- Конспект урока «Декоративное рисование «Русская матрешка»» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Рисование Матрешки» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия по рисованию «Разноцветные матрёшки»
- Ход занятия
Конспект урока «Декоративное рисование «Русская матрешка»»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Конспект + презентаци к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 66.5 КБ |
russkie_matryoshki.ppt | 371 КБ |
igra_fonariki_zazhglis.ppt | 832 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид деятельности: Рисование русской матрешки по представлению.
Тема урока: Декоративное рисование « Русская матрешка».
Цель урока: Формирование навыков декоративного рисования.
Задачи урока: 1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана. Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях семеновских мастеров.
2. Развивать эстетическое восприятие и умение сочетать в декоративном рисунке несколько цветов.
3. Воспитывать внимание и аккуратность; любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Оборудование для учителя: шаблоны(раздаточный материал); презентация.
Оборудование для детей: бумага(альбомный лист); простой карандаш; кисть; краски (гуашь); баночки для воды. вырезанный силуэт матрешки
Прозвенел и смолк звонок,
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку и подготовка красок к работе.
2.Сообщение темы урока
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир . (Матрёшка)
— И так, как вы думаете ,какая тема нашего урока?
— Правильно! Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. Презентация «Русская матрешка»(слайд 1). Поэтому наша работа называется «Русская матрешка».
3. Актуализация знаний учащихся
- У кого из вас дома есть народные декоративные игрушки?
- Почему они вам нравятся?
Беседа с детьми.
4. Работа над новым материалом.
Презентация «Русская матрёшка»(2-3слайд).
Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.
Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859-1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках .
Интересно отметить, что кроме матрешек- девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке.
Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.
Презентация «Русская матрёшка»(4-9слайд).
Перед вами матрешки из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек.
- Как изображены платки?
- Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
- Что общего в оформлении этих матрешек?
- Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий?
- Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево).
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги).
В сарафанах наших пестрых,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа. Повторить 2–3 раза).
Рассмотрим последовательность работы. Лист располагаем вертикально.
1. Обвожу по контуру матрешку.
2. Рисую лицо (вам поможет круг).
3. Рисую платок.
4. Провожу вертикальную линию от макушки до самого низа.
5. Осторожно наношу карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).
6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки(рисую руки)
7. Заполняю передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
8. Раскрашиваю матрешку.
Посмотрите, как я выполню рисунок матрешки в цвете:
1. Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала выполню красным цветом платок.
2. Теперь аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаю всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом.
3. Необходимо создать впечатление — иллюзию, что матрешка настоящая. Для этого по всему краю игрушки прохожу коричневой краской. Плавными движениями аккуратно вливаю один цвет в другой.
4. Теперь выполняю завершающую стадию. Для этого раскрашиваю волосы и узор на передней части матрешки. Для волос я выбрала черный цвет. А узор выполняю красным и зеленым цветом. Учтите, что прежде чем выполнять цветы и листья, надо убедиться ,что желтый фон высох. Красный беру того же цвета, что и платок. Рисунок закончен.
Учитель объясняет и показывает, рисуя сам на доске матрёшку,
как надо правильно рисовать и раскрашивать.
7. Самостоятельная работа учащихся
А сейчас создайте свой образ русской матрешки, который вам подскажет ваша фантазия .
Проводится игра на узнавание цветов: «фонарики зажглись» . Презентация «Фонарики зажглись».
Дети рисуют, учитель ходит, смотрит, помогает, если нужно.
Источник
«Рисование Матрешки»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Тема урока: Рисование матрешки.
Цель урока: Совершенствование навыков в выполнении декоративных работ.
Задачи урока:
Продолжать развивать умения выполнять декоративное оформление традиционной русской игрушки – матрешка.
Расширять кругозор о декоративном оформлении.
Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические чувства у детей.
Планируемые результаты:
- Ученик узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
- Ученик научится определять виды Матрешек.
- Ученик получит возможность научиться определять степень успешности выполнения своей работы.
Личностные: Проявлять доброжелательность, внимание, помощь.
- Регулятивные УУД:Выстраивать последовательность необходимых операций.Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
- Коммуникативные УУД: Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
- Познавательные УУД: Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
Оборудование: Для педагога: презентация урока, инструкционно-технологическая карта, образец.
Для детей: альбом, краски, кисточка, баночка с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08.02.2017._izo_matreshka.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного урока
Дата проведения урока: 08.02.2017.
Тема урока: Рисование матрешки.
Цель урока: Совершенствование навыков в выполнении декоративных работ.
Продолжать развивать умения выполнять декоративное оформление традиционной русской игрушки – матрешка.
Расширять кругозор о декоративном оформлении.
Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические чувства у детей.
- Ученик узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
- Ученик научится определять виды Матрешек.
- Ученик получит возможность научиться определять степень успешности выполнения своей работы.
Личностные: Проявлять доброжелательность, внимание, помощь.
- Регулятивные УУД:Выстраивать последовательность необходимых операций.Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
- Коммуникативные УУД: Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
- Познавательные УУД: Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
Оборудование: Для педагога: презентация урока, инструкционно-технологическая карта, образец.
Для детей: альбом, краски, кисточка, баночка с водой.
Закончилась большая перемена,
И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе,
Надеюсь, все у вас в порядке
Краски, кисточки, альбом
И вы готовы все ребятки
Тихо сядем и начнем!
Организация рабочего места.
Для начала давайте вместе правильно расположим наши принадлежности на рабочем столе.
1.Размещать все принадлежности на рабочем столе следует так, чтобы они не мешали тебе работать.
2.Бумага для рисунка лежит точно перед глазами и ничем не загораживается.
3.Над альбомом помещается вода, коробка с красками.
4.С правой стороны (у левшей — слева) располагается карандаш, ластик
кисти.
А теперь отгадайте загадку.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут…
Организация рабочего места.
II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Что вы знаете о Матрешках?
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
А знаете ли вы как появилась матрешка?
Однажды в Японии русский художник Сергей Васильевич Малютин (слайд) увидел интересную игрушку – большеголового деревянного японца, раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Малютин придумал нарядить игрушку в русский наряд, такая игрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и появились матрешки. (слайд)
Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек.
а) (слайд) Семеновскую матрешку отличает от других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.
б) (слайд) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
в) (слайд) Матрешка в Полховском Майдане неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
III.Формулировка учебной задачи и операционные действия.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
А какую цель мы можем поставить?
Обратите внимание на слайд, посмотрите, как еще могут быть оформлены матрёшки.
Научиться выполнять декоративные работы.
Смотрят на слайды презентации
IV.Основной этап.1)Изучение нового материала.
Анализ Матрешки
Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото).
Матрешка состоит из частей и деталей.
-Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка),
-Руки,
-Платье с узором.
Шаг 1
Подумайте, как лучше разместить лист для рисования Матрешки, вертикально или горизонтально?
У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Сначала размещаем шаблон в центре листа, затем обводим контур матрёшки.
Намечаем круглое лицо. Для того чтобы изобразить платок мы проводим горизонтальную линию между головой и туловищем матрешки, по середине прорисовываем узелок и два конца платка. Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук.
Возвращаемся к лицу, глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами.
Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка.
Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Посмотрите на слайде другие варианты оформления работ.
Четвертым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные.
Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной.
Источник
Конспект занятия по рисованию «Разноцветные матрёшки»
Елена Шишигина
Конспект занятия по рисованию «Разноцветные матрёшки»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЁШКИ»
Шишигина Елена Владимировна, МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка», воспитатель, Республика Хакасия
Предмет (направленность): изодеятельность (рисование).
Возраст детей: 4-6 лет.
Место проведения: группа или изостудия.
Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
• развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку используя различные элементы;
• способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве;
• формировать основы эстетического восприятия;
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: деревянная матрёшка, картинки с изображением матрёшек, дидактическая игра «Собери матрёшку», заготовки матрёшек, восковые мелки, акварельные краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.
Ход занятия
Сегодня на нашем занятии я хочу рассказать вам сказку, только мне потребуется ваша помощь. Вы готовы мне помочь? (ответ детей). Молодцы! Ну, тогда слушайте…
В одном далеком царстве царстве-государстве много лет тому назад жили-были. Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей). Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать,о ком же будет наша сказка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
(дети отгадывают «матрёшка»)
Молодцы! Конечно, это матрёшка.
Педагог показывает детям картинки с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку, раскрывает её и выставляет всех матрёшек, дети рассматривают их и держат в руках. Педагог комментирует.
Посмотрите, какие они красавицы! В нашей сказке их будет 5. Итак продолжаем…
Жили были на свете красавицы-сестрички матрёшки. Жили они дружно и друг другу во всём помогали. Первая матрёшка была самая большая и самая умная и звали её… — я предлагаю вам поучаствовать в сказке и придумать ей имя (педагог показывает детям заранее приготовленную большую форму бумажной матрешки – формат А3, у матрёшки раскрашено все, кроме сарафана (приложение 1, и дети дают имя). Вторая была чуть меньше, и считалась очень веселой матрёшкой, а звали её… (педагог достает вторую матрёшку, дети дают имя). Третья матрёшка была самая красивая, и имя у нее было (педагог достает третью матрёшку и дети дают имя, четвертая – самая трудолюбивая и звали её… (показывает четвертую и дети дают имя). А маленькая, пятая матрёшка, была самой послушной и имя у нее было (дети дают имя).
Щечки зорькою горят.
И матрёшки, как живые,
Шлют улыбки всем подряд.
Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица! Ой, а что же это! Почему их сарафанчики стали белыми? Что же произошло? Может наша сказка нам поможет узнать? Продолжим? (дети отвечают)
Итак, жили они дружно и во всем друг другу помогали. Однажды самая веселая матрёшка… (как её звали) предложила всем вместе порисовать яркими красками и так они увлеклись рисованием, что не заметили, как испачкались. Что же им теперь делать? Самая красивая матрёшка… (как её звали) очень расстроилась и заплакала. Тогда самая умная … (как её звали) стала её утешать и предложила снять сарафаны и постирать. Младшая и самая послушная матрёшка… (как её звали) принесла воды, а самая трудолюбивая из них … (как её звали) принялась стирать и так тщательно она это сделала (она же была самая трудолюбивая, что с сарафанов отмылась не только краска, но и пропал весь рисунок и стали они белые-белые. Как же тогда расстроились наши матрёшки, ведь у них нет других сарафанов!
Что же им теперь делать? Может мы им чем–нибудь поможем? (дети предлагают помочь и раскрасить матрёшек).
Какие вы молодцы! Правильно, мы можем их сами раскрасить. Предлагаю вам разделиться по парам.
Каждая пара будет раскрашивать сарафан одной из матрёшек, так мы сможем им помочь быстрее, а заодно и покажем, какие мы дружные.
А как мы будем раскрашивать наших матрешек и чем? Я приготовила для вас восковые мелки и акварельные краски. Но сначала мы с вами поиграем в игру «Собери матрёшку». Педагог показывает детям перепутанные карточки с изображением верхней и нижней половины матрёшек – дети должны правильно собрать матрёшек по цвету и рисунку (приложение 2).
Молодцы! Я думаю, что теперь вы точно готовы. Начинаем рисовать. Сначала мы нанесем на наш сарафан контур рисунка, используя для этого восковые мелки. Рисунок может быть любым – цветочки, разноцветные кружочки, бабочки, машинки, квадраты и другие фигуры. Вам надо сначала вместе придумать, что вы нарисуете на сарафане, а потом уже браться за дело. Готовый рисунок мы с вами раскрасим акварельными красками. Наши восковые мелки помогут нам в этом деле, ведь они не дают нашей красочке растекаться по сарафану. А вы знаете как правильно рисовать красками? (Дети отвечают, если они затрудняются, то педагог им помогает).
В процессе творческой работы педагог помогает тем, кто затрудняется и направляет.
Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие. Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают.
Думаю героям нашей сказки сарафаны очень понравились и они больше не будут их пачкать. Вы им не только помогли, но и еще научили, как правильно использовать краски, и они говорят вам за это спасибо. А мы что им ответим? (дети хором говорят «пожалуйста»).
Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу. До свидания, ребята! До скорой встречи!
Цветные матрёшки. :)) Это матрёшки, раскрашенные акриловой краской каждая в один из цветов радуги, собираются в одну большую полосатую матрёшку. Как вариант.
Русская матрёшка. Рисование и аппликация. С русской матрёшкой дети знакомятся в детском саду с раннего возраста. Знакомство начинается с рассматривания игрушки, с оформлением.
Источник