Лессировка акварелью для детей

9. Акварельные техники. Часть I.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.

Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи . В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.

ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка– многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:
  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Читайте также:  Методика проведения занятия по рисованию во второй младшей группе
Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).
Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:
  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.


Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).

  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге» дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью: на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.

Упражнение №1.

Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.

Этапы выполнения задания:

  1. .В первом прямоугольнике делаем заливку одним цветом
  2. Во втором делаем тоновую растяжку любым цветом
  3. В третьем переход из цвета в цвет
  4. В четвертом используем технику “По-сырому”
  5. Подправляем все, доделываем,где ждали, чтобы высохло.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»

1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.

2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ

Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.

3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ

Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.

5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ

Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.

6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС

Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.

Источник

Техника лессировки в акварели — что это и как использовать

Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь) или глизали (от англ. Glaze — глазурь, глянец), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая сияющий эффект.

Приведём в пример несколько цветов, которые можно использовать для лессировки:

  • гуммигут (New Gamboge);
  • индийский жёлтый (Indian Yellow);
  • винзор красный (Winsor Red);
  • малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);
  • кармин (Carmine);
  • розовый прочный (Permanent Rose);
  • пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);
  • винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));
  • индатрен синий (Indanthrene Blue);
  • французский ультрамарин (French Ultramarine);
  • кобальт синий (Cobalt Blue);
  • синий антверпен (Antwerp Blue);
  • берлинская лазурь (Prussian Blue);
  • виридоновая (Viridian);
  • винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));
  • зелёный перилен (Perylene Green);
  • зелёный Хукера (Hooker’s Green);
  • травяная зелень прочная (Permanent Sap Green) и другие.

Непрозрачные краски полезны для смягчения оттенков. Но в лессировке они запросто могут превратить глубокие слои в плоские, оставить небольшой осадок или создать грязный оттенок.

Вот некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:

  • кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);
  • церулиум синий (Cerulean Blue);
  • марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);
  • кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);
  • кобальт зелёный (Cobalt Green);
  • неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);
  • жёлтая охра (Yellow Ochre);
  • серия (Sepia) и индиго (Indigo).

Почему стоит попробовать метод глизали

После высыхания акварельные краски всегда становятся светлее, 10% — когда они нанесены на сухую бумагу, и 25% — когда нанесены на уже существующий слой. Без лессировки рисунок может получиться бледным и слабым. Данная техника позволяет изменить цвет и сделать его более глубоким, создать на картине объем. В пейзажах глизаль помогает для создания тени, например, на листьях деревьев или на траве. Она создаёт эффект света и яркости при изображении неба или лепестков. Лессировка с её неожиданными результатами, как и другие методы, очень полезна.

Как использовать данную технику

Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных слоёв. Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может получиться грязным. Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь, значит он всё еще слишком влажный. Другой важный совет: для этой техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая, то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.

Сколько слоёв нужно наносить

У каждого художника свой подход к этой технике. Некоторые любят использовать около 50 или 100 очень тонких слоёв краски, которые обычно покрывают весь лист. Этот метод занимает много времени, но результат превосходит все ожидания. Большинство таких картин показывают не какой-то конкретный и небольшой объект, а широкие области (как, например, небо), выполненные с помощью лессировки.

У других художников, например, у меня, не хватает терпения, чтобы накладывать так много слоёв. Мы удовлетворены меньшим количеством слоёв – примерно 3-4. В таких случаях лессировка используется не на всём листке полностью; она применяется только к выборочным областям. Так, фокусируясь только на этих участках, я могу получить глубокий и насыщенный цвет, грамотно подбирая количество воды и краски.

Источник

Методические рекомендации по предмету «Живопись» : «Лессировки в акварельной живописи»

Лессировки в акварельной живописи.

Пурнова Оксана Евгеньевна

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по предмету «Живопись». Их использование поможет учащимся приобрести практические навыки и расширить знания по предмету

Освоив рекомендации учащиеся школы искусств должны: знать: основные понятия, законы, средства и приёмы живописного изображения; последовательность выполнения живописного натюрморта; уметь: выполнять живописный натюрморт

Общие понятия о технике АКВАРЕЛЬ

Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно, в конце Х VIII — начале XIX века. К этому времени были выработаны методы и технические приемы, обеспечивающие ее расцвет и широкое признание.

Название акварельных красок происходит от латинского слова aqva – вода. Их иногда так и называют – водяные краски. Практически же вода служит только разбавителем.

Чистая акварельная живопись – это живопись прозрачными красками. Белила в акварельных красках не применяются.

Основные свойства акварели: это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность красок. Эти свойства, обуславливаются, прежде всего, тем, что наносимые на бумагу слои краски всегда тонки, а потому прозрачны для проникающих лучей света. Отраженный от белой бумаги свет, окрашиваясь чистым цветом краски, возвращает в наш глаз ощущение цвета во в сей ее чистоте и силе, без замутнения. Разница будет зависеть лишь от того, в большей или меньшей степени окажется насыщенным цветом данный красочный слой.

Эти технологические свойства акварели создают ей одной присущую особенность и прелесть красочных звучаний. Начинающий работать в акварели должен учитывать эти особенности и стремиться, что бы красочный слой был всегда прозрачен. Плотно положенный слой краски, будучи ярким, жухлым, теряет свою яркость, воспринимается глухим и грязным.

В акварели используют такие методы изображения: метод лессировки и метод а-ля-прима .

Метод лессировок произошел от немецкого lasserung – наносить тонкий слой, прозрачный слой краски. Как метод многослойной живописи широко применялся в практике акварелистов XIX и начала XX веков.

Лессировка – классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка – это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Техника основана на прозрачности красок, благодаря которой возможно глубокое просвечивание их. Это качество дает наибольшую интенсивность цвета.

Многослойное нанесение прозрачных красок смягчает резкие очертания. Поэтому допущенная излишняя резкость проработки деталей в тени не должна смущать. Последующая лессировка всегда смягчит очертание деталей и углубит тень. Чтобы нижний слой не размывался, перед последующим покрытием ему дают хорошо просохнуть. Заметим, что изменения цвета могут состоять в развитии одного цветового тона – от слабо насыщенного к более насыщенному.

А так же в образовании сложных составных тонов, например, перекрывая желтый прозрачным синим, получим цвет с зеленым оттенком, красный желтым – оранжевым и т.д.

Однако получение сложных цветов методом лессировки имеет свои пределы. Нельзя, например, получить насыщенным ярким по силе зеленый, оранжевый или фиолетовый. Поэтому, работая методом лессировки, нет нужды искать варианты для получения цветов, которые есть в палитре или которые можно получить путем смешивания красок.

Кроме того, лессировочный красочный слой при всей своей многослойности должен иметь наименьшую толщину. Это нужно для того, чтобы падающий на картину свет дошел до бумаги, отразился от нее и имел достаточную силу, чтобы вторично пройти красочный слой.

Итак, при методе лессировок глубина и насыщенность цветового тона достигается путем последовательного покрытия просохшего прозрачного слоя каждый раз прозрачным слоем. Лессировать следует как можно более тонко и многократно, т.е. слабым раствором. В начальной стадии наносить светлые тона, по ним, вновь прозрачным слоем краски, следующие по силе и т.д. до завершения. И, наконец, в практической работе необходимо уметь строить лессировочный слой в полном соответствии с представлением об окончательном его виде, с определенной технической последовательностью по теплоте тона и интенсивности цвета.

Здесь уместно сказать о черной краске, как наименее интенсивной и наименее яркой, поскольку в практике существуют разные точки зрения на применение этой краски. Одни считают ее использование недопустимым, другие наоборот. Черная краска должна употребляться на конечных стадиях работы в верхних частях красочного слоя, сдерживая и обогащая яркие нижележащие краски.

Техника лессировок более всего подходит для выполнения длительных работ, например, для натюрморта.

Для учащихся очень важно получить навыки в технике лессировок, эта техника воспитывает выдержку, учит предвидению и расчету, так как в целях образования нового по оттенку цвета, по закону оптического сложения используются не только механические смеси, но и способ наложения цвета на цвет. Учащиеся таким наглядным способом постигают особенность многослойной живописи, ее своеобразную прелесть, а так же изучают более широко палитру красок.

Также важно знать, что метод лессировок при перекрытии одного цвета другим предполагает установление точных границ для каждого вновь наносимого слоя. Это приучает учащихся органично увязывать цвет с формой. Перекрытие одного цвета другим, знание правил смешивания учит более четко и логично использовать прозрачные и непрозрачные краски, учитывать их свойства при смешивании.

Таким образом, для выразительности живописи натюрморта при использовании метода лессировок, необходимо знать:

Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя солнечный свет.

Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.

Первые прописки выполняют прозрачными красками и по возможности сходными по своим свойствам. Особенности красок необходимо учитывать и при составлении красочных смесей.

Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем, чтобы и в слабых растворах цвет не был бледным.

Использование корпусных и укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости, предметности отдельных частей натюрморта.

Источник

Оцените статью