- Искусство стрит-арта: как согласовать граффити в Москве
- Как согласовать граффити?
- Главные холсты для стрит-арта
- Стена славы: Граффити-карта Москвы
- 1 Яуза
- 2 Hall of fame на ВДНХ
- 3 Кусок Кио на «Флаконе»
- 4 Бутырка, железная дорога
- 5 Стена на Миусской
- 6 Стена на Фадеева
- 7 Дворы на Пушкинской
- 1 Hall of fame на Арбате
- 2 Баскетбольная площадка в Козихинском
- 3 Закрытый двор в Палашевском
- 4 Hall of fame в Камергерском
- 5 Площадка в Столешниковом
- 6 7 Hall of fame на Чистых прудах
- 8 Работа Алексея Луки
- 9 Работа Вовы Nootk
- 1 Hall of fame на Кутузовской
- 2 Заброшенная стройка на Калужской
- 3 Стена в Крылатском
Искусство стрит-арта: как согласовать граффити в Москве
С начала года в Москве одобрили более 600 граффити, которые украшают фасады зданий. Летом прошлого года было принято постановление Правительства Москвы, где закрепили новые правила нанесения граффити, надписей и нарисованных или наклеенных изображений на фасады жилых домов, нежилых зданий и других построек. Теперь будущие картины уличных художников согласовывают семь столичных ведомств.
Новые правила касаются и старых граффити. Чтобы сохранить изображение на стене дома, авторы должны привести их в порядок (закрасить повреждения, удалить загрязнения) и подать заявку на согласование в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы. После этого межведомственная комиссия по вопросам нанесения изображений в городе Москве принимает решение о согласовании.
Процедуру согласования прошло одно из самых известных граффити столицы — изображение балерины Майи Плисецкой на Большой Дмитровке. Картину на стене дома еще в 2013 году нарисовал бразильский уличный художник Эдуардо Кобра — а сбором документов занимались уже районная управа и префектура Центрального административного округа.
Какие граффити можно рисовать в Москве и как согласовать свое творчество с жителями и властями — подробная инструкция в материале mos.ru.
Как согласовать граффити?
Первым делом каждому уличному художнику, который хочет надолго сохранить свое граффити на фасадах, необходимо определиться с тематикой. Среди утвержденных тем изображения, посвященные выдающимся личностям, историческим событиям, науке, спорту и искусству. При этом постановление запрещает наносить рекламу, в том числе и социальную, рисунки, которые содержат призыв к насилию, жестокости или совершению противоправных действий, порочащие честь и достоинство других людей или компаний, а также изображения, демонстрирующие курение и употребление алкоголя.
Следующий важный этап — сбор документов. Прежде чем рисовать граффити, художнику необходимо:
— предоставить документ, удостоверяющий личность художника;
— получить согласие собственников нежилого здания;
— получить согласие более половины собственников помещений в доме, если дом жилой (для этого необходимо провести общее собрание собственников помещений);
— получить техническое заключение о состоянии стены. Для этого можно обратиться, например, в ГАУ «МосжилНИИпроект»;
— разработать дизайн-проект запланированных граффити с фотографиями потенциального места нанесения и фотомонтажом;
— написать пояснительную записку с адресом, параметрами будущих граффити и способом их нанесения.
Соответствующий пакет документов нужно собрать и тем, кто согласовывает уже существующие граффити. Однако вместо фотографий потенциального места нанесения изображения автор предоставляет фото рисунка на фасаде. Дальнейшие процедуры согласования для новых и уже нарисованных изображений не отличаются.
Все документы необходимо принести в столичный Департамент жилищно-коммунального хозяйства в службу одного окна — заявитель сдает бумажные оригиналы и их сканы на электронном носителе.
В течение 30 рабочих дней после регистрации заявку рассматривают шесть столичных департаментов. В их числе Департамент городского имущества, Департамент культуры, Департамент культурного наследия, Департамент средств массовой информации и рекламы, а также Комитет по архитектуре и градостроительству и префектура административного округа Москвы, где планируется нанести изображение.
При одобрении дизайн-проекта Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы вносит вопрос о нанесении изображения в повестку заседания межведомственной комиссии. После согласования художник приступает к ключевому этапу — творческому. Нарисовать граффити можно в определенный период — с 1 апреля по 1 ноября и при температуре не ниже 10 градусов тепла. Срок нанесения изображения зависит от размера граффити — на рисунок площадью до 500 квадратных метров дается одна неделя, до тысячи квадратных метров — две недели, более тысячи — три недели.
Отказом для согласования дизайн-проекта может послужить, например, несоответствие заявленного изображения ни одной из тем или представление в документах неверных сведений. Полный список правил содержится в тексте постановления.
Когда граффити будут готовы, художник должен направить уведомление о завершении работ в Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Специалисты в течение пяти рабочих дней должны принять работы в присутствии художника и представителей Департамента жилищно-коммунального хозяйства, префектуры административного округа, Комитета по архитектуре и градостроительству и других ведомств. А на доработку всех замечаний комиссии у автора есть еще 10 дней.
Главные холсты для стрит-арта
Лидером по количеству граффити стал юго-восток столицы. Там художники превратили в произведения уличного искусства 128 прежде скучных и серых тепловых пунктов Объединенной энергетической компании. В Северном округе граффити нарисованы на 71 тепловом пункте, а в Южном, Восточном, Западном, Северо-Восточном и Юго-Западном округах можно найти свыше 50 картин.
Больше всего граффити на жилых домах в Центральном и Северном округах столицы — в каждом из них рисунками украшено 14 зданий. Среди раскрашенных нежилых строений также лидирует Центральный округ. Там на фасады нанесено 16 граффити.
С начала года в список согласованных граффити вошли изображения героев Советского Союза Николая Гастелло и Сергея Годовикова, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, актера Сергея Бодрова и советского военачальника Митрофана Неделина. Украсили городские фасады изображения редких, краснокнижных животных — снежного барса и амурского тигра.
Источник
Стена славы: Граффити-карта Москвы
Идея составить такую карту наиболее примечательных граффити-мест Москвы пришла к нам во время приезда нью-йоркского граффити-ветерана Futura. Художник хотел своими глазами увидеть главные точки этой культуры в Москве, поэтому мы провели опрос московских художников, какие места ему стоило бы увидеть. Таким образом у нас появилась полноценная карта, которой было бы грех не поделиться с вами.
Составить карту московских граффити довольно непросто — многие старые места сегодня или полностью закрашены усилиями муниципальных властей, или перерисованы молодыми и не очень опытными любителями. Однако не упомянуть их было бы несправедливо, так же как и не написать про заслуживающие внимания куски (отдельные граффити-работы).
В данном материале экспертами выступили совершенно разные художники, каждый из которых знает о граффити не понаслышке.
Художник, один из основателей проекта Code Red
Продюсер, автор хип-хоп-фестиваля «Битва столиц», райтер
SNEKSY
Отрезок Тимирязевская — Дмитровская — Бутырская — Миусская улицы преодолевается на общественном транспорте.
Время в пути: 2 часа 35 минут
1 Яуза
Пересечение Ярославской ветки ж/д и речки Яузы, расположенное между станциями «Маленковская» и «Яуза»
Вдоль железнодорожных путей длится бетонная стена, традиционная для станционных территорий, пока дорога не становится наклонной и не выводит к огромным грязным воротам и большой куче мусора. Стоит пройти несколько шагов, и справа можно увидеть небольшой мост через Яузу, с обеих сторон разрисованный граффити.
В гниющей грязи и грязном снегу утопают пыльные железные ворота, на прошлогодней листве — пара измазанных краской кед, набитых углем. На внутренней стенке моста тонет нарисованный корабль. Молчаливый человек без лица бесшумно кормит уток. Солнца нет.
В 2003-м я учился в университете на Преображенской площади. С этого времени я начал активно рисовать, познакомившись с местными ребятами. Вместе мы излазили весь район, заброшенные стройки и заборы вдоль ж/д путей. Иногда мы садились на
11-й трамвай и ехали в сторону ВДНХ. Выходя на полпути, мы шли дворами, спускались вдоль гаражей вниз и оказывались под мостом железной дороги. Под этим мостом и в окрестностях мы сделали много продакшенов и отдельных кусков.
2 Hall of fame на ВДНХ
Вторая Останкинская улица, напротив дома № 8
Среди редких веток возвышается серый двухэтажный дом с множеством арок; стены дома в основном сырые, в окнах, давно простаивающих без стекол, виднеется ржавый каркас. Конструкция обращена ко Второй Останкинской улице боком и кругом обнесена забором. Через гнутые прутья пролезаю на территорию и принимаюсь идти в обход постройки, ни на что особенно не рассчитывая, сквозь грязный оконный проем вижу кусочек лестницы без перил, заворачиваю налево в дверь. И попадаю в рай.
Весь первый этаж забит и изрисован аккуратными свежими кусками; с верхнего этажа смотрит вниз гигантское сине-желтое лицо; сквозь пустые ставни проникает свет и местами высвечивает мастерски выполненные рисунки и плотно усеянный пустыми сигаретными пачками пол.
Один из старейших hall of fame’ов в Москве. В торговом центре, напротив которого находится стена с начала 2000-х, был расположен (а может быть есть и сейчас) магазин «21 шоп», где можно было купить краску, журналы, видео и прочие тематические атрибуты — один из первых магазинов подобного плана. Не знаю, что происходит со стеной сейчас.
В граффити-культуре «hall
of fame» называют стены, на которых уже на протяжении многих лет рисуют граффити.
3 Кусок Кио на «Флаконе»
Улица Большая Новодмитровская, 36
Стена пятиэтажного здания на дизайн-заводе «Флакон» графически решена художником и графическим дизайнером Алексеем Кио, больше известным в граффити-сообществе как Kiosk. В прямом смысле колоссальный рисунок производит гипнотическое впечатление, потому что кажется, будто перед тобою возвышается рельефный объект; возрожденный супрематизм, оптическая иллюзия. Определенно стоит путешествия к не очень удобно расположенной локации.
4 Бутырка, железная дорога
Ст. м. «Савеловская», развязка на Бутырской улице и Сущевском валу, прямо над ж/д путями
Автомобильные развязки Бутырского и Сущевского валов непреодолимо запутаны, и здесь главное — добраться до моста или возвышенности у железной дороги. Оттуда нужно смотреть вниз, на стены вдоль рельс: на всем своем протяжении и особенно на участке от Савеловского вокзала к аэропорту (здесь проходит дорога аэроэкспресса) эти стены покрыты граффити.
В сущности, наблюдать можно и по дороге сюда, отправляясь на монорельсе от «Телецентра» к «Тимирязевской», и на любом другом участке дороги. Для обывателя, отправляющегося на поезде, это радующие взгляд рисунки, для бомберов — большой вызов.
Там рисуют бомберы, чуваки, которым в кайф, чтобы было посложнее. Рядом есть какой-то бывший завод, в котором три будки, где написано «BТК» уже больше шести лет назад. Мне кажется, то поколение, которое там все нарисовало, уже выросло. Ничего нового и хорошего с тех пор не появлялось. На путях рисовать сложно, к этому надо стремиться, это сопряжено с опасностью быть пойманным теми, кто там ходит и закрашивает постоянно граффити.
5 Стена на Миусской
Миусская улица перед домом № 23, где бизнес-центр
Здесь мы были прежде, когда приезжал Леонард МакГурр a.k.a. Futura 2000 — там, напротив куска райтера Bodik’а, он фотографировался и хвалил авторов.
Сейчас этот рисунок почти «закрошен» (от cross — кроссить, рисовать поверх), но новые работы впечатляют едва ли не больше. Мимо стены буднично спешат на работу ко всему привыкшие прохожие и ничего не замечающие бабушки.
Два-три года назад появилось место, где райтеры могут рисовать бесконфликтно, что большая редкость. Длинная хорошая стенка — я и сам на ней рисовал. К сожалению, вокруг стены началось «уничтожение»: молодые безграмотные артисты кроссят хорошие куски. Чует мое сердце, скоро место закроют.
6 Стена на Фадеева
Улица Фадеева, 4
Эта стена зажата между музеем музкультуры имени Глинки и магазином товаров для художников «Передвижник». Таким образом, расположение стены обязывает рисующих на ней к какому-то уровню, и, должно быть, поэтому она выглядит довольно уныло.
Подозреваю, мне просто не очень повезло застать «те самые куски».
Это старое место, ему точно лет пять-семь. Я его помню с 2007 года, наверняка оно было раньше. Там туса вся живет. Так совпало, что много чуваков из разных команд в том районе учились и жили. Go Vegas, BТК — Тверская репрезент прямо. Там стенка, и там на ней пять-шесть кусков.
7 Дворы на Пушкинской
Дегтярный и Воротниковский переулки
Это путешествие начинается еще в Воротниковском переулке, в который попадаешь с Садовой-Триумфальной. Место настолько древнее с точки зрения московского граффити, что можно завернуть в любую арку и гарантированно наткнуться на чужие скетчи. Что я и делаю, ныряя влево, и попадаю во двор, чью хмурость немного спасают красочные граффити, впрочем, тоже без особенных прорывов. За мусорными баками прячутся наиболее яркие из них, снося соседство и с развешанным на веревках исподним.
Выхожу на Воротниковский и иду дальше, к Дегтярному. Там через узкую арку ныряю в следующий двор. Проходя здесь в день своего приезда, Ленни был больше восхищен самим внутренним устройством двора, чем надписями, по большей части сводящимися к теггингу. Само по себе место кажется грязным и непримечательным, но я предпочитаю с почтением отнестись к истории и подробно фотографирую каждую стену.
Дегтярный переулок и наискосок к пушкинскому кинотеатру: дворы, арки и переходы, где еще можно встретить давние куски «ЗАЧЕМ», BTK, CGS — старейших граффити-команд. Кусочек живой истории.
Пешеходный маршрут. Время в пути: 2 часа 30 минут
1 Hall of fame на Арбате
Поварская улица, 14
В дневное время на территорию школы без лишних вопросов пускают всех желающих: мало ли, вдруг у вас там учится младший брат. Но уже на подходе к разрисованной стене начинается типичная московская история: граффити расположено как бы за забором, кажется, будто оно «арестованное», поскольку нормальным путем за территорию этого забора попасть нельзя, как, соответственно, нельзя и толком полюбоваться одной из стен.
Другие стены вполне доступны для обзора, но на них к моменту моего визита нет ничего выдающегося, и, как в случае с дворами на Пушкинской, уважение вызывает история места.
Здесь в начале нулевых первыми начали рисовать Дима Оскес и его товарищи по команде, которая тогда называлась «Абсурд мафия». Стены возле школы между Поварской улицей и Хлебным переулком за годы рисования покрылись солидным слоем краски. Мне кажется, что это одно из самых популярных полулегальных мест, в котором не порисовал только ленивый. На стене также рисовали известные иностранные граффити-райтеры, которые приезжали в Москву: например, всемирно известный немец Loomit, чех Point, француз Honet и другие. К сожалению, рисунки на этой стене долго не задерживаются.
2 Баскетбольная площадка в Козихинском
Малый Козихинский переулок, между домами № 9 и 11
Место выглядит действительно эффектно в любое время года, поскольку расписанная граффити площадка создает впечатление уютного двора, в котором собираются свои ребята. Это, учитывая место, задача труднодостижимая: движение по Трехпрудному, Малому и Большому Козихинским переулкам очень плотное, кругом бесконечно происходят громкие, освещамые в СМИ битвы за историческое наследие и жилищные условия — в общем, на фоне этого безумия на площадке царит относительное спокойствие.
Правда, сегодня калитка отходит, дно завалено щебнем и досками, кругом гигантские сугробы — зима не к лицу даже этому месту.
Там у меня ощущение, что я попадаю в Бронкс: вот эта баскетбольная площадка, кирпичная стена и в пять этажей граффити, которые вверх на 15 метров уходят. Я то же самое видел в нью-йоркской глуши. И там куски — классические flopp’ы. Cope 2 как будто там был вчера. Помню, NAMER’а был кусок, но я там давно был.
3 Закрытый двор в Палашевском
Большой Палашевский, 15
Пытаюсь попасть в этот двор всеми легальными способами: через арку в Трехпрудном (стена заканчивается тупиком), через арку в Мамоновском (часть стены «арестовано» забором, к которому вообще не подобраться, рядом тусуются абхазцы, чье посольство находится тут же за углом), через Тверскую тоже не получается, на домах Большого Палашевского стоят кодовые замки.
Подозреваю, ход туда есть через забор или школу искусств, но она в этот день закрыта.
Это вообще очень странный двор, очень прикольный, потому что он с двух сторон на кодовых замках. Так что туда можно попасть, если у тебя кто-то из друзей живет, ну или перелезть. Там есть куски «ЗАЧЕМ», каких-то питерских наших друзей. Через эту школу, мне кажется, туда можно через забор попасть. В одном из этих домиков живет ПОЗЕР, и там постоянно его туса все разрисовывает.
4 Hall of fame в Камергерском
Камергерский переулок, 4
Перед памятником родоначальнику русской драмы сверните вправо в арку, после арки сразу поднимитесь налево вверх и пройдите сквозь другую арку. Последняя — очевидно, единственное свидетельство ушедшей эпохи: больше в старейшем hall of fame Москвы рисунков вы, скорей всего, не увидите.
Люди с хорошей фантазией могут прогуляться вдоль двора, стены домов в котором густо закрашены бледной краской, и представлять, как там было раньше.
Это очень старое место, года с 2003-го. Там рисовали Озик, «ЗАЧЕМ». Вначале все рисовали только понизу, но эти ребята научились рисовать сверху. Я как-то рисовал там вместе с Шило из «Кровостока», но нас поймали. Потом туда стали стекаться наркоманы покурить, когда поняли, что это свободная зона. А это привлекло внимание полиции, и нас оттуда прогнали. Года три-четыре уже там не рисуют.
5 Площадка в Столешниковом
Столешников переулок, 17
Игровая коробка размером с баскетбольную, на которой стоят при этом футбольные ворота, — вот что из себя представляет площадка в Столешниковом. Разноцветными флажками к площадке присоединен заброшенный фургон с фастфудом, на котором выжжено «УАФ!», у металлических ворот барахтаются в снегу три маленьких мальчика.
Высоченная угловая стена покрыта тремя гигантскими надписями «ВАЕР!», «SѢЛО», и под самой крышей гигантское «ЗАЧЕМ».
Это явно старое место, там ролл-дауны сверху валиками делали лет пять-семь назад. На площадке всегда туса, можно всегда там порисовать, пока все играют. Классно, что это в самом сердце города, где вроде бы не должно быть уже никаких дворов.
6 7 Hall of fame на Чистых прудах
Мясницкая улица, 21, Огородная слобода, между домами № 6 и 12
Таких два: первый находится во дворе дома на Мясницкой, 21, строение 8, второй — во дворах Огородной слободы, между домами № 6 и 12. Старые, но живописные места славы. Первый представляет собой огромную футбольную коробку, со всех сторон которой расположены дома, их стены расписаны так подробно и плотно, что кажется, будто рисунки давно стали частью архитектуры.
Ходить интересно и вокруг домов внутри двора, там расписана всякая стена, и можно при желании провести здесь довольно много времени, пытаясь разглядеть все детали. Настоящий восторг в унылом районе Чистых прудов, давным-давно слившемся в моем сознании с пивными забулдыгами, оккупировавшими бульвары.
Что касается Огородной слободы, там больше новых кусков, поскольку, помимо коробки, там расположены гаражи, вдоль которых растянулись разноплановые граффити-работы.
Я не знаю точно, когда на этой стене на футбольной площадке появились первые работы, но рисовать относительно часто там стали во второй половине 2000-х. Это место хорошо тем, что там тихо и стена достаточно большая. Помню, в 2005 году мы с Димой Оскесом нарисовали там большую совместную работу, а в 2007-м я рисовал там вместе со Стасом Scheme. Эта стена на Чистых прудах отлично подходит, чтобы сделать какую-то серьезную работу.
8 Работа Алексея Луки
Переулок Васнецова, 9, строение 1
Работы Луки очень узнаваемы, и, раз уж выше мы говорили о супрематизме, здесь уместным будет также упомянуть этот вид абстрактного искусства, в особенности в связи с выбранной цветовой гаммой, напоминающей плакатную живопись начала прошлого века. Нет уверенности, что проживающие в соседних домах люди оценивают произведение Луки более благосклонно, чем приняли бы традиционный правительственный заказ на лубочный пейзаж, но приятно, что эта конкурсная работа Московского фестиваля уличного искусства существует.
9 Работа Вовы Nootk
Астраханский переулок, 8
Путь к дому № 8 на Астраханском переулке лежит через Грохольский, в котором расположены «Аптекарский огород» и пара любопытных казенных построек, так что скучать по дороге не придется. Работа NOOTK’а немного напоминает вещи канадских и французских уличных художников, московский стрит-арт обычно либо абстрактный, либо бескомпромиссный, отчего ему будто бы немного не хватает самоиронии.
Точки вне маршрутов
1 Hall of fame на Кутузовской
Улица Киевская, 27
Необходимо выйти на станции метро «Студенческая» и пойти влево по Киевской улице до дома № 27, обойдя его по левой стороне. Там, под Третьим транспортным кольцом, искомое место славы.
Эта стена, расположенная на перегоне между станциями «Студенческая» и «Кутузовская» на открытой Филевской ветке метро, была одним из первых видных мест в городе, где в начале 2000-х часто рисовали московские граффити-райтеры старой школы, в том числе участники команд BTK, CGS, «ЗАЧЕМ» и другие. В 2001 году я каждую неделю ездил по этой ветке на занятия по русскому языку и с интересом следил за рисунками, которые там появлялись. В то время это был лучший способ увидеть свежие работы московских райтеров.
2 Заброшенная стройка на Калужской
Угол Профсоюзной улицы и улицы Бутлерова, рядом с домом № 11 по улице Бутлерова
Приезжаете на «Калужскую» и пытаетесь, преодолевая пыль, брести по Профсоюзной улице в сторону области до дома на углу Профсоюзной и улицы Бутлерова. Вы на месте.
На этой стройке я рисовал много раз. Она заброшена уже около 20 лет. Году в 2003-м там практически не было граффити, но за десять лет все поверхности, на которых можно рисовать, покрылись слоями краски. С 2004-го по 2008-й там можно было увидеть мои рисунки, а также хорошие работы Стаса Scheme, Леши Kio и других. Сейчас там в основном рисуют начинающие, а также граффити-райтеры средней руки. Интересных, на мой взгляд, рисунков там давно не появлялось. Забавно, что соседнее здание — проектный институт ФСБ.
3 Стена в Крылатском
Крылатская улица, в 200 м от остановки «Гребной канал»
Выходите на станции метро «Молодежная», ловите маршрутку № 229 и едете до остановки «Гребной канал». Там переходите дорогу и идете дальше по Крылатской улице до поворота налево в парк. Перед вами, в зарослях с правой стороны, знаменитая стена в Крылатском.
Возможно, кто-то помнит фестивали «Чистая энергия», которые проходили в самом начале 2000-х в Крылатском. Помимо сноубордистов и представителей прочих молодежных субкультур, туда приезжало много граффити-райтеров — это мероприятие было одним из основных мест знакомства. Так, например, известный московский граффити-художник Костя Zmogk, который рисует до сих пор, впервые заявил о себе именно там. Несмотря на то, что большинство рисунков на фестивале делалось на стенах из оргалита, на бетонном заборе на Крылатской улице, возможно, еще осталось что-то из рисунков, сделанных более десяти лет назад Марком, Червяком и другими звездами московского граффити первой половины 2000-х годов. Там иногда до сих пор появляются новые работы.
Источник