Конспект занятия по рисованию старшая группа тема золотая хохлома

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи: расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома»; объяснить назначение предметов, исходный материал; рассмотреть специфику узора; развивать восприятие элементов узора (травка, ягоды, цветы); воспитывать эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной культуре через знакомство с народным искусством и чтение русских народных сказок.

Демонстрационный материал: готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (травинка, усики, капелька, ягодка), лист бумаги для показа способа рисования «завитка» с нарисованной основной веткой образец вазы с хохломской росписью.

Раздаточный материал: готовые силуэты ваз тонированных в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков».

1. Словесный — рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью, раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа: «завиток», криуль, растительность.

Интеграция с ОО:

Ход занятия:

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, гости!

Воспитатель: Отгадайте загадку

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Дети:Хохлома.

Воспитатель: Это загадка про хохломскую роспись. Почему роспись назвали «Хохломской», откуда она к нам пришла?

Воспитатель: Давным-давно зародилась эта роспись. Свое название она получила от названия села Хохлома, где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда, притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла: Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель: — Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Воспитатель: Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий. Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором. Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель: Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Дети: На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель: Какие цвета используются при росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Что является главным рисунком?

Воспитатель: Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Воспитатель: Поиграем в игру «Угадайка». Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы назовите их правильно. Согласны?

Воспитатель: На чем расположены все элементы?

Дети: На центральном стебле (криуль).

Воспитатель: А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток».

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы — «завиток».

Воспитатель: Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании «завитка» давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать «завиток» на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель: Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью.

Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Воспитатель: Устроим выставку — ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей).

Воспитатель: С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки?

Дети: Хохломской.

Воспитатель: Почему роспись назвали хохломской?

Дети: свое название получила от села Хохлома.

Воспитатель: Какие элементы росписи вы знаете?

«Как волшебница жар — птица,

Чародейка, мастерица — золотая хохлома

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по рисованию для детей подготовительной к школе группы.Образовательные области: «Познавательное развитие»,»Художественно-эстетическое развитие»Материал будет полезен в ра.

Занятие построено с использованием технологии «Ситуация&quot.

Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Этот конспект направлен на развитие познавательных, речевых, художест.

Продолжаем знакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и гуашь).

Источник

Конспект НОД «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект НОД ОО»Художественно-эстетическое развитие» рисование для детей старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» упражнения в рисовании элементов хохломской росписи.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект НОД «Золотая хохлома» 23.86 КБ
Приложение к НОД «Золотая хохлома» 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию гуашью и кистью для детей старшей группы на тему «Упражнения в рисовании элементов хохломской росписи».

Интеграция образовательных областей: художественно-зстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, игровые.

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно — прикладного искусства, развитие творческих способностей.

— Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

— учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

— Вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

— учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

— познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования;

— упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка»;

— учить детей пользоваться «тычком».

Материалы и оборудование:

Выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись произведения П.И.Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка»; полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, кисти № 1, тычки, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.

Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. (см. прил. рис.1)

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)

2. Основной этап

Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

Посуда эта – не простая,

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Листья, ягоды, цветы,-

Угадали роспись вы?

Дети . Хохломская роспись!

Воспитатель. Название свое роспись получила от села Хохлома.

Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими

красками – по праздникам.

— Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети . чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

— Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

-Какие узоры нарисованы на посуде?

Дети . Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Воспитатель . Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

-давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

— «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами (рис.2))

— а из каких основных элементов состоит узор «Травка»?

Дети . Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики

Воспитатель. а что вы знаете об узоре «Листочки»?

Дети . Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

Дети . Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).

Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?

Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании.

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором — этот узор называется «ягодки».

Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий. (рис.3.)

Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?

Это: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым цветом.

Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи: «Брусничка», «Смородинка», «Рябинка». (рис.4.)

Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка?

Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши брусничка, смородинка и рябинка были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком — вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.

Начнем наши упражнения с рисования бруснички, самой простой из ягодок.

У каждого из вас есть полосы бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, вам надо продолжить рисунок, нарисовав ягодки до конца полосы. (рис.5)

Брусничку начинаем рисовать с серединки.

Молодцы, замечательные получились ягодки.

А теперь приступим к рисованию смородинки.

Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородинку и рябинку? (осочка).

Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем печаткой рисуем ягодки, располагаем их как на образце.

Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки печаткой.

Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.

Молодцы, у всех получились красивые смородинки и рябинки.

— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. (рис.6)

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка! »

Ну вот наши ягодки подсохли, давайте “оживим” ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.

3. Заключительный этап

А теперь давайте послушаем стихотворение о хохломе и полюбуемся, какие у нас получились замечательные узоры.

Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома! (П. Синявский) .

Воспитатель задает вопросы детям:

— с каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

— какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?

Источник

Читайте также:  Как нарисовать акварелью реку поэтапно
Оцените статью