) и вспомогательного (того, который имплицирован ее прямым значением). Изобразительная метафора лишена двусубъектности. Это не более чем образ, приобретающий в том или другом художественном контексте символическую (ключевую) значимость, более широкий, обобщающий смысл” (Арутюнова, 1990, c. 22). Метафора в живописи – это источник ярких представлений, она создает образность произведения. Визуальную и вербальную метафору следует различать ввиду того, что они имеют разные репрезентации, т. е. визуальная и вербальная метафоры рассматриваются как два способа выражения одного и того же. Значение и метафоричность изображения может также быть вызвана тем, как эта мысль отражена в вербальной форме (Refaie, 2003). “Мы читаем художественный текст как шифр символ, знак, метафора и аллегория действительно подразумевают более или менее внятное вербально-смысловое значение” (Арабов, 2003, с. 30). Многие вербальные метафоры могут быть перенесены в визуальный план, т. е. могут быть изображены в рисунке, на картине. С другой стороны, в вербальном плане действительно лучше (проще) выражать действия и хронологию, а в визуальном – пространственные отношения. Рассмотрим примеры визуальных метафор (рис. 2, 3, 4 на цветной вклейке). На автопортрете Ф. Кало “Сломанная колонна” автор на место своего позвоночника ставит античную, колонну, сломанную в нескольких местах, а боль изображает как гвозди, которыми усыпано тело. Сломанная колонна – так ощущает себя Фрида Кало, это метафора ее состояния и переживаний. В визуальной метафоре часто сочетаются самым неожиданным образом различные объекты и их свойства, что является источником новых смыслов. Визуальная метафора – это всегда загадка для зрителя. Часто в ней сочетаются несочетаемые признаки различных предметов, а это ведет к мгновенному перевороту привычного хода восприятия. Если вербальная метафора может быть отражена в визуальном плане и может быть легко узнана, то чисто художественная визуальная метафора является более сложной для “прочтения”. Картина “Постоянство памяти” С. Дали (рис. 3 на цветной вклейке) – это визуальная метафора. Анализ и интерпретацию ее давали разные авторы (Etherington-Smith, 1993; Zeri, 1999; Поперечный, 2005 и др.). Можно прийти к выводу, что эта картина является метафорой гибкости времени, относительности времени (металлические карманные часы, изображенные рядом с “мягкими”, указывают на то, что время может двигаться по-разному: плавно течь или четко идти). Запись на прием к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А. Источник
- Тест: ваш метафорический портрет
- Если бы вы были растением, то каким?
- Если бы вы были посудой, то какой?
- Если бы вы были оружием, то каким?
- Если бы вы были украшением, то каким?
- Заказать обратный звонок
- Запись на прием к специалисту Центра
- Значение изобразительной метафоры
Метафорическое рисование: по мотивам В.С. Высоцкого «Ноль семь»
Стихотворение «Ноль семь» вызывает настроение ожидания от гнетущего расстояния, поэтому для изображения выбраны неяркие цвета и смешанная техника: акварель и цветные карандаши. наиболее яркие детали выделены акварелью (силуэт героя, телефонистка и фон вокруг неё. Однако хмурый оттенок на рисунке преобладает.
1. «телефон для меня — как икона» — на рисунке он выделен рамой, а вокруг телефона, как вокруг святого, сияние и цвет лазури.
2. «телефонная книга –триптих» — её герой, как священное писание прижимает к сердцу.
3. «стала телефонистка мадонной, расстоянье на миг сократив» — рисунок в виде триптиха, в центре которого подобно иконописному изображение телефонистки.
У героев не показаны лица, так как данное стихотворение, знак, напоминающий Инь-Янь. В рисунке это показано через контраст чёрного (он) и белого (она). В тексте это отражено через хронотоп (он –ночь и в одном месте, она – день и в другой стране).
Цвета пространства лирического героя: фиолетовый – цвет угнетённого состояния, безнадёжности, синий – цвет вечности «для меня эта ночь вне закона». Цвет пространства её – жёлтый – божественное сияние- и серый – цвет обыденности, быта и хаоса. Она словно рождается из хаоса, как просты и обыденны в безумной ночи героя слова «Ну здравствуй, это я!».
Телефонистка в центральной части триптиха показана в иконописном стиле, как святая, похожа на икону «Умиления». Ведь именно она, как священник, соединяет героев, словно браки свершаются на небесах.
Таким образом, для изображения выбрали, ключевое четверостишие:
Телефон для меня – как икона,
Телефонная книга – триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянье на миг сократив.
Думаю, что данное произведение о постоянном противоречии любви: желании видеть любимого человека рядом и невозможность этого не только из-за расстояния, а потому что любовь мужчины и женщины – это Инь-Янь.
Источник
Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск
Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск запись закреплена
МК по Метафорическому рисованию пройдет в Петрозаводске 22 апреля в 19:00 по адресу ул.Антикайнена, 27
Творчество – не удел избранных.
Метафорическое рисование – это знакомство с карандашом, который станет в Ваших руках волшебной палочкой.
Показать полностью.
Все начинается с линии. Линии рождают образы. Образы рассказывают сказки. Но только от тебя зависит, какую сказку узнает Мир.
— Релаксирующее рисование с закрытыми глазами под музыкальную импровизацию (10-15 мин)
— Этап поиска и прорисовки образов в листе с помощью простого карандаша и цвета (1-1,5 часа)
— Создание сказки на основе получившихся образов + возможное выступление со своей сказкой перед участниками МК (20-25 мин)
Стоимость мастер-класса 400 рублей. Ждём вас !
Оставить заявку можно здесь https://vk.com/event165250547?w=app5708398_-165250547 или в сообщениях группы https://vk.com/artappart
- Все записи
- Новости организаторов
- Поиск
Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск запись закреплена
Мастер-классы |студия КвАРТира
День Рождения студии КвАРТира Сегодня!
АНОНСИРУЕМ программу мероприятия и ее участников.
Итак место встречи магазин Арт-талант ул. Антикайнена 27
С 15 до 17 часов 30/03 всех гостей будет ждать серия открытых мастер-классов по направлениям:
Масляная живопись от художника метафориста ODIN
Роспись пряников — козулей от студии Карельский Пряник и Виктории
Вязание на коробке от Лилии и группы МАЛЕНЬКАЯ НЕЖНОСТЬ
Рисование в технике флип-флоп от студии КвАРТира совместно с #kontur_ptz Натальей и Кристиной
Рисование на воде в технике Эбру от психолога и детского педагога Валентины
Нас будет сопровождать одухотворяющая музыка от Binary Ego
А управлять всем этим будет ведущий с офигительной прической Дионис Кондырев
Спонсором, подарившим нам угощение для гостей, стала пиццерия Додо Пицца Петрозаводск
Главный Спонсор проекта магазин товаров для творчества Арт-талант
Приходите и разделите с нами праздник
Участвуйте в розыгрыше призов и получите возможность выиграть сертификат на мастер-класс номиналом в 1000 рублей
Метафорическое рисование| МК |Петрозаводск запись закреплена
Мастер-классы |студия КвАРТира
Дорогие друзья! Мы запускаем новый розыгрыш! Только Петрозаводск!
Приз ДИЗАЙНЕРСКАЯ ОБЛОЖКА ДЛЯ СКЕТЧБУКА 15*15 см, расписанная художником нашей студии КвАРТира в технике аэрография!
Что делать
Подписаться на группы
https://vk.com/artappart — мастер-классы в студии КвАРТира
Показать полностью.
https://vk.com/art.talant — магазин товаров для творчества Арт Талант
Наш инстаграмм art__talantПодписаться на обе группы ОБЯЗАТЕЛЬНО, проверим
Репост этой записи из любой группы.
Победителя определим с помощью приложения по репостам под этой записью. Победителей будет 2
Что мы хотим?
Наша миссия сделать творчество доступным для всех жителей Петрозаводска.
Как мы это делаем?
Магазин Арт Талант предлагает необходимые товары для рисования, декупажа, скрапбукинга, бисероплетения и других видов вашего искусства по самым низким ценам города! В магазине вы найдете товары для детского творчества. Мы принимаем заказы на мольберты, а так же работаем с оптовыми и индивидуальными заказами.
Наш адрес: Антикайнена, 27
Студия КвАРТира- это место воплощения творческих затей.
Будьте с нами и будьте у нас! Люби, учись, твори!
Источник
Тест: ваш метафорический портрет
Метафорический портрет — одна из популярных техник арт-терапии. Она дает возможность с помощью образов лучше узнать себя самого. А поскольку образы — вещь интуитивная и не зависит от социальных стереотипов, они помогут наиболее точно отразить ваше истинное «Я». Узнайте себя, пройдя наш вербальный вариант этого теста.
Если бы вы были растением, то каким?
Цветком в горшке, цветущим деревом, засохшим кустом или нежной молодой травкой?
Растение отражает, насколько сильно выражено ваше право на существование. Формируется оно рано: от 2 триместра беременности до 3 месяцев. От этого ощущения зависит то, насколько комфортно и устойчиво вы ощущаете себя в этом мире, сколько в вас жизненной энергии и сил на самореализацию.
1. Цветок в горшке жив, пока за ним кто-то ухаживает. Соответственно, ваше право на жизнь не безусловно, оно зависит от внешних обстоятельств и окружения. Чтобы чувствовать себя комфортно, вам требуется постоянная опекающая поддержка близких людей. Вы довольно инфантильны, вам тяжело реализовать себя.
2. Цветущее дерево. Вы полны жизненной энергии и сил, активно стремитесь к развитию и самореализации.
3. Засохший куст. По каким-то причинам (болезни, стрессы матери во время беременности) ваше базовое право на существование было нарушено. Вы склонны к депрессии, с трудом справляетесь со стрессами, легко истощаетесь.
4. Нежная молодая травка очень хрупка, как и ваше право на существование. Вы стремитесь к самореализации, достаточно активны, но ваши силы быстро истощаются. Вы довольно неуверенно ощущаете себя в этом мире, поэтому вам проще жить и работать в команде близких людей — коллег, друзей и единомышленников.
Если бы вы были посудой, то какой?
Тарелкой с супом, изящной тонкой и длинной вазочкой, пустой кастрюлей или лейкой?
Посуда — это ваше право иметь собственные потребности. Формируется от рождения до 1,5 лет. Это оральная стадия развития ребенка, поэтому образ потребностей тесно связан с питанием.
1. Тарелка с супом. Вы прекрасно знаете, чего хотите, и умеете получать от жизни все.
2. Изящная тонкая и длинная вазочка. Удовлетворение потребностей у вас сильно затруднено и замещается созерцанием и стремлением к эстетическому удовольствию вместо активной жизненной позиции.
3. Пустая кастрюля. Ваши потребности катастрофически фрустрированы, то есть не удовлетворены. Это может быть связано с тяжелым детством, когда вы находились в состоянии физической или эмоциональной депривации (лишения чего-либо). Подобное состояние может приводить к эмоциональной тусклости, депрессии и другим тяжелым последствиям.
4. Лейка. Ваши потребности крайне неустойчивы, их удовлетворение часто замещается чужими или надуманными потребностями. Это может быть связано, например, с тем, что когда вы в детстве хотели спать и плакали, мама кормила вас, а не укладывала спать. Подобное искаженное восприятие своих потребностей часто приводит к возникновению различного рода зависимостей, к размытому образу «Я», инфантилизму и конформности.
Если бы вы были оружием, то каким?
Пушкой, иголкой, мечом или ядом?
Оружие — это символ автономии, того, насколько четко вы можете обозначить и защитить свои границы, отстоять себя.
1. Пушка — оружие массового поражения. Она означает вашу полную неспособность адекватно выстроить свои границы и защитить себя. Вы или подавляете агрессию, или сразу при малейшем поводе проявляете неадекватно повышенную агрессию.
2. Иголка — это не оружие, да и воспользоваться им вы можете только тогда, когда подпустите противника слишком близко, то есть когда может быть уже слишком поздно. Границы вашего «Я» невротически сужены, именно поэтому в жизни вам обычно сложно защитить себя, отстаивать собственное мнение и так далее.
3. Меч — наиболее благородное оружие, которое говорит о вашей открытости и готовности честно и конструктивно отстаивать свои границы.
4. Яд — косвенное оружие, он действует не сразу. Это говорит о том, что вам скорее свойственно проявлять агрессию не напрямую, а косвенно: через месть, язвительные замечания в разговоре или через перенос агрессии с обидчика на кого-либо другого. Такой тип агрессии вреден тем, что реально свои границы вам отстоять не удается. Кроме того, вовремя и напрямую не выряженная агрессия приводит к различным психосоматическим осложнениям, а язвительность крайне портит отношения с людьми.
Если бы вы были украшением, то каким?
Массивным ожерельем с бриллиантами, простым колечком из серебра, брелком для ключей или наручными часами со вставками из драгоценных камней?
Украшение символизирует собственную ценность. Отражает то, насколько вы чувствуете ее и умеете показать ее окружающим.
1. Массивное ожерелье с бриллиантами каждый день явно не наденешь: оно требует определенной ситуации. Так и ваша самооценка — крайне неустойчива и зависит от внешних обстоятельств. Стоит себя ценить вне зависимости от внешних обстоятельств. Однако окружающим людям вы даете явно понять, что высоко цените и любите себя.
2. Простое колечко из серебра. Вы себя недостаточно цените, боитесь привлекать к себе внимание. Это устойчивый сложившийся образ себя, который тем не менее никакого дискомфорта вам не доставляет.
3. Брелок для ключей — это тот предмет, который обычно видите только вы и никто другой, и то очень короткий промежуток времени, после которого он прячется в сумку или карман. Ваша самооценка крайне низка, вам трудно проявить себя. В глубине души вы чувствует стыд за себя, склонны к самобичеванию и застенчивы.
4. Наручные часы со вставками из драгоценных камней. У вас высокая самооценка, которую вы готовы демонстрировать окружающим постоянно и во всех ситуациях, ведь часы — тот аксессуар, с которым мы обычно не расстаемся.
Источник
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
- Главная
- /
- Значение изобразительной метафоры
Значение изобразительной метафоры
Кандидат психологических наук, арт-терапевт Е. С. Коротченко
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов (ч. 1)
В современных статьях можно найти несколько определений визуальной метафоры. Теоретик кино Н. Кэролл (Carroll, 1996) полагает, что визуальное изображение не может считаться метафорическим, если в нем нет слияния двух различных областей опыта, образующих новое, пространственно ограниченное бытие. Метафора образуется замещением ожидаемых визуальных элементов неожиданными (при этом между ними не должно быть существующей, конвенциональной связи) (см.: Forceville, 1994; 1995; 1996). Такие определения проясняют природу визуальной метафоры, однако, похоже, являются частными описаниями визуальных метафор. “Изобразительная метафора” глубоко отлична от метафоры словесной: “Она не порождает ни новых смыслов, ни новых смысловых нюансов, она не выходит за пределы своего контекста и не стабилизируется в языке живописи или кино, у нее нет перспектив для жизни вне того произведения искусства, в которое она входит. Сам механизм создания изобразительной метафоры глубоко отличен от механизма словесной метафоры, непременным условием действия которого является принадлежность к разным категориям двух ее субъектов (денотатов) – основного (того, который характеризуется метафорой) и вспомогательного (того, который имплицирован ее прямым значением). Изобразительная метафора лишена двусубъектности. Это не более чем образ, приобретающий в том или другом художественном контексте символическую (ключевую) значимость, более широкий, обобщающий смысл” (Арутюнова, 1990, c. 22). Метафора в живописи – это источник ярких представлений, она создает образность произведения.
Визуальную и вербальную метафору следует различать ввиду того, что они имеют разные репрезентации, т. е. визуальная и вербальная метафоры рассматриваются как два способа выражения одного и того же. Значение и метафоричность изображения может также быть вызвана тем, как эта мысль отражена в вербальной форме (Refaie, 2003). “Мы читаем художественный текст как шифр символ, знак, метафора и аллегория действительно подразумевают более или менее внятное вербально-смысловое значение” (Арабов, 2003, с. 30). Многие вербальные метафоры могут быть перенесены в визуальный план, т. е. могут быть изображены в рисунке, на картине. С другой стороны, в вербальном плане действительно лучше (проще) выражать действия и хронологию, а в визуальном – пространственные отношения.
Рассмотрим примеры визуальных метафор (рис. 2, 3, 4 на цветной вклейке). На автопортрете Ф. Кало “Сломанная колонна” автор на место своего позвоночника ставит античную, колонну, сломанную в нескольких местах, а боль изображает как гвозди, которыми усыпано тело. Сломанная колонна – так ощущает себя Фрида Кало, это метафора ее состояния и переживаний. В визуальной метафоре часто сочетаются самым неожиданным образом различные объекты и их свойства, что является источником новых смыслов.
Визуальная метафора – это всегда загадка для зрителя. Часто в ней сочетаются несочетаемые признаки различных предметов, а это ведет к мгновенному перевороту привычного хода восприятия. Если вербальная метафора может быть отражена в визуальном плане и может быть легко узнана, то чисто художественная визуальная метафора является более сложной для “прочтения”.
Картина “Постоянство памяти” С. Дали (рис. 3 на цветной вклейке) – это визуальная метафора. Анализ и интерпретацию ее давали разные авторы (Etherington-Smith, 1993; Zeri, 1999; Поперечный, 2005 и др.). Можно прийти к выводу, что эта картина является метафорой гибкости времени, относительности времени (металлические карманные часы, изображенные рядом с “мягкими”, указывают на то, что время может двигаться по-разному: плавно течь или четко идти).
Запись на прием к автору статьи, арт-терапевту Коротченко Е.А.
Источник