Конспект занятия по рисованию гжельской росписи подготовительная группа

Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.

Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.

Форма работы: групповая.

Цель: Расписать готовые глиняные тарелочки гжельской росписью кистивым мазком.

Задачи: — Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с ее историей и производством.

— Развивать умения детей видеть и выделять характерные элементы: точки, прямые и волнистые линии, мазок « капелька», мазок тенью, цветы, листья, умение составлять композицию, выделять ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании росписи. Развивать творческие способности.

-Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее от других видов росписей. Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Демонстрационный материал: Изделия хохломские, дымковские, городецкие, жостовские. Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд-шоу « Сказочная гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал: Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»

Скачать:

Вложение Размер
КОНСПЕКТ 20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе . Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.

Вид деятельности : продуктивная, коммуникативная.

Форма работы : групповая.

Цель : Расписать готовые глиняные тарелочки гжельской росписью кистивым мазком.

Задачи : — Закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве. Различать и называть различные промыслы. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, с ее историей и производством.

— Развивать умения детей видеть и выделять характерные элементы: точки, прямые и волнистые линии, мазок « капелька», мазок тенью, цветы, листья, умение составлять композицию, выделять ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании росписи. Развивать творческие способности.

-Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее от других видов росписей. Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Демонстрационный материал : Изделия хохломские, дымковские, городецкие, жостовские. Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд-шоу « Сказочная гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

Раздаточный материал : Готовые глиняные тарелочки для росписи, акварельная синяя краска, палитра, две кисти №3 и №5, ватные палочки, баночка с водой, салфетки.

Предварительная работа: познавательное занятие по мотивам народных росписей. Просмотр видео « Галилео. Гжель»

Добрый день дети. Приветствие: «вместе с солнышком встаем, вместе с птичками поем. С добрым утром, с ясным днем, вот как славно мы живем» (показываем в движении).

Воспитатель ( экскурсовод): — Мы находимся в музеи ДПИ . Здесь представлены работы различных художественных промыслов ( хохлома, городец, жостово) Путешествуем по мастерским народных умельцев

— Скажите, кого мы называем мастером, умельцем? Как вы понимаете пословицу: красна птица пером, а человек уменьем? (человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

— Дети, а что такое русские народные промыслы?

Дети: это то что мастерили русские люди .(Показывают предметы городецкие, хохломские, дымковские.)

Воспитатель: да, русские люди — удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход и закат солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. И своими руками русские люди творили чудеса, украшали свое жилье, делали посуду, игрушки и многое другое. Так и появились русские народные промыслы. И сейчас мы отправляемся в следующий зал нашего музея.

. Следующий зал это производство гжельской посуды .

Воспитатель ( мастер) — Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

— Дети, почему в стихотворении гжель называют васильковой, незабудковой?

Дети: потому, что эти цветы голубого и синего цвета.

Воспитатель: послушайте сказку – В некотором царстве, в некотором государстве протекала речка Гжелка и вода была в ней синяя- синяя. И поселились на ее берегах смелые да умелые, веселые да красивые мастера. А на берегах той речки глина была белая- белая. Думали они думали и придумали. Стали они лепить белую посуду, игрушки и расписывали все синей краской разных оттенков. Сами мастера говорили, что небо у них синее-синее , вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали мазками различные узоры из сеточек, полосочек, цветов и сказочных животных и птиц. Полюбилась людям красивая работа мастеров и стали называть ее нежно-голубое чудо Гжель.

Воспитатель с детьми подходят к выставки с гжельской посудой и игрушками, рассматривают и воспитатель предлагает отправиться в мастерскую художника.

Воспитатель (художник):- Дети , я к вам спешила и посуду разбила, помогите склеить, в нашей мастерской ничего не выбрасывают.( Дети двумя группами собирают мазайку – картинку «Квасник» и «Чайник».

-Что же это такое?

Сине-голубые розы, листья, птицы

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре — синяя купель.

Это называется просто роспись гжель.

-Сейчас мы перейдем в сказочную мастерскую. Оказывается, что гжельские мастера расписывают посуду и игрушки по розовому фону черным цветом, и помещают в печь для обжига и уже от туда она является белоснежной и с синими узорами (просмотр слайд – шоу «Сказочная Гжель»). Но мы же в сказочной мастерской и будем работать синей акварельной краской и сразу кистью по белому фону глиняной тарелочки. Пальчики наши очень ловкие и послушные.

Наши синие цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

Наши синие цветы закрывают лепестки.

Голову склоняют – тихо засыпают.

Воспитатель (художник) – Начинаем расписывать глиняные тарелочки используя приемы примакивания, точки , завитушки,капельки, мазок с тенью, листья- птицы и т.д.

  1. Раз-крючок, два-крючок, а потом помыть бочок.
  2. …-точки — мышиные глазки , любят подсматривать сказки.
  3. Стебелечки – волосинка.
  4. Завитушки, завитушки у розочки на макушке
  5. Птица крыльями махнула – в сказке все случается — крылья в листья превращается
  6. Вот листочки и шипы — очень острые они
  7. По белоснежному полю розы засинели
  8. Колокольчики цветы очень нежные они.

Дети расписывают свои тарелочки, воспитатель – художник следит за осанкой, координирует работу. Звучит песня «Незабудковая гжель».

Итог. Дети показывают свои работы.

Воспитатель (мастер) читает стихи

Ай да блюдо, что за диво, хороши и те, и те.

Все нарядны и красивы.

Расписные, все в цветах!

Здесь и розы , и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель.

Расписали мы посуду

В нашем саде – Сказку Гжель!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель.Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика».Воспитывать уважение к труду народных мастеров.Дать представление о художественных особенностях гжельской ро.

Комплексно-тематическое планирование на тему «Сказочная Гжель » в средней группе.

Конспекторганизованно-образовательной деятельностиобразовательная область:художественно-эстетическое развитиетема: «Роспись пасхального яйца»в подготовительной группе.

Конспект занятия по рисованию.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности (НОД)Возрастная группа : старшаяВид деятельности и тема занятия: декоративно-прикладное рисование на тему: «Гжельская роспись.

Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мас.

Источник

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: «Роспись гжельской посуды»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

Вложение Размер
Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Учить детей приемам рисования. 21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель»

Тема: «Роспись гжельской посуды»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

— Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).

— Учить детей приемам рисования гжельской розы.

— Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью.

— Поддерживать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— п родолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Образовательная область «Речевое развитие»

— развивать коммуникативные умения;

— развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;

Программные задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»

— Формировать точные координированные движения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

— воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров.

— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Оборудование и материалы: игра «Собери посуду», иллюстрации изделий гжельских мастеров, гуашь синяя, белая, кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитры, трафареты посуды.

Предварительная работа: знакомство с промыслом Гжели, рассматривание альбома “Сказочная гжель», посуды, игрушек.

Мотивационно — организационный этап.

Воспитатель обращает внимание детей на «Волшебный ящик», находящийся в группе. Какой красивый и конечно он с секретом. Угадайте, что в нем?

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

голубыми, синими, нежными, красивыми.

Друзья мои, беда, моя посуда разбилась. Одни осколочки остались. (Показать «разбитую» посуду). Вы поможете мне?

Желание детей помочь определяет цель их последующей работы.

Воспитатель организует обсуждение ситуации, предлагает детям подумать, как можно помочь. Дети вместе с воспитателем составляют план предстоящей работы:

  1. Узнать, как работают гжельские мастера?
  2. Нарисовать гжельскую посуду.

Познавательный рассказ «Гжельская посуда»

Сегодня расскажу вам быль. Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле. Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Вот посмотрите – с чего все начинается. (показ картинок). Разводят глину в огромных чанах. Заливают ее в специальные формы-заготовки. И оставляют на просушку. Затем получаются вот такие изделия. Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз? Нет. Они белые, не яркие.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Рассматривание и описание гжельской посуды.

Воспитатель организует беседу и обращает внимание детей на элементы росписи. Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения.

Это ваза. Чем украшено её горлышко и донышко?

Что располагается на самой широкой части вазы?

А это – гжельский чайник. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.

Роспись гжельская необычная. По белому фону рука художника кисточкой с краской то сильнее нажмёт, то слабее. И всё, что нарисует, становится синим и голубым – цветы, листья, травка.

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Дидактическая игра «Собери посуду»

Воспитатель предлагает детям игру «Собери посуду». На подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров: чайник, сахарница, блюдце, чашка.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская).

Кто расписывает такими узорами? (гжельские мастера)

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Ребята, посуду мы собрали, только ее не склеишь теперь. Вот что, а чем вы не мастера? Поможете посуду расписать?

Ещё раз вспомним, какие цвета используют в гжельской росписи? (Синий). Чем украшается середина изделия? (гжельской розой). Из каких элементов состоит цветок? (из мазков). Как они расположены? (два мазка с одной стороны, два – с другой, в середине – тонкая сеточка). Что располагается вокруг большого цветка? (листья, веточки). Что будем рисовать широкой кистью? (лепестки розы, листья). Что нарисуем концом кисти? (сеточку, усики, завитки).

Рисование гжельской посуды.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Дети выбирают предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором.

В ходе работы обращаю внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками.

По окончании работы предлагаю детям поставить свои работы на стол. (стол свободный со скатертью приготовлен заранее).

Воспитатель предлагает детям высказать предположения о том, удалось ли им помочь, аргументировать свои ответы.

Воспитатель благодарит детей за помощь, отмечаю какая расписная получилась посуда. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие интегрированное. Детям очень понравилось. Занятие сопровождалось показом слайд — шоу .

Цель.Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика».Воспитывать уважение к труду народных мастеров.Дать представление о художественных особенностях гжельской ро.

Конспект занятия в подготовительнойгруппе по рисованиютема: «Сказочная Гжель».

Программное содержание:Образовательные:- познакомить детей с росписью Полхов — Майдана;- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами.Развиваю.

Конспект занятия в подготовительной группе по изучению взаимосвязи между вращением планеты Земля и сменой частей суток и времен года по теме «Крутится вертится шар голубой»Образователь.

конспект занятия по рисованию «Голубое блюдце&quot.

Тема: «Роспись гжельской посуды» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: — Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии .

Источник

Читайте также:  Как рисовать акварелью пейзаж схема
Оцените статью