Конспекты занятия по рисованию старшая группа казахский орнамент

конспект открытого занятия «Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Программное содержание:

1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.

2. Закрепить в памяти детей названия предметов быта казахского народа, элементов орнамента; пословиц и поговорок о труде на русском и казахском языках.

3. Развивать художественно- творческие и интеллектуальные способности.

4. Воспитывать в детях любовь к родному краю, трудолюбие, доброту, гостеприимство; помочь им проникнуться чувством гордости и уважения к труду казахских мастеров, создающих замечательные, самобытные изделия.

Словарная работа:

Шебер: Халық шеберi. Жастық. Аяқ қап. Торсық. Тегене, тостаған,ожау. Кызғалдақ, кошқар муйiз, найза, кошқар табан.

Предварительная работа:

Рассматривание картин А. Кастеева; разучивание движений в стиле казахских народных танцев для физминутки.

Оборудование:

Магнитофонная запись А. Енсепова, кюй «Адай». Выставка предметов быта: сырмак, жастык, аяк кап, торсык, набор посуды для кумыса (тегене, тостаган, ожау). Иллюстрации на подставках: тускииз, алаша, текемет, убранство юрты. Материал для ковра черного цвета (имитирующий кошму), флизелин на клеевой основе для вырезания орнамента красного и белого цветов. Шаблоны орнамента. Набор для кумыса из папье- маше для расписывания. Образцы. Краски, гуашь, кисточки, карандаши, ножницы, коробочки для обрезков. Утюг.

Ход занятий:

Дети входят, здороваются с гостями: «Салеметсызбе!»

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, мы очень рады, что вы пришли к нам. Но вы, наверное, не догадываетесь, где вы оказались. Ребята, куда мы сегодня приглашаем наших гостей?

Дети:В Город мастеров.

Гость:А где же находится ваш город?

Дети:У нас в детском саду. А детский сад находится в пос. Жартас, в Казахстане.

Неожиданно появляется Алдар Косе.

Алдар Косе: Салеметсиздер ме, балалар! Как же долог был мой путь. Наконец-то мне встретился ваш прекрасный город. Мир вашему городу. Балалар, а вы меня узнали? Что это за город сказочно красивый?

Дети:Это Город мастеров.

Воспитатель:Дети, расскажите Алдару Косе, кто такие мастера, кого так называют?

Дети:Это люди, которые умеют делать красивые и полезные вещи. Это люди, которые хорошо знают свое дело.

Воспитатель:Ребята, а как казахи называют человека, который умеет делать красивые и нужные вещи?

Дети:Шебер. Халык шеберi.

Алдар Косе:Ребята, а вы можете мне рассказать, какие красивые и нужные вещи делают у вас в Казахстане?

Дети показываю изделия народных мастеров, рассказывают о них – из чего они сделаны, чем украшены, для чего служат.

1 реб. Жастык (подушки)

2 реб. Аяк кап (сумка для посуды)

3 реб. Торсык (сосуд для кумыса)

4 реб. Набор посуды для кумыса (тегене, тоскаган, ожау).

Алдар косе: Молодцы, балалар! Какие вы все хорошие рассказчики. А теперь я расскажу вам о казахском национальном ковре сырмаке.

(рассказ Алдара Косе о сырмаке.)

Алдар Косе: Балалар, а какие ещё виды национальных ковров вы знаете?

Дети называют известные им виды национальных ковров: текемет, алаша, тускииз.

Алдар Косе хвалит детей и демонстрирует иллюстрации с изображением изделий, изготовленных ювелирами- зергерами, поясняет, что на них изображено.

Воспитатель: Ребята, картины какого мастера живописи мы недавно рассматривали? Правильно, . А . Кастеева. А какие предметы быта? Изготовленные халык шеберi- народными мастерами.

Ребята а знаете ли вы, что делать такие красивые вещи – это искусство? Все вещи, которые мы видели — это произведение прикладного искусства народных мастеров Казахстана. В каждую вещь, которую мастер делает своими руками, он вкладывает много труда, свою душу, сердце и любовь.

Ребенок читает стихотворение Ж. Жабаева « Песня об искусстве» (отрывок)

Искусство свободно, как взлет соколиный,

Искусство прекрасно, как труд лебединый,

И грациозно, как поступь оленя,

Оно упоительней всех наслаждений!

Воспитатель: Ребята, красивую посуду, ковры, различные украшения мастера делают для людей, чтобы эти предметы украшали нашу жизнь. Каждый мастер надеется, что люди с удовольствием будут пользоваться этими вещами, любоваться ими. Из красивой посуды приятно будет пить, угощать гостей. Эти красивые ковры с чудесным орнаментом украсят стены юрт, наши городские квартиры. И оттого, что они такие красивые, сделаны руками казахских мастеров и мастериц, станет уютно, красиво и тепло в наших домах и в наших сердцах.

Ребята, а как люди называют руки мастера?

Дети: Золотые, умелые, добрые, заботливые.

Алдар Косе: Друзья мои, а знаете ли вы пословицы, которые говорят нам о трудолюбии и мастерстве?

Дети говорят пословицы на казахском и русском языках.

1 ою ойганнын ойы ушкыр.

У того, кто мастерит узоры, ум острый.

2. Шебердин саусагы алтын…

Руки мастера золотые.

3. Не будут скуки, если заняты руки.

4. К большому терпению приходит умение.

5. талаппен бастап, талгаммен аякта.

Начиная с желания, заканчивай со вкусом.

5. У певца в устах золото, у мастера в руках золото.

6. Сперва потрудись, потом похвались, радуйся и веселись.

7. Труд прославляет, лень с пути сбивает.

Алдар Косе:Молодцы, балалар. А не пора ли нам немного отдохнуть, повеселиться?

Воспитатель:Ребята я думаю, Алдару Косе понравилось в нашем Городе мастеров. Но знали бы вы, как хорошо сейчас в степи. Наша казахстанская природа не поскупилась на яркие краски. С вдохновением мастера, использовала она их.

Физминутка.

Дети выполняют движения под казахскую мелодию, изображая то, что говорит воспитатель:

1 « вышли девушки в степь, полюбоваться ярким солнышком, красивыми цветами. А степь будто устлана прекрасным ковром- красными маками».

2 « Вдруг видят они,- джигиты молодые скачут на конях. Быстро скачут они, в руках у них камча».

3 « Подъехали джигиты к девушкам, сошли с коней, поздоровались. Красивые, сильные джигиты, понравились они девушкам».

4 « Пригасили джигиты девушек покатать их на конях своих быстрых. Весело скачут они по родной степи, даже ветер степной не может их догнать».

Воспитатель: Дорогой Алдар Косе, наши ребята отдыхают красиво, но и работать они умеют хорошо. Они у нас, как настоящие народные мастера тоже умеют делать красивые вещи. Правда, они ещё только учатся, но кое- что уже могут тебе показать.

Алдар Косе:Вот хорошо, я с удовольствием посмотрю, что вы умеете, и если надо, помогу вам.

Дети выполняют коллективную работу по подгруппам.

1 подгруппа. Аппликация на ткани «Узорный сырмак».

Дети вырезают, используя шаблоны, казахский национальный орнамент, составляют из него композиции на ткани. Воспитатель укрепляет орнамент.

Этапы работы:

1 Рассматривание образца, обсуждение (какие элементы орнамента будут использованы, как они называются на казахском и русском языках).

— кошкармуйыз (рога барана)

2. Вырезание узоров.

3. составление композиции на ткани.

4. Укрепление узоров на ткани(воспитатель проглаживает нагретым утюгом через бумагу).

2 подгруппа.Расписывание набора для кумыса (тегене и тостаган). Дети расписывают готовые формы из папье – маше двумя цветами красок, предварительно обсудив , что будут расписывать- название, назначение: какие элементы будут использованы (на казахском русском языках).

-кус канат (крылья птицы)

— гул басы (бутон цветка)

После завершения работ, воспитатель вместе с Алдаром Косе помещают поделки на стоики, анализируют работы. Отмечают наиболее удачно вырезанные и нарисованные узоры, а также аккуратность в работе.

Воспитатель: Ребята, мы с вами славно поработали. Теперь и о вас люди могут сказать, что у вас тоже золотые, умелые и добрые руки. И что вы тоже скоро станете народными мастерами.

А теперь, давайте угостим Алдара Косе и наших дорогих гостей баурсаками и конфетами.

Девочки, одетые в казахские национальные костюмы вносят угощения. Звучит мелодия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(старшая группа) «город мастеров»Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2.

(старшая группа) «город мастеров»Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2.

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями.

пословицы о труде.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают — леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей! В воспитательной работе с детьми .

Подборка пословиц и поговорок о труде.Все мы, взрослые, желаем нашим детям не только здоровья и счастья, но и любовь к трудолюбию. Приучать детей к труду лучше объясняя на примере пословиц.

Источник

Конспект занятия «Казахский орнамент»

Нурмагамбетова Нурсулу
Конспект занятия «Казахский орнамент»

Здравствуйте уважаемые члены жюри

представляю вашему вниманию образец на занятие по рисованию, для детей старшей группы,на тему:

«Узорчатый платок для любимой мамы»/ «Узорчатая праздничная скатерть»/ «Узорчатый сырмак»

Цель занятия: украсить сырмак (платок, ковер) элементами казахского орнамента

Задачи: учить составлять узор на прямоугольной форме используя элементы казахского орнамента «», «», соблюдая симметрию, колорит; ознакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызг, закрепить технические навыки рисования акварелью, закрепить умение работать с шаблонами;

Развивать эстетический вкус, творчество, аккуратность

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране, уважение к национальным традициям.

При создании образца я исходила из следующих особенностей расположения казахских народных орнаментов,которые должны усвоить дети:

— соотнесение орнамента с формой и размером вещи

— примерное равенство площадей фона и узоров;

— зеркальное отражение узоров

— наличие центрального поля и бордюров;

Таким образом в центре, я разместила узор крестовина с элементами зооморфных орнаментов парные рога, также соблюдая ритм и симметрию расположила по краям «треугольники», а по периметру бота коз.При выполнении образца мною были использованы нетрадиционные техники рисования: при помощи набрызга и трафаретов я сделала фон, тем самым выделив узоры, при помощи штампов украсила края.

В образце сочетаются элементы зооморфных, геометрических орнаментов, т. к. занятие на тему «Узорчатый платок для любимой мамы»/ «Узорчатая праздничная скатерть»/ «Узорчатый сырмак» являются завершающими в декоративном рисовании, и здесь дети закрепляют знания умения и навыки, которые они получили в течение учебного года, когда знакомились с каждым элементом отдельно.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. У казаховцвета всегда имели символический смысл: так я использовала в своем образце голубой цвет – символ неба; красный – символ солнца, огня, желтый – символ разума, света, уважения к старости, зеленый – символ весны, молодости, возрождения.

При организации занятия с детьми на тему «Узорчатый платок для любимой мамы»/ «Узорчатая праздничная скатерть»/ «Узорчатый сырмак» я предлагаю детям рассмотреть и проанализировать образец, а затем выполнить самостоятельную работу, использую метод показа способов действия. Дети заполняют фон в технике набрызг, используя предложенные шаблоны орнаментов, располагают элементы ботакоз и треугольники, при помощи штампа по краям, и в традиционной технике предлагаю с помощью акварели закрасить центральный узор.

Таким образом, выполняя практическую работу, дети старшей группы закрепляют ранее изученные элементы, учатся создавать композицию из нескольких элементов орнамента, работают в трафаретами, штампами, закрепляют технические навыки рисования гуашью, осваивают нетрадиционные техники набрызг и печать штампами.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Сложи якутский орнамент» Все мы знаем: без игры не может быть полноценного умственного развития. Именно через игру маленький человек постигает окружающий мир.

Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент» Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических.

Фотоотчёт об участии в фестивале народов России «Дружный дом». Видео «Казахский танец» Россия — многонациональная страна, на ее территории проживает огромное количество народов. Для всех нас Россия является Родиной, несмотря.

Источник

Конспект НОД
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: Знакомство с казахским национальным орнаментом.

Цель: Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей.

Задачи: Познакомить с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству. Знакомство с понятием «орнамент». Развивать фантазию, творческое мышление, воспитывать любовь к результатам собственного труда. Воспитывать интерес к окружающему миру и предметам декоративно-прикладного искусства казахов. Учить детей видеть казахский орнамент, объясняя основные его элементы и порядок их чередования: широкая полоса, угол, ромб, декоративные завитки. Закреплять умение делать набросок орнамента простым карандашом. Воспитывать толерантность, уважение к культурным традициям казахского народа, аккуратность в работе и интерес к аппликации как виду деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструирование), «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа. Беседа о казахских народных традициях и культуре казахов, ознакомление с жилищем-юртой.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx 22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с казахским национальным орнаментом»

воспитатель Пололина О.А.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: Знакомство с казахским национальным орнаментом.

Цель: Дать детям представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизировать и пополнять словарь детей.

Задачи: Познакомить с казахским орнаментом: амулет, крестовина, кость, торсык (сосуд для кумыса); развивать глазомер, чувство ритма; воспитывать интерес к казахскому народному творчеству. Знакомство с понятием «орнамент». Развивать фантазию, творческое мышление, воспитывать любовь к результатам собственного труда. Воспитывать интерес к окружающему миру и предметам декоративно-прикладного искусства казахов. Учить детей видеть казахский орнамент, объясняя основные его элементы и порядок их чередования: широкая полоса, угол, ромб, декоративные завитки. Закреплять умение делать набросок орнамента простым карандашом. Воспитывать толерантность, уважение к культурным традициям казахского народа, аккуратность в работе и интерес к аппликации как виду деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (конструирование), «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа. Беседа о казахских народных традициях и культуре казахов, ознакомление с жилищем-юртой.

Д/и: «Букет доброты».

Дети становятся в круг. У каждого из них цветок, который они передают соседу с пожеланием добра. В итоге начавшему круг доброты достается целый букет пожеланий.

Воспитатель напоминает детям, что у каждого народа есть своя культура и традиции.

— Ребята, а как называется дом, жилище казахов, в которых они живут в степи, когда пасут стада лошадей, овец, баранов?

Юрту делают из прочного дерева — березы, а купол, чтобы он получился такой формы, делают из гибкого, прочного дерева — ивы. Потом сверху обтягивают теплым материалом — войлоком и обязательно украшают орнаментом, чтобы юрта одной семьи не была похожа на юрту другой семьи. Каждая юрта особенна – нет одинаковых юрт.

Казахи – кочевой народ – пастухи и охотники, поэтому они используют переносное жилище. Обращает внимание на юрту. Она очень легко монтируется и разбирается, сделана из легких материалов, поэтому ее легко перевозить. Тем не менее юрта очень теплая, т. к. делается из ковров из верблюжьей шерсти, которые называются кошмами. Внутри юрта тоже устлана коврами. Посмотрите, какие они красивые, с национальным орнаментом.

В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки — «текемет» и «сырмок». Текемет — войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока — в кайме. При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров — красный, реже оранжевый и синий, узоры — многоцветные.

— Сегодня мы познакомимся с казахскими национальным орнаментом. Обратить внимание на разнообразие казахского орнамента: кошкар-мюиз (бараний рог), скар-мюйз (один рог), жапырак (лист), жапырак-гуль (трилистник), агаш (дерево), кус-канат (крылья птицы), тумарша (амулет), торт-кулак (мотив крестовины, составленный из орнамента «бараний рог»).

Слово «орнамент » в переводе с латинского языка означает «украшение». Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.).

Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.

По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный, животный и др.

Геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали и т.д..

Растительный — стилизованные листья, плоды, цветы.

Животный — стилизованные фигуры и части фигур реальных или фантастических животных и птиц.

Обратить внимание детей на цвета, используемые в казахском орнаменте. Подвести детей к утверждению, что детали орнамента отражают специфику быта, жизни, культуры казахского народа. Например, рога барана, крылья, след барана — все это элементы казахского орнамента.

Казахский орнамент: Крылья птицы (Кесе).

Педагог показывает детям изображения уже знакомых элементов орнамента (амулет, крестовина, кость, родничок) с тем, чтобы они назвали их.

— Давайте, немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

— Сегодня мы познакомимся с другими элементами казахского орнамента — «крылья птицы» и «рога марала.»

Воспитатель предлагает рассмотреть эти элементы, обращает внимание на связь между их названиями и изображением.

Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда — все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора — «бараньи рога», «верблюжий след», «голова змеи» и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным стилем».

Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.

Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.

Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» — бараньи рога; «аркармyйiз» — рога архара; «бугымyйiз» — рога оленя; «кырыкмyйiз» — сорок рогов; «космyйiз — двойные рога; «сынармyйiз» — однорогий; «сыныкмyйiз» — сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — «торткулак» — крестовина; тyйетабан — верблюжья ступня; «сынарокше» — единственная пятка; «косалка» — двойное ожерелье; «кзтабан» — гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — «мyйiз» — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Рассмотреть вместе с детьми различные виды национальных ковров. Определить, что ковры украшались строго геометрическим рисунком.

Источник

Читайте также:  Деревянная кукла для рисования как называется
Оцените статью