- Конспект урока по рисованию 1 класс
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока рисования (1 класс)
- 1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс «Начальная школа 21 века» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока по рисованию 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Рисование овощей и фруктов по трафарету»
Учитель надомного обучения: Шляхова Ольга Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Учитель надомного обучения:
Шляхова Ольга Владимировна
Тема урока : «Рисование овощей и фруктов по трафарету».
Тип урока : комбинированный.
Цель урока : формировать умение работать с шаблонами, различать предметы по форме и цвету, умение последовательно выполнять работу; развивать усидчивость, умение слушать учителя, ориентироваться на листе бумаги; прививать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование : краски, кисточка, альбом для рисования, загадки, муляжи овощей и фруктов, шаблоны, дидактическая игра «найди лишний предмет».
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
III. Занимательные коррекционные упражнения с овощами и фруктами (ориентировка на листе бумаги, различия по цвету, игра «четвёртый лишний).
I V. Физ. минутка. Пальчиковая гимнастика.
V. Выполнение работы.
VI. Закрепление темы урока.
VII. Подведение итога урока:
1. Анализ работы.
2. Организованное окончание урока.
I. Организация, подготовка необходимых учебных принадлежностей.
II. Вводная беседа:
– Сегодня я предлагаю тебе нарисовать очень полезные овощи и фрукты. Но сначала поиграем:
– Это волшебная коробочка, там овощи и фрукты, но покажу я их, если отгадаешь загадки:
1. Круглое, румяное
И растет на ветке,
Бок красивый, красненький!
Любят его детки. (яблоко)
– найди у себя на столе фигуру, на которую похоже яблоко, как она называется?
– яблоко – это фрукт или овощ? (в корзинку с фруктами)
2. В огороде рос красавец,
Наш зеленый молодец,
А зимой найдешь ты в банке,
Длинный, сочный. (огурец)
– какого цвета огурец?
– найди у себя на столе фигуру, на которую похож огурец, как она называется?
– огурец – это фрукт или овощ? (в корзинку с овощами)
3. Как оранжевый он мяч
Только вот не мчится вскачь,
Кисло-сладкий цитрус этот!
Поспеши скорей с ответом!
В нём — полезный витамин-
Фрукт зовётся… (апельсин) – кладем в корзинку с фруктами.
– найди у себя на столе фигуру, на которую похож апельсин, как она называется?
4. Любят люди чай пить с ним.
Красивый, желтый, сочный.
Недостаток есть один –
Кислый он уж очень. (лимон)
– найди у себя на столе фигуру, на которую похож лимон, как она называется?
– лимон – это фрукт или овощ? (в корзинку с фруктами)
Теперь ты сам будете доставать предметы вот из этой волшебной коробочки
(банан, морковь, перец, помидор)
(достаем, называем, определяем цвет, форму)
1. Посмотри, что закатилось к нам на альбомный лист: яблоко, давай с ним поиграем.
Условия игры: расположи яблоко на листе.
а) в правом верхнем углу листа.
б) в нижнем левом углу листа.
в) в середине листа.
2. Посмотри на экран! Найди лишний предмет. (игра четвёртый лишний).
3. Я даю тебе полезные овощи и фрукты (шаблоны), но рисовать их все мы сегодня не будем.
– Вот еще одно задание: выбери предметы только желтого цвета (показываю желтую карточку), подними левую руку, разложи шаблоны желтого цвета на левой половине листа, назови предметы, посчитаем сколько желтых предметов.
– Выбери предметы оранжевого цвета (показываю оранжевую карточку), подними правую руку, разложи шаблоны оранжевого цвета на правой половине листа, назови предметы, посчитаем сколько оранжевых предметов.
– Сколько всего предметов на листе?
IV . Физ. минутка. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
V . Практическая часть. Выполнение работы.
– Возьми простой карандаш (обведем шаблоны с помощью учителя).
– Посмотри, чем будем раскрашивать фрукты и овощи? (краски, кисточка)
– Какие цвета надо напоить водой? (желтый, оранжевый)
– Сколько цветов будем использовать? (2)
– Сначала раскрасим лимон и банан желтым цветом (за контуры не выходим, работаем кончиком кисти).
– Теперь раскрашиваем морковь и апельсин.
VI. Упражнение на закрепление.
Подбери к каждому овощу или фрукту геометрическую фигуру.
– Что рисовали на уроке? (овощи и фрукты)
– Какого цвета лимон и банан? (желтого)
– Какого цвета апельсин и морковь? (оранжевого)
– Зачем надо кушать овощи и фрукты? (чтобы меньше болеть)
Тебе понравился урок?
Мы завершили урок, уберем рабочее место: краски и баночку с водой ставим в центр стола.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока рисования (1 класс)
Конспект урока рисования.
Тема: Иллюстрация к сказке «Три медведя».
Задачи урока: Развитие способности при разглядывании иллюстраций, различать и узнавать изображения предметов и животных известных учащимся; выработка умения передавать в рисунке величинные отношения предметов («большой-маленький», «самый маленький»)
Оборудование: красочный рисунок к сказке «Три медведя», чашки по размеру, альбом, акварельные краски, карандаши, шаблоны.
Стук в дверь. Ребята кто-то к нам пришел в гости. Давайте посмотрим. Это кто к нам пришел в гости? Правильно, медвежонок. Кто знает сказки в котором есть медведи? Молодцы «Три медведя».
II Изучение нового материала.
-Сейчас все вместе вспомним содержание сказки Л.Н. Толстого «Три медведя». А медвежонок будет тут сидеть, и слушать вас. (Внимание учеников обращается на то, что у большого медведя все больше). Для рассказа используем кукольный театр, чтобы дети все смотрели наглядно и вспомнили сказку.
-Одна девочка ушла из дома в лес и заблудилась. Она плакала и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. В домике никого не было, и она вошла в дом. В доме этом жили три медведя. Один медведь был отец. Он был большой, и звали его Михайло Иванович. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький, и звали его Мишутка. У большого медведя все больше: и посуда и мебель, у медведицы-поменьше, у нее и мебель и посуда поменьше, а у маленького Мишутки-все самое маленькое.
-Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайло Ивановича, вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина, третья маленькая чашечка была Мишуткина.
-Сегодня мы нарисуем чашки, из которых пили медведи. Показ наглядного материала.
1 Анализ объекта изображения.
-Какие чашки у медведей?
— Чем они отличаются друг от друга. (Размером)
— У большого медведя большая чашка, у медведицы поменьше, у медвежонка маленькая чашка.
Рассматриваем и обсуждаем чашки у медведей.
-Какие бывают чашки?
— Правильно. (Большие, маленькие, средние)
— Чашки бывают с рисунками и с узорами. ( Показываю чашки с рисунками, с узорами)
2 Определение последовательности рисунка . Показываю на доске приемы выполнения рисунка.
После этого учащиеся приступают к работе. По нижнему краю листа проводят, прямую линию на ней в ряд размещают три чашки разных размеров. Тем детям, которые совсем не умеют рисовать, даю шаблоны чашек и показываю, как надо делать. Показываю разные узоры, которыми можно украшать чашки.
3 Работа учащихся над рисунком, руководство процессом изобразительной деятельности.
IV Заключительная часть.
— Сегодня мы рисовали чашки разной формы и величины. Сейчас мы вместе медвежонком будем рассматривать чашки. Какие красивые чашки у нас получились. Молодцы. Медвежонок очень рад.
Источник
1 -10 Конспекты уроков ИЗО 1 класс «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Конспекты уроков ИЗО 1 класс «Начальная школа 21 века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 26.29 КБ |
urok_2.docx | 20.28 КБ |
urok_3.docx | 24.09 КБ |
urok_4.docx | 21.13 КБ |
urok_5.docx | 21.96 КБ |
urok_6.docx | 22.01 КБ |
urok_7.docx | 20.86 КБ |
urok_8.docx | 23.57 КБ |
urok_9.docx | 23.02 КБ |
urok_10.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК? ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ
РАБОТЫ КИСТЬЮ И КРАСКАМИ
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике; создать условия для развития умения различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой); содействовать овладению приемами работы красками и кистью, необходимыми для создания осеннего пейзажа.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Искусство видеть и творить. Кто такой художник? Все, что художник наблюдает и чувствует, он рассказывает в своих работах – в картинах, рисунках, скульптуре. Установка на эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусств. Эмоционально-образная характеристика осени как времени года, определение отличия осеннего неба от летнего или весеннего; наблюдение за разнообразием их форм и цвета. С помощью цвета художник передает разное настроение, создает нужный образ, выражает свое отношение к миру. Прославление красоты осени поэтами. Понятие «пейзаж». Красками, фломастерами или карандашами превращаем рисунок в осенний пейзаж. Рабочее место ученика на уроках изобразительного искусства. Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов – акварель.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта);
• регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.
Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету.
Тип урока: постановочный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи. », П. Пикассо «Хлеб и фрукты на столе», Дж. Моранди «Натюрморт», А. Бух «Осень», К. Моне «Стог сена в Живерни», В. Кандинский «Зимний пейзаж». Мультимедийная презентация «Осень».
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровская «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной. ».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осенняя песня».
I. Организационный момент.
Вы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
– Дети, вы готовы к школе? –
Наш учитель нас спросил.
– Сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– На уроках изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, в окружающем мире.
Сколько в мире красок!
II. Работа по теме урока.
– Давайте назовем некоторые инструменты, с которыми вы будете работать на уроках изобразительного искусства. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски.)
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Жмутся в узеньком домишке
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, красота.
(Краски, цветные карандаши.)
Учитель знакомит с некоторыми правилами работы:
• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
• нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу»,
а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);
• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним жанром изобразительного искусства – пейзажем, будем учиться рисовать осенний пейзаж.
Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами , а их картины – пейзажами . Художник умеет слушать мир – шум леса, звуки капели, жужжание пчел, журчание ручья, пение птиц.
Учитель обращает внимание на картины с изображением пейзажа.
– У каждого времени года свой характер, по которому мы его узнаем, – это краски, запахи, звуки.
– Какое сейчас время года?
– Ребята, послушайте, какие прекрасные стихи посвятили осени поэты К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной. ».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
– Осень – самое изменчивое время года. Почти каждый день она меняет настроение, а вместе с ним и свои цвета.
– Рассмотрите картину А. Буха «Осень».
– Какие у осени краски?
– Почему осень в это время года называют золотой?
– Художник ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром, серебром. Этот пейзаж заключает в себе образ торжественной, радостной осени.
– Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с полотен как бы звучат мелодии. Ваше рассматривание картин будет сопровождать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».
Просмотр презентации «Осень».
– Какое настроение эта картина выражает?
– Чем особенно понравился этот пейзаж?
Вспомним лето. Мы на берегу реки.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.
III. Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Угадай листок» (показ изображения листьев, дети определяют, какому дереву они принадлежат).
Анализ формы и цвета листьев.
– Какую форму имеет лист дуба, лист березы, лист клена?
– Какие цвета осенней листвы вы можете назвать?
– Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Перед тем как приступить к рисованию по представлению (по памяти), необходимо представить, что вы хотите нарисовать, и определить композицию рисунка.
Композиция – расположение предметов на картине. Композиция помогает лучше передать замысел художника.
Этапы выполнения рисунка.
1. Композиция рисунка: определяем линию горизонта, определяем положение деревьев и их высоту, намечаем тропинку. Прорисовываем карандашом контуры всех предметов.
2. Работа с цветом. Заполнение рисунка цветом начнем с закрашивания неба. Помним, что ближе к земле небо будет светлее. Между небом и землей не оставляйте белых пустот. Далее закрашиваем землю, а потом стволы деревьев.
3. Прорисовывание деталей.
– Выполнять работу будем красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть радостными и печальными.
Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода.
IV. Творческая практическая работа.
Рисование по теме «Осенний пейзаж».
Учитель оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении работы.
V. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся.
– Придумайте название выставки. («Осенняя фантазия», «Осенний вернисаж».)
– Спасибо вам за ваши добрые глаза, приветливые улыбки. А закончить наше с вами занятие я хотела бы снова улыбкой. Давайте улыбнемся друг другу.
Предварительный просмотр:
Урок 2
ЧЕМ И КАК РИСОВАЛИ ЛЮДИ
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о происхождении искусства; содействовать в выборе материала и инструментов для изображения; создать условия для развития умения изображать звуки окружающего мира и тишину.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства.
Опыт художественно-творческой деятельности. Формирование представлений о происхождении искусства. Как появилось изобразительное искусство? Наскальные рисунки: «Охотники», «Спящий бизон», «Бизон». Настроение и музыка в картинах.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска информации в учебной литературе, книгах, журналах; логические – осуществление анализа рисунков, иллюстраций;
• регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию;
• коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания.
Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искусству.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: К. Бриттов «В мае. Зазеленело» (фрагмент), М. Аветисян «Джаджур», А. Герасимов «После дождя», Р. Фальк «Бухта в Балаклаве», К. Моне «Стог сена». Мультимедийная презентация «Произведения изобразительного искусства».
Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Прогулка».
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
– Проверим, не забыли ли вы приготовить необходимые принадлежности к уроку.
Рисование не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге акварелью изображать.
II. Работа по теме урока.
Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Что такое изобразительное искусство?».
– Что относится к изобразительному искусству?
– Где мы можем встретить произведения искусства?
– Кто из вас был в музеях?
– Какие произведения искусства мы можем видеть в музеях?
– Давайте совершим экскурсию по музею, где хранятся произведения искусства. Нашу экскурсию в музей сопровождает музыкальное произведение С. Прокофьева «Прогулка».
Просмотр презентации «Произведения изобразительного искусства» (презентацию учитель готовит самостоятельно) .
– Вы видите, ребята, что художники пишут картины на разные темы. Это и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и бытовой жанр, и многое другое.
– Расскажите, как появилось изобразительное искусство?
Рассматривание иллюстраций в учебнике.
– Как вы думаете, когда и кем были сделаны эти рисунки?
– Эти рисунки выполнены очень давно самыми первыми художниками в мире – древними людьми. Они жили в пещерах, охотились на животных, собирали плоды и ягоды. И об этом мы узнали на их рисунках. Такие рисунки невозможно поместить в музее, потому что они нарисованы на скалах. Наскальная живопись сохранилась до нашего времени.
Утром бабочка проснулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
III. Творческая практическая работа.
– Художник должен слышать звуки окружающего мира, чувствовать запахи. Вслушайтесь в мир звуков. Попробуйте нарисовать эти звуки и тишину.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся.
– Придумайте название выставки.
– Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?
– Узнали ли вы что-либо новое?
– Попробуйте дать оценку уроку.
Предварительный просмотр:
Урок 3
ЗНАКОМСТВО С ПАЛИТРОЙ.
СОЗДАНИЕ СВОИХ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с гуашью, палитрой и формированию навыка с ней работать; содействовать развитию умения наблюдать за изменениями в природе, передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.
Образная сущность искусства. Опыт художественно-творческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Чем работает художник? Материалы, инструменты художника (краски, карандаши, тушь, фломастеры, кисти). Палитра художника, на которой смешивают краски, чтобы получать новые красивые цвета. Правила работы и обращения с художественными материалами. Гуашь. Кисть в руке художника. «Семья» кисточек. Техника работы с кисточкой. Времена года. Краски осени. Роль цвета в передаче разного настроения, создания нужного образа, выражения своего отношения к миру. Представление о роли изобразительного искусства в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.
Фантазия. Рассматривание «волшебных» камней. Эти красивые причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство. А что эти узоры напоминают тебе? Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце Морского царя.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета объекта; логические – осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ признаков объекта; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем – сочинение красками сказки, рисование картины-фантазии;
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий на карточках, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания);
• коммуникативные: уметь сотрудничать в художественных работах, полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым репродукциям.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: Ф. Васильев «Болото в лесу», А. Бух «Осень», П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи…». Мультимедийная презентация «Времена года в живописи».
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Беседа с кукольным персонажем, ученым Хрюшей (учитель озвучивает роль Хрюши).
– Ребята, шел я по лесной тропинке и наткнулся на этот мешок. Ой, а здесь что-то написано. Кто прочитает?
Ученик. Не заглядывай в мешок,
Не надейся на глазок,
Догадайся и скажи.
– Ребята, хотите помочь мне узнать, что в мешке?
Учитель проходит по рядам.
Игра «Что в мешке?».
Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный героем. Они ощупывают предмет, запоминают его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.
– Вы догадались, кто спрятался в мешке? А на бумаге вы можете изобразить этот предмет?
II. Изучение нового материала.
Учитель предлагает рассмотреть картины, представленные на уроке, проводит беседу об изображенных временах года, красках осени, роли цвета в передаче разного настроения, создании нужного образа, выражении своего отношения к миру.
Просмотр мультимедийной презентации «Времена года в живописи».
– Вы хотите тоже уметь так рисовать?
– Начинать учиться рисовать легче гуашевыми красками.
Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.
– Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название «гуашь».
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвет несколько выбеливается (высветляется), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (неразмываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.
Гуашь – очень добрая краска, она позволяет быстро исправлять ошибки в рисунке. Если цвет не нравится, его можно закрасить другим цветом, и картина от этого не испортится. Гуашью можно рисовать сразу, без карандаша.
Гуашевые краски разводятся водой. При работе с красками желательно пользоваться палитрой.
– На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.
Вот помощники мои.
Их, как хочешь, поверни!
Не сидится им опять.
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот – рядом прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише-тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет.
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
III. Творческая практическая работа.
– А что у нас было в волшебном мешочке?
Рассматривание «волшебных» камней.
– Эти красивые, причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство.
– А что эти узоры напоминают тебе?
Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце морского царя.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся «Фантазии детей».
– С какими трудностями вы столкнулись?
– Что нового сегодня узнали на уроке?
Предварительный просмотр:
Урок 4
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
С ПРИРОДОЙ, ЖИЗНЬЮ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о взаимосвязи изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств; создать условия для развития умения изображать солнце и тучу, передавать в рисунке свои наблюдения.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Образная сущность искусства.
Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Искусство дарит людям красоту. Музеи. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Художник рисует то, что ему больше всего нравится: природу, вещи, людей, животных. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Эмоционально-образная характеристика осеннего неба, определение отличия облаков от туч (туча – это облако с дождем). Разнообразие форм и цвета облаков, особенности их движения по небу. Представление о пространстве: ближе – дальше. Какого цвета бывают тучи? Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать? Эмоционально-эстетическое восприятие природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; осуществление анализа образа грозовой тучи; постановка и решение проблем – поиск ответов на вопросы и нахождение путей решения проблемной задачи (как изобразить цветом грозовую тучу, которая ползет по небу и хочет закрыть солнышко?);
• регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение;
• коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.
Личностные: проявляют интерес и желание творить, фантазировать; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и природе.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город».
I. Организационный момент.
– В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет мир. Звездочка увеличилась. Направляю лучик, который несет любовь, – звездочка снова увеличилась. Направляю лучик с добром – звездочка стала еще больше.
Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Откройте глаза. Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже – на солнышко или на темную тучу?
Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова: «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».
Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
– Идем в музей. (Заочное путешествие.) Люди приходят в музей, чтобы полюбоваться картинами, скульптурами любимых художников и увидеть новые, неизвестные работы.
В картине художник передает не только красоту мира, но и его звуки. Рассмотрите картины (А. Саврасов «Зима», Э. Дега «Танцовщицы», Ф. Малявин «Вихрь»). (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)
– Какую музыку вам бы хотелось послушать, глядя на них?
Слушание стихотворения А. Фета «Воздушный город».
– Сегодня мы будем рисовать солнышко и тучку, которая пытается закрыть солнце.
– Посмотрите на эти солнышки (на слайде изображено несколько солнышек) . (Мультимедийная презентация, слайд 5.)
– Что бы вы могли сказать о каждом из них?
– Какое из них вам больше понравилось?
– Что общего у всех этих солнышек?
– Какую форму имеет солнышко?
– Сравните солнышко с тучкой.
– Какого цвета бывают тучи?
– Для того чтобы нам отдохнуть, я предлагаю отправиться на лесную поляну и выполнить такие упражнения:
У нас славная осанка!
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
III. Творческая практическая деятельность.
– Какого цвета бывают тучи? (Мультимедийная презентация, слайды 6–7.)
– Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать?
– Изобразите, как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко.
– Чтобы получились нужные цвета, используйте палитру.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.
– Спасибо за занятие, ребята, приятно было с вами поработать. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Урок 5
ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ.
ПЕРВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике-живописце, композиции, иллюстрации; создать условия для освоения всей поверхности листа и ее гармоничного заполнения.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Виды художественной деятельности. Рисунок. Живопись.
Азбука искусства. Композиция.
Опыт художественно-творческой деятельности. Понятие «иллюстрация». Эмоционально-эстетическое восприятие произведений художников. Композиция. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Чудеса в народной и литературной сказке. Опыт художественно-творческой деятельности в рисовании с натуры, по памяти и представлению героев народных и литературных сказок (сказки А. С. Пушкина). Подводный мир.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений, художественных альбомов; описание картины, иллюстрации; логические – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов и выделение существенной информации; осуществление анализа и сравнения произведений искусства; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (рисование иллюстрации к сказке по представлению), самостоятельное создание способов ее решения; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия;
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме;
• коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания.
Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; выполняют моральные нормы.
Тип урока:комбинированный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: иллюстрации И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, Б. А. Дехтерёва к сказкам Пушкина; В. Милашевский. Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-горбунок». Иллюстрации В. Васнецова к русским народным сказкам. Мультимедийная презентация.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке:
Карандаши, краски, тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Работа по теме урока.
– Художник, который работает красками, – это живописец . Художник, который рисует рисунки для книг, называется иллюстратором . На иллюстрациях художник изображает то, о чем говорится в книжке. Великим иллюстратором является В. М. Васнецов.
– Рассмотрите иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова. (Показывает иллюстрации.) В работах этого художника переплелись между собой вымысел и живая реальность. Многие из его картин на сюжеты сказок вы не раз видели. (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)
– Вы любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка – это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
– Поиграем в игру «Отгадай сказку?».
– Сейчас, ребята, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идет речь.
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок!
Ах ты, Петя-простота,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Петушок – золотой гребешок».)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Учитель организует просмотр иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, Б. А. Дехтерёва к сказкам Пушкина; иллюстраций В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-горбунок»; обращает внимание на отображение в живописи настроения, чувств автора, развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. (Мультимедийная презентация, слайды 5–11.)
– Создавая картину, художник использует всю поверхность листа: размещает объекты (людей, животных, предметы) так, чтобы им не было тесно или слишком свободно. Рассматриваем иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». Художник создает композицию.
Композиция – главное слово для художника, это умение правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
III. Творческая практическая деятельность.
– Нарисуйте один из эпизодов русской народной сказки «Теремок».
Учитель оказывает индивидуальную помощь при затруднении.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?
– Какой опыт вы приобрели?
Предварительный просмотр:
Урок 6
ХУДОЖНИК-ГРАФИК. ЗНАКОМСТВО С РАЗНЫМИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(ГУАШЬЮ, ПАСТЕЛЬЮ, ТУШЬЮ, КАРАНДАШОМ)
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о графике и ее видах, художнике-графике, об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно; содействовать развитию умения создавать графические иллюстрации, передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись.
Рисунок. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий.
Азбука искусства. Форма. Графика. Художник-график. Основные направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема. Примерная тема композиций: «Заглавная буква». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем (волшебный паучок, который сплел паутину; первая буква имени);
• регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке;
• коммуникативные: активно вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Зрительный ряд: графические рисунки. Мультимедийная презентация.
I. Организационный момент.
Рисование не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге изображать.
II. Актуализация знаний.
– Какие художественные материалы вы уже знаете?
– Вспомните, что такое гуашь?
– Что такое карандаш? ( Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто в целях удобства пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Карандаши принято делить на простые и цветные.)
III. Изучение нового материала.
– Мы продолжаем знакомство с художественными материалами.
– Пастель (от лат. pasta – тесто) – группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. (Показывает пастель.)
– Тушь черная (нем. Tusche) – краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера. Тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.
– Сегодня многие художники-анималисты рисуют свои работы в графике. Графика – происходит от греческого слова «grapho» – «пишу», скребу, процарапываю.
К графике прежде всего относятся те произведения, в которых изображения создаются при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом, пером, резцом и т. д. Рисунок может выполняться на листе бумаги, на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображения-оригиналы, сделанные художниками, потом оттискиваются на бумажные листы. Особенно часто нам приходится сталкиваться с так называемой печатной графикой . Замечательное свойство печатной графики – ее массовость. В типографии можно сделать сколько угодно много печатных оттисков. Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – мы постоянно сталкиваемся с ними в жизни. С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам, красочным рисункам – иллюстрациям. Рисунки художников в книгах – это книжная графика . Если рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика . А есть еще прикладная графика . Это и поздравительные открытки, марки, плакаты, театральные афиши, календари и более простые вещи, на которые многие из вас, может быть, никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, пакетах. Их тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная (промышленная) графика.
– Перед вами графические рисунки, сделанные известными художниками. (Показ слайдов. Мультимедийная презентация.)
Сегодня вы сами попробуете сделать графический рисунок.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Дети стоят, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка.
IV. Творческая практическая деятельность.
– Каждому предстоит выполнить творческое задание: нарисуйте первую букву своего имени, украсьте ее. Буква должна отражать ваш характер; затем нарисуйте волшебную паутину, которую сплел паучок.
Выполнение графических иллюстраций «Заглавная буква имени»: рисование первой буквы своего имени и раскрашивание ее.
V. Итог урока. Рефлексия.
Анализ выполненных работ.
Ребята показывают выполненные иллюстрации.
– Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что такое графика? Чем делается графическое изображение?
– Чем и на чем можно выполнять графическое изображение?
Источник