- Темпера. История и особенности материала
- Что такое темперные краски и для чего они нужны
- Темперная краска — что это такое
- Особенности темперы
- Достоинства и недостатки
- Разновидности темперных красок
- Яичная темперная краска
- Казеиновые и растительные темперные краски
- Современные технологии в изготовлении красок
- Как пользоваться краской темпера
- Видео: Как работать с темперными красками
- Учимся рисовать темперными красками
- 7 простых рекомендаций для освоения темперной живописи
Темпера. История и особенности материала
Что такое темпера? Темпера (в переводе с латинского «temperare» — смешивать краски) — это водорастворимая краска, состоящая из порошкового пигмента и связующего вещества, которое в свою очередь бывает искусственным (высыхающие масла в водном растворе клея) и натуральным (эмульсия из воды и яичного желтка). Темперная живопись является одной из древнейших художественных техник, которая появилась более 3 тысяч лет назад, и не утрачивала популярности среди живописцев вплоть до 15 века, пока не появились масляные краски. Темперная живопись развивалась в основном в Византии, когда появилась иконопись, также получила распространение и в России, с приходом христианства, в стенной живописи и народных промыслах. Многие русские соборы Москвы, церкви Ярославля и других городов расписаны темперными красками в 15-17 веках. Разновидности темперных красок Выделяют три основных вида темперы: 1. Яичная темпера, где в качестве связующего выступает эмульсия из яйца, масла и скипидарного или масляного лака. Существует несколько разновидностей яичной темперы: из цельно яйца, белковая, но самая популярная — темпера из желтка. Яичный желток, являясь естественной эмульсией, способен эмульгировать с маслами и лаками, что делает краску очень эластичной. Яичная темпера излишне «жирная», что приближает ее к отрицательному свойству масляных красок — способности со временем приобретать желтизну и темнеть. 2. Масляно-казеиновая темпера — это водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом Казеино-масляная темпера предназначена для работы на специально грунтованной поверхности. Такая краска при высыхании быстро твердеет и прочно пристает к поверхности. Красочный слой не растрескивается даже при пастозном наложении. После высыхания краски дают бархатистый слой, неразмываемый водой, а также практически не изменяет цвет. 3. Восково-масляная — водная эмульсия на основе поверхностно-активных веществ Восково-масляная темпера проста в работе своей пастозностью и хорошей разносимостью, обладают прочной адгезией и хорошо ложится только на загрунтованную поверхность. Такая живопись прекрасно подходит для росписи стен, данная краска предназначена не только для станковой живописи, как яичная темпера, но и для монументальной живописи. Данный вид краски является более пластичным и дышащим, что позволяет картинам сохраниться намного дольше, благодаря составу. Отрицательная особенность восково-масляной темперы состоит в том, что при высыхании она темнеет гораздо сильнее, чем остальные темперы, и сохнет более продолжительное время. 4. Поливинилацетатная — водная дисперсия на основе клея ПВА Главные отличительные особенности темперы ПВА состоят в том, что ее краски эластичны и прозрачны, могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Такая живопись позволяет накладывать новые красочный слой на высохший без угрозы отслаивания. Помимо этого, темперу ПВА можно наносить практически на любую поверхность, что делает ее универсальным материалом для живописных и декоративно-оформительских работ. При высыхании образует бархатистый матовый слой, цвета становятся немного приглушенными, но, чтобы добавить сочности и звучности по завершению, работы покрывают финишным лаком. Современная темпера Современные темперные краски бархатистые и матовые, не нуждаются в покрытии лаком. Особенность художественных темперных красок в том, что рисовать ими можно разными приемами – лессировкой, тонким слоем или густо нанося краску. Преимуществами современных темперных красок, безусловно, является долговечность тона. При высыхании объем слоя краски практически не меняется, в отличие от масляных красок, у которых процесс изменения объема может длиться энное количество времени. Однако темпера быстро сохнет и это нужно учитывать при работе с ней. Одними из лучших темперных красок, продающихся в России является темпера «Мастер-класс» , изготавливаемая петербургским Заводом Художественных красок «Невская палитра». Палитра включает в себя все основные цвета и продается как поштучно, так и в наборах.
Источник
Что такое темперные краски и для чего они нужны
Темперные краски — это древнейшие средства, которые использовались еще в Древнем Египте, ими расписывали саркофаги фараонов, создавали свои Шедевры Микеланджело, Рафаэль и другие великие художники мира. Сохранение работ столь длительное время, на практике показывает долговечность подобных красок. По этому параметру с ними не могут сравниться масляные краски, которые со временем теряют свою яркость. Подробнее о красках темперных будет рассказано далее.
Темперная краска — что это такое
Современные красящие варианты, как и раньше, получаются путем смешения разных компонентов, само название означает «смешивание красок». Составным компонентом служат пигмент в виде порошка, элемент, связывающий остальные, сейчас это могут быть натуральные, либо искусственные добавки, масло и вода.
Все эти ингредиенты перемешиваются, пропорции могут делаться разные, в итоге готовый вариант получается густой, далее добавляют воду для получения необходимой консистенции. Применять ее можно на разных материалах, художники создают с нею всевозможные работы, благодаря удобству работы.
Особенности темперы
Темпера краска лучше себя проявляет при нанесении на впитывающие материалы, либо на полотнах, которые предварительно подготавливают путем грунтования. Когда краски высыхают, то получается матовая текстура, схожая с гуашью, но также происходит небольшое изменение оттенков.
Для станковой живописи это не подходящий вариант, однако, некоторые живописцы пользовались лишь ею, и успешно справлялись с поставленными задачами.
Так краски темпера для чего лучше использовать? Чаще всего применяется для лессировочной техники. Она помогает рисовать небольшие детали. Если решено реализовать пастозную технику, то следует учесть, что покрытие отличается быстрым высыханием, происходит это на палитре. Производить перемешивание на полотне сложная задача, можно ее выполнить, если работают маслом. Особенностью её является худшая пластичность в сравнение с маслом, в связи с этим при нанесении излишне толстого слоя происходит растрескивание.
Достоинства и недостатки
Лучше понять темперные краски что это, поможет рассмотрение положительных и отрицательных их сторон. К преимуществам темперы можно отнести следующее:
- Первичные краски требовали от художника соблюдения правила работы, поэтапного нанесения, современные виды позволяют творить без строгой системности работы, давая больше возможностей для реализации задумок;
- Если сверху покрыть рисунок лаком, то эффект получится лучше, чем у масляных видов;
- Со временем темпера не теряет своего первоначального вида, служит очень долго;
- Процесс высыхания происходит недолгое время, при этом нет затяжного периода уменьшения объема;
- Не остаются следы от кисти;
- Лак не изменяет оттенка краски;
- Не размывается водой;
- Проникающая способность, проникает в структуру древесины.
Есть у нее и пару недостатков:
- Высокая скорость высыхания;
- Изменение оттенка после высыхания.
Разновидности темперных красок
Различаются темперные краски в зависимости от составных компонентов, это влияет на их свойства, поэтому будет приведено рассмотрение каждого вида отдельно.
Яичная темперная краска
В данном виде добавками применяется эмульсия, которая состоит из яйца, масла и лака. Лаком может быть масляный, либо скипидарный вид. Сочетание этих компонентов можно создавать разное, поэтому вариантов создания их имеется множество. Хотя необходимо учитывать некоторые закономерности изменения пропорций.
Яичный желток, либо целое яйцо выделяются способностью сочетаться с таким же количеством масла, но лак может использоваться в меньшем количестве. Подобное соотношение масла и лака к яйцу для приготовления эмульсии максимально. Поэтому в рецепте не стоит использовать излишние количество масла и лака, иначе это приведет к получению эмульсии, которая будет разрушаться.
Также подобное увеличение в составе масла может привести к получению схожей на масляную краску консистенцию, и отсюда появятся у краски минусы этого вида. Может начать желтеть и темнеть, но при этом не получают плюса масляного вида – долговременной подвижности.
Казеиновые и растительные темперные краски
Казеиновый раствор, который может быть получен разными способами, перемешанный с маслом и смолами эмульсии, дает возможность получить в чем-то превосходящий вариант темперы яичной.
Казеиновые растворы для получения эмульсии создают из порошка казеина, которые смешиваются с другими добавками: сода, бура, едких кали, извести, натра и иных элементов. Можно использовать творожный казеин, однако затрудняется процесс расчёта соотношения. Так же как и яйцо, казеин может эмульсировать одинаковое количество масла, и меньшее количество лака. Нужно учитывать данной свойство при составлении пропорции элементов.
Также для получения темперных красок могут применяться растительные клеи. Популярнее вариант с использованием гуммиарабика, кроме того допустимо использование декстрина, вишнёвого клея и иных плодовых деревьев.
По своим свойствам темпера на растительных клеях получается менее качественной. Но часть живописцев ценят ее за легкость оттенков. Отличается низким свойством прилипания, не пристает к масляному грунту и сползает с него.
Современные технологии в изготовлении красок
Современные технологии создания красок темперных позволили получить более совершенные варианты. Они по текстуре матовые и бархатистые, сверху не требуется наносить лак. Могут использоваться для разных техник – лессировки, тонкого окрашивания, и наоборот толстого нанесения.
Важным достоинством данных видов является долговечность яркость, потеря объема минимальна, что, безусловно, отличается от масляных красок. Но при этом выделяется и быстрый темп высыхания, что важно учитывать художнику при создании картины.
Как пользоваться краской темпера
Данные красящие средства отличаются своей хорошей текучестью, создавая четкий тонкий штрих. Время высыхание короткое, она просыхает тогда, когда вода испарится, процесс высыхания на этом, по сути, завершается.
Самые мелкие частички пигмента надежно соединяются с основой, поэтому растрескивание исключается. Если сравнивать темперу с акварелью и гуашью, то она выигрывает своей прочностью и устойчивостью к влаге. Это свойство присуще и масляному виду, но масляные краски смешивать проще.
Основу необходимо покрыть грунтовкой, подходит клеевой и эмульсионный раствор, может применяться водоэмульсионная краска с акрилом в основе. Может выбираться картонная, деревянная, штукатурная основа и холст. С учетом быстрого темпа высыхания, оттенок подбирается на палитре. Кисточка лучше подойдет из щетины, для мелких деталей колонковый инструмент.
При применении акварели с темперой, можно избежать приобретения большой палитры. Подбор оттенков производится на усмотрения самого живописца.
При работе современными красящими составами не требуется соблюдения определённых систем. Можно применять жидкие составы или пастозную методику. Наносить сверху можно лаки, используемые для масляной живописи.
Краски темперные это отличный вариант для творчества. Чтобы создавать ими картины, нужно приноровиться, но со временем работать с ними станет легко, а полотна будут сохранять свой первоначальный вид долгие годы.
Видео: Как работать с темперными красками
Источник
Учимся рисовать темперными красками
Основное отличие темперных от масляных красок заключается в том, что первые нельзя наносить слишком густо. Сама краска сохнет сравнительно быстро, а картины из темперных красок долговечны и не теряют своего цвета с течением времени. К минусам темперной живописи можно отнести необходимость использования тонких слоев, а также меньшую насыщенность цвета по сравнению с маслом.
Особенностью темперных красок также можно считать необходимость использования более интенсивного оттенка цвета. Она возникает ввиду того, что краска при высыхании светлеет.
Темперные краски по праву считаются одними из самых древних. Их использовали в своем творчестве такие легендарные художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.
Принято считать, что темперная живопись сравнительно легка в освоении, а сама краска прекрасно подходит для начинающего художника. Попробуем разобраться, как научиться ее использовать.
7 простых рекомендаций для освоения темперной живописи
Уделите внимание выполнению следующих советов — и успех в темперной живописи не заставит себы ждать:
1. Правильно подготовленная поверхность играет важную роль в темперной живописи. Лучше всего подойдут бумага, штукатурка или холст. В большинстве случаев используют белую гладкую или слегка шероховатую бумагу, однако для выполнения эскизов может подойти и картон. Для темперной живописи также продается специальный подготовленный картон.
Подготовка обычной бумаги заключается в прикреплении ее краев к раме, после чего поверхность необходимо немного увлажнить и дать просохнуть. Холст для темперной живописи подготавливается при помощи гипса и клея (вместо них можно использовать также желатин). В большей степени подойдут палитры из железа, дерева или фарфора, однако допустимо также использование обычной стеклянной емкости для красок.
2. Необходимо правильно подобрать кисти. Для данной техники лучше всего использовать из меха белки, куницы или хорька разнообразной формы и толщины. Конкретный ассортимент при этом напрямую зависит от размеров и сложности планируемой картины. Для картин небольших размеров лучше всего подойдут кисти заостренной формы, тогда как для внушительных произведений понадобятся широкие кисти.
3. Правильно смешивайте краски. Темперные краски можно встретить в баночках, тюбиках или флаконах. Чтобы облегчить процесс смешивания, рекомендуется использовать желатин или клей. При смешивании красок обязательно нужно учитывать пропорции: если они будут слишком густыми, они будут трескаться в процессе быстрого высыхания, жидкие станут растекаться.
4. Начните с базовых упражнений. Так же, как и в случае с акварелью, освоение темперной живописи необходимо начинать с простых пейзажей, натюрмортов или сюжетов. Начинающему художнику рекомендуется использовать только один цвет. Затем нужно перейти к выполнению того же сюжета, пейзажа или натюрморта с использованием сочетания двух цветов. Для наглядности лучше всего использовать несложные композиции, которые у вас, как у начинающего художника, вызывают интерес.
5. Старайтесь максимально следовать натуре. Это правило в особенности необходимо при работе с базовыми упражнениями. Акцентируйте свое внимание на мельчайших особенностях объекта и старайтесь максимально воспроизводить их на бумаге или холсте. При переходе к более сложным произведениям также не следует пренебрегать правилом акцентирования внимания на мельчайших деталях.
Источник