- Сергей Андрияка
- Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств
- Композиция орнамента. Часть III. Стилизация рисунков с натуры (по материалам Мориса Вернея)
- Виды композиций в орнаменте
- Декоративное рисование на тему «Орнамент». Виды орнаментов, правила их композиции.
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Композиция орнамента по рисованию
Сергей Андрияка
Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств
Композиция орнамента. Часть III. Стилизация рисунков с натуры (по материалам Мориса Вернея)
Учебно-методическое пособие содержит уникальные сведения о многообразных способах компоновки орнамента, проиллюстрированных примерами их использования в различных отраслях декоративно-прикладного искусства. Автор текста, орнаментов и натурного материала к ним — классик искусства ар-нуво, французский художник Морис Пияр Верней (1869—1942). Текст посвященных вопросам композиции орнамента глав его книги «E´tude de la plante. Son application aux industries d’art» впервые переведен на русский язык. Текст и иллюстративный ряд книги адаптированы в целях создания максимально наглядного, логически выстроенного и простого для восприятия и освоения учебно-методического пособия по композиции орнамента.
Для педагогов и учащихся художественных учебных заведений, общеобразовательных школ, изостудий, художников, архитекторов, скульпторов, дизайнеров, историков искусства, всех интересующихся изобразительным искусством.
Композиция орнамента (по материалам текста и иллюстраций книги Мориса Пияра Вернея «E´tude de la plante. Son application aux industries d’art»). Часть III. Стилизация рисунков с натуры: Учебно-методическое пособие по композиции орнамента. Альбом /пер., авторская адаптация текста и иллюстративного ряда, комментарии к иллюстративному ряду — Д.В. Фомичева / Послесловие — С.Н. Андрияка. — М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств, 2017. — 76 с.: 112 цв. ил.
Статью находят по фразам:
Книга Композиция орнамента
Композиция орнамента часть 3
Композиция орнамента Часть 3 Стилизация рисунков с натуры
Книга Композиция орнамента Морис Верней
Источник
Виды композиций в орнаменте
Раппортная композиция (модульная).
Большинство орнаментов имеет модульную структуру. Это когда рисунок орнамента (раппорт, модуль) многократно повторяется. Например, лепесток цветка повторяется десятки раз в ленте орнамента. Такой орнамент называется модульным или раппортным. Кроме раппортной, есть и другие схемы построения орнаментов, например штучная замкнутая композиция.
Ленточный орнамент (ленточный раппорт).
Если раппорт повторяется в пределах полосы (ленты), то такой орнамент называется ленточный. Например, на плинтусах, багете для картин, украшениях в одежде, оформлении краев блюдца в сервизах и т. д.
Сетчатый орнамент (сетчатый раппорт).
Если модульный рисунок повторяется и по горизонтали и по вертикали, т. е. по всей плоскости, то такой орнамент называется сетчатым. Например, квадратик, повторяющийся слева направо и сверху вниз, может образовывать рисунок на фольге, в которую упаковывают шоколад. Или ткань с рисунком «в клеточку». Также, рисунок на обоях чаще всего имеет сетчатую структуру орнамента.
Центральный лучевой розетчатый орнамент (центральный лучевой розетчатый раппорт).
В такой композиции орнамента его элементы расположены вокруг центра, по окружности.
Штучная замкнутая композиция.
В замкнутой композиции повторение раппорта происходит не через равные, а через разные интервалы. Орнамент организован более сложно, чем простое повторение раппорта. Он ограничен рамками изделия, поэтому такая композиция называется замкнутой. Примерами этого могут служить ковры, платки т. п.
Использованная литература:
«Орнамент: учебное пособие», Л.В. Фокина,
Ростов на Дону, издательство «Феникс», 2006 г.
Источник
Декоративное рисование на тему «Орнамент». Виды орнаментов, правила их композиции.
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОРНАМЕНТЫ. ИХ ВИДЫ, ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования, МБУДО г. Иркутска ЦДТ
ПО ЭЛЕМЕНТАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ОРНАМЕНТЕ, ВЫДЕЛЯЮТ Геометрический орнамент Растительный орнамент Зооморфный орнамент Антропоморфный орнамент
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (КРУГИ, КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ, ПРЯМЫЕ, ЗИГЗАГООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ, ТОЧКИ…)
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ
ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЖИВОТНЫХ
АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЛЮДЕЙ
ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ УЗОРА В КРУГЕ Узор располагается на средних и диагональных линиях, в центре круга Основная часть узора в центре круга, а некоторые элементы по краям Узор располагается равномерно по краю круга, а середина остаётся пустой Узор равномерно располагается по кругу
УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА
УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА
УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ
УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ РАВНОМЕРНО ПО КРАЮ КРУГА, А СЕРЕДИНА ОСТАЁТСЯ ПУСТОЙ
ГЛАВНЫЙ УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ ПО КРАЮ КРУГА, А В СЕРЕДИНЕ — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
ГЛАВНЫЙ УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ ПО КРАЮ КРУГА, А В СЕРЕДИНЕ — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
УЗОР РАВНОМЕРНО ЗАПОЛНЯЕТ КРУГ
Презентация «Виды орнаментов, правила их композиции» является наглядным материалом к разделу «Декоративное рисование». Данная презентация может использоваться в беседе об орнаментах, сфере их применения, понятии о стилизации. Иллюстрирует такие виды орнаментов как геометрический, растительный, зоо- и антропоморфный и основные правила композиции.
Номер материала: ДБ-1383489
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Композиция орнамента по рисованию
Со времен своего возникновения и до нашего времени орнамент остается важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.
Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный
Характерной особенностью любого орнамента является его неразрывная связь с материалом, с общим направлением развития искусства в определенный промежуток времени . Его специфика выражается не только в единстве изображения с проектируемым изделием, его назначением, но и находит свое отображение в композиционном построении орнамента.
Рассуждая об основах орнаментации изделий декоративного искусства, вначале необходимо обращать внимание на эстетику изображения, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. сотроsitio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция — это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
Творческий метод создания орнаментальной композиции
Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими ( стилизация).
В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним.
Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти.
Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.
Если в станковой композиции обязательны четыре единства- места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции главными характерными чертами являются множественность места и перспективы;множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или условность освещения. Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).
В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.
Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаменталь-
ного мотива.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.
Центрический, или розеточный орнамент,
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.
Форма раппорта. Из вышесказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная — это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.
Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней — внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.
Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей
Графическое решение орнаментальной композиции В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;
пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;
линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.
Источник