- Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Знатоки изобразительного искусства» план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству + исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования — «граттаж + экспериментирование». план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию «Знатоки изобразительного искусства»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект по закреплению знаний по художественно — эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по закреплению знаний по художественно — эстетическому развитию. | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Усть – Куломский детский сад № 7 «Голубок»
Конспект непосредственно — образовательной деятельности
По художественно- эстетическому развитию
« ЗНАТОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
«Усть – Куломский детский сад № 7 «Голубок»
Уляшева Тамара Николаевна
« ЗНАТОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
ЦЕЛЬ: Обобщение представления и знания детей об изобразительном искусстве.
ЗАДАЧИ: Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и тепла. Выявить знания выразительных средств, терминологии и понятий изоискусства; умения выделять отличительные особенности, составные элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочно-былинный жанр, анималистический жанр); умение составлять композицию по собственному замыслу; знание о лице и расположение его частей; умение устанавливать сходство между геометрическими формами и предметами и путем дорисовки форм получать предметную или сюжетную картину. Познакомить с профессией художника — реставратора.
МАТЕРИАЛЫ: Письмо –сюрприз (изображение художника Тюбика, разрезанное на 10 частей; изображение цветных карандашей с буквами П,О,Р,Т,Р,Е,Т); изображение Феи Живописи, Феи Графики; набор цветных карточек; альбомные листы с именами детей; музыка для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка, мешочек с конфетами, медали.
ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ: бумага, рамка, кисть, палитра, мел, краска, картина, ручка, мольберт, кроссворд.
«Найди недостаток в портрете»,
« Найди картину автора»,
Кто-то бросил мне в оконце,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Воспитатель: Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда надо постараться и собрать целое из частей. (Достает из конверта изображение художника Тюбика, разрезанное на 10 частей). Дети, собрав изображение, узнают в нем Тюбика.
— Ну, тогда посмотрим, что же в письме.
Воспитатель из конверта достает письмо и читает:
« Здравствуйте, мои маленькие художники! Я художник Тюбик, приглашаю вас на занятие «Знатоки Изобразительного искусства». Оправляясь в путь, не забудьте надеть одежду с карманом. Дорогу вам покажут мои верные помощники – цветные карандаши.
(По знакам – указателям, цветным карандашам, дети отправляются в мастерскую художника. Дети собирают по пути карандаши в коробку и остается возле приготовленной мастерской, где находятся пронумерованные материалы для рисования, которые обозначены цифрами:1-бумага, 2-рамка, 3-кисть, 4-палитра, 5-мел, 6-крарндаш, 7-краски, 8 –картина, 9-ручка. Рядом мольберт, на котором укреплен кроссворд. (Под ним лист с изображением фей Живописи и Графики).
Воспитатель: Куда же мы попали? Обратите внимание: верные помощники художника Тюбика обозначены цифрами, на мольберте – лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры. Что же это такое? (кроссворд). Здесь ещё есть записка! (читает):
«Если вы отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как называется комната, где работает художник. За каждый правильный ответ вы получите цветную карточку. Кладите её в карман. Кто больше всех получит цветных карточек, тот и станет победителем – знатоком ИЗО. Желаю удачи! Ваш Тюбик».
(Дети отгадывают названия предметов. Воспитатель вписывает слова в клеточки кроссворда и задает последний вопрос
«Какая буква последняя в алфавите?» (я).
— Какое слово получается? (мастерская)
В: Мы с вами в мастерской художника.
( кроссворд убирается и перед глазами появляются Феи).
Воспитатель: Кто же нас встречает? (феи изоискусства: Живопись и Графика)
— Какой главный инструмент художника?
— Что означает слово Живопись?(живо писать жизнь).
— Чем повелевает Фея Живописи? (цветом)
-Какой материал использует художник, когда занимается живописью?(краски, масляные краски, гуашь)
— Что означает слово графика?(рисую).
— Чем повелевает Фея Графики? (линией, штрихом, точкой)
— Какие материалы используются ею в этом? (карандаш, фломастеры, уголь, восковые мелки).
Воспитатель: Вы сказали, что феи Живописи и Графики – феи изобразительного искусства. Что же они помогают изображать на картинах? (свободные высказывания детей).
Верно, художники изображают человека, его жизнь, природу, животных, предметы – весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр Живописи.
Фея графики предлагает поиграть со своими помощниками – цветными карандашами, которые указывали нам дорогу. (показывает коробку с карандашами). Расположите цвета карандашей по порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре мы с вами будем говорить. Только будьте внимательны.
(дети выкладывают карандаши и читают название жанра — портрет).
Воспитатель: Найдите в нашей мастерской выставку портретов. Какие бывают портреты? (погрудной, поясные, во весь рост). Назовите названия портретов.
Мы говорим с вами о жанре портрет. А что означает слово «портрет»? (изображение человека, прежде всего его лица). Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека, фигуру, движение, костюм. Художник передает не только внешний вид человека, но и его характер.
(Д/И «Найди недостаток в портрете»)
Я хочу вам предложить определить недостающие части лица и дорисовать их графическим материалом – черным фломастером.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием! А сейчас, отгадав музыкальную загадку, вы узнаете, о каком жанре изоискусства пойдет речь дальше.
(загадка о Бабе-Яге, показ книжной иллюстрации).
В: какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочно-былинный)
Баба-Яга: Все, закончилось ваше занятие.
Воспитатель: Ну, во-первых, здравствуйте дорогая Баба-Яга. А во-вторых, почему наше занятие закончилось?
Баба-Яга: Я все в сказочном жанре заколдовала, все картины.
Воспитатель: Так мы расколдуем!
Баба-Яга: Попробуйте. Вы эти картины больше никогда не увидите. Ну, разве только маленькие кусочки. Все заколдовала. Даже, самой жалко. Такая красота была…
Воспитатель: Ну, так расколдуй.
Баба-Яга: Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель: Мы тебе поможем.
Баба-Яга: (удивленно): Это как? Вы что волшебники?
Воспитатель: Нет. Но наши знания нам помогут. Дети, помогите, узнать картину по фрагментам, и снять колдовство Бабы-Яги.
( перед детьми предстает репродукция картины В.Васнецова
Воспитатель: Ребята, как называется эта картина? (богатыри)
Баба-Яга: Кто такой богатырь?(сильный человек, защитник Отечества)
Воспитатель: Назовите имена богатырей, изображенных на картине.(ответы)
Давайте расскажем мы об этой картине.(рассказы детей о богатырях).
( далее дети расколдовывают картину «Аленушка».)
Баба-Яга: В каких сказках мы можем встретить Аленушку?(ответы детей)
Порадовали вы, ребята, меня своими знаниями. Люблю я этого художника-сказочника, только забыла, как его зовут.
Воспитатель: Помогите, дети! (художник В.М.Васнецов)
Баба-Яга: Вот, вот, Виктор Михайлович Васнецов. Слышать слыхала, а видеть не видала. Воспитатель: Мы тебе его покажем. Покажите Бабе-Яге портрет этого худ-ка.
Баба-Яга: Вижу, любите вы сказочно-былинный жанр. А знаете, какой жанр называется « мертвая натура»? (натюрморт). Объясните, почему он носит такое название.
Ребенок: Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
Баба-Яга: А я никогда не видела этот самый…натюрморт. Покажите мне его!
Воспитатель: Давайте исполним желание Бабы-Яги – составим для неё натюрморт.
(Д/и «Составь натюрморт».)
Баба-Яга: Как мне нравится «мертвая натура».
Воспитатель: Баба-Яга, что ты заладила «мертвая натура» да «мертвая натура». Художники называют натюрморт иначе – «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он видит необычное, прекрасное и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной красотой. Найдите среди репродукций натюрморты.
Баба-Яга: О, чудо дивное – искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут и творят,
И жаждой творчества горят!
Воспитатель: а вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цв. карандаши и лист бумаги. Сейчас начнутся «чудесные превращения». Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Победит тот, кто сделает это быстро и правильно.
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (елка)
И вновь весною оживает.
Коровам без неё беда:
Она их главная еда (трава)
Тем дождик ближе. (облако)
Баба-Яга: Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относятся нарисованные вами картины? (к жанру пейзажа). Что означает слово «пейзаж»? (природа)
Воспитатель: Сколько удивительного в живой природе? Она похожа на нас, людей? Чем? (высказывания детей)
Действительно, у нее разное настроение: веселое, когда светит… ..(солнышко) ; грустное, когда идет… ( дождь) ; сердитое, когда воют …( вьюги ). Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах. Каких художников – пейзажистов вы знаете? Назовите их. Найдите их работы и соотнесите с портретами авторов.
Воспитатель: А вот на этих картинах изображено море. Кто скажет, как называют этот жанр пейзажа? (маринистика)
Баба-Яга: А что это за жанр – анималистический? (изображение животных). Вы любите животных? Любите наблюдать за их повадками, движениями, внешним видом? (ответы)
Воспитатель: Где можно увидеть разных представителей животного мира? (в зоопарке). Предлагаю создать «веселый зоопарк». Каждый станет художником-анималистом, я вам раздам листы бумаги, с нарисованными геом. Фигурами, линиями, а вы будете дорисовывать эти формы, чтобы получилось какое-либо животное.
Пришло время подводить итоги. (Ребенок получает чистый лист со своим именем. Из кармана выкладывает на него заработанные цветные карточки. Слышен плач Б-Я, она показывает поврежденные картины — в дороге они «рассыпались» на кусочки.)
Воспитатель: Успокойся, не плачь, милая Баба-Яга. Есть художники, которые по маленьким кусочкам терпеливо восстанавливают картины, т.е. реставрируют. Вот мы сейчас «вылечим заболевшие картины».
Проводится подсчет цветных карточек, записывается количество набранных очков.
Воспитатель: Вы все оказались знатоками изоискусства.
Баба-Яга: Художник – Тюбик передал медали для юных художников.(награждение).
Воспитатель: А что же делать цв. карточками?
Баба-Яга: (складывает в мешок): Кручу, верчу,
Источник
Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству + исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования — «граттаж + экспериментирование».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Дети оказались на аллее в осеннем парке, где они познакомились с новой техникой рисования « Гратаж». Детям была создана проблемная ситуация, как можно нарисовать на листьях покрытые черной краской, как и деревья в осеннем парке. И неизвестно, получится ли рисунок, нарисованный красками на таком листе? Было организована физминутка, Они четко произносили слова стихотворения и делали соответствующие движения.
Вместе с детьми рассмотрели осенние листья, уточнили форму цвет. Далее я предложила взять кисточки и рисовать ворсом кисти по бумаге. Что изменилось? (Ничего не изменилось). Ворс кисточки, какой? (мягкий, пушистый). Какая ручка у кисти (деревянная, твердая). И они снова увидели, как можно рисовать без красок и кисти. Проведите по бумаге обратной стороной кисти. Что у вас получилось? (остается след, появилось что-то разноцветное). Мы с вами не рисовали, а царапали поверхность бумаги, как кошки коготками. Это техника рисования называется красивым французским словом граттажа еще называется: цап-царапки. Детям было предложено взять силуэты деревьев и выбрать инструменты для работы. (Среди предложенных инструментов для рисования детям необходимо выбрать нужный инструмент для работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grattazh_1.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Машенька»
Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству + исследовательская деятельность в группе старшего дошкольного возраста
( от 5 до 6 лет) «Белочка»
Образовательная область «Познание», «Художественная творчество»
На тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования — «граттаж + экспериментирование».
Клапанюк Сильвия Павловна
Г. Сургут – 2015г.
Конспект: НОД по рисованию.
На тему: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования — «граттаж + экспериментирование».
Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.
- Образовательная: Познакомить детей с новым способом получения изображения — граттаж. Расширять познавательную и исследовательскую деятельность.
- Развивающая: Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника , развивать фантазию, творческое воображение, память, мышление.
- Воспитывающая: способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы, доставить детям радость.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей понятия: граттаж.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический.
Оборудование: мольберт, заостренные палочки по количеству детей, альбомный лист с готовой основой под граттаж, кисточки, лисья с ветками, молоко, пищевые красители, жидкое мыло, ватные палочки, две тарелки, волшебная коробка, музыкальный центр.
Беседа об осени, рассматривание иллюстраций « Золотая осень», чтение стихов, загадывание загадок об осени, наблюдения, экскурсия.
Звучит детская песня сл. Минкова М., муз. Энтина Ю. «Где водятся волшебники». Под музыку дети заходят в групповую комнату,
Воспитатель: ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)
А теперь возьмитесь все за руки:
С голубого ручейка,
А занятие начинается с улыбки. (Друг другу улыбаются)
Воспитатель. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие лучики доброты, что вокруг нас становится теплее и светлее.
Воспитатель: ребята, у меня для вас есть загадка, да необычная. Внимательно её послушайте… и потом, ответите мне, кто это?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
— А, как Вы догадались? (Ответы детей )
Осень для вас приготовила сюрприз! Красивая подарочная коробка. Интересно, что в ней?
-Вы можете назвать предмет или предметы, которые лежат в коробке? Почему? (нет, потому что она не прозрачная).
Воспитатель. А хотите узнать, что в коробке? Пока звучит музыка, передавайте коробку по кругу. Музыка прекращается и тот, у кого в руках коробка, развязывает бант и открывает коробку. Раз, два, три, музыка звучи. (Звучит музыка, начинается игра)
Воспитатель. Бант развязали, коробку открыли. Каждый из вас, по очереди, достает по одному предмету из коробки, и представляют, как можно использовать данный предмет. Например, вот так: это апельсин, из него можно приготовить фруктовый салат.
(Дети достают поочередно из коробки следующие предметы: бутылка с молоком, тарелка, красители, ватные палочки, жидкое мыло и называют его назначение).
Воспитатель. Это все обычные предметы, которые мы пользуемся каждый день. Интересно, что будет, если их использовать все одновременно. Помогите мне, пожалуйста.
Опыт. Наливаем молоко в тарелки. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком (детская исследовательская деятельность).
Что вы увидели? Как можно рисовать без кисти и красок, воды и бумаги? (Ответы детей)
Воспитатель. Оказывается можно рисовать не только красками и кистью на бумаге. Вокруг нас так много всего интересно. Пойдемте со мной, нас ждет еще много необычного и волшебного. (Дети с воспитателем перемещаются к демонстрационному мольберту, на котором представлена осенняя аллея парка)
Воспитатель. Вот мы с вами оказались в осеннем парке. Посмотрите на деревья. Что с ними произошло осенью? Как называется это явление? (Ответы детей, словарная работа: листопад)
Воспитатель. Хмуро и грустно от такой картины. Как же нам поступить? Как сделать осень нарядной, красочной? Вернуть радостное настроение? (Предположения детей)
Воспитатель. Возьмите на ладонь листок, который вы видите на ветке (на столе в вазе стоит ветка с разноцветными лентами, на конце которых висят осенние …….. листья). Рассмотрите его. Расскажите, какие листья, что вы видите (дети высказывают свои наблюдения)
Воспитатель. Подуйте на них, листья легко закружились в воздухе и исчезли. Перед вами на столе, лежат листья, покрытые черной краской, как и деревья в осеннем парке. И неизвестно, получится ли рисунок, нарисованный красками на таком листе? Проведите ворсом кисти по бумаге. Что изменилось? (Ничего не изменилось). Ворс кисточки, какой? (мягкий, пушистый). Какая ручка у кисти (деревянная, твердая) . Мы снова будем рисовать без красок и кисти. Проведите по бумаге обратной стороной кисти. Что у вас получилось? (остается след, появилось что-то разноцветное) .
Мы с вами не рисовали, а царапали поверхность бумаги, как кошки коготками. Это техника рисования называется красивым французским словом граттаж (словарная работа) а еще называется: цап-царапки.
-А чем же можно процарапывать? (Ответы детей) Для этого нужен заострённый предмет, это может быть: заострённая палочка, зубочистка. У меня есть волшебная, деревянная палочка.
Воспитатель. Это техника рисования поможет нам сегодня вернуть опавшие листья с деревьев нашего парка.
— Ребята, давайте представим, что мы с вами маленькие деревья
Ветер дует нам в лицо …. показываем как дует ветер
Закачалась деревцо….. как часики двигаются
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше… Дети поднимают руки верх
Воспитатель. Ребята куда смотрят ветки деревьев….(ответы), правильно, они поднимаются вверх, к солнцу.
А сейчас, возьмите силуэты деревьев и выберите инструменты для работы. (Среди предложенных инструментов для рисования детям необходимо выбрать нужный инструмент для работы) Выбрали. И вы как листочки тихо летите на свои рабочие места (дети размещаются в зоне для рисования) .
Воспитатель. Под правую руку кладем салфетку, возьмем палочку для процарапывания. Нажимая, с усилием на палочку, контурно наметим ветки, листья. Ветки деревьев прорисовывает от ствола дерева до края силуэта. Начинаем процарапывать, словно котята своими коготочками ( продуктивная детская деятельность) .
Воспитатель включает музыку, дети самостоятельно выполняют работу (процарапывают волшебные листочки).
(Во время работы , воспитатель следит за осанкой. Обращать внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность. Оказывает помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы).
Воспитатель. Получаются яркие цветные пятна. И на деревьях появляются разноцветные листья.
Воспитатель. После окончания работы складываем палочки для рисования в подстаканник, протираем руки влажной салфеткой. (выполнение культурно-гигиенических навыков)
Воспитатель. Приглашаю со своими работами в наш парк. Сажаем деревья на аллею. (Рассматриваются детские работы) У нас с вами получилась картина. Давайте придумаем ей название (дети придумывают название картины)
Воспитатель. Присаживайтесь на ковер и будем любоваться нашей картиной со стороны. (Педагог последовательно задает вопросы детям для рефлексии проведенной деятельности) Скажите, как можно рисовать без красок и кисти, воды и красок ?Расскажите, чем, вы рисовали? Как называется техника рисования, которую вы использовали сегодня? Чем она вам понравилась? Какое настроение мы пытались предать в своих рисунках? О чем вы думаете, когда смотрите на свои работы? Как хорошо и дружно мы поработали. Чтобы наша картина стала еще ярче и привлекательнее, предлагаю оживить ее, наполнив музыкой. Представьте, что вы в теплую осеннюю погоду прогуливаетесь в нашем осеннем парке. (Звучит музыкальное произведение)
Источник