- Как рисовать разные выражения лица
- Как построить голову?
- Размеры лица
- Выражение лица
- Движения глаз и бровей
- Движения рта
- Движения носа
- Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций
- Об авторе:
- Анатомия человека для рисования для начинающих поэтапно: позы, голова, аниме, лицо, тело
- Пропорции человеческой фигуры
- Анатомические различия фигур мужчины и женщины
- Этнические особенности
- Ракурсы
- Эмоции и мимика
- Как рисовать человека карандашом поэтапно для начинающих
- Голова
- Торс и таз
- Конечности, кисти и стопы
- Аниме
- Человек в полный рост
- Портрет
- Правила рисования человека в стиле аниме
Как рисовать разные выражения лица
Немецкая концепт-художница Магда Проски составила краткое руководство на тему того, как рисовать разные выражения на лицах персонажей. Она проанализировала анатомию лица и то, как разные черты движутся и работают вместе, чтобы выразить эмоции. Итак, если вы хотите нарисовать по-настоящему выразительное лицо персонажа, то вот главные подсказки.
Как построить голову?
Лицо — это один из самых сложных объектов для рисования. Во-первых, как и на любом другом трехмерном объекте, на нём много выпуклостей и впадин. Но кроме этого, лицо должно рассказывать историю, вызывать эмоции и создавать иллюзию того, что с плоского двухмерного холста на зрителя смотрит реальный человек. В современном мире мы привыкли к тому, что видим фото каких-нибудь людей на каждом углу. Представьте себе времена, когда фотографии не существовало — каким невероятным переживанием было увидеть нарисованный портрет человека! Искусство передачи эмоций оттачивалось веками.
Начнём с построения головы. Существует столько же разных способов построить на бумаге человеческую голову, сколько самих художников. В жизни голова и лицо состоят из двух типов тканей. Твердая и неподвижная ткань — это кости черепа; мягкая и гибкая ткань — это мышцы и жир. Магда предлагает построить череп из трёх геометрических фигур: продолговатой сферы, прямоугольного параллелепипеда и полуцилиндра.
Если вы хотите улучшить свои портретные навыки, то лучше выучите форму черепа наизусть. Эта часть головы мало меняется, она у всех более-менее одинаковая.
Если вы сумеете нарисовать правильный череп, то лицо потом можно стилизовать любыми возможными способами, и оно всегда будет смотреться правдоподобно.
В черепе всего один подвижный элемент — челюсть. У неё довольно гибкий сустав: он позволяет не только открывать и закрывать рот, но и двигать челюстью вперед, назад и в стороны. Попробуйте сымитировать своими зубами разный прикус или просто поскрипеть ими, и вы поймёте, о чём речь.
Это возможно благодаря тому, что наш челюстной сустав имеет очень хитрый рабочий механизм.
Когда мы открываем рот, шарнир, обеспечивающий вращение, не остаётся на одном месте — вместо этого вся челюсть немного сдвигается вперед! Прижмите палец к щеке в том месте, где вы можете почувствовать движение сустава. Теперь откройте и закройте рот — и вы заметите лёгкое движение челюсти вперед и назад. Как это связано с рисованием? Очень просто: если вы рисуете человека с открытым ртом, его подбородок придётся немного сдвинуть вперед. Иначе у вас не получится добиться правдоподобного вида.
Размеры лица
Череп очень важен для базового построения лица, но по-настоящему внешность зависит от формы мягких тканей, прикрепленных к кости. Как мы уже упоминали, череп покрыт слоями мышц и жира. В некоторых местах эти слои довольно тонкие, поэтому мы легко можем увидеть форму черепа под ними. В других местах мышцы и жир достаточно толстые, поэтому они будут сильно сдвигаться с обычного места при изменении выражения лица.
На этой схеме зеленым цветом обозначены области, где мягкие ткани тоньше всего, и под ними чувствуется кость. Форма этих участков меняется минимально. Что касается мест, которые могут сильно менять форму, то это в первую очередь щеки, губы и кожа вокруг глаз. Впрочем, на зелёных участках мы тоже можем наблюдать поверхностные изменения: там меняется натяжение кожи, а также возникают или исчезают морщины.
Вот ещё одна важная вещь, которую следует помнить: лицо не плоское, оно выпуклое. То есть, когда вы будете разворачивать его в пространстве под разными углами, вы должны располагать его не на плоской поверхности, а, грубо говоря, на боковой поверхности цилиндра. Нужно помнить, что все элементы лица в конечном счете размещаются на голове, тяготеющей к форме шара.
Выражение лица
Когда мы улыбаемся, мы не только приподнимаем уголки губ. Настоящая улыбка состоит из целого набора мышечных движений по всему лицу. В движение приходят брови и крылья носа, меняется форма глаз и рта — то, как именно они движутся, зависит от выражаемой эмоции и индивидуальных особенностей человека.
В этом отношении полезно наблюдать за друзьями и корчить разные лица перед зеркалом, чтобы внимательно изучить, как разные люди показывают эмоции. Это хороший способ прокачать навыки — вскоре вы заметите, что ваши персонажи стали более правдоподобными.
Выражения лица: 1 — нейтральное, 2 — радостное, 3 — печальное, 4 — удивлённое, 5 — испуганное, 6 — рассерженное, 7 — брезгливое
На картинке выше в упрощенном виде показаны базовые эмоции человека. Зеленые стрелки указывают направление движения мышц, а синими линиями отмечены морщины, которые при этом образуются. Если вы хотите, чтобы персонажи выглядели молодо, не рисуйте им мимические морщины в виде черных линий. Потому что чем больше таких морщин вы нарисуете, тем старше/уродливее будет выглядеть персонаж. Вместо этого лучше обратить внимание на нюансы в изменении формы глаз, бровей и рта — они способность совершать огромное количество разнообразных движений.
Движения глаз и бровей
Как гласит народная мудрость, глаза — зеркало души. Это и правда чрезвычайно выразительная черта лица. Одних глаз достаточно, чтобы показать такие эмоции, как веселье, страх или гнев.
Глаз окружают многочисленные группы мышц. С их помощью человек может, например, широко раскрыть веки, показав всю радужную оболочку. Другое сокращение мышц приведет к тому, что глаз, наоборот, прищурится, вокруг него возникнут морщины.
У бровей есть отдельные, свои собственные группы мышц. Внешними и внутренними кончиками бровей управляют разные мышцы, поэтому брови могут не только подниматься и опускаться, но и принимать волнообразную форму! Есть ещё и специальные мышцы, с помощью которых мы сводим брови над переносицей.
Выше на рисунке приведены примеры глаз (J1, J2 и J3), выражающих одну и ту же эмоцию — радость.
Бровь находится в нейтральном положении или слегка приподнимается. Важно также, что когда мы улыбаемся, внешние уголки глаз прищуриваются и приподнимаются вверх благодаря смещению щёк. По наличию этого прищура искреннюю улыбку можно отличить от фальшивой.
На рисунках A1, A2 и A3 изображены глаза, выражающие гнев или отвращение. Очень тяжелую работу здесь выполняют мышцы над переносицей. Они сводят брови вместе и тянут их вниз, создавая тем самым множество морщин между бровями и на переносице. Глаза на рисунках F1, F2 и F3 выражают потрясение и страх. Это единственное выражение лица, при котором веки открывают всю радужку. В зависимости от формы бровей широко открытые глаза могут выражать разные эмоции — от удивления до ужаса.
Движения рта
Губы тоже окружены множеством групп мышц, что дает им возможность принимать бесконечное количество форм. Это позволяет нам не только выражать эмоции, но и произносить различные звуки.
Вы когда-нибудь задумывались, почему по бокам от уголков рта мы рисуем маленькие вертикальные линии? Угол рта включает в себя узел (N), к которому прикреплено множество мышц (рисунок S1). Этот узел имеет сферическую форму, которая и создаёт небольшую изогнутую тень в углу рта.
На рисунках выше и ниже показаны некоторые формы губ, характерные для выражения радости, страха и гнева. Рисуя рот, не забывайте, что когда зубы размыкаются, подбородок нужно опустить вниз. Верхняя губа имеет свойство поджиматься и обнажать зубы. Если это происходит при улыбке, изгиб губы будет незначительным (рисунки S2 и S3). Но чтобы передать гнев или отвращение, губа изогнётся более агрессивно, как показано ниже (G1, G2 и G3).
Мышцы рта могут работать несимметрично, например, мы можем улыбаться одним уголком губ. Чтобы понять, какие это открывает возможности, поэкспериментируйте перед зеркалом.
Движения носа
Когда речь идет о выражении эмоций, роль носа недооценивают. Тем не менее, он способен привнести в выражение лица трудноуловимые, но важные нюансы — если рисовать его правильно, конечно. Обратите внимание, что на рисунке N4 ноздри вытягиваются вместе со ртом. А когда человек глубоко вдыхает, они открываются шире обычного. Это поможет нарисовать напряжённое выражение лица, как на рисунке N5. Когда мы злимся или испытываем отвращение, мы морщим нос (N2 и N3).
Выражения лица с соответствующим носом: N1 — нейтральное, N2 — отвращение, N3 — гневное отвращение, N4 — удивлённое, N5 — напряжённое
Советуем вам побольше экспериментировать, смешивать разные эмоции и создавать уникальные выражения на лицах персонажей. Главное, как можно больше наблюдайте натуру! Зеркало — незаменимый инструмент для любого разработчика персонажей.
Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций
Понимание основ открывает неограниченные возможности стилизации персонажей. Вернемся к началу статьи, где мы рассматривали базовое геометрическое построение. Три основные фигуры остаются неизменными, но их пропорции можно и нужно менять! Это позволяет создавать стилизованные и в то же время правдоподобные лица.
Работа с простыми геометрическими фигурами также помогает контролировать наклон головы в перспективе. Например, мы хотим нарисовать симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом, который слегка откинул голову назад. Для этого надо увеличить размер параллелепипеда, а полуцилиндр сделать короче, и учесть ракурс при построении этих фигур. На следующем этапе рисуем череп, соответствующий этим пропорциям, и уже поверх него — собственно лицо.
Чтобы улыбка выглядела искренней, давайте приподнимем брови и немного прикроем нижнее веко щекой. Обратите внимание, как растянутый рот приподнимает щёку и делает её форму более округлой.
Об авторе:
Магдалена Прошовска, или просто Магда Проски — немецкая художница польского происхождения. Известна в первую очередь своими стилизованными, броскими портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецкой студии Ubisoft, которая занимается разработкой строительной стратегии The Settlers. Примечательно, что как цифровой художник Магда — самоучка. Что не мешает ей быть приглашенным преподавателем в университетах игрового искусства в Кёльне и Дюссельдорфе.
Источник
Анатомия человека для рисования для начинающих поэтапно: позы, голова, аниме, лицо, тело
Рисование человека согласно анатомическим особенностям – один из примеров высокого мастерства художника. Для этого можно использовать любые материалы, начиная от карандашей и заканчивая акварельными красками.
Пропорции человеческой фигуры
Для правдоподобности изображения, следует учитывать пропорции тела человека и головы, а для этого следует знать, что:
- за 1 ед. принимают высоту головы ото лба до нижней части подбородка;
- общий рост тела составляет примерно 7-8 ед.;
- ширина плеч равна 2-3 ед. Точное количество зависит от пола персонажа. У мужчины плечи больше, поэтому их ширина должна быть равна 3 ед. У женщин ширина плеч – 2 ед.
Каждый художник, рисующий человека, также должен помнить следующие пропорциональные отношения:
- суммарная высота туловища и шеи – не более 3-х ед.;
- длина рук равна 3 ед.;
- длина ног составляет 3,5 ед.
Пропорции особенно важны в изображении телодвижений. Основная задача художника – передать динамику и позу фигуры. Каждый шаг, выполняемый при рисовании человека, заключается в создании единой фигуры, которая обладает энергией, даже если при этом необходимо изменить пропорции или анатомию.
Анатомия человека для рисования для начинающих в живописи делит тело на 8 основных частей:
- Голова.
- Верхняя часть грудной клетки.
- Нижняя часть грудной клетки.
- Таз.
- Верхняя часть бедер.
- Нижняя часть бедер.
- Икроножные мышцы.
- Голень и стопа.
Благодаря такому условному делению рисовать значительно проще.
Анатомические различия фигур мужчины и женщины
Мужское и женское тело имеют разные скелеты.
Анатомия человека для рисования — отличия в фигурах мужчины и женщины
Основное различие заключается в соотношении ширины плеч и бедер. У женщин тазовая кость шире, а талия – уже. У представителей сильного пола самая широкая часть – плечи, а вот талия и бедра имеют почти одинаковую толщину. По форме женский силуэт похож на песочные часы, тогда как мужской – на трапецию.
Этнические особенности
Чтобы придать динамичности и реалистичности в работе, необходимо знать этнические различия между людьми, а именно:
Представители | Характеристики |
Азиаты |
|
Афроамериканцы |
|
Европейцы |
|
Ракурсы
Начинающему художнику при рисовании анатомических особенностей человека важно научиться улавливать правильный ракурс.
Например:
- при изображении лица в профиль оно может быть вписано в квадрат и поделено на 2 одинаковые части, где центром будет ухо;
- чтобы изобразить ракурс «3/4», необходимо соблюдать следующие правила: правая сторона лица кажется больше, а нос находится на удаленной от зрителя части лица;
- одна из главных особенностей ракурса «взгляд вниз» – уши должны располагаться так, чтобы они казались выше глаз. Нос должен перекрывать губы и рот. Верхняя часть головы казаться больше;
- при взгляде вверх нижняя часть головы кажется больше. В этом случае отчетливо видны подбородок и ноздри, а уши будто располагаются ниже глаз.
Эмоции и мимика
Эмоции человека обязательно должны присутствовать в рисунке, без них лица будут казаться безжизненными.
Из всех эмоций и выражений лица можно выделить 6 основных, знание о которых поможет художникам в работе:
Эмоция | Характеристики изображения |
Удивление |
|
Страх | Уголки бровей сведены друг к другу, в результате чего брови выгибаются. |
Отвращение |
|
Злость |
|
Счастье |
|
Грусть |
|
Как рисовать человека карандашом поэтапно для начинающих
Рисование фигуры человека в полный рост в одежде или без нее заключено в следующие этапы:
- Провести несколько светлых линий, одновременно наметив пространство, которое фигура будет занимать на полотне. Важно на этом этапе определить максимальную высоту и ширину.
- Наметить основные части тела – голову, торс, руки, ноги. Важно при этом учитывать относительные пропорции.
- Обратить внимание на динамику фигуры. Возможно, человек просто стоит без движения или его поза говорит о том, что он выполняет какое-то действие. Все это нужно отобразить. Важно обратить внимание на углы и наклоны, которые имеются в фигуре.
- Создать контуры, набрасывая тени и отображая детали, без которых нельзя обойтись.
- Удалить все вспомогательные линии.
Анатомия человека для рисования для начинающих помогает лучше выполнить рисунок. Скелет можно изобразить линиями, которые показывали бы позу. На первых стадиях, когда еще нет большого опыта в рисовании, нужно стараться изображать простую форму тела с учетом его главных пропорций.
Эта часть тела самая выразительная. В портрете не просто воспроизводятся физические черты с целью сделать узнаваемым того или иного персонажа.
Портрет с помощью мимики рассказывает о:
- личности человека;
- его эмоциях;
- чем он задумался.
Голова
Голова рисуется следующим образом:
- Прорисовать овал и внутри него провести 2 линии, пересекающиеся под прямым углом. Горизонтальная линия будет обозначать расположение глаз, а вертикальной линией отмечается середина головы.
- Измерить высоту головы. Для этого линейку приложить к вертикальной линии, которой обозначена середина головы. Размеры остальных частей тела зависят от высоты головы.
- Определить, где будут располагаться ушные раковины. Их верхняя часть должна находиться на оси глаз, а нижняя – на уровне основания носа. Форма их может быть разной, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Местоположение всегда одно и то же.
Торс и таз
Для их рисования необходимо:
- 7 отрезков, равных высоте головы, прорисовать вниз. Это будет длина тела.
- Ориентируясь на рисунок, создать скелет тела. Важно помнить о пропорциях и об анатомических особенностях мужской и женской фигур. Ширина плеч у мужчины равна 3-м головам, у женщин – 2-м.
- Изобразить грудную клетку, область таза, а также верхнюю и нижнюю пары конечностей. На месте гибких суставов нарисовать простые кружки.
- Удалить первоначальные линии, которые играли роль вспомогательных элементов. Для этого пройтись по ним ластиком.
- Приступить к рисованию ключицы, шеи, плеч, груди. Грудная клетка и таз по бокам должны быть соединены линиями, при этом нужно стараться повторять все изгибы, образованные мышцами.
Конечности, кисти и стопы
Работа с кистями и стопами самая сложная, ведь эти части тела нередко оказываются более выразительными, чем лицо.
Их изображение включает следующие этапы:
- Создать набросок. При его выполнении следует учитывать ракурс и позу. Выполнен он должен быть быстро, но прилежно.
- Заняться геометризацией. Придавая нужные формы кистям и стопам, стараться передать анатомическую информацию.
- Уточнить детали и индивидуальные очертания.
Анатомия человека для рисования для начинающих изучается в общих чертах.
При работе с изображением учитывают следующие рекомендации:
- нужно пробовать рисовать собственные руки и стопы в различных положениях;
- в процессе обучения требуется использовать в помощь зеркало;
- брать различные предметы в руки;
- необходимо пытаться передать динамичность и настроение жестикуляций в рисунках.
Аниме
Японские комиксы манга и мультфильмы, называемые аниме – это широкий пласт культуры, несмотря на то, что в Европу они пришли недавно. Сегодня аниме-персонажи узнаются поклонниками по всему миру. Их рисование практически не отличается от изображения любого человека.
Для этого необходимо:
- Создать фигуру. Здесь действует тот же принцип: рост тела равен примерно 8 головам. Остальные пропорции тела мультяшных героев идентичны пропорциям человека.
- От каркаса, выполненного линиями и кругами, перейти к общей структуре. На этом этапе обозначить мышцы, а в местах, где сочленяются части рук и ног, поставить маленькие овалы. Запястья, торс и низ ног должны так и остаться линиями.
- Приступить к формированию контуров тела. Для этого аккуратно провести чуть изогнутые линии. Они полностью сформируют образ персонажа.
Важно делать линии плавными, ведь любые углы будут способствовать созданию эффекта механичности и уменьшению натуральности.
- Удалить ластиком все проведенные ранее вспомогательные линии.
Человек в полный рост
Еще один способ рисования человека в полный рост может быть следующим:
- Изобразить прямоугольник, стороны которого соотносятся как 3:4. При этом располагаться геометрическая фигура должна так, чтобы ее длинные стороны имели вертикальное положение, а короткие – горизонтальное.
Как рисовать человека (мужчину) в полный рост: пошаговое руководство
- В центре прямоугольника провести вертикальную линию, которая должна быть чуть длиннее продольной стороны.
- В самом верху от одного угла прямоугольника к другому его верхнему углу провести дугу. Это будет линия плеч. В нижней части должна быть аналогичная дуга, но только чуть длиннее. Это будет контур летней легкой одежды, например, футболки.
- Изобразить части тела в полный рост. Это делается с помощью овалов. Ими обозначаются голова, плечи, колени.
- 2-мя короткими линиями, проходящими от нижней части головы к дуговой линии над прямоугольником, обозначить шею.
Как рисовать человека (мужчину) в полный рост: пошаговое руководство
- Не нужно стараться тщательно вырисовывать овалы, они нужны только для того, чтобы художник мог лучше ориентироваться в своем рисунке при работе над ним. Когда работа закончится, эти овалы придется удалить.
- Единственный овал, над которым нужно особенно постараться – голова. Здесь важно учитывать форму подбородка.
- Изобразить еще 2 овала, которые будут обозначать локти и 2 овала, которые будут обозначать ступни.
- Провести 2 извилистые линии, проходящие по бокам туловища. Они должны быть соединены с контурами коленей.
Как рисовать человека (девушку) в полный рост: пошаговое руководство
- По плечевым и локтевым овалам нарисовать верхние конечности.
Аналогично по коленным и стопным овалам нарисовать нижние конечности. На данном этапе убедиться в правильной пропорции конечностей и туловища. - Взять ластик и аккуратно устранить все лишние элементы.
После удаления ненужных вспомогательных деталей добавить контуры футболки и нижнюю линию брюк. - Нарисовать лицо.
- Нарисовать одежду. Важно не забывать: на ней должны быть складки и тени. Местоположение последних зависит от того, с какой стороны от человека находится источник света.
Уметь рисовать людей в разных позах – значит, уметь заставить их «оживать» на бумаге. Можно, например, изобразить человека, бросающего копье или танцующего.
Важно при этом обращать внимание на положение головы и туловища, а также на то, как согнуты конечности. Начинать можно со схематических рисунков. Так будет проще ориентироваться. При рисовании героя важно помнить о центре тяжести.
Портрет
Перед тем как начинать рисовать портрет, лучше сделать несколько набросков. Это будет хорошая тренировка руки. Так кисть привыкнет рисовать линии изгиба, что в будущем упростит работу.
Потренировавшись, можно приступать непосредственно к созданию портрета, а для этого:
- Нарисовать овал. Он должен располагаться в центре листа. Важно при этом уделить внимание форме подбородка. Карандаш рекомендуется держать под углом 45°.
- Когда овал с выраженной формой подбородка будет нарисован, наметить шею парой изогнутых линий.
- Провести вспомогательные линии. Прежде всего лицо должно быть поделено на 3 одинаковые части. Это делается с помощью 2-х горизонтальных линий. Верхняя линия отмечает положение бровей, а нижняя – линию носа.
- Убедиться, что 3 части лица равны по высоте. Это оказывает значительное влияние на пропорции.
- Провести 1 вертикальную линию, которая будет пересекать обе горизонтальные. Проходить она должна по центру. Это будет ось симметрии, при отсутствии этой линии лицо получится кривым.
- Проработать волосы. Они изображаются плавными контурами. При этом нужно сделать так, чтобы волосы чуть накладывались на лицо.
- Проработать важные детали лица. Сначала нарисовать брови. Они располагаются чуть выше верхней горизонтальной линии. Ширина их может быть любой. Главное, чтобы выглядело правдоподобно.
- Перейти к рисованию губ. Сначала провести линию их смыкания, затем – намечать обе губы. При этом важно учитывать следующую особенность: нижняя губа должна быть чуть больше верхней.
- Изобразить нос. Он располагается сразу над нижней горизонтальной линией. Необходимо наметить его крылья и вписать ноздри.
- Нарисовать самую выразительную часть лица – глаза. Для этого наметить изогнутую линию, проходящую под бровями. Это ось, на которой будут располагаться глаза.
- Определить местоположение внутренних уголков глаз. Для этого от крыльев носа провести вертикальные линии вверх. Дойдя до проведенной изогнутой оси, они покажут, в каком месте на лице будут находиться внутренние уголки глаз.
- Нарисовать сами глаза. Важно обратить внимание на форму органов зрения, которые похожи на листочки растений. Их внешние уголки также должны располагаться на изогнутой оси.
- Удалить все вспомогательные линии. Для этого используется обычный ластик.
- Избавившись от линий, требуется перейти к детализированной прорисовке. Продолжить работу с глазами. Нужно нарисовать веки вверху и внизу у каждого глаза.
- Выписать радужную оболочку и зрачки. Внутри каждого зрачка должны быть небольшие блики.
- Работать со светом и тенью. Начинать следует со штриховки зрачков. Они должны стать темными.
- Закрасить брови короткими штрихами. Под веками должны быть тени.
- Придать объем губам. Для этого достаточно на каждую из них наложить штрихи. На нижней губе следует оставить место для блика.
- Нанести тени на нос. Они должны присутствовать по бокам, а ноздри должны быть плотно заштрихованы.
- Доработать объем лица. Для этого наложить тени на щеки. Также они должны присутствовать под бровями и под подбородком.
- Перейти к работе с волосами. Заштриховать волосы, стараясь придать им объемность.
Правила рисования человека в стиле аниме
Каждому, кто хочет научиться правильно рисовать аниме-персонажей, следует помнить об отличительных особенностях строения тела женщин и мужчин в манге.
Например, у женщины должны быть:
- широкие бедра;
- ярко выраженная грудь;
- узкие плечи;
- стройная шея;
- ноги подчеркивать форму «песочных часов»;
- скулы лица изображены тонкими линиями небольшого размера. Им не придается много внимания.
У начинающих и профессиональных художников персонажи необязательно должны быть реалистичными и натурально соответствовать анатомии. Волосы могут быть разных цветов. Уши могут быть не человеческими, а, например, кошачьими. При рисовании одежды фантазии также нет предела.
Источник